Педагогические чтения. Отчёт по самообразованию Формирование детского коллектива средствами декоративно -прикладного искусства
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
для детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей,
Сахалиинской области « Школа –интернат «Радуга»
Выполнила: Косолапова Алёна Владимировна,
воспитатель 5 группы
пгт. Смирных
2015г.
Содержание:
I.Введение
II. Формирование детского коллектива средствами декоративно –прикладного
искусства.
Глава 1. Трактование понятий «коллектив», «детский коллектив».
Глава 2. Декоративно –прикладное искусство как средство формирования
детского коллектива.
Глава 3. Практическая часть.
III.Заключение.IV. Список использованных источников.
V. Приложение (мультимедийная презентация)
« Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она
достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования».
Арни Барбюс, французский писатель,
журналист и общественный деятель.
( Слайд 2 )
I.Введение
Проблема дифференциации детских коллективов в настоящее время является одной из наиболее актуальных, прежде всего потому, что современный ребёнок входит в мир, формируется и развивается как личность через несколько разных по своему воспитательному потенциалу, сложности структуры, длительности функционирования коллективов.
Коллектив необходим и детям, и педагогам сегодняшней школы: ведь в ней воспитываются не только обучающиеся, но и умельцы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других, будущие защитники Родины. К тому же мы хотим, чтобы это были добрые, гуманные, отзывчивые люди, заботливые мамы и папы, хорошие соседи.
Воспитание их малоэффективно без опоры на коллектив самих ребят, их организационное единство, психологическую общность, без опоры на общественное мнение. Ибо детский коллектив, как бы он не назывался –является весьма действенным и мощным инструментом воспитания в руках думающих педагогов, сориентированных на ребёнке как на высшую ценность.
Цель: формирование детского коллектива средствами декоративно –прикладного
искусства.
Задачи:
Образовательные:
-продолжить учить воспитанников работать с тканью, бумагой, ножницами, канцелярским ножом.
Коррекционно –развивающие:
-развивать любознательность, фантазию, воображение, техническое и художественное мышление через различные виды творчества.
Воспитательные:
-воспитывать умение работать в коллективе.
II. Формирование детского коллектива средствами декоративно –прикладного
искусства.
Глава 1. Трактование понятий «коллектив», «детский коллектив».
Термин "коллектив" произошел от латинского collectives - собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации и совместной деятельности.
В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (группа, класс, студенческая группа) и общие.Коллектив - это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня развития различают складывающийся коллектив, т. е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся, "зрелый" коллектив.
Детский коллектив –это группа детей, в которой создаётся система высоконравственных отношений, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.
В исследованиях выделяют 4 этапа становления коллектива:
На этом этапе возникают первые, легко распадающиеся объединения детей. Объединяющим началом является воспитатель. Тяготение к сверстникам возникает на основе симпатии к ним.
Более устойчивое объединение на основе совпадения интересов ( вид игры, деятельности); впервые появляются дети –организаторы.
Появляется интерес друг к другу и первые избирательные дружеские связи.
Создание внутри детского сообщества таких отношений, когда каждый чувствует себя участником общего дела.
Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.
Средством осуществления этих ценностных ориентации становится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.
Важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению социальных норм, традиций, способов сотрудничества и ценностных ориентации, составляющих культурное достояние общества. Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности воспитанников, обеспечивающей вхождение в мир культуры отношений, сотрудничества, сотворчества.
Общение детей в коллективе активизирует их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.
Педагог задает культурную атмосферу процесса взаимного влияния детей в коллективе и обеспечивает условия, в которых каждый ребенок раскрывается со стороны своих лучших качеств, способностей и тем самым оказывает благотворное влияние на остальных.
В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.
В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека, понимания своей индивидуальности. В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений.
На деятелъностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов ( например, выставка творческих работ), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей.
Глава 2. Декоративно –прикладное искусство как средство формирования
детского коллектива.
Социальная адаптация детей с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на них дефектом в области познавательной деятельности. Поэтому такого ребёнка нужно специально обучать тому, что обычный ребёнок усваивает не задумываясь, т.е.всему, что для него будет жизненно необходимым. Как и для любого человека, это будут знания и умения, приобретённые в области быта, труда и досуга. В основе социального благополучия любого человека лежит его успешность в самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время.
Творчество –это отличный способ самовыражения, познания мира формирования собственного взгляда на вещи.
Дети и творчество –понятие практически нерасторжимое. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному. Творческий ребёнок всегда найдёт большое число решений любой проблемы, поскольку его мышление будет выходить за рамки типичного восприятия.
Можно спросить так: а зачем вообще это развитие творчества в ребёнке? Ведь для того, чтобы состояться как личность и впоследствии найти подходящую работу надо совсем другое –просто хорошо учиться. Но те, кто думают, что обучение ребёнка творчеству –только напрасная трата времени, заблуждаются.
В процессе творчества происходит самовыражение, профилактика психосоматических заболеваний, выражение различных эмоций, проработка чувств и состояний.
Творчество во всех его видах позволяет ненавязчиво развивать у детей такие нужные функции как внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. Это свободный процесс, основными составляющими его являются:
-инициатива
-переживание за результат
-независимость
Занятия творчеством –это наиболее широкая сфера формирования коллектива.
Глава 3. Практическая часть.
Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе –одна из важнейших задач современного образования.
Ребята моей группы имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности посредством занятий кружка « Мастерская Тяп –Ляп» ,который я веду(Слайд 3).
Целью занятий кружка стало не только дать навыки и приёмы работы с различными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах, сплотить детей в единое целое. Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях кружка является воспитание у детей эмоционально –положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами.
В программу кружка включены различные виды творчества: изобразительное искусство, аппликация, поделки из природного материала, поделки из бумаги в технике вытынанка, киригами, оригами, изонить, поделки из фетра.
Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребёнка.
Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому. Это первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Интерес детей к творчеству из бумаги объясняется ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Любая работа с бумагой –складывание, вырезания, плетения –не только увлекательна, но и познавательна. Дети увидят, что бумага универсальна, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоёмких и, вместе с тем, интересных изделий. Творить чудеса из бумаги готовы все дети нашей группы. Кроме того, дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения (Слайды 4,5,6,7).
В прошлом году я познакомила детей с новыми техниками вырезания «вытынанка»,«киригами».
Вытынанка ( от укр. «вытинати» -вырезать) – это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства; ажурное вырезание из бумаги, кожи, ткани, бересты, дерева. Несложность технических средств, доступность и возможность создания шедевров делают вытынанки популярным и любимым творчеством детей.
Киригами– вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. С помощью техники киригами можно создавать очаровательные и необычные открытки, которые поражают своей креативностью даже самых спокойных к подобному искусству людей.
Вырезанием в этой технике заинтересовались 3 ребёнка из 9. Работа с новой техникой полезна, т.к.она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение(Слайды 8,9).
Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что –то своё. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создаёт положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.
Как показывает опыт, использование новой техники выводит ребёнка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса « я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.
В декабре месяце 2014года познакомила детей с техникой вышивания «изонить».
«Изонить» -оригинальный вид декоративно –прикладного искусства, уходит своими корнями к народным промыслам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения нитей. Они вбивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали нитки, получались ажурные изделия. Со временем технология несколько усовершенствовалась и распространилась на картон, в котором предварительно прокалывают дырочки. С помощью этой технологии можно создавать великолепные открытки, панно, картины. Заинтересовались данной техникой 4 человека из 9(Слайд 10).
Совсем недавно мы с детьми освоили ещё один вид прикладного искусства – шитьё. Шьём игрушки, корзинки и делаем поделки из фетра (Слайды 11,12).
Фетр –это нетканый материал, получаемый путём механического сцепления волокон шерсти, волоса, меха, посредством их сваливания (путём увлажнения, нагревания, трения). Именно благодаря этой структуре, фетр так удобен в работе. Удобен настолько, что его запросто можно сравнить с бумагой. Его можно резать и он не будет осыпаться. Его можно клеить, причём на любую сторону –ведь у фетра нет изнанки. Его можно сгибать –он абсолютно пластичен. Более того, он даже превосходит в некотором роде бумагу, ведь его сложно порвать. К тому же он очень приятен по тактильным ощущениям –тёплый, мягкий, ворсистый. Очень удобный, практичный и прост в использовании материал для изготовления поделок с детьми. Заинтересованность в изготовлении поделок из фетра высказали 6 человек из 9.
Развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и что немаловажно приносит детям радость. Подобное взаимодействие способствует усвоению бесценного сотрудничества, понимания детьми того, что окружающий мир состоит из людей с разными возможностями и равными правами.
Формирование коллектива идёт также через изготовление поздравительных открыток, плакатов и украшения квартиры к Новому году (Слайд 13), день Святого Валентина (Слайд 14), 23 февраля(Слайд 15), 8 марта(Слайд 16), также через тематические праздники «Рождество» и тематической недели «Моя Россия»(Слайд 17), участия в федеральных публикациях (Слайд 18) и областном конкурсе «Золотая осень»
( Слайд 19).
Вначале занятий дети не могли удерживать внимание продолжительное время на определённом виде деятельности, затруднялись. Так, в процессе творчества за этот учебный год занятий моторика, умения и навыки, внимание выросли, ребята начали создавать композиции, которые сегодня демонстрируются на школьных выставках и иногда занимают призовые места. Совместная деятельность детей создаёт общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, радуются успеху. Они становятся терпимее, справедливее в оценке своих действий.
Материал для работы с детьми я беру из источников культуры: научной литературы, искусства.
Формы и методики работы я заимствую из педагогической литературы, обогащая их собственными творческими находками и нововведениями, а также делаю методы и формы современными и понятными для детей, используя интернет –ресурсы и инновационные технологии.
Последовательность педагогических шагов выстраивается с учётом уровня развития ребёнка и социально –психологических обстоятельств. Столь же избирательно определяется педагогическая тактика. И точно так же, как в работе, я постоянно сверяю то, что было запланировано на данном этапе и то, что получилось на практике.
На занятиях использую следующие методы:
- словесный (объяснение, беседа)
-наглядный (иллюстрации, наблюдения, показ (выполнение) воспитателем, работа по образцу)
-практический (выполнение работы по шаблону)
Формы проведения занятий:
-фронтальная –одновременная работа со всеми детьми.
-индивидуально –фронтальная –чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы.
-индивидуальная –индивидуальное выполнение заданий.
Осуществляя руководство детским коллективом, учитываю две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребёнка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребёнка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общими делами.
Учитывая это, решаю двуединую задачу –способствую развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создаю условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности.
Заключение.
В детском коллективе, объединённом интересной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищённости, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих дел. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большой теплотой его бывшие участники (Слайд 20).
Список используемых источников:
http://azps.ru/articles/soc/soc95.htmlhttp://knowledge.allbest.ru/pedagogicshttp://detkam.e-papa.ru/http://turboreferat.ru/pedagogy/formirovanie-kollektiva-mladshih-shkolnikov-cherezhttp://otherreferats.allbest.ru/pedagogics