Образовательная программа по эстрадному вокалу
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебная программа
2.1. Учебно – тематический план (1ый год обучения)
- Содержание курса (1ый год обучения)
- Требования к уровню подготовки учащихся (1ый год обучения)
- Этапы педагогического контроля (1ый год обучения)
- Условия реализации программы (1ый год обучения)
2.2. Учебно – тематический план (1ый год обучения)
- Содержание курса (2ой год обучения)
- Требования к уровню подготовки учащихся (2ой год обучения)
- Этапы педагогического контроля (2ой год обучения)
- Условия реализации программы (2ой год обучения)
2.3. Учебно – тематический план (1ый год обучения)
- Содержание курса (3ий год обучения)
- Требования к уровню подготовки учащихся (3ий год обучения)
- Этапы педагогического контроля (3ий год обучения)
- Условия реализации программы (3ий год обучения)
2.4. Учебно – тематический план (1ый год обучения)
- Содержание курса (4ый год обучения)
- Требования к уровню подготовки учащихся (4ый год обучения)
- Этапы педагогического контроля (4ый год обучения)
- Условия реализации программы (4ый год обучения)
2.5. Учебно – тематический план (5ый год обучения)
- Содержание курса (5ый год обучения)
- Требования к уровню подготовки учащихся (5ый год обучения)
- Этапы педагогического контроля (5ый год обучения)
- Условия реализации программы (5ый год обучения)
2.6. Учебно – тематический план (6ой год обучения)
- Содержание курса (6ой год обучения)
- Требования к уровню подготовки учащихся (6ой год обучения)
- Этапы педагогического контроля (6ой год обучения)
- Условия реализации программы (6ой год обучения)
3. Список литературы
4. Сведения о разработчике
Пояснительная записка.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с желанием и возможностями детей заниматься пением, что способствует росту числа детских вокальных коллективов, расширению их концертно - исполнительской деятельности, стиля сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
По всей целевой направленности программа общеразвивающая, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокального искусства.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующей цели: развитие личности ребенка через творческую реализацию его возрастных интересов и способностей, самоопределения средствами музыкально – творческой деятельности.
задачи:
- формирование у детей знаний по вокалу, элементарной теории нотной грамоты.
- приобретение практических навыков и умений при работе с голосовым аппаратом;
- развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, формирование устойчивого интереса к пению;
- воспитание культуры поведения, самостоятельности на занятии;
- воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.
Характеристика программы:
Тип – дополнительная общеразвивающая программа;
Направленность – художественно-эстетическая;
Вид – модифицированная (адаптированная);
По возрастному принципу - разновозрастная.
Программа рассчитана на 6 лет обучения для детей 7-17 лет.
Занятия организуются 2 раза в неделю по одному астрономическому часу.
Программа по структуре ступенчатая: основной курс – 6 лет, после этого – курс совершенствования мастерства – 2 года, но желающие могут заниматься и дольше. Каждая ступень является законченным этапом обучения, и в то же время основой для дальнейшего продвижения ребенка.
Программа обучения предполагает:
- групповые занятия;
- занятия с солистами;
- участие в районных, областных конкурсах и фестивалях;
- участие в концертах и выступлениях разных уровней.
По окончании обучения по данной программе дети, занимающиеся в студии должны:
- уметь чисто интонировать, петь в единой манере, многоголосием в правильной певческой установке; - знать всю программу ансамбля, участвовать в конкурсах и концертах разных уровней.
Первая ступень – «Эстрадный вокал», 6 лет обучения. Курс способствует становлению жизненных ориентаций, воспитывает чувство коллективизма, развивает музыкально-эстетический вкус, пробуждает творческие способности.
В современных условиях этот курс особо важен, так как учит понимать прекрасное, сопереживать другим людям, знакомит с русской культурой, учащиеся с пользой проводят свободное время. Программа курса позволяет вести обучение детей с 7 – 8 летнего возраста.
Вторая ступень – «Совершенствование мастерства». Курс рассчитан на 2 года, но по желанию учащиеся могут заниматься и более длительный срок. Предназначен для детей, окончивших обучение по основному курсу и желающих совершенствовать свое мастерство по образовательному маршруту. Имеет место повышение сложности оттачивания мастерства, высокого художественного и исполнительского уровня, но и проектная деятельность. Так же возможность участия в районных, окружных, областных и Интернет конкурсах.
Основные направления и содержание деятельности.
Учебная деятельность:
Процесс обучения осуществляется непрерывно от простого к более сложному.
Занятия организованы в групповой и индивидуальной формах, состоят из теоретической и практической части. В теоретическую часть входит ознакомление с текстом произведения, его автором и композитором. Практическая часть включает распевание, работу над текстом, дыханием, дикцией, интонационным освоением произведения, работа над движениями, работа над двух, трехголосием, а так же концертная деятельность. Практическая часть преобладает, т.к. необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки.
Методы: наглядного показа, разбор интонационного материала произведения, работа над артикуляционным аппаратом, поощрения.
Основные формы работы:
Индивидуальная: разбор мелодии песни, разучивание «голосов», работа над дикцией.
Групповая: исполнение песни в «унисон», «канон», двух, трехголосием, выступление на районных, окружных, областных конкурсах, фестивалях; участие в концертно – игровых программах в ЦДОД, ЦКиД.
Программа способствует реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования (от 22 декабря 2009 г.) и основного общего образования (от 17.12.2010г.), ориентирована на требования к следующим результатам обучающихся:
Личностные результаты:
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передач и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметами и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Искусство:
сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах деятельности (песня);
развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведения музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
развитие диалогической и монологической устной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Музыка:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций.
Механизм отслеживания.
Теоретические знания: беседы, опросы.
Практические навыки: участие в отчетных концертах, районном смотре художественной самодеятельности, окружных и областных конкурсах.
Педагогический контроль.
Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.
Формы контроля:
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагогом, само- и взаимоконтроль..
Итоговый контроль: участие в районном смотре художественной самодеятельности.
Критерии отслеживания.
- Уровень вокальных данных, выразительность в исполнении, артистичность, творчество, умение работать в коллективе.
- Формы текущего контроля: выступления на концертах и концертно-игровых программах. Формы итогового контроля: выступление на районном смотре художественной самодеятельности, участие в областных конкурсах».
Воспитывающая деятельность:
На занятиях особое внимание уделяется эстетическому воспитанию подрастающего поколения, формированию высокохудожественных вкусов и духовных потребностей. Ребенку прививается любовь к Родине, эстетические и патриотические чувства.
Воспитательная работа и досуговая деятельность:
- работа с родителями – родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации и т.д.;
- досуговые мероприятия (вечера отдыха, выезды на природу и т.д.) прививают навыки общения друг с другом, сплачивают коллектив, раскрывают творческие способности ребят;
- участие в концертной деятельности воспитывает ответственность перед коллективом, самостоятельность и веру в свои силы;
- посещение концертов, выставок, музеев воспитывает художественно-эстетический вкус.
Концертная деятельность является неотъемлемой частью жизнедеятельности вокальной студии «Радуга». Ежегодно репертуар пополняется новыми номерами, которые проходят апробацию на слушателя.
Для пропаганды вокального искусства, дальнейшего развития коллектива, поддержания его творческого потенциала, подтверждения статуса вокальной студии важно её участие в фестивалях и конкурсах.
Развивающая деятельность:
Программа вокальной студии способствует развитию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе, работать индивидуально и в группах.
Занятия способствуют развитию и креплению диафрагмы и дыхательных путей. Укреплению голосового аппарата, развитию голосового диапазона и музыкального слуха.
Содержание
Формы
Методы
Развитие познавательной активности ребенка.
Практическая работа, беседа, игровое занятие, экскурсия.
Создание «ситуации успеха», игры, проблемные ситуации, беседа.
Развитие творческих способностей.
Творческие занятия, практическая работа.
Упражнения, тестовые задания, творческие задания.
Развитие памяти, мышления, внимания.
Практическая работа.
Тесты, упражнения.
Программа составлена на основе:
Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (от 22 декабря 2009 г.).
Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (от 17.12.2010г.)
Методических материалах по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (от 06.10.2009г.
Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания.«Просвещение» 1989г.
Емельянов В. Развитие голоса. СПб. 2000г.
Смолин К.О. «Вокал для всех» ООО Росаудиосервис 2003г.
Суязова Г.А. «Мир вокального искусства» Изд-во «Учитель» 2009г.
Учебная программа
Первая ступень
Учебно-тематический план
1 год обучения
(2 часа в неделю)
№ п/п
Название темы
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
0
2.
Прослушивание голосов
1
0
1
3.
Подбор репертуара
2
0
2
4.
Вокально – хоровая работа
15
3
12
5.
Хоровой строй, ансамбль звучания
16
1
15
6.
Новогодняя шкатулка
10
0
10
7.
Работа над произведениями
19
2
17
8.
Воспитательная работа
4
0
4
9.
Концертная деятельность
2
0
2
Итого:
70
7
63
Содержание курса
Тема1. Вводное занятие.
Тема 2.. Прослушивание голосов.
Тема 3. Подбор репертуара.
Тема 4. Вокально-хоровая работа.
Тема 4.1. Певческая установка, дыхание.
Теория: типы дыхания.
Практика: работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.
Тема 4.2. Артикуляция, дикция.
Теория: подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза.
Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении.
Тема 4.3. Звукообразование, звуковедение.
Теория: голосовые регистры. Певческая позиция.
Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
Тема 4.4. Диапазон голоса.
Нахождение примерных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.
Тема 5.. Хоровой строй. Ансамбль звучания.
Практика: унисон- основа хорового пения. Выработка активного piano.
Тема 6. Новогодняя шкатулка.
Практика: Участие в Новогодних представлениях.
Тема 7.Работа над произведениями.
Тема 7.1. Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.
Тема 7.2. Работа над партиями.
Практика: пение по группам, составленным по типу регистровой природы голосов.
Тема 8. Воспитательная работа:
- Познавательная игра – урок «Огонь враг и друг» (мероприятие по пожарной безопасности);
- Познавательная игра – урок «Знай правила движения, как таблицу умножения!» (мероприятие по дорожной безопасности);
- «Новогодняя шкатулка» (музыкально – танцевальное занятие для детей Пышмы)
- Чаепитие (окончание учебного года).
Тема 9. Концертная деятельность.
Требования к уровню подготовки учащихся.
1 год обучения:
Должен знать:
1. Упражнения для распевания;
2. Тексты песен.
Должен уметь:
1. Работать с микрофоном на стойке;
2. Чисто интонировать.
Критерии оценивания уровня освоения программы
Вид работы
Низкий уровень
1 – 3 балла
Средний уровень
4 – 7 баллов
Высокий уровень
8 – 10 баллов
Вокально – хоровая работа
Не знает не упражнений для распевания, не использует в работе изученные понятия. С текстом работает только по бумаге.
Знает упражнения на распевание, но работает лениво. С текстом почти не работает.
Уверенно пользуется упражнениями. Знает всю концертную программу и уверенно с ней работает.
Хоровой строй, ансамбль звучания
Нет чувства ритма, поет фальшиво.
Чувствует ритм, не работает над интонированием.
Чувствует ритм, поет чистый унисон.
Работа над произведениями.
Не умеет работать с микрофоном на стойке.
С микрофоном работает не постоянно.
Уверенно работает с микрофоном.
Этапы педагогического контроля
Форма контроля
Содержание
Сроки
Прослушивание
Входящий контроль
Проверка музыкального слуха, памяти. Чистота интонирования. Повторить за педагогом музыкальную фразу.
Сентябрь - Октябрь
Сводные репетиции
Промежуточный контроль
Теория: Назвать типы дыхания.
Практика: Стараться петь чистый унисон, петь в единой манере, выразительное исполнение ансамблевых произведений
Январь-Февраль
Творческий отчет
Итоговый контроль
Знание всей ансамблевой программы
Апрель-Май
Условия реализации программы
Тема
Формы работы
Контроль
Оборудование
1.Вводная часть.
Устная
2.Прослушивание голосов.
Индивидуальная
Наглядно - слуховой
Синтезатор, папка с нотными упражнениями
3.Подбор репертуара.
Индивидуальная
Наглядно – слуховой, домашняя работа
Ноутбук, Интернет.
4.Вокально – хоровая работа.
Индивидуальная, изложение нового материала
Наглядно - слуховой
Синтезатор, папка с упражнениями для голоса, дикции, ноутбук, микрофоны.
5.Хоровой строй, ансамбль звучания.
Индивидуальная, изложение нового материала
Наглядно - слуховой
Синтезатор, папка с упражнениями для голоса, дикции, ноутбук, микрофоны.
6.Работа над произведением.
Индивидуальная, изложение нового материала
Наглядно - слуховой
Синтезатор, папка с упражнениями для голоса, дикции, ноутбук, микрофоны, танцевальный класс.
7.Концертная деятельность.
Фронтальная
Участие в концертах
Фонограммы, микрофоны, костюмы.
Учебно-тематический план
2 год обучения
(2 часа в неделю)
№ п/п
Название темы
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
0
2.
Повтор пройденного материала
1
0
1
3.
Подбор репертуара
2
0
2
4.
Вокально – хоровая работа
15
3
12
5.
Хоровой строй, ансамбль звучания
13
1
12
6.
Новогодняя шкатулка
10
0
10
7.
Работа над произведениями
20
1
19
8.
Воспитательная работа
4
0
4
9.
Концертная деятельность
4
0
4
Итого:
70
6
56
Содержание курса
Тема 1. Вводное занятие.
Тема 2. Повтор пройденного материала.
Тема 3. Подбор репертуара. Работа над произведениями.
Тема 3.1. Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного, канонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.
Тема 3.2. Работа над партиями.
Практика: пение по группам, составленным по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения канона.
Тема 4..Вокально-хоровая работа.
Тема 4.1. Певческая установка, дыхание.
Теория: типы дыхания.
Практика: работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.
Тема 4.2. Артикуляция, дикция.
Теория: подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза.
Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении.
Тема 4.3. Звукообразование, звуковедение.
Теория: голосовые регистры. Певческая позиция.
Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио).
Тема 4.4. Диапазон голоса.
Нахождение примерных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.
Тема 5. Хоровой строй. Ансамбль звучания.
Практика: унисон – канон основа хорового пения. Выработка активного forte.
Тема 6. Новогодняя шкатулка.
Практика: Участие в Новогодних представлениях.
Тема 7..Работа над произведениями.
Тема 7.1. Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.
Тема 7.2. Работа над партиями.
Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов.
Тема 8. Воспитательная работа.
- Познавательная игра – урок «Огонь враг и друг» (мероприятие по пожарной безопасности);
- Познавательная игра – урок «Знай правила движения, как таблицу умножения!» (мероприятие по дорожной безопасности);
- «Новогодняя шкатулка» (музыкально – танцевальное занятие для детей Пышмы)
- Чаепитие (окончание учебного года).
Тема 9. Концертная деятельность. Выступления по плану, отчетные концерты.
Требования к уровню подготовки учащихся.
2 год обучения:
Должен знать:
1. Упражнения для распевания;
2. Понятия канон, унисон
3. Тексты песен.
Должен уметь:
1. Работать с микрофонной стойкой;
2. Понимать элементарные дирижерские жесты;
3. Чисто петь унисоном, каноном.
Критерии оценивания уровня освоения программы
Вид работы
Низкий уровень
1 – 3 балла
Средний уровень
4 – 7 баллов
Высокий уровень
8 – 10 баллов
Вокально – хоровая работа
Не знает не упражнений для распевания, не использует в работе изученные понятия. С текстом работает только по бумаге.
Знает упражнения на распевание, но работает лениво. С текстом почти не работает.
Уверенно пользуется понятиями, упражнениями. Знает всю концертную программу и уверенно с ней работает.
Хоровой строй, ансамбль звучания
Не пользуется ритмическими рисунками, поет фальшиво.
Чувствует ритм, не работает над интонированием.
Чувствует ритм, поет чистый унисон.
Работа над произведениями.
Не умеет работать с микрофонной стойкой, не знает дирижерских жестов.
С микрофонной стойкой работает не постоянно, от части понимает дирижерский жест.
Уверенно работает с микрофонной стойкой, полностью понимает дирижерский жест.
Этапы педагогического контроля
2 год обучения
Форма контроля
Содержание
Сроки
Сводные репетиции
Входящий контроль
Теория: Назвать типы дыхания.
Практика: Стараться петь чистый унисон, канон, петь в единой манере, выразительное исполнение ансамблевых произведений
Сентябрь - Октябрь
Концертная деятельность
Промежуточный контроль
Теория: Назвать типы дыхания, певческая установка.
Практика: Петь чистый унисон, канон, пение в единой манере, знание произведений концертной программы.
Декабрь _ Январь
Творческий отчет
Итоговый контроль
Знание всей ансамблевой программы. Освоение унисона, канона
Апрель - Май
Условия реализации программы
Тема
Формы работы
Контроль
Оборудование
1.Вводная часть.
Устная
2.Повтор пройденного материала.
Беседа, практическая работа
Опрос
Синтезатор, папка с нотными упражнениями, ноутбук.
3.Подбор репертуара.
Индивидуальная
Наглядно – слуховой, домашняя работа
Ноутбук, интернет.
4.Вокально – хоровая работа.
Индивидуальная, изложение нового материала
Наглядно - слуховой
Синтезатор, папка с упражнениями для голоса, дикции, ноутбук, микрофоны.
5.Хоровой строй, ансамбль звучания.
Индивидуальная, изложение нового материала
Наглядно - слуховой
Синтезатор, папка с упражнениями для голоса, дикции, ноутбук, микрофоны.
6.Работа
·над произведением.
Индивидуальная, изложение нового материала
Наглядно - слуховой
Синтезатор, папка с упражнениями для голоса, дикции, ноутбук, микрофоны, танцевальный класс, магнитофон.
7.Концертная деятельность.
Фронтальная
Участие в концертах
Фонограммы, микрофоны, костюмы.
Учебно-тематический план №3
3 год обучения
(2 часа в неделю)
№ п/п
Название темы
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
0
2.
Повтор пройденного материала
1
0
1
3.
Подбор репертуара
2
0
2
4.
Вокально – хоровая работа
10
3
7
5.
Хоровой строй, ансамбль звучания.
14
0
14
6.
Новогодняя шкатулка
10
0
10
7.
Работа над произведениями
20
1
19
8.
Воспитательная работа
4
0
4
9.
Концертная деятельность
8
0
8
Итого:
70
5
65
Содержание курса
Тема 1. Вводное занятие.
Тема 2.. Повтор пройденного материала.
Тема 3. Подбор репертуара. Работа над произведениями.
Тема 3.1. Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного, канонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.
Тема 3.2. Работа над партиями.
Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения канона.
Тема 4.Вокально-хоровая работа.
Тема 4.1. Певческая установка, дыхание.
Теория: типы дыхания.
Практика: работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.
Тема 4.2. Артикуляция, дикция.
Теория: подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза.
Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении.
Тема 4.3. Звукообразование, звуковедение.
Теория: голосовые регистры. Певческая позиция.
Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
Тема 4.4. Диапазон голоса.
Нахождение примерных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.
Тема 5. Хоровой строй. Ансамбль звучания.
Практика: унисон – канон основа хорового пения. Выработка активного forte.
Тема 6.Новогодняя шкатулка.
Практика: участие в Новогодних представлениях.
Тема 7.Работа над произведениями.
Тема 7.1. Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.
Тема 7.2. Работа над партиями.
Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов.
Тема 8.. Воспитательная работа.
- Познавательная игра – урок «Огонь враг и друг» (мероприятие по пожарной безопасности);
- Познавательная игра – урок «Знай правила движения, как таблицу умножения!» (мероприятие по дорожной безопасности);
- «Новогодняя шкатулка» (музыкально – танцевальное занятие для детей Пышмы)
- Чаепитие (окончание учебного года).
Тема 9. Концертная деятельность. Выступления по плану, отчетные концерты.
Требования к уровню подготовки учащихся.
3 год обучения:
Должен знать:
1. Упражнения для распевания;
2. Понятия форте – пиано;
3. Тексты песен.
Должен уметь:
1. Работать с шнуровым микрофоном на стойке и без;
2. При виде дирижерских жестов понимать и выполнять задания;
3. Чисто петь унисоном, каноном.
Критерии оценивания уровня освоения программы
Вид работы
Низкий уровень
1 – 3 балла
Средний уровень
4 – 7 баллов
Высокий уровень
8 – 10 баллов
Вокально – хоровая работа
Не знает не упражнений для распевания, не использует в работе изученные понятия. С текстом работает только по бумаге.
Знает упражнения на распевание, но работает лениво. С текстом почти не работает.
Уверенно пользуется понятиями, упражнениями. Знает всю концертную программу и уверенно с ней работает.
Хоровой строй, ансамбль звучания
Не пользуется ритмическими рисунками, поет фальшиво.
Чувствует ритм, не работает над интонированием.
Чувствует ритм, поет чистый унисон.
Работа над произведениями.
Не умеет работать с шнуровым микрофоном и стойкой, не знает дирижерских жестов.
С шнуровым микрофоном и стойкой работает не постоянно, от части понимает дирижерский жест.
Уверенно работает с микрофонной стойкой, полностью реагирует на дирижерский жест.
Этапы педагогического контроля
3 год обучения
Форма контроля
Содержание
Сроки
Сводные репетиции
Входящий контроль
Теория: Назвать типы дыхания.
Практика: Стараться петь чистый унисон, канон, многоголосие, петь в единой манере, выразительное исполнение ансамблевых произведений
Сентябрь - Октябрь
Концертная деятельность
Промежуточный контроль
Теория: Назвать типы дыхания, певческая установка.
Практика: Петь чистый унисон, канон, многоголосие, пение в единой манере, знание произведений концертной программы.
Декабрь _ Январь
Творческий отчет
Итоговый контроль
Знание всей ансамблевой программы. Освоение унисона, канона, многоголосия.
Апрель - Май
Условия реализации программы
Тема
Формы работы
Контроль
Оборудование
1.Вводная часть.
Устная
2.Повтор пройденного материала.
Беседа, практическая работа
Опрос
Синтезатор, папка с нотными упражнениями, ноутбук.
3.Подбор репертуара.
Индивидуальная
Наглядно – слуховой, домашняя работа
Ноутбук, интернет.
4.Вокально – хоровая работа.
Индивидуальная, изложение нового материала
Наглядно - слуховой
Синтезатор, папка с упражнениями для голоса, дикции, ноутбук, микрофоны.
6.Работа над произведением.
Индивидуальная, изложение нового материала
Наглядно - слуховой
Синтезатор, папка с упражнениями для голоса, дикции, ноутбук, микрофоны, танцевальный класс, магнитофон.
7.Концертная деятельность.
Фронтальная
Участие в концертах
Фонограммы, микрофоны, костюмы.
Учебно-тематический план
4 год обучения
(2 часа в неделю)
№ п/п
Название темы
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
0
2.
Повтор пройденного материала
1
0
1
3.
Подбор репертуара
2
0
2
4.
Вокально – хоровая работа
20
3
17
5.
Новогодняя шкатулка
10
0
10
6.
Работа над произведениями
20
1
19
7.
Воспитательная работа
4
0
4
8.
Концертная деятельность
10
0
10
Итого:
70
5
65
Содержание курса
Тема 1. Введение.
Тема 2. Повтор пройденного материала.
Тема 3. Подбор репертуара.
Тема 4. Вокально-хоровые навыки.
Тема 4.1. Ансамблевое звучание.
Практика: пение многоголосием.
Тема 4.2. Звукообразование, звуковедение.
Теория: голосовые регистры. Певческая позиция.
Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио).
Тема 4.4. Освоение многоголосия. Пение учебно-тренировочного материала.
Тема 5. Новогодняя шкатулка.
Практика: участие в новогодних представлениях.
Тема 6. Работа над произведениями.
Тема 6.1. Разучивание произведений.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.
Тема 6.2. Работа над партиями.
Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения многоголосия.
Тема 7.. Воспитательная работа.
- Познавательная игра – урок «Огонь враг и друг» (мероприятие по пожарной безопасности);
- Познавательная игра – урок «Знай правила движения, как таблицу умножения!» (мероприятие по дорожной безопасности);
- «Новогодняя шкатулка» (музыкально – танцевальное занятие для детей Пышмы)
- Чаепитие (окончание учебного года).
Тема 8.. Концертная деятельность.
Требования к уровню подготовки учащихся.
4 год обучения:
Должен знать:
1. Упражнения для распевания;
2. Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов
3. Тексты песен.
Должен уметь:
1. Работать с радио - микрофоном;
2. Петь сольно и в регистровых группах;
3. Чисто петь унисоном, двухголосием.
Критерии оценивания уровня освоения программы
Вид работы
Низкий уровень
1 – 3 балла
Средний уровень
4 – 7 баллов
Высокий уровень
8 – 10 баллов
Вокально – хоровая работа
Не знает не упражнений для распевания, не использует в работе изученные понятия. С текстом работает только по бумаге.
Знает упражнения на распевание, но работает лениво. С текстом почти не работает.
Уверенно пользуется понятиями, упражнениями. Знает всю концертную программу и уверенно с ней работает.
Хоровой строй, ансамбль звучания
Не умеет работать в группе (не слышит голос соседа), солирует фальшиво.
Чувствует ритм, хорошо солирует, не поет в единой манере с ансамблем. Плохо держит свою партию.
Чувствует ритм, поет в единой манере, чисто и уверенно держит голосовую партию.
Работа над произведениями.
Не умеет работать с радио - микрофоном, не уверенно держится на сцене.
С радио - микрофоном работает не постоянно, не уверенно держится на сцене..
Уверенно работает с радио - микрофоном, уверенно держится на сцене..
Этапы педагогического контроля
4 год обучения
Форма контроля
Содержание
Сроки
Сводные репетиции
Входящий контроль
Теория: Назвать типы дыхания.
Практика: Стараться петь чистый унисон, канон, многоголосие, петь в единой манере, выразительное исполнение ансамблевых произведений
Сентябрь - Октябрь
Концертная деятельность
Промежуточный контроль
Практика: Петь чистый унисон, канон, многоголосие, пение в единой манере, пение многоголосия, выразительное исполнение хоровых произведений, знание произведений концертной программы.
Декабрь _ Январь
Творческий отчет
Итоговый контроль
Знание всей ансамблевой программы. Освоение унисона, канона, многоголосия.
Апрель - Май
Условия реализации программы
Тема
Формы работы
Контроль
Оборудование
1.Вводная часть.
Устная
2.Повтор пройденного материала.
Беседа, практическая работа
Опрос
Синтезатор, папка с нотными упражнениями, ноутбук.
3.Подбор репертуара.
Индивидуальная
Наглядно – слуховой, домашняя работа
Ноутбук, интернет.
4.Вокально – хоровая работа.
Индивидуальная, изложение нового материала
Наглядно - слуховой
Синтезатор, папка с упражнениями для голоса, дикции, ноутбук, микрофоны.
6.Работа над произведением.
Индивидуальная, изложение нового материала
Наглядно - слуховой
Синтезатор, папка с упражнениями для голоса, дикции, ноутбук, микрофоны, танцевальный класс, магнитофон.
7.Концертная деятельность.
Фронтальная
Участие в концертах
Фонограммы, микрофоны, костюмы.
Учебно-тематический план
5 год обучения
№ п/п
Название темы
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
0
2.
Повтор пройденного материала
1
0
1
3.
Подбор репертуара
2
0
2
4.
Вокально – хоровая работа
10
1
9
5.
Новогодняя шкатулка
10
0
10
6.
Работа над произведениями
20
0
20
7.
Работа с солистами и ансамблем
8
0
8
8.
Воспитательная работа
4
0
4
9.
Концертная деятельность
10
0
10
Итого:
70
2
66
Содержание курса.
Тема 1. . Вводное занятие.
Тема 2.. Повтор пройденного материала.
Тема 3.. Подбор репертуара.
Тема 4. Вокально-хоровая работа.
Тема 4.1. Ансамблевое звучание
Практика: эстрадное пение.
Тема 4.2. Звукообразование, звуковедение.
Практика: пение учебно-тренировочного материала.
Тема 4.3. Пение многоголосия.
Практика: учебно-тренировочный материал ( тембр голоса, цепное дыхание, позиция звука).
Тема 5. Новогодняя шкатулка.
Практика: Участие в Новогодних представлениях
Тема 6.. Работа над произведениями.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни. Пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения многоголосия. Разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией. Сольный запев - хоровой подхват.
Тема 7. Работа с солистами и ансамблями.
Практика: учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями: разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией, импровизация.
Тема 8. Воспитательная работа.
- Познавательная игра – урок «Огонь враг и друг» (мероприятие по пожарной безопасности);
- Познавательная игра – урок «Знай правила движения, как таблицу умножения!» (мероприятие по дорожной безопасности);
- «Новогодняя шкатулка» (музыкально – танцевальное занятие для детей Пышмы)
- Чаепитие (окончание учебного года).
Тема 9. Концертная деятельность.
Требования к уровню подготовки учащихся.
5 год обучения:
Должен знать:
1. Упражнения для распевания;
2. Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов;
3. тембр голоса, цепное дыхание, позиция звука
4. Тексты песен.
Должен уметь:
1. Работать с радио – микрофоном методом форте и пиано;
2. Петь сольно и в регистровых группах;
3. Чисто петь унисоном, двух, трехголосием.
Критерии оценивания уровня освоения программы
Вид работы
Низкий уровень
1 – 3 балла
Средний уровень
4 – 7 баллов
Высокий уровень
8 – 10 баллов
Вокально – хоровая работа
Не знает упражнений для распевания, не использует в работе изученные понятия. С текстом работает только по бумаге.
Знает упражнения на распевание, но работает лениво. С текстом почти не работает.
Уверенно пользуется понятиями, упражнениями. Знает всю концертную программу и уверенно с ней работает.
Хоровой строй, ансамбль звучания
Не умеет работать в группе (не слышит голос соседа), солирует фальшиво.
Чувствует ритм, хорошо солирует, не поет в единой манере с ансамблем. Плохо держит свою партию.
Чувствует ритм, поет в единой манере, чисто и уверенно держит голосовую партию.
Работа над произведениями.
Не умеет работать с радио - микрофоном, не работает с голосом.
С радио - микрофоном работает не постоянно, редко использует форте и пиано.
Уверенно работает с радио - микрофоном, уверенно держится на сцене, работает с голосом.
Этапы педагогического контроля
5 год обучения
Форма контроля
Содержание
Сроки
Концертная деятельность
Промежуточный контроль
Практика: Петь чистый унисон, многоголосие, пение в единой манере, пение многоголосия, выразительное исполнение хоровых произведений, знание произведений концертной программы.
Декабрь _ Январь
Творческий отчет
Итоговый контроль
Знание всей ансамблевой программы. Освоение унисона, многоголосия.
Апрель - Май
Условия реализации программы
Тема
Формы работы
Контроль
Оборудование
1.Вводная часть.
Устная
2.Повтор пройденного материала.
Беседа, практическая работа
Опрос
Синтезатор, папка с нотными упражнениями, ноутбук.
3.Подбор репертуара.
Индивидуальная
Наглядно – слуховой, домашняя работа
Ноутбук, хоровая работа.
Индивидуальная, изложение нового материала
Наглядно – слуховой
Синтезатор, папка с упражнениями для голоса, дикции, ноутбук, микрофоны.
6.Работа над произведением.
Индивидуальная, изложение нового материала
Наглядно – слуховой
Синтезатор, папка с упражнениями для голоса, дикции, ноутбук, микрофоны, танцевальный класс, магнитофон.
7.Концертная деятельность.
Фронтальная
Участие в концертах
Фонограммы, микрофоны, костюмы.
Учебно-тематический план
6 год обучения
№ п/п
Название темы
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
0
2.
Повтор пройденного материала
1
0
1
3.
Подбор репертуара
2
0
2
4.
Вокально – хоровая работа
10
0
8
5.
Работа над произведениями
20
1
19
6.
Новогодняя шкатулка
10
10
7.
Работа с солистами и ансамблем, работа над хореографией
12
0
12
8.
Воспитательная работа
4
0
4
9.
Концертная деятельность
10
0
10
Итого:
70
2
68
Содержание курса.
Тема 1. Вводное занятие.
Тема 2. Повтор пройденного материала.
Тема 3. Подбор репертуара.
Тема 4. Вокально-хоровая работа.
Тема 4.1. Ансамблевое звучание
Практика: эстрадное пение.
Тема 4.2. Звукообразование, звуковедение.
Практика: пение учебно-тренировочного материала.
Тема 4.3. Пение многоголосия.
Практика: учебно-тренировочный материал ( тембр голоса, цепное дыхание, позиция звука).
Тема 5. Работа над произведениями.
Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни. Пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения многоголосия. Разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией. Сольный запев - хоровой подхват.
Тема 6. Новогодняя шкатулка.
Практика: участие в новогодних представлениях.
Тема 7. Работа с солистами и ансамблями, работа над хореографией.
Практика: учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями: разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией, импровизация. Работа над движениями.
Тема 8. Воспитательная работа.
- Познавательная игра – урок «Огонь враг и друг» (мероприятие по пожарной безопасности);
- Познавательная игра – урок «Знай правила движения, как таблицу умножения!» (мероприятие по дорожной безопасности);
- «Новогодняя шкатулка» (музыкально – танцевальное занятие для детей Пышмы)
- Чаепитие (окончание учебного года).
Тема 9. Концертная деятельность.
Требования к уровню подготовки учащихся.
6 год обучения:
Должен знать:
1. Упражнения для распевания;
2. Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов;
3. тембр голоса, цепное дыхание, позиция звука;
4. Тексты песен.
Должен уметь:
1. Работать с радио – микрофоном методом форте и пиано;
2. Петь сольно и в регистровых группах;
3. Работать над хореографией;
4. Уверенно держаться на сцене;
5. Чисто петь унисоном, двух, трехголосием, вибрато.
Критерии оценивания уровня освоения программы
Вид работы
Низкий уровень
1 – 3 балла
Средний уровень
4 – 7 баллов
Высокий уровень
8 – 10 баллов
Вокально – хоровая работа
Не знает не упражнений для распевания, не использует в работе изученные понятия. С текстом работает только по бумаге, не использует цепное дыхание.
Знает упражнения на распевание, не всегда использует цепное дыхание. С текстом почти не работает.
Уверенно пользуется понятиями, упражнениями. Всегда использует цепное дыхание. Знает всю концертную программу и уверенно с ней работает.
Хоровой строй, ансамбль звучания
Не умеет работать в группе (не слышит голос соседа), солирует фальшиво. На сцене держится не уверенно, не работает над хореографией.
Чувствует ритм, хорошо солирует, не поет в единой манере с ансамблем. Плохо держит свою партию. Не уверенно держится на сцене
Чувствует ритм, поет в единой манере, чисто и уверенно держит голосовую партию. Хорошо солирует, знает все движения и не путается.
Работа над произведениями.
Не умеет работать с радио - микрофоном, не работает с голосом. Не использует вибрато.
С радио - микрофоном работает не постоянно, редко использует форте и пиано, не использует вибрато.
Уверенно работает с радио - микрофоном, уверенно держится на сцене, работает с голосом.
Этапы педагогического контроля
6 год обучения
Форма контроля
Содержание
Сроки
Концертная деятельность
Промежуточный контроль
Практика: Петь чистый унисон, многоголосие, пение в единой манере, пение многоголосия, выразительное исполнение хоровых произведений, знание произведений концертной программы.
Декабрь _ Январь
Творческий отчет
Итоговый контроль
Знание всей ансамблевой программы. Освоение унисона, многоголосия.
Апрель - Май
Условия реализации программы
Тема
Формы работы
Контроль
Оборудование
1.Вводная часть.
Устная
2.Повтор пройденного материала.
Беседа, практическая работа
Опрос
Синтезатор, папка с нотными упражнениями, ноутбук.
3.Подбор репертуара.
Индивидуальная
Наглядно – слуховой, домашняя работа
Ноутбук, интернет.
4.Вокально – хоровая работа.
Индивидуальная, изложение нового материала
Наглядно – слуховой
Синтезатор, папка с упражнениями для голоса, дикции, ноутбук, микрофоны.
6.Работа над произведением.
Индивидуальная, изложение нового материала
Наглядно – слуховой
Синтезатор, папка с упражнениями для голоса, дикции, ноутбук, микрофоны, танцевальный класс, магнитофон.
7.Концертная деятельность.
Фронтальная
Участие в концертах
Фонограммы, микрофоны, костюмы.
Вторая ступень – «Совершенствование мастерства».
Название мероприятия
Примерная дата проведения
Районная педагогическая конференция
август
Районный слет юннатов
сентябрь
Игровые программы «День именинника»
октябрь - ноябрь
Районный сбор актива
ноябрь
Районный конкурс «Лики многонационального Урала»
ноябрь
Праздничный концерт «Подари улыбку маме»
(1ый отчетный)
ноябрь
Районный конкурс «Знатоки родного края»
декабрь
Концертная программа, посвященная дню конституции
декабрь
Новогодний спектакль
декабрь - январь
Мероприятие, посвященное вечеру встреч выпускников
февраль
Районный конкурс «Ученик года»
февраль
Областной конкурс патриотической песни
февраль
Районный конкурс патриотической песни
февраль
Праздничный концерт «Веселая капель» (2ой отчетный)
март
Областной конкурс «Уральское созвездие»
март
Районные сборы актива
март
Районный конкурс «Педагогический олимп»
март
Зональный смотр х/с (3ий отчетный)
апрель
«День самоуправления»
апрель
Районный смотр х/с
апрель - май
Встреча ветеранов педагогического труда
май
Районный конкурс «Воспитатель года»
май
Районный конкурс «Лидер года»
май
Районный слет трудовых бригад
май
«День защиты детей»
1 июня
Участие в Интернет конкурсах
В течении года
Условия реализации программы:
1.Учебно-методическое обеспечение:
- нормативно-правовые документы;
- общеразвивающая программа;
- методические материалы (разработки, рекомендации по работе с ансамблем, солистами);
- специальная литература (книги, пособия, журналы, нотные сборники, СD- диски).
2. Материально- техническое обеспечение:
- хорошо освещенное, проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;
- стационарная аппаратура (магнитофон, усилитель звука, колонки, микрофоны);
- музыкальные инструменты (синтезатор);
- концертные костюмы, реквизит.
3. Организационное обеспечение:
- необходимый контингент обучающихся;
- утвержденное расписание занятий;
- родительская помощь;
- связь с общественностью ( школы, СМИ ).
Организационно-педагогические основы обучения
Список литературы.
Нормативно-правовые документы:
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации 12.12.1993. (Статья 43).
Закон "Об образовании в РФ». От 29.12.2012г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 06.10.2009г.).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17.12.2010г.).
Проект Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».
Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Государственная программа РФ "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020года, //Официальные документы в образовании ( бюллетень нормативно – правовых актов, № 10, 2012г).
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761).
Областная государственная целевая программа «Развитие образования в Свердловской области» («Наша новая школа») на 2011 – 2015 годы (от 11.10.2010 г.).
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (от 06.10.2009г.)
Психолого-педагогическая литература:
Коломинский Я.Л. «Личность и её индивидуальные особенности» - М., «Просвещение», 1986г.
Немов Р.С. Психология №1. «Музыкальная одаренность» - М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003г.
Немов Р.С. Психология №3. «Методы психодиагностики подростков и юношей» - М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999г.
Методическая литература:
Апраксин О. «Музыкальное воспитание в школе» - М., «Музыка» №17, 1986г.
Волков К. «Слово о музыке» - М., «Советский Композитор», 1991г.
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки» - М., «Академия», 2000г.
Интернет сайты «Методика преподавания».
Способин И.В. «Элементарная теория музыки» - М., «Просвещение», 1998г.
Суязов Г.А. «Мир вокального искусства» - Волгоград, «Учитель», 2007г.
Фридкин Г., «Практическое руководство по музыкальной грамоте» - М., «Музыка», 1980г.
Ховард Э.О. «Вокал для всех» - М., 2009г.
Сведения о разработчике.
Селезнева Светлана Николаевна
МБОУ ДОД ПГО «Пышминский ЦДОД»
Педагог дополнительного образования
Образование: высшее – Челябинская Государственная Академия Культуры и Искусств.
Педагогический стаж работы – 15 лет.
I категория, 13 разряд.
Домашний адрес: р.п. Пышма,
ул. 1й Микрорайон 1 кв.38.
с.т. 8912 658 65 50
р.т. 8 (34372) 2-10-34.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15