Мастер-класс: Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами интеллектуальных игр
1) Система дополнительного образования детей имеет в своем арсенале многообразие средств и форм работы по выявлению и развитию детской одаренности. В последнее десятилетие особый приоритет среди школьников получили интеллектуальные игры. В отличие от предметных олимпиад, научных конференций, разнообразных факультативов, игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют не только младшие школьники, но и старшеклассники.
Я предлагаю вам поучаствовать в мастер-классе на тему «Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами интеллектуальных игр»
(слайд№2)
С незапамятных времен игры являлись неотъемлемой частью воспитательного процесса. Трудно переоценить их социальное значение. Английский этнограф, Бернет Тайлор в книге «Первобытная культура» обозначил игру следующим образом : « ...Многие из них (игр) суть не что иное как подражание серьезным занятиям жизни». Любой психолог подтвердит: знания , полученные в игре -самые прочные.
Слайд №3
По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. ШАТАЛИНА «Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться». В процессе обучения происходит воспитание познавательных интересов и потребностей, формирование мотивационной среды и системы познавательных ценностей, что несомненно способствует развитию детской одаренности.
Вообще игра очень широкое понятие, одной из составляющих которого является интеллектуальные игры. (слайд №4) По определению СИ. Ожегова, интеллект-«мыслительная способность, умственное начало у человека». И если учесть , что игра развивает и воспитывает определенные качества, то интеллектуальная игра будет являться наиболее эффективным средством пополнения знаний, расширения кругозора, развития познавательного интереса.
Познавательный интерес это увлеченность человека, потребность к углубленному и творческому применению знаний. Если этот интерес есть у школьника, то он учится не ради оценок или похвал, наград и поощрений, а потому, что он увлечен учебой, стремится к совершенствованию своей личности и просто не может поступать по-другому. Но глубокий интерес возникает и развивается не сразу.
В настоящее время, интеллектуальные игры стали пользоваться большой популярностью. Они широко вошли в практику работы школ, библиотек, учреждений культуры, клубов по работе с молодежью. Телевидение успешно разнообразит передачи интеллектуальных состязаний, и они, как правило, имеют высокий рейтинг.
-Какие интеллектуальные игры знакомы вам?
( «Что? Где? Когда?», Кто хочет стать миллионером, «Своя игра», «Сокровища нации», «Сто к одному» , «Поле чудес» и т.д.)
Интеллектуальные игры предполагают индивидуальное или ( чаще ) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.
(слайд №5)
Цель мастер-класса: показать возможность использования интеллектуальных игр для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках через сотворчество друг с другом и педагогом.
Сейчас мы с Вам будем играть, причем играть в «умные» игры.
(слайд №6)
Музыкальная заставка
Вы уже условно разделены на команды. Осталось только озвучить названия. Игра у нас будет коллективная . Исполнение почетной роли жюри предоставляется...
Задача жюри оценивать правильность выполнения задания, подсчитывать баллы каждой команды и определить победителя.
Условия игры: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
(слайд №7)Традиционно интеллектуальные игры проводятся в форме вопросов на логическое или ассоциативное мышление или на конкретные знания.
(слайд№8)Я предлагаю вам нетрадиционные игры: игры со словами.
РАЗМИНКА
Проведем небольшую разминку без оценки. Отнесемся с юмором к заданиям. Вам, дорогие игроки, необходимо определить слово по его юмористическому значению:
Окосевший пассажир- заяц
Электровеник- пылесос
Любимый праздник котов- масленица
4. Обрусевшие спагетти- макароны
5. Город, где живут самые дружелюбные волки-Тамбов
6. Волчья профессия- санитар
7. Вторая часть коки-кола
8. Горный свистун- рак
9. Соратник пряника- кнут
10. Болезнь с пятачком - свинка
А теперь каждая команда начнет зарабатывать баллы и идти к победе.
2. «МЕТАГРАММЫ» слайд №9
Задание: изменяя всего одну букву в слове получить новое слово. Для вас - табличка с подсказками.
мяч
Спортивный снаряд
Холодное оружие
Без этого не обойтись в школе
Гидротехническое сооружение
Мяч в ворота
(Коллективное выполнение задания на карточках)
Сдадим ответы в жюри и проверим правильность выполнения задания
слайд№10
3. «ОМОНИМЫ» слайд№11
Суть игры в том, что, изменяя всего одну букву в слове можно получить новое слово.
В русском языке довольно много слов -омонимов (одинаково звучащих и пишущихся, но различных по смыслу).
Ваша задача: подобрать слово- омоним, подходящее каждому слову из правого и левого столбиков. слайд №12
Например: какое слово подходит к словам артиллерия и отопление.
Ответ: батарея.
Бог-Амур-Река
(Коллективное выполнение задания на карточках)
Сдадим ответы в жюри и проверим правильность выполнения задания. (слайд №13)
ПЕРЕВЕРТЫШИ слайд №14
Суть этой веселой игры заключается в том, что каждое слово какой-нибудь фразы заменяется антонимом. Подобрать антоним к каждому слову не всегда просто. На помощь позовем чувство юмора.
слайд№15
Пример: 10,9,8,7,6 зашел волк домой.
1,2.3,4,5 вышел зайчик погулять.
(Коллективное выполнение задания на карточках)
Лежит козел не двигаясь, не дышит, но лежит.
Безделье мастера пугает.
Дылда-дочь от мамы смылась.
Мужик на лыжах- оленю тяжко
Не дремлют отдохнувшие орудия производства.
Сдадим ответы в жюри и проверим правильность выполнения задания
Лежит козел не двигаясь, не дышит, но лежит.
Идет бычок качается, вздыхает на ходу.
Безделье мастера пугает.
Работа дураков любит.
Дылда-дочь от мамы смылась.
Крошка-сын к отцу пришел
Мужик на лыжах- оленю тяжко
Баба с возу- кобыле легче.
Не дремлют отдохнувшие орудия производства.
Спят усталые игрушки.
ШАРОИДЫ. слайд№16
Сейчас мы с вами будем расшифровывать шароиды. Принцип очень прост: в каждом длинном слове можно найти два, три коротких. Вам необходимо разгадать зашифрованное слово. В левой части шифровки-определения коротких слов, в правой- определение главного слова, того, что и будет ответом.
Примеры:
Раздражаю кожу, местоимение, или рыбье платье.
Ответ: чешу + я чешуя
Плохая отметка низкоголосого певца или один из любимых продуктов кота Матроскина
Ответ: Кол-баса
(Коллективное выполнение задания на карточках)
Заполните карточки с заданием и сдайте их в жюри.
Задание:
шароиды
ответ
Усатое млекопитающее теплого времени года, или зажаренный кусок мяса.
Признание в небольшом росте, или полуостров на севере России.
Свежий бублик или источник яиц.
Проверим правильность ваших ответов ( слайд №16)
ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
“Уважаемые знатоки! Я хочу рассказать одну старинную историю. В шляпную лавку вошёл господин средних лет и объявил, что желает купить шляпу за 30 рублей. Свою покупку он оплатил 100-рублёвой банкнотой. У хозяина лавки не было сдачи, он послал приказчика в соседний магазин разменять банкноту. Когда приказчик вернулся, покупателю была выдана понравившаяся ему шляпа, семьдесят рублей сдачи, и он удалился. Примерно через час прибежал хозяин соседнего магазина, сообщил, что 100-рублёвая банкнота оказалась фальшивой и потребовал взять её назад. Ничего не оставалось, как выплатить соседу 100 рублей настоящих денег. Вечером опечаленный хозяин лавки сел подсчитывать убытки. Помогите ему, уважаемые знатоки, и скажите: сколько всего рублей он потерял в этот день?”
ответ: 200 рублей: он потерял шляпу за 30 рублей , сдачу 70 рублей, 100 рублей вернул хозяину соседнего магазина.
ВОПРОС НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
В 1966 году в Германии начали выпускать стиральную машину. Она была компактная, недорогая, с функцией нагрева и таймером и верхней загрузкой. Эта заурядная машина полюбилась немцам, особенно работникам кафе. Внимание, вопрос! Какое применение нашли для этой стиральной машины?
ответ: варить сосиски
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Ну вот и все. Игра закончилась. Пока жюри подводит итоги, мы подведем итог этого небольшого занятия по дисциплине «Интеллектуальная игра». Отрадно, что все присутствующие взрослые участвовали в выполнении задания, все молодцы.
На базе МБУДО «ЦДО«Радуга» с 2003 года существует Клуб знатоков «Что? Где? Когда?», с 2009 года реализуется дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая программа »Интеллектуальные игры». Программа успешно апробирована.
Диагностика формирующихся в процессе интеллектуальных игр и подготовки к ним новых возможностей и способностей детей выявила качественные изменения в интеллектуальном потенциале школьников. Психологическое тестирование, наблюдение за поведением детей во время интеллектуальных турниров и занятий, неформальные беседы с участниками игр во время тренировочных занятий, анкетирование педагогов- руководителей школьных команд с целью выявления профессиональной оценки влияния интеллектуальной игровой деятельности на развитие познавательных способностей детей позволяют увидеть результаты работы. За годы участия в интеллектуальных играх команды-участницы не выразили желания прекратить эту деятельность, изменить условия и формы встреч. Руководители команд отмечают качественные изменения ребят, участвующих в играх и приветствуют их интерес к интеллектуальной деятельности, отмечая заметный рост познавательной активности, который проявляется в участии детей в предметных олимпиадах (90%) , интеллектуальных марафонах (100%) , научно-исследовательской деятельности (36 %)
Познавательная активность возрастает год от года, утверждается позиция в коллективе, расширяются мыслительные способности и перед ребятами открываются горизонты собственных возможностей.
В Клубе знатоков «Что? Где? Когда?» ежемесячно проводятся интеллектуальные турниры с участием обучающихся среднего и старшего школьного возраста. За последние годы увеличилось количество команд -участниц интеллектуальных турниров. Первоначально принимали участие всего 4 команды.
В 2016-2017 учебном году открыли сезон игр 11 команд старшего и 9 команд среднего школьного возраста.
Поскольку интерес к данному виду деятельности у ребят очевиден, необходимо и возможно использовать различные виды и формы интеллектуальных игр на уроках по любой дисциплине (с учетом подбора материала) как в дополнительном образовании так и в общеобразовательной школе.
И на прощанье давайте узнаем, какая же команда стала победителем. Слово жюри. ( Награждение)
Спасибо всем!
15