Развитие творческого потенциала учащихся в процессе учебной деятельности на уроках изо
«Развития творческого потенциала учащихся в процессе учебной деятельности на уроках ИЗО»
Главными направлениями государственной политики в области образования являются развитие творческого потенциала, активности, самостоятельности школьников, а важнейшей целью современного художественного образования является воспитание готовности и способности к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире, духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению, готовности и способности творческого подхода к любой деятельности.
В современном быстро меняющемся мире, при нарастающем объеме поступления разнообразной информации, огромных изменениях в общественной жизни требуют новых современных подходов, методов, технологий в образовании, которые направлены на воспитание конкурентоспособного, самостоятельного, коммуникативного, успешного человека.
Как составная часть общего образования, художественное образование вносит весомый вклад в достижение общей педагогической цели школы, обеспечивая развитие мировоззрения школьников, их мыслительных и творческих способностей, так как изобразительное искусство исследует мир человеческих отношений, мир человеческой души, передает огромный опыт, накопленный поколениями людей, именно творческое отношение к окружающему миру.
Уникальность и значимость «Изобразительного искусства» как школьной дисциплины, отмечает автор программы Б.М.Неменский, определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, на формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции, необходимых в любой профессии.
Содержание предмета «Изобразительное искусство», который преподаю многие годы, начиная с программы В.С.Кузина, по которому училась сама, Т.Я.Шпикаловой (начальная школа) потерпела огромные изменения, которые требовали изменения отношения к предмету со стороны самого общества, родителей, самих учащихся, самообразования самого учителя, творческого подхода к содержанию предмета, методов преподавания в условиях внедрения ФГОС.
Приступив к преподаванию изобразительного искусства в 7 классе по учебнику(ФГОС) под редакцией А.С.Питерских и Г.Е.Гурова, изучив содержание глав учебника пришла к выводу, что в работе можно объединять по темам несколько уроков, если возможно составление не линейного расписания по школе. Несколько лет темы из этого учебника включала в свою рабочую программу, но сразу провести несколько уроков по одной теме не было возможности. Задумав такой подход преподнесения материала и получения предметного результата-- продукта, решила провести три открытых урока по одной теме, начав с постановки задачи до реализации задачи в макете. Результатами открытых уроков довольна, дети отметили новизну и продуктивность уроков. До этих открытых уроков с семиклассниками выполняли несколько проектов: два проекта по теме третьей главы- «Когда текст и изображение вместе»: проект плаката, проект книг и журналов в течении нескольких недель. Актуальность, эффективность такого метода работы, на мой взгляд, бесспорен. Программа, разработанная под руководством академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, представляет собой целостный интегрированный курс, который системно соединяет в себе изучение основ всех видов пространственных искусств: изобразительных, декоративных, архитектуры и дизайна, что дает возможность структурировать содержание по блокам (разделам), проводить спаренные уроки.
Тематическая цельность и последовательность, продуманность программы дают ученику постигать искусство как естественное составляющее его повседневной жизни. Важный содержательный аспект в построении материала программы, с 1 по 9 классы - это роль искусства в жизни каждого человека, в жизни общества.
Введение ученика в художественную изобразительную культуру как форму
выражения опыта поколений, воспитание нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве является главной целью данной программы. Задачу развития художественно- образного мышления ученика обеспечиваю интересными, обучающими творческими заданиями, развивая наблюдательность и фантазию, самостоятельность построения художественного образа как выражения своего отношения к реальности, к традициям, обычаям народов нашей страны, своего народа. В основу программ положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры», перед учащимся открываем многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей нашей планеты.
Поиски способов развития творческих возможностей учащихся, желание заинтересовать своим предметом, помочь в выборе профиля для дальнейшего обучения, чтобы развиваясь, каждый понимал, осознавал в огромном культурном пространстве свою самодостаточность и самобытность, привели меня к пониманию необходимости введения больше часов с содержанием национального компонента, что дает положительные результаты, например: участие творческих работ учащихся во всероссийском конкурсе «Будущее рождается сегодня», самобытные работы, где показаны национальные традиции, обычаи были отмечены организаторами, напечатаны в сборнике работ участников, одна работа заняла 4 место, представители организационного комитета конкурса лично вручили приз и диплом, сертификаты - участникам. (Якутск, 2011). В международном творческом конкурсе «Артталант» работы 4 участников с нашей школы отмечены, награждены дипломами за 1 место- 2 участника, 2 место, 3 место, именно работы с местными сюжетами, раскрывающие трепетное отношение к родному краю, к традициям своего народа. (Красноярск, 2016). В связи с этим хотелось бы отметить, что конкуренция на муниципальном, районных, окружных уровнях очень высокая, чтобы пройти на региональный уровень конкурсов творческие работы детей проходят отбор. Впервые в рамках окружного проекта «Морин Эрдэни» был организован очно-заочный конкурс рисунков на данную тему, где выявлялись реальные показатели работ детей. На первом этапе жюри рассматривала домашние работы, второй тур проходил очно- победители и призеры приехали показать свои знания и умения на окружном уровне. Работы были интересные, выявили много талантливых детей.
Работу с одаренными детьми веду индивидуально с каждым, стараясь сохранить их самобытность, чтобы научившись основам изобразительной грамоты не становились скучными рисовальщиками, даже если они не выбирают художественное направление в дальнейшем, учу творческому подходу к любой деятельности.
Одним из интересных форм творческой деятельности учащихся является коллективная работа, которую использовали в разных вариациях передовые учителя прошлого. На рубеже XIX-XX веков педагоги большое значение отводили игровым приемам воспитания детей средствами изобразительного искусства. Одной из актуальных игровых форм была совместная изобразительная деятельность детей на общей плоскости большого размера.
В первые годы советской власти новая школа искала свои методы и приемы обучения детей. В 20-е годы было широко распространено участие детей в украшении классных комнат, школы, спектаклей, революционных праздников. Оформительские работы как результат коллективного художественного труда детей имели внушительные размеры и общественно значимый результат.
Педагоги, организовывающие процесс коллективного творчества детей, считали, что выполнение таких работ развивает чувство солидарности, и уважения к общественному труду, а разнообразие материалов способствует проявлению инициативы и изобретательности.
Коллективная деятельность использовалась для внеклассных и внешкольных занятии по изобразительному искусству. Этот метод использовался педагогами в основном на занятиях декоративно-прикладного искусства при выполнении общественных работ, связанных с оформлением: изготовление елочных украшении, фризов, плакатов...
Лишь в начале 60-х годов были предприняты попытки использовать детей как средство активизации изобразительного творчества на уроке рисования в начальных классов (Г. В. Лабунская, Е. Е. Рожкова, В. Н. Ветров, Т. Я. Шпикалова).
В конце 70-х и в начале 80-х годов лаборатория изобразительного искусства НИИ художественного образования АПН осуществляла Всесоюзный эксперимент по определению нового содержания, форм и методов художественного воспитания детей средствами изобразительного искусства. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского как результат совместного поиска НИИ художественного воспитания, Союза художников и многолетнего эксперимента впервые включила в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству метод коллективных и групповых работ. Учителя-экспериментаторы, разработавшие эту программу выделили несколько видов коллективной деятельности, которые позже были систематизированы по признаку количества участников процесса совместного труда. Согласно этому подходу к классификации совместной деятельности все коллективные работы учащихся делятся на: работа в паре, групповые (3-5 человек), коллективные - большая группа или всем коллективом класса.
Фронтальная форма, при котором коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учетом поставленных учителем задачи или со знанием замысла общей композиции, которая дает новый импульс для решения творческой задачи, ведет к неожиданным находкам. Несмотря на разнообразия форм организации коллективной изобразительной работы учащихся, на уроках чаще всего используется совместно-индивидуальная форма, которая, к сожалению, в наименьшей степени способствует развитию коллективного творчества, так как не предоставляет возможности общаться в процессе самой изобразительной деятельности; высоко оценивается результат совместной изобразительной деятельности, но недооценивается воспитательный потенциал самого процесса работы над коллективной композицией и роль коллективной деятельности в развитии творческой активности учащихся. Хотелось бы отметить, что воспитательный аспект в коллективной работе огромен, для педагога один урок в неделю не дает полной картины взаимоотношений детей внутри коллектива класса, при совместной работе дети раскрываются с неожиданной стороны. Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и это вызывает большой интерес к художественному творчеству у самих учеников. Коллективные композиции украшают интерьеры школ и привлекает внимание посетителей выставок детского художественного творчества. Формы коллективной работы различны для коллективов детей с разным уровнем восприятия прекрасного.
Фронтальная форма коллективной деятельности, при котором коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции. Дается такая работа в начальной школе, где дети впервые видят свою работу в коллективной композиции, ставят самооценку, сравнивая с другими работами, например: желтые осенние листья, нарисованные первоклассниками, висят на «дереве» в коридоре школы- гордость, что их работы украшают школу, положительные эмоции от похвал родителей, дедушек и бабушек, пришедших их встретить.
Комплексная форма работы предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый делает свою часть задания, имея представление об общем результате, согласовывая свою работу с тем, что делают другие ученики. Например составление композиции «Хоровод», «У-лица»- составление композиции из различных витрин, «Ёхор»- композиция по теме « Одежда говорит о человеке», 5 класс и.т.д.
Совместно-индивидуальная форма работы характеризуется тем, что участники в начале работают индивидуально с учетом единого замысла, лишь на завершающей стадии деятельность каждого становится общей композицией. Работа «В цирке», 3 класс, «Русская изба», 5 класс.
Коллективно-взаимодействующая форма представляет возможность вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая свои действия на каждом из этапов коллективной деятельности. Эта форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства. Эта форма сотрудничества и сотворчества между учащимся, учителем. При рефлексии, когда дети видят свои и чужие работы, сравнивая приходят к осознанию уровня усвоения знаний, делают вывод в необходимости «добывания» знаний. На примере работ детей над проектами (социальные плакаты, мини-плакаты, книги разных жанров) видно, что такая работа развивает интерес к дизайнерской работе, способствует развитию интереса к урокам, дети используют свои работы, особенно много работ было сделано к праздникам( Новый год, День Рождения, День Святого Валентина), в оформлении телефонов, предметов быта(кашпо, тарелки, чашки, одноразовой посуды).
Развивающая функция коллективного творчества продуктивна, интересна не только для учащихся, интересна и учителю для определения психологических качеств своих учеников, умения работать в команде, эта работа воспитывает толерантность, умение отстаивать своё мнение, умение слушать других, учитывать другие мнения, что актуально в современном мире; при периодической смене лидеров вырабатывается умение «вписывать» себя в межличностные отношения, преодолевается замкнутость, разобщенность, формируются новые отношения, в основе которых лежат взаимовыручка, взаимопонимание, дружба. Считаю, что специфика поселковой школы требует именно достижения этих целей при обучении. Учащиеся в ходе работы, сопоставляют себе свои возможности с возможностями товарищей, стремятся полнее реализовать свои способности и умения, вместе с тем, каждый может воспользоваться эстетическим опытом других, все учатся объективно оценивать результаты коллективного творчества.
Таким образом, совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становиться эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.
В работе по организации коллективного творчества, путем экспериментирования выявила интересные способы объединения индивидуальных работ учащихся в единую композицию, приемы организации совместной деятельности, постепенно совершенствовала методику организации коллективной работы, стараюсь разнообразить задания, давать неожиданные темы для работы, особенно много эмоций вызывают работы в начальной школе, темы: « Подводный мир», «Город под нашими ногами», «Город будущего» охватывающей детей всего класса, процесс проживания этих сюжетов дает огромный импульс для развития фантазии и воображения.
Коллективная деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности.
Считаю, что правильная организация коллективного изобразительного творчества как одного из видов художественной деятельности на уроках изобразительного искусства (при этом не занижается значение двух остальных видов потребление и искусствознание) в художественном воспитании детей играет огромную роль не только в развитии коммуникативных качеств, но и творческой активности учащихся.
У любого художественного творчества два крыла - реальность и фантазия. Первое помогает отражать действительность, второе - помогает уходить от стереотипов. Активное изучение школьниками натуры, активного наблюдения учащихся за окружающей действительностью, изучение предметов, быта (выполнение набросков, зарисовок) - условия интенсивного развития художественного творчества, которая развивается при проведении внеурочных занятий, пленэра. После экскурсий, пленэра с учащимся придумали игры «Вопросы- ответы» на наблюдательность, на задуманный предмет «Да-нет». Еще одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности художественных материалов и техник, смена видов деятельности в течении года, (по возможности): лепка, живопись, графика, декоративная работа, чередуя эти виды можно избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохранить эффект новизны и в то же время давая возможность систематически работать над овладением разными художественными материалами и техниками, можно давать детям придумывать что-то свое, при прохождении темы по декоративно- прикладному искусству дети предложили «оживку» городецкой росписи делать штрих- корректором, на уроке используем в работе самоклеющиеся пленки, обои. Работы получаются очень выразительными, декоративными.
Одна из актуальных задач эстетического воспитания развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Если учесть, что человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, то его эстетические взгляды и суждения во многом созвучны с общественными представлениями о прекрасном. Толерантность наших детей, заложенная с рождения, развивается в детском саду, в школе, когда ребенок сам принимает участие в мероприятиях, посвященных культуре разных народов, живущих в нашем округе и крае, видит выступления разных диаспор, принимающих активное участие в общественной жизни, в школе изучает самобытное искусство и культуру других народов, начиная с темы «Каждый народ -художник».
Так как я работаю в национальной школе, которая призвана развивать образовательные потребности личности этноса, стараюсь дать развитие каждому ученику, что бы он осознавал свою самобытность, самодостаточность в культурном пространстве нашей многонациональной страны.
Литература: Б.М.Неменский. «Педагогика искусства». Пособие для учителя изобразительного искусства.
В.И.Колякина. «Методика организации уроков коллективного творчества», 2002.
15