Кружок швейного рукоделия как средство реализации творческого потенциала студентов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЧЕРЕМХОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
:
Кружок швейного рукоделия как средство реализации творческого потенциала студентов
Преподаватель технологии:
Пралич С.В.
г. Черемхово
2015г
Кружок швейного рукоделия как средство реализации творческого потенциала студентов
Включаясь в трудовой процесс, человек меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Под влиянием успехов в трудовой деятельности, у него изменяется самооценка, что в свою очередь меняет его авторитет среди окружающих. В процессе общения и овладения нужными в жизни умениями изменяется отношение к окружающему миру. Коллективная работа развивает способность социализироваться, делает личность более гармоничной. Вследствие приобретения навыков работы, общения, сотрудничества, что улучшается самосознание личности как полезной для общества структурной единицы.
Традиции и положительное влияние коллективного трудового творчества изучены и обобщены в трудах ученых-педагогов: А.Ф. Амирова, П.Р. Атутова, К.Ш., Ахиярова, Г.Н. Волкова, Т.М. Геронимус, Н.М. Конышевой, О.А. Куревиной, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, В.Г. Машинистова, Т.Н. ПросняковойВ.Д., Симоненко, М.Н. Скаткина, В.А. Сухомлинского, Н.А. Цирулик, и др.
Опираясь на единство воззрений на процесс становления личности человека в постоянно меняющейся деятельности в исследовательских работах дидактов педагогики: И.Г. Песталоцци, Я.Корчака, С.Т.Шацкого мы соглашаемся с мнением о том, что досуговое времяпровождение должно быть наполнено полезным содержанием. Опыт работы в данном направлении показывает, что рост личностных качеств в немалой степени зависит от продуманной организации внеурочной деятельности обучающихся. У нас имеются возможности занимать досуговое время студентов полезным времяпровождением, не только на занятиях продуктивными видами деятельности , но и во внеурочной работе, в условиях общежития.
Например, программа кружка швейного рукоделия рассчитана на вовлечение обучающихся в освоение различных техник обработки ткани и разных техник обработки текстильных материалов. Содержание программы направлено на художественно-эстетическое воспитание студентов. Оно нацелено также на развитие духовно-нравственных качеств личности через включение их в различные виды досуговой работы, участие их в подготовку к различным праздникам, через подготовку сувениров к знаменательным датам, и прочее, исходя из склонностей, способностей и состояния здоровья.
Руководитель кружка определяет следующие задачи:
Организация условий для организованного досуга обучающихся с развитием художественно-творческих навыков, готовности к самостоятельной жизни.
Коррекция поведенческих реакций в процессе работы над продуктом художественного творчества.
Обеспечение условий для творческой самореализации обучающихся в созидательной деятельности.
Развитие художественно-творческих способностей, гибкости и продуктивности мышления через приобретение навыков рукоделия;
Воспитание уважительного отношения к народной культуре, к труду и результатам труда.
Содержание программы состоит из пяти разделов, темы которых распределены по тематическим блокам.
1 раздел: «Художественная вышивка». В разделе содержатся темы, изучая которые воспитанники знакомятся с видами вышивки: крестом на канве, аппликация, тамбурным, «шов вперед иглой», изонить; учатся безопасным приёмам работы, совершенствуют эстетический вкус, развивают сенсорные и моторные навыки.
2 раздел: «Лоскутная мозаика». Использование лоскута в рукоделии, аппликации, «квилте» помогает воспитанникам познакомиться с одним из направлений декоративно-прикладного творчества, с правилами составления лоскутной композиции, с выбором цветового решения. Содержание темы подводит нас к пониманию рационального использования материалов, к умению найти верное применение остаткам ткани.
3 раздел: «Мягкая игрушка». Студенты познают увлекательно многообразный мир мягкой игрушки. Знакомятся с искусственным мехом, его обработкой, оформлением лицевой стороны игрушки. Трикотаж и поролон материалы для конструирования интересных интерьерных кукол. При создании игрушек обучающиеся проявляют свою фантазию, изобретательность, эстетический вкус. У них развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика рук. Вырабатываются навыки в выполнении краевых обметочных швов, при соединении деталей.
4 раздел: «Швейное дело». На первых занятиях изучается техника безопасности и правила работы с инструментами. В последующем, изучается технология швейных операций, приемы работы. Далее, - на занятиях девушки знакомятся с правилами кроя изделия, технологией ВТО, а также с основами поузловой обработки, необходимой не только в пошиве изделия, но и в ремонте одежды.
5 раздел: «Вязание». Вязание крючком и на спицах позволит обучающимся научиться приёмам работы вязания крючком и на спицах, совершенствовать эстетический вкус, развивать сенсорику и моторные навыки.
Форма организации каждого из кружковых занятий определяется его целями и задачами, количеством детей, материально-техническим обеспечением. Фронтальная форма обучения используется при объяснении нового материала или одинакового для всей группы задания. Сюда входит демонстрация наглядного материала, а также различных технических приемов работы. Показ обязательно сопровождается пояснением педагога.
Индивидуальная форма обучения позволяет учитывать уровень подготовленности и особенности каждой девушки. Выполнение заданий в коллективе проходит обычно неравномерно: одни дети уже выполнили работу, другие только начинают. Индивидуальная форма позволяет направлять каждого в отдельности, дополнительно объяснять задания для тех, кто не понял или не посещал кружок по ряду причин, а также давать работу на опережение. Индивидуальная форма обучения создает условия для успеха в деятельности и получения удовлетворения от результатов труда
При организации внеурочной деятельности мы стараемся помнить: обучение и воспитание должно проходить в согласии с природой обучающегося: с учётом его физиологических, психологических и возрастных особенностей, стремлений, потребностей.
В процессе продуктивной деятельности у обучающихся активно развивается мелкая моторика, что в дальнейшем хорошо сказывается на точности движения рук, ловкости, что отражается на эстетике и качестве поделки.
Важным фактором устойчивого приобретения обучающимися эстетической и трудовой компетентностей является сохранение духовно-нравственного (психологического, эмоционального) здоровья человека, восприятие его личностного своеобразия, уважение его индивидуальности. В такой атмосфере обучающиеся чувствуют себя уверенно и спокойно. Условия комфорта для реализации возможностей и обучающихся:
атмосфера доброжелательности, созданная преподавателем на занятиях,
позитивная мотивация на работу,
возможность эстетического самовыражения.
Студенты испытывают положительные эмоции, удовлетворение от того, что они делают своими руками нужные и красивые вещи, от того что их работы могут радовать других людей. Это побуждает обучающихся к активной продуктивной деятельности и при этом, для каждой студентки имеет особое значение похвала руководителя кружка.
Рукоделие позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности студенток. Формирование отношений к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание, создает условия для развития эстетической культуры личности. Формирование отношения к результату труда имеет особое значение для развития у начинающих мастериц аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам работы.
В самом начале обучения рукоделию у студенток развиваются положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Совместное занятие рукоделием позволяет глубже проникнуть в характеры, устремления обучающихся, лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности.
Широкие возможности для развития и закрепления навыков шитья открываются при подготовке к ярмарочным распродажам. Объекты труда студентки выбирают сами, в соответствии со своими возможностями и распределяют обязанности.
В подгруппах, созданных на основе психологической совместимости и общности интересов, удобнее работать. Поэтому девушки выбирают самостоятельно, - с кем из единомышленников они будут выполнять работу. Сначала, девушки учатся размечать выкройки поделок по лекалам и схемам, предлагают варианты оптимизации процесса работы, а затем распределяют эту работу по этапам. Чем меньше человек в подгруппе, тем больше этапов нужно сделать каждому. И наоборот. Каждый знает, что конечный результат будет зависеть лично от него. Также и скорость выполнения работы зависит от личных умений и навыков. Швейное рукоделие развивает такие качества, как аккуратность и точность, а работа в коллективе помогает развить доброжелательность и взаимопомощь. Есть у нас своего рода и проверка качества работы. При заключительной утюжильной отделочной операции девушки проверяют: правильно ли выполнена поделка, а если находят неточность, отдают в переработку. Это замедляет работу, и обучающиеся стараются работать качественно. Конечный результат показывает, насколько дружно и слаженно работала подгруппа. Разбирая причины неудач, ищем верные решения, и на следующем занятии результаты бывают намного лучше. Если поделки хороши внешне и аккуратно сшиты, радуют глаз, то девушки понимают, что в этой красоте есть и их доля труда.
Актуальность и необходимость создания подобной программы обусловлена потребностью воспитания в студентах всесторонне развитой личности, осознание собственной индивидуальности, возможности самореализации.
Оригинальность программы характеризуется включением в ее содержание нетрадиционных, не имеющих место в стандартной программе, приемов, таких как, обучение начальным навыкам шитья.
15