Землю любим, на которой живём…
Открытый городской конкурс педагогического мастерства
«Уроки патриотизма»
Литературно – музыкальный праздник
«Землю любим, на которой живём»
(методическая разработка внеклассного мероприятия)
Авторы:
Ведерникова Галина Георгиевна,
Угдыжекова Карина Валерьевна,
Абакан 2008 г.
Без чувства своей страны
Нет настоящего человеческого характера
К.Г.Паустовский
Люди начали забывать, в какой стране мы живём. Патриотические чувства надо развивать, как бы пафосно это не звучало№.
В современном обществе патриотическое воспитание приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности, процесс демократизации и появление многопартийной системы создают определённые трудности в понимании сущности патриотизма, современная молодёжь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения. Поэтому возникает необходимость осуществления патриотического воспитания на качественно новом уровне, что способствовало бы выработке у молодого поколения правильного понимания патриотизма, собственной позиции по данному вопросу.
В современных условиях патриотизм понимается как социальное явление и нравственные качества личности.
В настоящее время идёт поиск адекватных методологических подходов в решении проблем патриотического воспитания. Сейчас широко используются системный, профессионально-деятельностный, профессионально-личностный, технологический и другие подходы.
Интегративно-деятельностный подход вобрал в себя черты системного, деятельностного, технологического подходов.
В структуре патриотизма выделяются несколько взаимосвязанных компонентов: интеллектуальный, потребностно-мотивационный, эмоционально-волевой и деятельностныйІ.
В содержании патриотизма находят отражение такие ключевые понятия, как Родина и Отечество. Первое характеризует естественную привязанность человека к родной земле. Второе обусловлено определёнными общественными отношениями, экономическими, политическими, культурными особенностями страны.
Важной особенностью воспитания патриотизма в современных условиях является усиление личностной значимости патриотизма для каждого человека. Традиционно коллективный характер патриотизма, его направленность на общее благо сочетается сейчас с заботой о себе, о своих близких.
Другой важной особенностью содержания патриотизма в современных условиях является его направленность не только на будущее, но и на настоящее. Ещё Л.Н. Толстой писал: «Будущего нет - оно делается нами».
Любовь к Родине обуславливает повышение значимости в содержании патриотизма такого признака, как народность, что предполагает уважение к
__________________________________________________________________
№газета «Соратник», апрель 2007г.
ІИпполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся.
традициям и обычаем своего народа, к родному языку, знание истории своей страны. Народность в определении содержания патриотизма в современных условиях, обращение к понятию «Родина» составляет основу патриотизма.
В содержание данного понятия также включаются составляющие, отражающие развитие национального самосознания, взаимосвязь патриотизма и интернационализма (уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни), что связано с расширением связей нашего государства с другими странами, интеграцией с мировой культурой, образованием на территории бывшего СССР суверенных государств.
Таким образом, в содержание патриотизма входят: любовь к Родине, к родным местам, родному языку; уважение к прошлому Родины, понимание задач, стоящих перед страной и своего патриотического долга; уважение к другим народам, их обычаем и культуре; готовность служить интересам Родины, активное и сознательное участие в деятельности на благо Родины и Отечества при сочетании личных и общественных интересов.
Патриотическое воспитание - это процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
Целью и результатом патриотического воспитания является формирование и развитие патриотизма. Существенным при этом является перевод общественного опыта в личностное достояние воспитанника, что отражает сущность процесса воспитания - переход внешнего, объективного во внутреннее, субъективное. Патриотическое воспитание – относительно самостоятельное направление воспитательной работы. Оно неразлучно связано с гражданским, интернациональным, нравственным, трудовым воспитанием.
Патриотическое воспитание «пронизывает», интегрирует различные направления воспитательной работы, осуществляется в целостном педагогическом процессе.
Воспитание любви к Родине является ведущим принципом русской педагогики.
Цель: Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.
В.Г.Белинский
Задачи: Воспитывать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной земли, воспитывать в духе любви к Родине, формировать ключевые компетенции учащихся на краеведческом материале.
Участники: учащиеся 6 – х классов, учителя, родители, гости.
Оформление: цитаты из произведений поэтов Хакасии, фотоколлаж, мультимедийные слайды, выставка книг хакасской литературы, высказывания выдающихся деятелей культуры.
План подготовки.
Праздник – особо значимый и трудоёмкий по подготовке и организации тип досуговой деятельности. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приёмов постановки с активным участием детей. Назначение праздника в удовлетворении многообразных потребностей детей в познании и общении, способствует всестороннему развитию детей.
Праздник – это наше детство!
Организационные мероприятия
назначение руководителя, организатора, консультанта
определение ведущего (возможен соведущий)
создание команды – единомышленников из числа учителей – предметников, учащихся, родителей.
отбор материала
обращение к семейным архивам
привлечение библиотекаря
составление программы
работа с учителями – ИЗО – оформление
- информатики (создание слайдов)
9. репетиции учителя русского языка и литературы с учениками: чтецами, рассказчиками; подготовка учителем музыки музыкантов, танцоров, вокалистов
10. помощь классных руководителей в организации, написании грамот участникам.
Проведение мероприятия
Музыка
Любовь, уважение, знания.
Д.Лихачёв
Любить Россию по – русски
Значит видеть её сердцем.
В.Н.Ильин
Любовь надо воспитывать.
В.М.Песков
Ты – патриот! Ты – патриот и гражданин.
Растём патриотами.
Ведущий.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, своё – пусть и непонятное тебе - родное слово.
Д.С.Лихачёв.
Исполнение песни на хакасском языке.
В. Родина впервые предстаёт перед детьми в образах, звуках.
В. Любовь к родной земле – тема многих произведений поэтов и композиторов.
Александр Александрович Кенель – композитор, пианист, педагог, общественный деятель. Детская музыкальная школа №1 г. Абакана носит его имя.
Начинаем культурологическую экскурсию по родному городу с показа здания музыкальной школы, где в 60 – ые годы располагалась восьмилетняя школа №3.
Рассказ ученика.
Об А.А.Кенеле – замечательном музыканте, большом патриоте, подвижнике, чьё имя вошло в золотой фонд художественной культуры Хакасии.
Стремление к духовному развитию, постоянное самосовершенствование, бескорыстное служение любимому делу стали главными принципами его деятельности. А приехал он в Абакан в 1942 году по приглашению драматурга и режиссёра А. Топанова – первого хакасского поэта (имя которого сейчас носит хакасский национальный театр). Следуя традициям русской музыкальной классики, Кенель опирался на музыкальный фольклор. Он понимал, чтобы написать музыку, необходимо глубокое изучение традиций и творчества народа.
Композитор писал музыку в различных музыкальных жанрах. Кроме этого, он вёл огромную музыкально – просветительскую работу.
Музыкальная композиция.
Ведущий.
Художественное начало одухотворяет труд, украшает быт и облагораживает человека.
Ученик.
Живут в России разные
Народы с давних пор
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор
У каждого народа
Язык свой и наряд.
А Родина – Россия
У нас у всех – одна!
Выступление танцевальной группы.
Культурологическая экскурсия по родному городу продолжается с показа здания республиканского дома культуры имени С.П.Кадышева.
Рассказ ученика.
«Семен Кадышев» - так называется книга Александра Кенеля о самом известном народном сказителе, поэте – импровизаторе, мастере горлового пения, память которого хранила более 30 народных сказаний – поэм, большое число песен, тахпахов.
Музыкальная композиция.
Ученик.
Стоек кедр. Но кто об этом скажет?
Просто видишь – стар он и огромен.
И мудрец учёности не кажет,
Потому что не на шутку скромен
Про сосну, шумящую ветвями,
Скажешь ли, что гниль в ней в сердцевине?
И лукавец где – то рядом с нами
Бродит, неразгаданный доныне.
С.П.Кадышев
Ученик.
С.П.Кадышев родился в Ширинском районе. Отец его в детстве часто брал на охоту и в тайге рассказывал предания и легенды. От мира сказок и легенд родились его прекрасные фольклорные произведения, в которых отражены мудрость и духовное богатство хакасского народа.
С.П.Кадышев, кроме искусства хайджи, обладал поэтическим даром. За большую литературную и общественную деятельность он был принят в члены Союза писателей, а в 1965 году награждён орденом «Знак Почёта».
Ведущий.
А знаете ли вы, что в начале 60 – ых годов Абакан родился во второй раз. В начале 50 – ых годов в связи со строительством Красноярской ГЭС город Абакан попадал в зону затопления. Почти две пятилетия в Абакане не велось капитальное строительство. Был так называемый «мёртвый» период. Стоял тревожный вопрос «Быть или не быть» городу.
Из воспоминаний бывшего первого секретаря Абаканского ГК КПСС секретаря Абаканского ГК КПСС Н.П.Межекова: «Вне всякого сомнения, если бы не активная деятельность абаканцев, всех и в одном направлении, сохранить город вряд ли бы удалось».
Усилия абаканцев увенчались успехом. Город был сохранён.
Город не просто стал строиться, а благоустраиваться и озеленяться.
Демонстрируется фотография областного дома культуры (ныне РДК имени С.П.Кадышева).
Ведущий.
Рядом были построены два жилых дома – угловой, с центральной аптекой на первом этаже и примыкающий к нему Дом актёров. Там получали квартиры артисты драматического театра имени М.Ю.Лермонтова, основанного в 1939 г. в здании областного Дома культуры.
Первым режиссёром, драматургом и поэтом был Александр Михайлович Топанов.(используется учебное электронное издание).
Ведущий.
При театре работал драмкружок (известный актёр, наш земляк Юрий Кузнецов вспоминает об этом в газете «Пятница» от 11.07.2008г.)
Город, отстоявший своё право на существование очень много уделял культуре.
Центром культурной жизни города всегда был областной Дом культуры, построенный ещё в 1936 году. А началось его строительство в 1932 году, когда председателем исполкома Абаканского горсовета был назначен Лаврентий Адамович Морковцев. Принятое им решение о строительстве Дома культуры было выигрышным. Здание это на долгие годы вперёд оставалось крупнейшим зданием нашего города.
И не все, наверное, знают, что в этот период Абаканом управляла женщина Л.Н.Букина. Именно при ней впервые началась работа по благоустройству и озеленению Абакана.
Она принимала в эксплуатацию Дом культуры. Она была поистине «железная леди».
В разные годы в этом здании находились областная библиотека, радиокомитет, Дом пионеров, детская музыкальная школа, которая была открыта в трудное для страны время, в 1942 г., в Великую Отечественную войну.
Проблем в культурном строительстве было много и одна из главных – подготовка кадров. Кузницей кадров стало культпросветучилище в городе Минусинске. Учащиеся училища ездили по районам Хакасии с хоровыми выступлениями, культбригадами, устраивали праздники.
(демонстрируются слайды фотографий из семейного альбома).
Документы.
Энтузиазм людей давал свои результаты.
Самодеятельное искусство – это феномен народного художественного творчества. Он ещё недостаточно изучен, но вклад его в народную культуру, духовность, просветительство огромен.
Все известные деятели культуры Хакасии начинали с самодеятельности.
Ученик
Михаил Еремеевич Кильчичаков в школьные годы любил играть на сцене, впоследствии стал артистом областного национального театра, участник Великой Отечественной войны, работал журналистом на радио. Его стихи переведены на многие языки народов мира. Он первым внедрил в хакасскую поэзию жанр рубаи.
Ученик
Знанья в голове надёжно скрыты.
Не отдашь их - будут позабыты.
Не забудь потомкам передать.
То, что у народа взял
взаймы ты.
Ученик
Нежный, едва прорастающий
всход
Кремнистую почву пронижет,
пробьёт.
Правдивое слово, родившись
однажды
Дорогу к сердцам человечьим
найдёт.
Ведущий.
Другим классиком хакасской литературы по праву является Николай Георгиевич Доможаков, его имя носит Национальная библиотека Республики Хакасия.
Ученик
Николай Георгиевич родился в Усть – Абаканском районе, затем работал учителем, закончил аспирантуру, был первым директором института языка, литературы и истории, защитил диссертацию. Им были написаны первая орфография хакасского языка и ряд учебников по хакасскому языку.
Николай Георгиевич Доможаков занял ведущее место в хакасской поэзии.
Ученик
(читает хакасскую легенду Н.Г.Доможакова)
Выразительное чтение
Непреложное уменье
Донести оттенки слова
Книга, ты всегда готова!
(обращение к выставке книг, использованных при подготовке мероприятия).
Ученик
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.
Выступление танцевальной группы.
Ведущий.
Мир, находящийся в постоянном движении, без взаимодействия останавливается. Но мы встречаемся, разговариваем, спорим, придумываем, улыбаемся друг другу. Всем мы заставляем мир двигаться.
Вручение грамот всем участникам мероприятия.
Ведущий.
Наше мероприятие подошло к концу. Хорошего настроения! Пусть сбудутся все ваши желания и мечты! Спасибо всем и до новых встреч.
Музыка.
Приложение
Словарных понятий
Культура (от лат. Cultura – воспитание, образование, развитие, почитание) – совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живёт сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.
Художественная культура – совокупность всех видов художественной деятельности-словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.п., включая продукт и процесс этой деятельности, а именно созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов.
Материальная (рукотворная) культура – всё вокруг нас, что сделано руками людей.
Нерукотворная культура – всё, что создано людьми при помощи звуков, жестов, движений тела: музыки, песни, сказки, танцы.
Литература – словесность, письменность.
Литературный – относящийся к словесности
Литератор – словесник, писатель, сочинитель.
Музыка – искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных (мелодия, напев, голос), так и совместных (гармония, созвучие) и искусство это в действии.
Музыкальный – относящийся к музыке.
Музыкант – занимающийся музыкой или знаток и любитель музыки№.
__________________________________________________________________
№Владимир Даль. Толковый словарь в четырёх томах. Москва.1989.
Литература
В.А.Асочаков. Культурное строительство в Хакасии (1917 – 1937) Абакан, 1983.
В.П.Барабаш. Самодеятельное искусство Красноярского края 1960 – 1980 годы (по материалам юга края) г.Абакан. 2005
Республика Хакасия. Фотоинформационное издание. Г.Абакан.2000
Торосов В. Абакан. М.1994.
А.С.Кызласов, В.Н.Тугужекова Писатели и художники Хакасии. Абакан 1997.
Т.С.Гигуашвили. Музыка – их жизнь. Абакан. 1997.
Литература Хакасии, Абакан, 1992.
А.Кошелева. Хакасская поэзия.1920 – 1990-х годов: типология и закономерности развития. Абакан. 2001.
Литературный Абакан. Красноярск. 1989.
Александр Уранов. Пушкину, его музе. Г.Абакан. 2003.
Национально – региональный компонент. Абакан. 2004.
Газета «Абакан», №16, 26 апреля – 2 мая 2006г.
15