Практические задания и упражнения для воспитанников предлагаются при ознакомлении с миром профессий
Предлагаются практические задания и упражнения для воспитанников специальной (коррекционной) школы-интернат VIIIвида в возрасте 9-10лет при ознакомлении с миром профессий, которые можно использовать на самоподготовке, во время индивидуальной работы, на физкультурной минутке, при оформлении рисунков по теме «Кем я хочу быть», во время игр с мячом, при тестировании. Данные упражнения помогут развивать память, мышление, речь.
Практические задания и упражнения для воспитанников предлагаются
при ознакомлении с миром профессий
Обратившись к толковому словарю раскроем смысл этого слова.
Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
Артикуляционная гимнастика
1. Умей четко и правильно называть некоторые профессии людей и знать, что они делают (глаголы):
Повар – готовит пищу;
Врач – лечит людей;
Почтальон – разносит письма, газеты;
Портниха – шьет одежду;
Парикмахер – стрижет, укладывает волосы;
Продавец – продает товары;
Учитель – учит детей;
Библиотекарь – выдает книги;
Строитель – строит дома;
Маляр – красит стены;
Шофер – водит машину.
2. Знать, что люди всех профессий бывают (прилагательные):
трудолюбивые, честные, добросовестные, исполнительные, чуткие, внимательные, дружные, ответственные, доброжелательные, заботливые, самостоятельные, уважаемые, почетные, заслуженные……3. Знать, кому, что нужно для работы (существительные):
Повару – нож, ложка, кастрюля, мясорубка;
Портнихе – швейная машинка, ножницы, иголка, сантиметр;
Парикмахеру – ножницы, расческа, машинка;
Продавцу – весы, гири;
Библиотекарю – книги;
Художнику – кисть, краски;
Столяру – пила, рубанок, молоток.
Стихотворение ДЖ. Родари «Чем пахнут ремесла»
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идешь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофера пахнет бензином.
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только безделье не пахнет никак.
Сколько ни душится лодырь богатый, -
Очень неважно он пахнет, ребята!
Физминутки:
1. Предлагаю немного отдохнуть. Под мелодию мы с вами как актеры будем изображать людей разных профессий: дети имитируют движения
- водителя,
- лесоруба,
- художника,
- балерины,
- дворника,
- дровосека и т д.
2. Игра «Кому принадлежит фраза?»
Вы будете отвечать, человек какой профессии мог сказать данную фразу.
- Как вас подстричь? А челку покороче? (парикмахер)
- Дети, здравствуйте, откройте учебник на странице 33 (учитель)
- Несите кирпичи, цемент (строитель)
- Сегодня я буду рисовать пейзаж (художник)
- Откройте рот и скажите…аааааа (врач)
- Какие пуговицы пришить вам на эту блузку (портной)
- Сколько килограммов картошки вам взвесить (продавец)
Рисунки по профессиям
Индивидуальная работа по теме «Кем я хочу быть»
Загадки-обманки
Булки нам и калачи каждый день пекут….
(не врачи, а пекари)
Варит кашу и бульон добрый, толстый…..
(не почтальон, а пекарь)
Черный весь, как будто грач, с нашей крыши лезет….
(не врач, а трубочист)
Арий, опер сочинитель называется…
(не учитель, а композитор)
На заводах по три смены у станков стоят….
(не спортсмены, а рабочие)
Говорят про звуки парные в школе нам с тобой…..
(не пожарные, а учителя)
Подметает чисто двор в шесть утра, конечно,…
(не вор, а дворник)
В ресторане блюдо из дичи приготовит умело….
(не лесничий, а повар)
Лекарства нам в аптеке продаст……
(не библиотекарь, а фармацевт)
Стены выкрасила ярко в нашей комнате…..
(не доярка, а маляр)
Игра «Путаница»
Повар приготовил вкусный дуб (суп)
К больному пришел грач (врач)
Садовник поливает из шейки (лейки)
Водитель сидит за кулем (рулем)
Портной сшил плач (плащ)
Игра с мячом
Я буду называть инструменты, а вы ответите, какие действия совершают …
Ножом…(режут)
Метлой ….(метут)
Пилой…..(пилят)
Из лейки…. (поливают)
Топором …(рубят)
Лопатой…..(копают)
Иглой……(шьют)
Ножницами….(стригут)
Расческой …..(причесывают)
На весах…..(взвешивают)
В кастрюле…..(варят)
В сковородке….(жарят)
Градусником…..(измеряют)
Кистью……(рисуют)
Игра «Азбука профессий»
Группа делится на две команды, и весь алфавит соответственно на две части. Команды должны за 5 минут записать названия профессий на все выписанные ими буквы алфавита.
Игра «Собери слово»
Повар, журналист, водитель (можно по буквам, по слогам и т.д.)
Загадки
Вот на крыше с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро (маляр)
Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать? (учитель)
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу (водитель)
Она шьет одежду ни на что несмотря,
Все ее знают, ведь она же……(швея)
Варит он ни борщ, ни суп,
И ни каши с разных круп,
Варит он котлы топные,
Трубы, прутья, швы сварные (сварщик)
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помнит вас (фотограф)
Зарю поет селу петух –
Коров на луг ведет….(пастух)
Высока, стройна, как ель,
В платье модном то….(модель)
Защищать в суде всех рад
Наш умелый….(адвокат)
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем (строители)
В небе синем самолет,
Управляет им……..(пилот)
Хозяин книг и книжный лекарь.
Так кто же он? (библиотекарь)
С книжкой кто в руке – читатель.
Книги пишет кто? (писатель)
Ежедневно спозаранку в руки он берет баранку,
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест ее никак?! (шофер)
Кто в дни болезней всех полезней?
И лечит нас от всех болезней? (врач)
Задание «Собери пословицы»
Собрать пословицу, подумать и объяснить ее значение.
Кто любит труд, того люди чтут.
Труд человека кормит, а лень портит.
Языком не торопись, а делом не ленись.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Научился сам – научи другого.
Тест «Угадай профессию»
Тушит пожары…..(пожарный)
Рисует картины….(художник)
Продает товары….(продавец)
Делает стрижки людям…(парикмахер)
Убирает улицы…(дворник)
Ремонтирует часы…(часовщик)
Водит поезда…(машинист)
Ремонтирует обувь…(сапожник)
Тест «Кто чем занимается»
Постарайтесь правильно определить, кто чем занимается и выделить нужную профессию.
Зубы лечит: хирург, стоматолог, медсестра.
Корову доит: доярка, пастух, дворник.
Дом строит: маляр, строитель, слесарь.
Снег метет: шофер, летчик, дворник.
Детей учит: библиотекарь, воспитатель, учитель.
Рубашки шьет: сапожник, швея, часовщик.
Охраняет границу: тракторист, пограничник, почтальон.
Добывает уголь: художник, водитель, шахтер.
Тест «Четвертый лишний»
Ножницы, весы, зеркало, расческа.
Букварь, указка, кастрюля, глобус.
Пила, таблетка, градусник, шприц.
Сковорода, нож, половник, кисти.
Тест «Восстанови рифму»
Восстановить стихотворение так, чтобы получилась рифма и смысл не потерялся. Можно по очереди, по цепочке, командами и т д.
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Поезд водит….(машинист)
Трактор водит……(тракторист)
В школе учит нас …….(учитель)
Строит здание……(строитель)
Стены выкрасил…..(маляр)
Доску выстругал…..(столяр)
В шахте трудится…..(шахтер)
В доме свет провел….(монтер)
В жаркой кузнице……(кузнец)
Кто все знает - ….(молодец)!