Использование тренажеров на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста

Использование тренажеров на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста

Люлечева Ирина Эдуардовна – воспитатель, инструктор по физической культуре
ГБОУ «Гимназия № 1507» ОДШО № 791 (из опыта работы)

Двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Для обеспечения детей оптимальным уровнем двигательной активности в условиях детского сада и семьи большое значение имеет подбор физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Повышению двигательной активности способствует и использование тренажеров.
Методика использование тренажеров разного вида во время занятий по физической культуре для детей 5-7 лет направлена на развитие их функциональных возможностей и двигательной активности.
Основными критериями для проведения занятий на тренажерах являются:
Определение оптимального объема физической нагрузки для детей 5-7 лет.
Индивидуально-дифференцированный подход к детям, осуществляемый с учетом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности и двигательной активности, уровня функциональных резервов.
Рациональное размещение тренажеров сложного устройства, чтобы чередовалась нагрузка на разные группы мышц.
Использование разных видов и форм двигательной активности, направленных на развитие интереса детей.
Объем физической нагрузки должен быть адекватен возрастным и индивидуальным возможностям детей. Постепенное увеличение физической нагрузки, чередование с отдыхом.
Активизация познавательной и двигательной деятельности детей (создание поисковых ситуаций, самостоятельный выбор способа выполнения действий, находчивость, решительность детей).
Создание вариативности педагогических условий (внесение нового тренажера, усложнение, изменение содержания заданий и т.д.).

Методика использования тренажеров направлена на решение комплекса оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Оздоровительные.
Тренировка всех систем и функций организма.
Укрепление разных групп мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног.
Укрепление связочно-суставного аппарата, в результате чего улучшается гибкость позвоночника, развивается грудная клетка, совершенствуется осанка.
Развитие общей выносливости организма.
Целенаправленное развитие физических качеств и двигательных способностей детей.
Удовлетворение естественной потребности ребенка в разных формах двигательной активности.

Образовательные.
Дети знакомятся с названием и назначением тренажера, способом использования, разными вариантами использования, приемами страховки.
Воспитательные.
Повышение эмоционального тонуса детей.
Развитие любознательности, творческого воображения.
Воспитание умения бережно обращаться с пособиями.
Воспитание самостоятельности, настойчивости, целеустремленности.

Виды тренажеров.
Тренажеры делятся на тренажеры простейшего типа и сложного устройства.

Назначения тренажеров
С массажными мячами, гантелями, роликами гимнастическими можно выполнять разные общеразвивающие упражнения, разминку, игровые упражнения.
Очень полезно для позвоночника, осанки упражнения на больших гимнастических мячах. Они интересны детям, хорошо использовать в эстафетах.
Плечевой эспандер укрепляет мышцы рук, спины.
Кистевой эспандер развивает и укрепляет мелкие мышцы кисти.
Для предотвращения нарушений осанки требуется, прежде всего, укреплять мышечный корсет позвоночника, то есть мышцы спины, груди и плечевого пояса. Этому служат тренажеры Тяга верхняя, Тяга нижняя.
Тренажер Жим ногами укрепляет мышцы ног, способствует общему физическому развитию, повышению силовой выносливости и подготавливает ребенка к эффективной работе на кардиотренажерах (Велотренажер и Беговая дорожка). Особенно полезен Жим ногами детям с избыточным весом, позволяет тренировать мышцы ног без риска перегрузить позвоночник осевой нагрузкой, снижает нагрузку на суставы.
Велотренажер служит для укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет мышцы живота и ног.
Беговая дорожка помимо укрепления сердечно-сосудистой и дыхательных систем развивает координацию движений при беге и ходьбе, укрепляет стопы.

Тренажеры можно использовать:
На занятиях по физической культуре
Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна
Досуги, праздники
Самостоятельная деятельность детей

Содержание занятий.
К занятиям допускаются практически все дети.
Абсолютными противопоказаниями являются:
Хронические заболевания почек, органов дыхания
Пороки сердца, значительная близорукость.
Детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата необходимы индивидуальные рекомендации врача.
Тренажеры простейшего типа включаем регулярно в занятия по физической культуре и занятия по ЛФК. (1 тренажер каждые 3-4 месяца) Планируем 7-10 упражнений из разных и.п. Каждое упражнение повторяется 4-7 раз в зависимости от его сложности и подготовленности детей. При выполнении комплекса упражнений с тренажерами особое внимание следует обращать на осанку и дыхание детей, сочетая вдох и выдох с определенными моментами движения.
Занятия на тренажерах сложного устройства проводим 3-4 раза в месяц и ЛФК 3-4 р. месяц. Для занятий на тренажерах сложного устройства мы распределяем детей на две подгруппы, учитывая:
- состояние здоровья;
- уровень физической подготовленности;
- уровень двигательной активности (ДА).
Для выполнения упражнений на тренажерах необходимы специальные подготовительные упражнения. Можно использовать в разминке элементы музыкально-ритмические гимнастики, упражнения с массажными мячами, массажными ковриками. Разминка длится 3-5 минут. Перед занятиями на велотренажерах, беговой дорожке желательно провести ходьбу на носках, пятках, внешней стороне стопы, приседание на носках и полной ступне, медленный бег на месте, что подготовит мышцы и связки нижних конечностей к беговым нагрузкам и ходьбе.
Далее дети делятся на подгруппы. Первая подгруппа переходит в тренажерный зал, а вторая остается в зале с воспитателем, где дети отрабатывают разученные упражнений с мячами и другими пособиями, играют в дифференцированные игры.
Дети заходят в тренажерный зал по тактильной дорожке и подходят к тренажерам. Затем занятие идет методом «круговой тренировки». Дети могут сами выбирать нагрузку на велотренажере, следить за скоростью и количеством повторений. Отмечают лучшие результаты.
В процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за самочувствием детей, не допускать перегрузку. Начинаем с 30 секунд на одном тренажере, постепенно можно довести до 2-х минут. Дети сами останавливаются, если устают. Воспитатель следит за внешними признаками утомления (учащение дыхания, покраснение лица, потливость) и останавливает ребенка. Через каждую минуту работы на одном тренажере детям предлагается отдых в течение 30-40 сек. Во время отдыха дети выполняют различные упражнения на дыхание, расслабление мышц. Делают самомассаж с использование маленьких массажных мячей или других массажеров. Затем подгруппы детей меняются. В конце занятия проводится игра малой подвижности и упражнения на дыхание. Общая продолжительность занятий на тренажерах сложного устройства 15-20 минут.
Регулярно осуществляется медико-педагогический контроль:
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
Наблюдение и оценка физической нагрузки на организм ребенка (ЧСС, МП).
Анализ физкультурного занятия.
Все дети с большим желанием идут в тренажерный зал.
Мы придумываем разные сюжетные занятия, игровые приемы. Недавно сделали «Тропу здоровья», которая помогает в начале посещений тренажерного зала и вызывает новый интерес у детей.
Методика М.А.Руновой, которую мы используем на занятиях, значительно увеличивает выносливость всего организма, двигательную активность детей, улучшает мышечный тонус ребенка.
Исходя из вышесказанного, рекомендую использовать тренажеры на занятиях и в самостоятельной двигательной деятельности.







15