Презентация по работе с родителями на тему Развитие интереса к художественной литературе у детей младшего дошкольного возраста
«Удивительное искусство – детская книжка!»МДОУ МДС «Рябинка»с. ВысокиничиКалужская область Младший дошкольный возраст
Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа — это, прежде всего книга. Воспитание— прежде всего слова, книга, живые человеческие отношения. Книга — это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека. «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития, это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (В.А. Сухомлинский)
Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослых доступны ее вершины. (Лев Токмаков, нар. худож. России)Книга — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций. Книга - источник обогащения всех сторон речи ребенка.
Причины:В детском саду мало уделяется времени чтению художественной литературы.Недостаточный уровень знаний у воспитателя, нет специально отведённого места для слушания, мало программных книг с иллюстрациями. Непонимание родителями значения и особенностей чтения книг с ребёнком младшего дошкольного возраста.Интерес к чтению подменяется стихийным просмотром телевизионных программ и компьютерными играми.
В младшем дошкольном возрасте начинает складываться первичный круг детского чтения. Главная задача - воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать. Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.Главная задача Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.Ребёнок 3-4 лет может
В 3-4 года проходит отделение ребёнка от взрослого. Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может.Главным средством общения со взрослыми и сверстниками становится речь.В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.Особенности развития речи: С помощью взрослых ребенок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе со взрослым рассматривает иллюстрации. С помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т.е. соотносит картинку и прочитанный текст.Всему своё время
Речь - главное средство общения: Начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая отдель-ные слова, фразы. Уже запоминает простые рифму-ющиеся строки в небольших стихот-ворениях.Не нужно читать сказки одну за другой, стремясь прочесть как можно больше, и чаще всего идите навстре-чу желанию и потребности малыша: перечитывать многократно уже зна-комую сказку.Словарь младшего дошкольника состоит, в основном, из слов, обо-значающих предметы обихода, иг-рушки, близких ему людей.Девочки по всем показателям раз-вития превосходят мальчиков: арти-куляция речи, словарный запас, бег-лость речи, понимание прочитанно-го, запоминание увиденного и ус-лышанного.
Литературное развитие детейЧтение взрослого, для ребенка младшего возраста предпочтительным будет утрированно выразительное рассказывание, при котором взрослый голосом «рисует» образы и картины происходящего. Инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассказывании. Беседа после чтения помогает детям глубже воспринять произведение. Рассматривание иллюстраций. Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета.Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания взрослым литературных текстов) стимулируют творческие способности детей, привлекают их и дают возможность «выплеснуть» эмоции от услышанного. Участие в постановках мини-спектаклей по знакомым народным сказкам для взрослых зрителей (родителей). Вечера литературных развлечений. Их темы должны быть близки личному и литературному опыту детей, давать возможность детям проявить свою «начитанность», подвигаться, посмеяться, действительно «развлечься», но и закрепить знания художественных произведений.
Полюбуйтесь-ка, игрушки!Я, как мама, не люблюВ доме беспорядка.Одеяло расстелюРовненько да гладко.На пуховые подушкиЯ накину кисею.Полюбуйтесь-ка, игрушки,На работу на мою!Приходите, поглядите!Метлу взялаИ двор подмела.Всюду нос метла совала,Но и я не отставала —От сарая до крыльцаПодметала без конца.Приходите, поглядите,Хоть сориночку найдите!Книга - источник обогащения всех сторон речи ребенка.Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты. Сопровождают наблюдения за явлениями живой и неживой природы. Кроме этого, каждый день необходимо организовывать и специальную ситуацию по ознакомлению детей с фольклорным литературным текстом.
Русское народное творчество Малые формы фольклора. «Ой, ду- ду...», «Привяжу Я козлика...», «Как у нашего кота...», «Котик серенький...», «Киска, киска...», «Пошел котик на торжок...», «Кисонька-Мурысенька...», «Сорока- белобока», «Идет коза рогатая...», «Ладушки», «Водичка-водичка...», «Наша Маша», «Заинька», «Волк-волчок шерстяной бочок...», «Гуси вы, гуси...», «Как без дудки, без дуды...», «Петушок», «Уж ты, радуга дуга» . Сказки. «Волк И семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Лиса И журавль», «Маша И медведь», «Петушок И бобовое зернышко», «Снегурушка и лиса». Фольклор народов мира Малые формы фольклора. «Горкой, горкой...» (белорус.), «Едем, дем на лошадке» (швед.), «Ласковые песенки» (азерб.), «Ой, в зеленом бору...» (укр.), «Ой, как весело» (зст.), «Соловей-соловушка» (лат.), «Где ночует солнце?» (арм.), «Заяц», «Палочка» (кабард.-балк.), «Козленок; (тадж.), «Люли, люли, моя крошка» (лит.), «Перчатки», «Храбрецы», «Курица» (англ.), «Дедушка Рох», «Топ, топ» (пол.), «Дождь, дождь», «Ручки, спляшите», «Рыбки» (фр.).
Произведения современной русской и зарубежной литературы Я. Аким «Откуда», «Елка наряжается»; З. Александрова «Мой мишка», «Мишка», «Большая ложка»; А. Барто «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Девочка-ревушка», «Машенька», «Девочка чумазая», «Вот С насиженной. гнилушки...», «Ути-ути», «У Кирюши петушок»; В. Берестов «Мишка, мишка, лежебока», «Искалочка», «Больная кукла», «Про машину», «Снегопад»; Е. Благинина «С добрым утром», «Аленушка», «Дождик», «Вот какая мама», «Улетают, улетели...», «Мы пускаем пузырю»; А. Введенский «Мышка», «Кто», «Черный кот», «На лыжах»; Л. Квитко «В садочке»; М. Клокова «Воробей с березы...», «Мой конь»; с. Маршак «Детки В клетке», «Сказка О глупом мышонке», «Усатый- полосатый», «Мяч», «Дремота и зевота», «Сказка об умном мышонке»,, «Кто колечко найдет»; Ю. Мориц «Страшилище», «Цветок», «Очень задумчивый день», «Ручеек», «Ежик резиновый»; Н Павлова «Щепочка и камешек», «Чьи башмачки»; В. Сутеев «Цыпленок и утенок», «Три котенка», «Кто сказал мяу?»; Я. Тайц «Кубик на кубик», «Ага»; И. Токмакова «Как на горкe снег, снег...», «Глубо коли, мелко», «На машине ехали», «Где спит рыбка?», «Как на горке...»
С. Федорченко «Мышка девочки боится, как увидит - убежит...»; Д Хармс «Веселые чижи», «Веселый старичок», «Удивительная кошка», «Кораблик», «Таксик и бульдог», «Кошки»; В. Хорол «Зайчик»; Е. Чарушин «Кошка», «Курочка», «Как Томка научился плавать», «Что за зверь», «Томкины сны», «Волчишко», «Никита-охотник»; К. Чуковский «Цыпленок», «Свинки», «Поросенок», «Айболит», «Ежики смеются», «Елка», «Краденое солнце», «Мойдодыр»; А. Шабад «Лесенка»; Л. Берг «Рыбка» (англ.);,Д Биссет «Га-га-га» (англ.); А:Босев «Трое» (болг.); Ф. Грубuн «Очки» (чеш.); у Дисней «Приключения маленького щенка» (амер.); Н. Забила «Ясочкин садик; (укр.); С. Капутикян «Маша обедает», «Кто скорее допьет» (арм.); М. Карем «Мой кот», «Цыпленок», «Серое и белое», «Зайчонок отправился в город» (фр.); Л. Квитко «Бабушкины руки», «Кисонька» (евр.); Ф. Мугур «Рило-Иепурило и Жучок с золотыми крылышками» (рум.)
Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать художественный текст. С удовольствием возвращается к прочитанному, сам просит взрослого прочесть стихи, сказку. Знает содержание прослушанных произведений, узнает их по иллюстрациям и обложкам знакомых книг. Активно содействует и сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного. Выслушивает произведение до конца, легко включается в процесс восприятия, охотно обсуждает произведение, отвечает на вопросы по содержанию (о героях, его действиях и элементарных мотивах поступков, последовательности событий и их взаимосвязях). С удовольствием читает стихи, рассказывает потешки, пересказывает короткие сказки. Активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятельности, основанных на литературном тексте: рисует иллюстрации, участвует в словесных играх на звукоподражание, «Доскажи словечко», в простых театрализованных играх.Что нас радует?
Книга — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций.
Сказки введут ребёнка в необыкновенный мир, где звери разговаривают, думают и поступают как люди. И ваш ребёнок будет учиться добрым поступкам. Очень точно выразил значение сказки в жизни маленького человека С. Маршак: «Сказка – это концентрат разных витаминов – вроде молока для маленьких. В ней есть все элементы питания. Она учит говорить, мыслить, чувствовать».
Анкета для родителей «Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге» Есть ли у Вас дома детская библиотека? (Да, нет.) В вашей детской библиотечке преобладают познавательные книги, сказки, стихи? ( нужное подчеркнуть) Часто ли Вы покупаете ребёнку книги? (часто, редко) Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребёнку (нужное отметьте): - просматриваю содержание; - учитываю возраст ребёнка; - выбираю книгу по иллюстрациям; - покупаю рекламируемые книги; - покупаю только те книги, которые рекомендуют в ДОУ; - покупаю случайно. Как часто Вы читаете ребёнку книги: - ежедневно перед сном; - два — три раза в неделю; - один раз в месяц. По чьей инициативе Вы читаете книги? - по просьбе ребёнка; - по своей инициативе. Как Вы узнаёте, внимательно ли слушал ребёнок художественное произведение: - спрашиваю, что нового он узнал из прочитанной книги; - обсуждаю поступки героев; - предлагаю пересказать содержание. Есть ли у ребёнка любимые художественные произведения? (Да, нет, затрудняюсь ответить.) Есть ли у ребёнка любимые поэты и писатели? (Да, нет, затрудняюсь ответить.) 10. Знаете ли вы, на каких сказочных героев хотел бы быть похожим ваш ребёнок? (Да, нет.) 11. Рассказывает ли Ваш ребёнок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? (Да, нет.) 12. Какова, по Вашему мнению, роль книги в развитии ребёнка? (Напишите.)
Три года – возраст почемучек – оптимальное время покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15 процентов, иначе книга может показаться ребёнку скучной. Читая вместе с вами. Малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.
Благодаря книге перед ребёнком открывается целый мир, о котором он ещё почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему, возможно, даже не придётся никогда увидеть.Часто хорошая книга позволяет родителям объяснить ребёнку те вещи, которые сами они не смогли бы точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры исподволь помогают ребёнку усвоить те правила, которые он не мог или не хотел воспринять из родительских уст.«Время читать всей семьёй»
Ребёнок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. «Время читать всей семьёй»Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы приобщения детей к чтению – всё это во власти взрос-лого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Ребёнку всегда нужна ваша любовь, ваше внимание. Уделяйте малышу время каждый день, даже если вы заняты: обнимите его покрепче, прочитайтерассказ, стихотворение или расскажите сказку, спойте колыбельную. Главное
В презентации использованы: ресурсы ИнтернетКартинки: полное собрание высококачественных цветных изображений.Презентацию подготовила:Хаджиогло Ольга Александровна,воспитатель 2-0й младшей группы МДОУ «МДС «Рябинка» с. Высокиничи, Калужская обл. Спасибо за внимание!