Методическая разработка по Эстрадному пению, тема:Дикция и артикуляция
МКУ ДО Базарносызганская ДШИ
Кадеркина Антонина Николаевна
Преподаватель первой квалификационной категории
«Методическая разработка»
для урока по эстрадному пению
Тема: «Дикция и артикуляция» реализуемой общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства учебный предмет « Эстрадное пение»
Срок реализации - 4 года
Возраст – 6 - 9 лет
р.п. Базарный Сызган
2016 год
Методическая разработка — издание, которое содержит конкретные материалы в помощь выполнения творческого задания, изучения какой-либо темы урока(схемы, плакаты, карточки, рисунки), по проведению мероприятия , сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Аннотация
Настоящая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования занимающимся с детьми эстрадным пением.
Методическое пособие может быть использовано на начальном этапе обучения пению, правильному формированию и укреплению артикуляционного аппарата.
Суть - Развивать культуру и манеру сценического вокального исполнения: творческое самовыражение, вокальную индивидуальность, мышечный аппарат и мелкую дикционную моторику, умение донести слово до слушателя.
Развивать артикуляционный аппарат вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Источники:
Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. М., 1997.
Варламов А. Полная школа пения. М., 1989.
Варламов А.Е. «Полная школа пения» Санкт – Петербург, издательство «Планета музыки», 2008.
Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968
Дмитриев А. Голосовой аппарат певца.- Москва. Музгиз.1964.
Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса» Методическое пособие 1999г.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб.1996.
Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению.- СПб. изд. «Музыкальная палитра» 2008
Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка 1977
Морозов В. Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967
11. Иванченко В.Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей» Издательство «Учитель» 2002.
12. Орлова Т.М., Белкина С.И. «Учите детей петь» Москва 1987г.
Тема занятия: Дикция и артикуляция. (Для детей первого года обучения) ( 1 слайд).
(слайд 1)
Форма организации деятельности учащихся на занятии индивидуальная.
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
Обучение правильному певческому дыханию, пропеванию слов на зевке, пропеванию согласных.
Учить передавать мелодию, чисто интонировать
Развивающие
Развить дикционные способности и навыки.
Развить образное мышление средствами музыкальной выразительности,
логические навыки, умение анализировать смысловое содержание произведений, глубокого понимания в произведении смыслового значения слова, фразы, предложения, видеть в музыкальном образе смысловые доминанты и воплощать их в повседневной жизни.
Развить культуру и манеру сценического вокального исполнения: творческое самовыражение, вокальную индивидуальность, мышечный аппарат и мелкую дикционную моторику, умение донести слово до слушателя.
Воспитательные:
Способствовать формированию культуры пения у воспитанников, как эстетическую потребность, как часть их общей художественной, а шире – духовной культуры.
Способствовать формированию интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям, творческого самовыражения, для реализации духовно-творческих потенций каждого ребёнка, при воплощении в песне волнующих его чувств и мыслей, раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения.
Оборудование и материалы:
- просторное светлое помещение;
- фортепиано;
- акустическая система;
- зеркало.
- ноутбук.
Метод обучения: Беседа, исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение песни.
Психологические условия на уроке. Утверждение радости на уроке.
Личностно-ориентированные общение - учет индивидуальных способностей, уровня музыкального развития, дифференцированный подход.
Психологически-комфортная атмосфера - эмоциональное удовлетворение, право учиться на успех.
Проектируемый результат. Ребёнок должен иметь устойчивый интерес к выполняемым им упражнениям, иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально, напевно, с хорошим певческим дыханием и с хорошей дикцией исполнить её.
Введение в тему.
Хорошо сказанное слово – уже пение,
а, хорошо спетая фраза уже речь.
К.С. Станиславский. (2 слайд)
(слайд 2)
На протяжении всего учебного года мы учимся петь, работаем над своим голосом. является самым важным в пении
Чистота интонации, правильное певческое дыхание, звукообразование, дикция являются самым важным в пении.
Без дикции и слов мы не сможем донести до зрителей смысл и содержание музыкального произведения.
Объяснение темы. «Дикция и артикуляция».
Сегодня на занятии мы поработаем над дикцией, над формированием певческого звука. Пение — единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань.).
(Демонстрация плаката «Артикуляционный аппарат»).
(слайд 3)
- Все эти органы участвуют в формировании звука.
Попробуем без участия языка сказать: «Добыл бобыль бобы».(выполняем задание)
-Ничего не понятно.
Попробуем сказать то же самое без участия губ (выполняем задание).
-Опять ничего не понятно.
Значит, какой можно сделать вывод? В формировании звука должны быть задействованы все органы речевого аппарата, он весь должен активно работать. Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных). В потоке речи гласные и согласные несут неодинаковую функцию. Голос, его эмоциональная окраска, сила и насыщенность звучания идет, прежде всего, через гласные звуки. Дикционная четкость, разборчивость речи связана с четким произношением согласных. (4,5 слайды).
(слайд 4)
(слайд 5)
Педагог обращает внимание ученика на плакат «Таблица деления согласных». (слайды6,7,8,9)
( слайд 6)
(слайд 7)
( слайд 8)
( слайд 9)
Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные - "носители"вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука."Согласные максимально укорачиваются, произносятся предельно четко и ясно". В этом кроется один из секретов кантилены. "Гласные являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий звук, поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От вокального правильного формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса". (С. Юдин) (10-11 слайды)
(слайд 10)
(слайд 11)
Активность и слаженность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. А вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. Итак, дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение слов текста. Рот вокалиста должен быть свободен, и «красиво активен», это зависит от челюстей, языка, губ. Вокальное красивое открывание рта только помогает правильному положению языка, глотки, гортани и правильной позиции всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка, а он - главный артикулятор гласных. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживаться мышцами щек и углами губ, самими губами, активно произносящими согласные.
Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. "Губы должны лежать на зубах", - так говорил М. Гарсиа.
Певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно? Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов, делать упражнения на развитие певческого дыхания и распеваться.
Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.
Практическая часть.
Мы переходим к практической части нашего занятия.
Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата. (12 слайд)
(слайд 12)
Предлагаю вспомнить скороговорки которые разучили на предыдущих занятиях.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак
Сунул руку Грека в реку
Рак за руку Грека цап.
Рекомендации:
В скороговорке отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.
Если текст, звучит четко и уверенно, постепенно можно увеличить темп, но нельзя забывать, что все в скороговорке главное не темп, а четкость и ясность произношения.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон
Как в капюшоне
Он смешон.
Рекомендации:
Повторим скороговорку в различных образах и с эмоциями, присущими персонажу изображенному на картинке, в образе веселого зайца, грустного щенка и довольного кота. (13 слайд)
(слайд 13)
Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.
Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата.
Рекомендации:
Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнять упражнение, пение закрытым ртом звука «м». зубы при этом должны быть разжатым, мягкое небо активизировано в легком зевке, звук должен посылать в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с её носоглоточной полостью. Посылание звука в переднюю часть твердого неба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полётность. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.
После пения закрытым ртом поем на слоги «зо зи зо». Всего 5-6 упражнений.
Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос с ощущением легкого полузевка. Петь на одном дыхании, плавно, мягко, протяжно переходить от одной ноты к другой.
Каждое следующее проведение мелодии проходит при повышении её на полтона. Это закономерно для всех распевок без исключения.
Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения.
Рекомендации: Песня веселая, в характере польки. Исходя из этого, ребенок не может петь вяло. Но слишком увлекаться с твердой атакой звука нельзя. Иначе пойдет разговор в тональности. Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединить слог за слогом, звук за звуком.
Поём песню (1 куплет, потом припев) по фразам с закрытым ртом на звук «м». Когда мелодический отрезок уже отработан данным способом, нужно спеть его со словами, сохраняя оформление гласных звуков, их связность, согласные звуки при этом обязательно произносит, четко, коротко без утрирования. Активность и слаженность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. А вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. Рот вокалиста должен быть свободен, и «красиво активен».
Особо стоит отметить, что внимание ученика должно быть направлено на поток и сцепление гласных между собой. Тогда тем самым будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и четко, "спрессовать" их, но не "выстреливать", чтобы не принести ущерб потоку гласных, то есть звуковому потоку, не рвать кантилену, не делать пения скандированным. "Рваная" дикция вредна не только в вокальном, но и в художественном отношении.
Существует известный афоризм:
"У хорошего певца хорошая дикция,
у плохого певца и дикция плохая" (14 слайд)
(слайд 14)
После такой работы по небольшим частям над звуковедением, над дыханием, нужно поработать над произведением как над единым целым. Попробовать исполнить её полностью (1 куплет и припев) под фонограмму, которая должна быть тихой, ни в коем случае не заглушающим голоса ребёнка.Подведение итогов.
Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах, работали над дыханием, над звуковеденим в целом. Познакомились с новыми понятиями.
Итак, навык артикуляции включает:
- отчетливое, фонетически определенное и грамотное произношение;
- умеренное округление гласных за счет пения на скрытом зевке;
- нахождение высокой вокальной позиции;
- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе. (15 слайд)
(слайд 15)
А чтобы наш труд не прошел даром, дома перед зеркалом нужно выразительно проговаривать стихотворный текст песни, что поможет при пении добиваться выразительного звукообразования.
Организационный конец (слайд 16)
Спасибо! До свидания. До новой встречи.
Список источников информации и иллюстраций.
Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. М., 1997.
Варламов А. Полная школа пения. М., 1989.
Варламов А.Е. «Полная школа пения» Санкт – Петербург, издательство «Планета музыки», 2008.
Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968
Дмитриев А. Голосовой аппарат певца.- Москва. Музгиз.1964.
Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса» Методическое пособие 1999г.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб.1996.
Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению.- СПб. изд. «Музыкальная палитра» 2008
Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка 1977
Морозов В. Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967
11. Иванченко В.Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей» Издательство «Учитель» 2002.
12. Орлова Т.М., Белкина С.И. «Учите детей петь» Москва 1987г.
Сайты в интернете.
http://www.rockvocal.com
HYPERLINK "http://thelib.ru/books/pekerskaya_em/vokalniy_bukvar-read.html" http://thelib.ru/books/pekerskaya_em/vokalniy_bukvar-read.html
http://www.startvocal.ru
http://www.musicforums.ru/vocal
http://www.100 vocalistov.ru