Выступление на педагогической конференции на тему Формирование коммуникативной компетенции
«Единственная роскошь –
это роскошь человеческого общения».
Антуан де-Сент Экзюпери.
Об этом рассуждали философы на протяжении веков, и эта тема остается актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении
(3 слайд).
Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни.
(4 слайд)
Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества.
(5 слайд)
Что же подразумевается под коммуникативной компетенцией?
Коммуникативная компетенция это:
Способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
Готовность решать коммуникативные задачи, адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;
Владение устным и письменным общением.
(6 слайд)
Что характерно для коммуникативной компетенции учителя?
Коммуникативная компетенция учителя выполняет три основные функции:
Коммуникативную, включающую обмен информацией;
Интерактивную, предусматривающую организацию действия;
Персептивную, отражающую процесс восприятия и формирование образа другого человека, и установление взаимодействия.
(7 слайд)
Критерии развития коммуникативных компетенций должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:
Умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а так же умение проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
Умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных целей;
Умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению.
(8 слайд)
В формировании коммуникативной компетенции приняли участие 8 человек:
Петрова Наталья Владимировна
Купчик Ольга Николаевна
Майорова Галина Ивановна
Киреева Наталья Юрьевна
Душутина Татьяна Борисовна
Кабанова Валентина Николаевна
Родюшкина Наталья Викторовна
Рудович Тамара Игнатьевна
Для демонстрации своего опыта по формированию коммуникативной компетенции, учителями были проведены уроки, классные часы и внеклассное мероприятие.
(9 слайд)
Предлагаю вашему вниманию зарисовки с уроков, классных часов и открытого мероприятия.
(10 слайд)
Петрова Наталья Владимировна - открыла декаду по формированию коммуникативной компетенции. Она провела урок по окружающему миру на тему «Вещество важное для жизни». На уроке разговор шел о кислороде, о его свойствах и значении. Урок Наталья Владимировна начала с проблемных заданий и наводящих вопросов, в результате дети сами сформулировали тему урока. На уроке были использованы такие методы как: беседа, Работа с учебником, письменная работа в тетрадях. Смена учебной деятельности способствовала активизации познавательной деятельности. Понравилось и то, что Наталья Владимировна в течение всего урока поощряла активную деятельность учащихся, а также давала возможность исправить ошибки.
(11 слайд)
Купчик Ольга Николаевна – провела урок в 8 Б классе на тему «Типы климата России». Урок сопровождался презентацией и видеороликами. Ольга Николаевна использовала различные методы и приемы: беседа, письменная работа, работа с учебником. Дети были очень активны, темп урока хороший. Учитель сумела заинтересовать не только учеников, но и присутствующих на уроке педагогов. Понравилось то, что оценки за урок получила большая часть класса, Ольга Николаевна охарактеризовала ответ каждого из получивших оценку.
(12 слайд)
Майорова Галина Ивановна – провела урок обществознания в 10 А классе на тему «Мораль. Религия». Урок начался с определения понятия «наука». Дети приняли активное участие в составлении формулировки термина. Урок сопровождался интересной и познавательной презентацией. Галина Ивановна сумела вовлечь в диспут о морали и моральных качествах человека большую часть класса. Понравилось то, что дети к данному уроку подготовили свои презентации о мировых религиях, а затем вместе с учителем выделяли положительные и отрицательные их стороны.
( 13 слайд)
Киреева Наталья Юрьевна – урок биологии в 6А классе по теме «Путешествие с капелькой воды». Урок был посвящен изучению передвижения в растении воды и минеральных веществ. Урок сопровождался презентацией, учитель активно использовал такие методы и приемы как беседа, работа с учебником, работа с рисунками и схемами. Дети на уроке были активны, приводили примеры из жизни, приготовили сообщения.
(14 слайд)
Рудович Тамара Игнатьевна – провела классный час на тему «Чем я богат». Классный час начался чтения сказки с последующем ее обсуждением. Учитель беседовал с учащимися о качествах человека – плохих и хороших: великодушии и злости, любви и ненависти, доброте и жадности и т.д. Тамара Игнатьевна сумела заинтересовать детей данной темой, но несмотря на интересный разговор, учитель уделил время физкультурной минутке. Классный час закончился на позитивной волне и дети, и присутствующие получили маленькие солнышки, олицетворяющие доброту.
(15 слад)
Внеклассное мероприятие – викторина между 8А и 8Б провели Кабанова Валентина Николаевна и Душутина Татьяна Борисовна Викторина была посвящена малым олимпийским играм. Викторина сопровождалась презентацией и театрализованным представлением. Перед учащимися предстали Зевс и другие боги с Олимпа. Классные руководители сумели создать не принужденную обстановку, вселили в детей спортивный азарт. Мероприятие прошло весело, в тяжелой борьбе победила дружба.
(16 слайд)
Классный час «Поговорим о дружбе» - провела Родюшкина Наталья Викторовна в 6 А класса. В ходе беседы, классный руководитель вместе с детьми искали ответы на вопросы:
Зачем человеку друзья?
Что такое дружба?
На классном часе использовались игровые моменты, обсуждались различные ситуации, а также моделировались ситуации по заданным темам. Классному часу предшествовала большая подготовительная работа, дети писали сочинения, учили стихи о дружбе. В завершении классного часа были выведены законы дружбы.
В заключении мне хотелось бы сказать, что все учителя продемонстрировавшие свой опыт в совершенстве владеют коммуникативной компетенцией.
(17 слайд)
Человек, который слишком стар, чтобы
учиться, по всей видимости всегда
был слишком стар, чтобы учиться.
Генри Хаскин
15