Выступление на педсовете Педагогический анализ как средство эффективности воспитательных мероприятий
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего совершенствования воспитательной работы и управления процессом воспитания. Проведение всестороннего анализа и подготовка плана работы – обязательные этапы деятельности любого руководителя и организатора воспитания. В Доме юношества это, прежде всего заместитель директора по воспитательной работе, воспитатели. Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма. Грамотно выполненные анализ и план позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности детей, с которыми эта работа проводилась.
Цель данных методических рекомендаций – дать заместителю директора по воспитательной работе, воспитателям сведения по анализу воспитательного мероприятия, раскрыть методику его осуществления.
Для оптимизации процесса необходим:
Воспитательный процесс – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.Системный анализ – это оценочное рассмотрение реально разворачивающегося процесса воспитания с позиции избранной модели воспитания, которая представлена в качестве структурной связи необходимых и достаточных элементов; проведенное рассмотрение позволяет дать характеристики, как выделенным элементам, так и всему процессу в целом.
Целью воспитательного процесса - является создание воспитательной системы, содействующей формированию личности, составляющими, которой являются экономическая грамотность, профессиональная, социальная и психологическая адаптация, и реабилитация воспитанников.
Задачи:
- Создать благоприятные условия для развития личности воспитанника;
- Сформировать чувство Казахстанского патриотизма;
- Способствовать снижению правонарушений среди воспитанников и соблюдению законодательства РК;
- Создать условия для изучения и развития государственного языка;
- Способствовать формированию ЗОЖ;
- Сформировать духовно-нравственное развитие личности, осознание ценности человеческой жизни и воспитание бережного отношения к собственной жизни;
- Привить положительное отношение к труду;
- Способствовать формированию семейных ценностей;
- Сформировать профессиональную адаптацию.
Приоритетные направления воспитательного процесса:
Патриотическое воспитание;
Формирование ЗОЖ;
Правовое воспитание;
Трудовое воспитание;
Духовно-нравственное воспитание;
Семейное воспитание;
Профессионально-ориентационное воспитание.
Структура взаимодействия педагогического коллектива
КГКП «Жас ұрпақ» в воспитательном процессе:
Директор
Заместителя руководители
Заместитель директора по воспитательной работе
Социальные педагоги
Психологи
Воспитатели
Подготовка к анализу воспитательного мероприятия
1. Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел коллектива направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.
2. Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности воспитанника и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать.
3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:
I - этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;II - этап планирования;III – этап организации;IV – этап проведения мероприятия; V - этап подведения итогов.
4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию у воспитанников различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.
5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия с воспитанниками, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение задач этапа. Все они имеют свою специфику и требуют определенных знаний и умений педагога.
I. Анализ этапа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели
Предшествующая педагогическая ситуация или обстановка складывается из определенных периодов жизни коллектива, проводимых ранее мероприятий с их воспитательным влиянием на воспитанников. Она характеризуется определенным уровнем развития коллектива, интересов и потребностей воспитанников, их отношением к жизни Дома юношества. Без анализа сложившейся в Доме юношества воспитательной ситуации, учета ее особенностей невозможно грамотное определение перспектив коллективной жизни, целей и задач ближайших дел.
Первый этап воспитательного мероприятия можно проанализировать по следующему алгоритму.
Алгоритм анализа
1.Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.
2.Определить с помощью приведенной ниже таблицы, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного мероприятия. Рекомендуем использовать следующие критерии эффективности планирования воспитательных мероприятий: критический, допустимый и оптимальный (таблица 1).
Таблица 1
Критерии эффективности планирования воспитательных мероприятий
Уровни эффективности Характеристика
1.Критический Мероприятие проводится в связи с датой красного календаря, по указанию “сверху” и без анализа ситуации
2.Допустимый Мероприятие проводится в соответствии с планом работы Дома юношества. Но анализ предшествующей педагогической ситуации носит при этом поверхностный характер
3.Оптимальный В основе формулировки цели – анализ состояния коллектива, интересов и потребностей воспитанников. Проведены наблюдения, анкетирование, беседы, сочинения, на основании которых сделаны выводы о необходимости данного мероприятия
3.Определить, какие задачи ставит педагог при осуществлении первого этапа воспитательного мероприятия, и каким образом решает их.
4.Установить, соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям воспитанников; уровню развития коллектива, с которым оно проводится; насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе; подготовлены ли воспитанники к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.
5.Использовать для анализа первого этапа наблюдение, анкетирование, беседы с воспитателем и воспитанниками.
Анкетадля изучения интересов и мнений воспитанников
С какой целью проводится данное мероприятие?
По чьей инициативе проводится мероприятие?
Что интересного и полезного получено от этого мероприятия?
Какое твое участие в подготовке и проведении данного мероприятия?
Понравилось ли тебе это мероприятие?
Назови недостатки проведенного мероприятия.
II. Анализ этапа планирования воспитательного мероприятия
От планирования воспитательного мероприятия в значительной степени зависит его качество и эффективность работы в целом. Вместе с тем при коллективном подходе к осуществлению планирования, его правильной организации у воспитанников развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное дело. Воспитанники учатся правильно распределить свое время, силы, средства, выделять главное, развивают логику мышления.
Алгоритм анализа
1.Выяснить, какие задачи по воспитанию и развитию поставлены воспитателем на данном этапе.
2.Познакомиться с планом подготовки и проведения мероприятия. Определить, способна ли реализация имеющегося плана решить поставленные педагогом задачи. Проанализировать, какие методы воспитания и приемы педагогического воздействия предусмотрены для решения задач этапа. Насколько целесообразен выбор методов и приемов воспитательного мероприятия. Соответствует ли он особенностям данного коллектива, отдельных воспитанников, реализации комплексного подхода к воспитанию.
3.Выяснить путем бесед с воспитателями и воспитанниками, как при планировании подготовки и проведении мероприятия решались те или иные задачи этапа. Какое участие приняли в планировании воспитанники, чему они при этом научились, что нового открыли для себя? Способствовало ли планирование мероприятия проявлению активности воспитанников, их самостоятельности и самодеятельности? Содействовал ли процесс планирования развитию коллективистских отношений в Доме юношества? Способствовала ли избранная форма планирования подготовки и проведения предстоящего коллективного творческого дела укреплению содружества между педагогом и воспитанником?
4.Установить, учитывалась ли при планировании связь предстоящего мероприятия с предыдущим и последующими делами коллектива Дома юношества.
5.Выяснить, существует ли связь между первым и вторым этапами мероприятия.
6.Проанализировать, способствовало ли планирование подготовки и проведение воспитательного мероприятия решению его общей цели? Каким образом?
7.Суммировать достоинства и недостатки в организации второго этапа мероприятия. Попытаться установить их причины.
III. Анализ этапа организации мероприятия
Этап организации мероприятия является самым важным для воспитанников в плане формирования таких качеств, как ответственность за порученное дело, умение довести начатое до конца, умение организовать воспитанников на выполнение того или иного задания и поручения, проконтролировать и проанализировать их действия. Правильная постановка организации любого дела призвана способствовать развитию творчества, инициативы, самодеятельности, самоуправления в коллективе воспитанников Дома юношества.
Алгоритм анализа
1.Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию воспитанников поставлены на данном этапе.
2.Проанализировать путем беседы с педагогами, каким образом и насколько успешно решались эти задачи.
3.Изучить, как была осуществлена управленческая сторона этапа: знает ли сам педагог основные требования к организационной деятельности, руководствуется ли он этими требованиями, какая роль и место в организации мероприятия отведены педагогу, воспитаннику; насколько это оправдано и обосновано.
4.Выяснить, какое участие в организации мероприятия приняли воспитанники, что сделано педагогом для их активизации, проявления инициативы и творчества: как подобраны организаторы и исполнители, насколько глубоко они проинструктированы, каков уровень разделения труда между организаторами, как осуществляется процесс формирования у них организаторских навыков.
5.Побеседовать с воспитанниками-организаторами и исполнителями и выяснить, чему они научились при подготовке и организации, какие навыки приобрели.
6.Установить, выполнен ли план подготовки мероприятия, и какие аспекты общей цели по воспитанию воспитанников на организационном этапе.
7.Проанализировать причины высокого (низкого) качества осуществления данного этапа и определить, как это повлияло в дальнейшем на ход мероприятия.
IV. Анализ этапа проведения мероприятия
Данный этап является центральным и призван способствовать реализации главной цели мероприятия и его задач. Этот этап характеризуется тем, что при проведении мероприятия, ярко видны все достоинства и недостатки, связанные с его подготовкой и организацией. Посещение и непосредственное наблюдение за ходом мероприятия дает большие возможности для их правильной оценки.
Алгоритм анализа
Посетить воспитательное мероприятие и путем наблюдения изучить качество его подготовки и проведения, эффективность воспитательного влияния на воспитанников. Для наблюдения рекомендуется использовать карту посещения воспитательного мероприятия (таблица 2).
Таблица 2
Карта посещения воспитательного мероприятия
Воспитанники:Воспитатель (Ф.И.О.):Вид воспитательного мероприятия:Тема:Цель:Задачи:
Структура мероприятия результаты наблюдения
использованы характеристика использования методов и приемов воспитания замечания и предложения анализирующего мероприятие
методы воспитания приемы педагогического воздействия организационная часть
основная часть
заключительная часть
2.При наблюдении и заполнении карты обратить внимание на следующие моменты:
а) подготовка помещения к проведению мероприятия, оборудования и оформление;
б) убедительность, четкость раскрытия перед воспитанниками цели и задач проводимого мероприятия;
в) осознанность цели воспитанниками;
г) выполнение комплексной цели воспитательного мероприятия (как решены воспитательные, образовательные и развивающие задачи);
д) причины недостатков (достоинство) мероприятия, которые могут заключаться в таких моментах, как:
соответствие формы проведения воспитательного мероприятия его цели и содержанию;
соответствие методов, приемов и средств воспитания поставленной цели, их действенность, направленность на развитие личности;
организационная четкость осуществления мероприятия, связь с предыдущими этапами;
педагогическое мастерство педагога: аналитическая подготовленность, наличие организаторских навыков, эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, гибко использовать весь арсенал методов воспитания, умение сочетать применение системы воспитательных воздействий на коллектив и одновременно на отдельную личность и т.д.
3.Сделать вывод и заключение на основе наблюдения о положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия, его недостатках и их предполагаемых причинах, продумать предложения о возможных путях преодоления недостатков и развития положительного опыта.
V. Анализ этапа подведения итогов
Подведение итогов предполагает оценку мероприятия воспитанниками на основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании у воспитанников умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление воспитанников: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.
Алгоритм анализа
1.Определить, насколько выполнены задачи данного этапа.
2.Оценить уровень сформированности у воспитанников умения анализировать качество не только самого мероприятия, но и всех его этапов, связей между ними, умения делать практические выводы на основе анализа, общие заключения по мероприятию и работе своих сверстников.
3.Проанализировать активность воспитанников при обсуждении мероприятия, умение давать правильную оценку фактам, устанавливать причины их возникновения, формулировать предложения по устранению причин отрицательных или по развитию положительных фактов.
4.Дать оценку поведения педагога на этом этапе, насколько умело он определяет задачи анализа, настраивает воспитанников на глубокое осмысление мероприятия, помогает им сосредоточить внимание на главных моментах, насколько педагог способствует созданию атмосферы доброжелательности, непринужденности при обсуждении мероприятия. При этом обратить внимание на такт педагога, его умение активизировать обсуждение.
5.Суммировать информацию, полученную при анализе всех этапов, и на основании этого сделать вывод о мероприятии, его воспитательной ценности и эффективности.
Анализ и оценка результативности воспитательного мероприятия и деятельности по его подготовке и проведению организуется на основе всестороннего учёта закономерностей, принципов воспитания, современных форм и методов воспитания, а также особенностей данной системы, её внутренних и внешних условий с целью достижения наиболее эффективного (в пределе оптимального) функционирования процесса с точки зрения заданных критериев.
Критерии оценки воспитательного процесса - проявление и обогащение жизненного опыта воспитанника, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей воспитанников, комфортность и активность их участия в воспитательном мероприятии.
Таким образом, можно сделать вывод, что системный анализ в воспитательном процессе как условие оптимизации:
выступает важной составляющей его успеха, является базисом для осуществления процесса целеполагания и планирования воспитательной работы;
успешный воспитательный процесс начинается и заканчивается анализом;
в результате он помогает выявить основные тенденции развития воспитательного процесса, определить эффективность использования педагогических средстДень открытых дверей в КГКП «Жас ұрпақ» были приглашены воспитанники Кенжекольской детской деревни.
По напрвлению духовно - нравственного воспитания был проведен тренинг: “Толерантное воспитание” с воспитанницами Дома юношества.
По направлению прававого воспитания была проведена беседа: “Мои права мои обязанности”.
По семейному воспитанию в начале года проведена диагностика «Уровень ценностного отношения к семье».
По профессионально – ориентационной работе с воспитанницами проведен воспитательный час: «Познай самого себя».
С целью формирования ЗОЖ проведена лекция с показом видеоролика: «Влияние на здоровье и потомство, последствия алкоголизма».
Список используемой литературы:
1.Антропов Б.А. и др. Научно-методические основы организации самостоятельной работы студентов. Свердловск, 1991.
2. Гузеев В. В. Как сделать эффективным урок-семинар. — М.: Международный тренинговый центр НПК «Плутон», 1994. — 24 с. 44.
3. Ланда Л. Н. Умение думать. Как ему учить? — М., 1976. — 184 с. 79.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М: Народное образование, 1998. — 253 с. 115.
5. Степанов П., Степанова И. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания. – М., 2007
6. Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности.- М., 2007
7. Интернет ресурсы: http://www.kakprosto.ru/kak-68028-kak-pisat-metodicheskie-posobiya#ixzz3MQ88rx44
Воспитателю:
Возможно ли другого изменить?
Открыть, сломать и вновь свинтить,
Судьбу без колебаний предсказать.
Потом туда дорогу смело указать
И не давать с дороги сбиться,
Толкать и осуждать, мешая ошибиться?
А кто нам дал такое право?
Того и я не знаю, ох, не знаю, право….
Есть шаг: любить, исследуя не ждать мольбы
Лишь в чуде внутренней борьбы
Ютится взлет людской судьбы….