ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
М.Ю. Махотина, МБОУ СОШ №98 городского округа город Воронеж .
Подбирая игровой материал к уроку, нужно руководствоваться содержанием программы и учитывать построение системы по формированию учебно-познавательного интереса. Выделяют следующие принципы построения: дидактический, психологический и общественно-нравственного [1].
Дидактический принцип требует опоры на логику самого предмета, программу и учебный план. Большинство дидактических игр и занимательного материала решают задачи пополнения, закрепления или систематизации знаний, полученных в процессе прямого обучения, поэтому учителю нужно учитывать, пройдет ли по программе учебный материал, какова степень его усвоения. Дело в том, что играющие должны уметь оперировать полученными знаниями, иначе игру или упражнение придется прерывать для объяснения и поправок, а это разрушает ее.
Психологический принцип построения системы занимательного материала предполагает, чтобы при их выборе учитывать возрастные возможности и интересы детей. Замечено, что слишком простые упражнения, как и слишком трудные, не вызывают у играющих интереса, следовательно, весь дидактический материал должен подбираться с учетом степени сложности и уровню психологического развития детей.
В соответствии с общественно-нравственными принципами занимательный материал строится так, чтобы у детей формировались общественные качества. На занятиях сначала используются игры, в которых ребенок действует в одиночку, затем игры, которые помогают выработать умение включаться в действие для совместного решения дидактической задачи группы детей (от 4-5 человек до 12).
При этом учитель должен обращать внимание на воспитание у детей чувства ответственности за свои действия перед коллективом играющих.
По мере усвоения программного материала дидактический материал можно усложнять. Учитель и сам может усложнить игру, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив темы, заменив наглядный материал игры на словесный, введя соревнования по рядам и т.д.На одном уроке в зависимости от его содержания и обучающих задач поможет быть проведена одна или несколько дидактических игр. Длительность развивающих упражнений различна: от 3-5 минут до 15 минут.
Дидактическая игра требует от детей значительного напряжения внимания, памяти, поэтому при ее проведении учитель должен наблюдать за играющими и при проявлении у детей первых признаков утомления (или сильного возбуждения закончить игру).
К проведению занимательного и дидактического материала нужно готовить различные игровые атрибуты или игровое оборудование. Игровыми атрибутами могут служить цифры, наборное полотно, карточки, наборы картинок (предметных или сюжетных) игрушки, песочные часы, колокольчик, вымпел или флажок для выделения коллективного победителя, фишки. Часть материалов игрового оборудования заготавливаются заранее самими детьми или учителем.
Так, например, необходимо заготовить фишки (или жетоны), которыми отмечаются правильные действия ребенка в игре или ими награждается победитель в индивидуальном соревновании. Жетоны или фишки может быть произвольной формы и окраски: картонные, деревянные или металлические кружочки любого цвета [4].
В тех дидактических играх, где обучающую задачу выполняет один ребенок, остальные дети вовлекаются в коллективное игровое действие при помощи ракеток. В этом случае дети выполняют роль “судей” и сигнализируют, скажем, белом цветом согласен с ответом, зеленым – несогласие. В других играх ракетками дети показывают черный цвет (четные числа) и красный цвет (нечетные числа).
Оживление игровому действию придают песочные часы. Видя, как убывает песок, участники игры стараются уложиться в более короткие сроки, быстрее выполнить поставленную задачу.
Необходимо продумать форму организации детей в процессе игры, обеспечив активность каждого участника.
В ряде игр за правильное решение играющий берет себе фишку, за неправильный – откладывает ее; выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
Объявление название игры должно создать у детей игровое настроение. Это достигается предложением поиграть или сюрпризным моментом.
Учитель говорит загадочными интонациями, понижает или усиливает голос. Иногда объявить игру можно от имени сказочного героя. Педагог должен ненавязчиво предлагать игру, создавать атмосферу непринужденности. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка играть – его нужно заинтересовать.
По окончании игры педагог должен обязательно поощрить его отказываться от игры и дети, которые испытывают затруднения в обучении. Им нужно незаметно прийти на помощь.
Успех игры во многом зависит от четкого объяснения правил. Вначале целесообразно разъяснить детям игровое задание, а потом способ его выполнения.
Учитель должен показать образец действия. Иногда это может сделать кто-либо из детей. На ведущую роль в первый раз следует назначить заранее подготовленного ребенка.
Нецелесообразно исключить из того, кто ошибся, поскольку он лишается возможности упражняться в совершаемых действиях.
По окончании игры педагог подводит итог, определяет вместе с детьми победителя, указывает на допущенные ошибки, высказывает уверенность в том, что потерпевшие неудачу смогут в следующий раз выиграть, если будут более внимательными, ловкими, находчивыми, своевременно придут на помощь товарищу [3].
Литература
Пилипчук Л.В. Учимся и играем // Начальная школа. – 2005. - №10.– с.84.
Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие (А.В. Алексеева, Е.Л. Бокуть, Т.Н. Сиделева и др. – М: ЦГЛ, 2003.Пуйман С.А. Педагогика. – Минск, 2002.
Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. – М., 2005.
Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. – М., 1976.