Доклад на РМО учителей математики «Система подготовки к ЕГЭ и ГИА. Из опыта работы».
Доклад на РМО учителей математики
учителя математики и информатики, 1 квалификационной категории,
МБОУ Кутуликская СОШ,
Карачун Веры Валерьевны.
Тема: «Система подготовки к ЕГЭ и ГИА. Из опыта работы».
Подготовка к итоговым экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ всегда ответственный процесс. Многое зависит от ученика, но еще больше от его учителя. А конкретно, от того, как будет организована подготовка к итоговой аттестации.
Я работаю в МБОУ Кутуликская СОШ уже почти 10 лет. За это время мне пришлось с учетом уже этого учебного года столкнуться с подготовкой учащихся к ЕГЭ – трижды, дважды – с ОГЭ (ГИА). Над построением системы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА я работаю на протяжении последних нескольких лет.
Среди выпускников были те, кто набирал по 60-64 балла, были те девятиклассники, которые получали высокую отметку за экзамен.
Цель моей работы – не только подготовить ученика к прохождению итоговой аттестации, но заложить фундамент знаний по математике, необходимый для продолжения образования в 10 - 11 классах и в ВУЗе.
Первое, что пришлось сделать и приходится делать каждый раз, когда начинаешь подготовку с очередным классом – это начать с подготовки себя самой. Пришлось изучить материал, посвящённый ЕГЭ, ГИА, опубликованный в журнале «Математика в школе», на сайтах (http://www.fipi.ru; http://www.ege.edu.ru; http://www.iro38.ru/) и др., «прорешать» прототипы заданий (ежегодно прототипы новых заданий) из открытого банка заданий по математике: http://mathege.ru/, ознакомиться с информационно-аналитическими справками по результатам ЕГЭ, ГИА.
Второе – приобрести готовые печатные и электронные пособия, сборники с материалами ЕГЭ, ГИА, которые рекомендованы ФИПИ и наиболее подходят для подготовки в текущем году, чтобы рекомендовать их обучающимся, выбрать адреса для онлайн-тестирования в интернете, собрать учебный материал для тренингов: тесты по основным темам курса; тренировочные тесты; итоговые тесты; тесты экзаменов прошлых лет; тесты пробных экзаменов.
Третье – пройти предлагаемые курсы по вопросу подготовки к ЕГЭ, ГИА, участвовать в обсуждениях с коллегами, чтобы использовать их опыт, познакомиться с нормативными документами по проведению экзамена. Прошла дистанционные курсы повышения квалификации на сайте Педагогического университета «1 сентября» по теме «Система подготовки к ЕГЭ по математике». Неоднократно принимала участие в вебинарах и семинарах по поводу подготовки к ЕГЭ и ГИА от издательств «Просвещение», «Легион». Кстати, сегодня, 24 февраля 2016 г. Издательство «Легион» проводит вебинар, посвященный «Особенностям государственной итоговой аттестации по математике в форме ГВЭ 9 и 11 классов в 2015-2016 году с учетом методических рекомендаций Рособрнадзора», автор - Наталья Николаевна Кривенко, время в 10.00 и 15.00 по Москве, предварительно нужно зарегистрироваться. Там же Вы можете познакомиться с серией других вебинаров по данной тематике, которые уже проводились и есть там в записи. В рамках 4 регионального педагогического конкурса учителей математики прошла курсы повышения квалификации по теме: «Углубленное обучение математике в современных условиях» и в этом году прошла регистрацию на 5 региональный педагогический конкурс.
Четвёртое – продолжать регулярно повышать свой уровень профессиональной грамотности через самообразование.
ЕГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста - высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог.
Плодотворно начинаем работать с сентября месяца.
Начиная подготовку, и в процессе подготовки всем учащимся рассказываю, как лучше организовать своё рабочее место для подготовки к экзаменам, составить план занятий, разработать индивидуальный режим дня, с чего начать занятие, как учитывать особенности запоминания, использовать методы релаксации и активизации, приемы снижения экзаменационной тревожности, как организовать день перед экзаменом, настроить свои мысли на успех, как вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на Интернет-ресурсы по подготовке. При подготовке к экзаменам привлекаем социального педагога и психолога, чтобы они рассказали, как правильно и безболезненно пройти процедуру экзамена. Для их родителей проводим родительское собрание, где знакомим с организацией и проведением ГИА и с тем как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов.
На первых занятиях знакомлю учащихся с нормативно-правовыми документами, провожу инструктаж по правилам выполнения КИМов. Знакомимся с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняем коллективно, с полным объяснением и записью на доске, прорешиваем несколько тестов (1 часть). При этом стараюсь познакомить с тем, как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания. Стремлюсь каждого ученика вызвать при этом к доске.
В начале октября 2015 г. была проведена первая диагностическая работа в 11-м и 9 - классах, например в 9-м из 23 уч., которые писали работу «5»-1, «4»-3, «3»-10, «2»-9, работа показала, что ребята не умеют внимательно читать вопрос, очень много ошибок было в записи ответов, при верном решении записывают неверный ответ (пропуск запятых в числе, запись наименований, % и т.д.). Дальнейшая работа была построена, учитывая ошибки в решении и записи ответов. Пробелы в знаниях.
Считаю, что разумнее выстраивать подготовку, соблюдая правило – от простых типовых заданий до заданий части 2. Система развития логического мышления учащихся осуществляется с помощью системы различных типов задач с нарастающей трудностью. Исследования показали, что расположение однотипных задач группами особенно полезно, поскольку дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.
Мне в помощь беру сайты: http://www.fipi.ru; http://reshuege.ru/; http://reshuoge.ru/.
Там есть целые серии протопипов заданий по интересующим нас темам, где можно также просмотреть и уже разобранные примеры. Начинаем их прорабатывать.
Уже из проведенной диагностической работы, да и зная своих учеников, кто, на что способен, начинаю намечать индивидуальные образовательные маршруты для «сильных» и «слабых» учащихся, не объявляя такого деления. После прорешивания некоторого количества задач по предложенной мною теме, которую мы уже с ними проработали, я предлагаю им проверить себя, воспользовавшись сайтом: http://reshuege.ru/; http://reshuoge.ru/, сразу и проверив себя по ключу. Это мы можем сделать на консультации в онлайн режиме.
Мы в ноябре месяце приобрели сборники для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ издательства «Экзамен» под редакцией И.В.Ященко. Дети работают по ним дома, закрепляя проработанный на консультациях материал. Я их потом проверяю. На сдвоенных уроках, или в индивидуальное время (на консультациях) провожу тренировочную работу по типу ЕГЭ, ОГЭ. Дети работают каждый со своим вариантом. Собираю бланки ответов, проверяю в течение 1-2 дней, раздаю им и предлагаю сделать дома работу над ошибками. Индивидуально провожу работу по консультированию по поводу коррекционной работы над ошибками, если необходимо, то отправляю на повторную отработку по допущенной ошибке в каталог заданий на уже ранее озвученные сайты. На консультациях еще раз обращаю внимание на наиболее часто допускаемые ошибки.
Через некоторое время озвучиваю, что на консультациях работаем дальше следующим образом: как обычно со всеми и отдельно еще по второй части с детьми, претендующими на 4 и 5. Во второй группе остается от 5 до 10 человек, остальные в обычном режиме. Проводя несколько консультаций, опять возвращаюсь к диагностической работе по типу ЕГЭ, ОГЭ. Садимся на положенное время и решаем каждый свой вариант.
В третьей четверти по линии администрации, или на платных экзаменах дети могут себя еще раз проверить. На предыдущей неделе дети писали платный экзамен, поэтому теперь у нас есть возможность обсудить задания и ошибки ребят, вовремя до экзамена их скорректировав. Опять это контролируем и проводим работу над ошибками.
Подготовка обучающихся к ЕГЭ - это большой труд учителя, серьёзное испытание для самого ученика. Если вы хорошо знаете, объясняете, любите свой предмет и своих учеников, вы обязательно сможете подготовить их к экзамену. А каждый обучающийся должен помнить слова известного швейцарского математика Джорджа Полиа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».