Применение игровых технологий на логопедических занятиях по ЛГК.
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №332 Красноармейского района Волгограда»
Адрес: 400112, г. Волгоград, ул. Пролетарская,37;
тел.: (8442) 67-65-08; тел./факс 67-46-36; e-mail: sad-332@mail.ru ИНН/КПП 3448017193/ 344801001 ОГРН 1033401199149
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Номинация «Лучший передовой педагогический опыт»
Применение игровых технологий в логопедической работе по формированию словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Автор-составитель:
учитель-логопед
первой квалификационной категории
Буянова Ирина Вячеславовна
Волгоград 2017
Содержание
1.Информационно-справочные сведения…………………………………………3
2.Технологические сведения об опыте……………………………………………3
3.Сведения о перспективах использования в массовой практике ………………9
4.Список литературы………………………………………………………………10
5.Приложения………………………………………………………………………11
Информационно-справочные сведения.
Тема: Применение игровых технологий в логопедической работе по формированию словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Место функционирования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Длительность функционирования: 4 года.
Технологические сведения об опыте
Актуальность
В последние десятилетия увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи. Формирование лексико-грамматических средств речи в дошкольном возрасте занимает важнейшее место в современной логопедии. Доказано, что от полноценного овладения словоизменением и словообразования зависит не только состояние лексико- грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом. Речь играет огромную роль в жизни человека. Развивающаяся речь выступает в начале, как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мысли. Общее недоразвитие речи – это стойкое нарушение всех компонентов речи, как фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы языка, так и связной речи. Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Кроме того, язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой по определенным правилам. Совокупность этих правил составляет грамматику, благодаря которой слова складываются в законченные смысловые единицы. Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Если ребенок «в норме» учится изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с ОНР имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами. Изучение особенностей усвоения грамматического строя речи у детей с системными речевыми расстройствами представляется очень важным, поскольку несформированность лексико-грамматической системы языка является центральным дефектом в структуре общего недоразвития речи. В дальнейшем нарушение формирования грамматического строя у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня влечет за собой появление ошибок на письме и в устной речи уже в начальной школе. Таким образом, выбор темы исследования обусловлен ее актуальностью для теории и практики логопедии.
Поэтому целью моей работы было изучение особенностей грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а затем в процессе проведения целенаправленной коррекционной работы с использованием игровой технологии: упражнений и игр формировать и развивать его.
Работая над данной проблемой, мною решались следующие задачи: создать необходимые условия для формирования грамматического строя речи; выявить особенности формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; разработать основные принципы и содержание дифференцированной методической работы по формированию грамматического строя речи с учётом выявленных особенностей; подобрать упражнения и игры по лексическим темам; применять в своей работе новые игровые технологии.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы: проведение мониторинга на начало года; количественный и качественный анализ результатов; проведение коррекционной работы с использованием дидактических, словесных игр и упражнений; количественный и качественный анализ результатов после проведения коррекционной работы.
Педагогические средства: можно предположить, что специально организованная коррекционно-логопедическая работа, включающая развитие навыков словообразования и словоизменения, в дошкольном возрасте может способствовать своевременному и эффективному развитию устной речи, поэтому были уточнены приемы и методы комплексной диагностики словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи; были уточнены, расширены и выявлены особенности состояния словообразования и словоизменения у детей с общим недоразвитием ; определены основные направления логопедической работы по формированию словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Технология описания работы.
Свою работу начала с изучения особенностей грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. При разработке методики для исследования грамматического строя речи старших дошкольников мною была использована методика, которая предложена Иншаковой О.Б. и Волковой Г.А. В альбоме Иншаковой О.Б. представлен иллюстративный материал для проведения индивидуального обследования устной речи. Обследование проводила по следующим параметрам:
Понимание грамматических форм слов.
Детям предлагались такие задания, как выполнить действия, состоящие из одной, а потом из двух инструкций;
показать, где: кот идет к дому, кот в доме?;
прослушать предложение, затем ответить на вопрос;
показать сначала картинку, на которой самолеты летят, а потом картинку, на которой самолет летит;
определить, правильно ли построено предложение.
Исследование грамматического строя речи.
Для обследования словоизменения предлагались картинки, по которым дети отвечали на вопросы : какого цвета мяч, роза, кресло?;
подбирали глагол к существительному;
изменяли существительные женского, мужского и среднего родов по числам;
образовывали множественное число существительных в родительном падеже;
согласовывали существительные с числительными (одна тетрадь, семь яблок);
изменяли глаголы по временам, рассматривали картинки и отвечали на вопросы: «Что делает девочка? Что делала девочка? Что будет делать девочка?».
Для обследования словообразования проверяли, как дети умеют образовывать глаголы от глагольных основ с помощью приставок;
глаголы с противоположным значением с помощью приставки; существительные с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса; слова, обозначающие профессию с помощью суффиксов от существительных; прилагательные от существительных;
прилагательные, обозначающие неполноту действия (белый – беловатый) ; глаголы от прилагательных (по аналогии): красный – краснеть; прилагательные от наречий;
прилагательные сравнительной степени;
прилагательные с противоположным значением.
Подбирать родственные слова.
Обследование грамматического оформления фразы.
Также предлагались задания для обследования грамматического оформления фразы: составление предложения с однородными определениями;
с противопоставительным союзом «а»;
со словами «сначала», «потом»;
с союзом «чтобы» и отвечающих на вопрос «почему?».
Оценка результатов выполнения заданий при исследовании грамматического строя речи
1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – неверно образованная форма;
0 баллов – невыполнение.
Уровни выполнения заданий:
Высокий уровень – 0,8 - 1 баллов
Средний уровень – 0,6 – 0,7 баллов
Низкий уровень – 0,4– 0,5 баллов
Очень низкий уровень – менее 0,3 баллов
В процессе количественной обработки материалов экспериментального исследования использовала следующие формулы:
1) на основе побалльной оценки, коэффициент выполнения заданий вычисляется по формуле К=(х : у), где х - сумма баллов, полученных при выполнении заданий; у - максимальное количество баллов при выполнении данных заданий.
2) на основе подсчёта правильно выполненных заданий в группе определяется уровень успешности (%) по формуле: У=(N1 100):N, где N1-количество правильно выполненных заданий, N- общее количество заданий. Результаты зафиксированы в протокол обследования устной речи по методике Т. А. Фотековой . Приложение №4.
Анализируя результаты, пришла к выводу, что у детей с ОНР обнаруживаются нарушения во владении как морфологическими, так и синтаксическими единицами, выявляются затруднения как в выборе грамматических средств, для выражения мыслей, так и в их комбинировании. Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование и выбор отдельных языковых единиц и элементов.
Часто в речи у детей наблюдаются разнообразные аграмматизмы:
неправильные согласования в роде (два ягода – две ягоды, две уши – два уха и др.);
неправильное употребление глагола (стал плакал (плакать);
нарушение согласований в числе (цветы растет (растут);
неправильное употребление падежных окончаний (с крыша – с крыши, по дорога – по дороге);
неправильное употребление предлогов, союзов (корова выходит с сарая – корова выходит из сарая).
Особенно заметны лексико-грамматические затруднения при специальных заданиях на изменения формы слова. Так, во многих случаях не могут произвести форму множественного числа от слова, предъявленного в единственном числе, и наоборот. Плохо понимаются падежные окончания, выражающие переходность действия (винительный падеж). Не в полной мере сформировано понимание морфологических элементов, выражающих число существительного и прилагательного. Не всегда удается понимание морфологических элементов, выражающих значение рода существительного (в особенности среднего).
Среди форм словоизменения наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежных окончаний существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.
Наблюдаются нарушение синтаксической структуры предложения, которое выражается в пропуске членов предложения, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений.
Особенно большую трудность дети испытывали в составлении сложноподчиненных предложений.
Анализируя результаты проведённой диагностики, мною была определена необходимость коррекционной работы с целью формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР. При разработке коррекционно-логопедической работы учитывала накопленный опыт в логопедической теории и практике. Логопедическое воздействие в целом осуществляла в рамках методической системы, предложенной Р.И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Л.Г. Парамоновой, Т.А. Ткаченко. Предлагаемые авторами задания были модифицированы на более углубленное изучение грамматического строя.
Учитывала следующее: специфические характеристики дизонтогенетического хода развития детей с общим недоразвитием речи; особенности усвоения детьми грамматических форм; последовательность формирования словарного запаса в односоставном, двусоставном и распространенном предложениях.
Мною были определены следующие направления логопедической работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: понимание грамматических форм слов; формирование процессов словоизменения и словообразования; грамматическое оформление фразы. Дидактические игры и упражнения были внесены в перспективный план по формированию лексико-грамматических категорий. Приложение №1. Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а так же в целях повышения интереса к выполнению речевых заданий все занятия проводила в игровой форме. В своей коррекционно-развивающей работе использовала пособия и дидактические материалы, задания и игровые упражнения, электронные игры и презентации, которые базировались на принципах комплексности, доступности, наглядности, единства диагностики и коррекции, а также постепенного усложнения речевого материала и характера заданий.
Добиться положительных результатов в формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР помогала совместная деятельность с воспитателями. Проводя свою непосредственно образовательную деятельность, они значительное внимание уделяли формированию грамматического строя речи. Совместно разработаны игры и упражнения. Приложение №2
Невозможно добиться каких-либо положительных результатов и без поддержки родителей. В своей работе использовала следующие формы работы с родителями: общие родительские собрания, совместные праздники, консультации с презентациями, наглядная информация, Дни открытых дверей, индивидуальные беседы. (Приложение №3)
После проведенной коррекционно-развивающей работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР мною было проведено повторное обследование с целью определения эффективности проведенной коррекционной работы по формированию грамматического строя речи. У большинства из детей произошли положительные качественные изменения, а именно научились согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменять слова по числам, родам, лицам; правильно употреблять предлоги в речи; использовать в речи сложные предложения. До начала занятий сформированность грамматического строя речи в большинстве находилась на среднем и низком уровнях. После проведения коррекционных мероприятий начало улучшаться, перешло на более высокий уровень, возросло количество детей со средним уровнем, сократилось с низким уровнем. Сравнительная диаграмма уровней сформированности грамматического строя речи Полученные в результате контрольного обследования данные указывают на необходимость включения специальной системы упражнений по развитию грамматического строя речи в работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Таким образом, удалось доказать, что целенаправленная, дифференцированная коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи способствует преодолению стойких нарушений как грамматического строя речи, так и речи в целом. Предложенная работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к обучению в общеобразовательной школе.
Сведения о перспективах использования в массовой практике
Таким образом, данный опыт работы можно использовать в коррекционной работе логопедических групп. Такая целенаправленная, дифференцированная коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи способствует преодолению стойких нарушений, как грамматического строя речи, так и речи в целом. Положительный результат после проводимой работы просматривается на диаграмме. Приложение №5.
Предложенная работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к обучению в общеобразовательной школе. Опыт работы будет интересен для применения логопедам, воспитателям и родителям детей с нарушениями речи.
Список литературы:
Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.— СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003.- 128.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 144 с.
Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя рус гого языка. — М., 1953. – 281с.
Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 128 с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). М., 1985. – 174с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. — М, 1990. – 238 с.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б.Иншакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005 – 297 с.: ил. – (коррекционная педагогика)
Коновалова С. Н. К вопросу о формировании предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.// Дефектология №5, 2004. – 50-55с.
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб., 2001. – 215 с.
Логопедия. Методическое наследие. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / Под. ред. Л.С. Волковой. — М., 2003. – 527 с.
Ткаченко Т.А. Формирование лексико–грамматических представлений. – М.: Гном и Д, 2003.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М.: Гном и Д, 2005.
Теремкова Н.Э.Логопедические домашние задания для детей 5—7 лет с ОНР. Альбом 1,2,3,4 . - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. - 32 с.
http://logoportal.ru/formirovanie-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-detey-s-onr-3-urovnya/.htmlhttp://logomag.ru/blog/obsledovanie/222/http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/01/03/razvitie-navykov-slovoobrazovaniya-u-doshkolnikov-s-onrhttps://infourok.ru/didakticheskie_igry_v_korrekcii_slovoobrazovaniya_u_doshkolnikov_s_zpr.-156646.htm