Развитие творческого потенциала ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА И УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
Сегодня многие исследователи сходятся во мнении, что феномен «творческий потенциал» не имеет однозначного толкования. К примеру, в рамках деятельностного подхода осуществляется исследование данного феномена как качества, характеризующего меру возможностей личности осуществлять деятельность творческого характера. В. Г. Рындак квалифицирует творческий потенциал как «систему личностных способностей, позволяющих оптимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями, и как интегральную целостность природных и социальных сил человека, обеспечивающих его субъективную потребность в творческой самореализации и саморазвитии» [8, с. 17]. В деятельностной концепции М. С. Кагана личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется пятью потенциалами: гносеологическим, коммуникативным, аксиологическим, художественным и творческим. Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию, созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной (или нескольких) сфере труда, социально-организаторской и революционно-критической деятельности [7].
Сторонники аксиологического подхода определяют творческий потенциал как репертуар полученных и самостоятельно выработанных умений и навыков, как способность к действию и меру их реализации в определённой сфере деятельности и общения. Так, Е. А. Глуховская определяет творческий потенциал как «динамическое интегративное личностное свойство (в совокупности личностных способностей, знаний, умений, убеждений, отношений, направленности), определяющее потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития» [4, с. 23].
С позиции интегративного подхода исследователи определяют творческий потенциал как интегративную личностную характеристику человека, являющуюся системным динамическим образованием. К примеру, с точки зрения Ю. Н. Кулюткина творческий потенциал личности, определяющий эффективность её деятельности в изменяющемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностно-смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их. Такая база, такой потенциал развития есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития, а именно:
а) богатством потребностей и интересов личности, её направленностью на всё более полную самореализацию в различных сферах труда, познания и общения;
б) уровнем развития интеллектуальных способностей, позволяющих человеку эффективно решать новые для него жизненные и профессиональные проблемы, особенно глобального характера. Человек должен быть открытым по отношению к новому; реалистически подходить к возникающим проблемам, видеть их во всей сложности, противоречивости и многообразии. Такой человек должен также обладать широким и гибким мышлением, видеть альтернативные пути решения и преодолевать сложившиеся стереотипы; критически анализировать опыт, уметь извлекать уроки из прошлого; обладать высокой работоспособностью, физической силой и энергией, высоким уровнем развития психофизиологических возможностей [6].
Л. А. Даринская описывает творческий потенциал как сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности [5].
Итак, даже краткий анализ некоторых подходов показывает, что достаточно трудно дать однозначное определение такому феномену, как творческий потенциал. Мы полагаем, что творческий потенциал – это та энергия, которая может способствовать развитию природных способностей, личностных качеств человека, и привести, в конечном счёте, к всестороннему осуществлению личностью своей индивидуальной и социальной субъектности. Творческий потенциал может быть раскрыт, а может остаться и совершенно нетронутым. Это зависит от условий развития этого феномена. Иными словами, существуют некоторые ограничения, которые в имплицитной форме могут сдерживать раскрытие творческого потенциала личности.
О каких условиях идёт речь? Мы можем говорить о макросоциологических и микросоциологических условиях реализации творческого потенциала. К макросоциологическим условиям следует отнести социально-экономические и социально-политические факторы. Действительно, такие неблагоприятные социально-экономические условия, как, например, экономический спад, ухудшение качества жизни и т. д., вряд ли могут способствовать росту творческого потенциала личности. И, напротив, в новых социально-экономических условиях, переживаемых Россией в настоящее время, во главе угла оказывается акцент на многостороннем профессионально-личностном развитии личности. Творческий потенциал оказывается весьма востребованным в силу того, что личность сегодня всё активнее становится субъектом профессиональной деятельности, обладающим целым комплексом качеств для достижения продуктивных результатов своего труда.
А микросоциологические условия развития творческого потенциала связаны культурным полем социальной группы, организационной культурой и гендерными аспектами. Укажем, что мы не рассматриваем все условия, а лишь наиболее значимые. Не вызывает сомнений тот факт, что социальные группы воздействуют на входящих в них членов. Но при этом нередко упускается из вида, что влияние социальных групп осуществляется не в абстрактной среде, а в рамках организационной культуры той организации, в которую включаются эти группы. Иными словами, социальные групповые процессы детерминируются культурной средой, культурным пространством организации. Влияние социальной группы на личность осуществляется не в абстрактной среде, а в культурном поле группы. Последнее во многом определяется ценностными ориентациями лидера группы.
Проведённые автором исследования в ряде коммерческих организаций г. Новосибирска, показывают, что при коррекции некоторых компонентов мировоззрения лидера, изменялась культурная среда, в которой функционировала группа [2]. Как правило, рабочая группа становилась впоследствии более деятельной, склонной к инновациям. У неё повышалась степень адаптированности к непредвиденным, а главное, негативным процессам внутриорганизационного характера. Но самым важным следствием можно считать такие преобразования членов группы, как повышение их самооценки, профессиональный и личностный рост, а значит и рост творческого потенциала.
Что же касается гендерных аспектов, то здесь стоит сказать о том, что мужчины и женщины оказываются ограниченными рядом гендерных стереотипов, не позволяющих им полноценно раскрыть творческий потенциал (см. работы [1; 3]). Интересно, что эти стереотипы ограничивают не только женщин, как это традиционно считается, но и мужчин. И те, и другие в равной мере не имеют возможности полноценно реализовать свою индивидуальную и социальную субъектность.
Итак, в рамках данной статьи мы кратко рассмотрели ряд подходов к определению феномена «творческий потенциал» и показали макро- и микросоциологические условия его развития.