Формирование УУД на логопедических занятиях с учащимися с ТНР младшего школьного возраста.
Формирование УУД на логопедических занятиях с учащимися с ТНР младшего школьного возраста.
Созонтова Т.С., учитель-логопед
ГКОУ СО «ЕШИ № 13» г. Екатеринбурга.
В настоящее время оптимизация системы начального образования реализуется в единстве функций обучения и воспитания, познавательного и личностного развития учащихся на основе формирования общих учебных умений, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» (далее УУД) означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
Одним из следствий тяжелого нарушения речи у учащихся является недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности, а также трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
По результатам диагностики учащихся с ТНР 2-3 классов, обучающихся в нашем образовательном учреждении, выявлено: диагноз ОНР II уровня имеют 30% учащихся, ОНР III уровня имеют 70% учащихся. Кроме этого, имеет место алалия (13% ), дизартрия (87%), нарушения слуха (25%), заикание (4%), ДЦП (4% ), расстройства аутистического спектра (17%).
Имеющиеся речевые нарушения приводят к несформированности учебно-познавательных мотивов, трудностям произвольной регуляции учебной деятельности, к низкому уровню общепознавательных и логических действий.
Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку, создания развивающей речевой среды встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.
Формирование основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, осуществляется в соответствии четырех блоков:
личностный; 2) регулятивный; 3)познавательный; 4) коммуникативный.
В процессе осуществления специального коррекционного обучения по преодолению речевого недоразвития на индивидуальных и групповых логопедических занятиях с учащимися с ТНР младшего школьного возраста широко использую учебные пособия и комплекты альбомов таких авторов как: Н.Е.Арбекова, Е.А.Азова, В.И.Буйко, Г.А.Сыропятова, Н.Э. Теремкова и др. Считаю, что содержание заданий отдельных модулей в данных учебных пособиях отражает систему работы по формированию УУД у детей с ТНР.
Кратко рассмотрим формирование УУД, используя тематику логопедических занятий:
2 класс
Тема:
Содержание заданий
Формируемые УУД
Звуко-буквенный и слоговой анализ многосложных слов.
Употребление слов, близких и противоположных по значению.
Образование слов с помощью приставок.
Составление и употребление предложений с предлогами.
Тема «Деревья» Составление рассказов-описаний по картинному плану.
Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок.
- Прочитай слово "метелица". Раздели слово на слоги. Сколько слогов в слове? Назови ударный слог, безударные слоги.
- Сколько гласных?
- Сколько согласных? (твердых-мягких, звонких-глухих)
Упражнение:«Подбирай, называй, запоминай»:
Зима (какая?) студеная, морозная, холодная.
Упражнение:«Скажи наоборот»:
"Летом день короткий, а зимой ..."
"Снег мягкий, а лед ...".
Упражнение: "Подбери слова":
Воробей к кормушке (что сделал? подлетел.
Воробей кормушку вокруг (что сделал?) облетел.
Воробей в кормушку (что сделал?) залетел.
Упражнение: "Рассмотри и назови".
- Рассмотри картинку и ответь на вопросы:
Кто на ветке дерева?
Кто под кормушкой?
Кто летит к кормушке?
Кто около дерева?
Кто выглядывает из-за дерева?
Упражнение: "Составь рассказы-описания".
-Составь рассказ-описание о дереве по картинному (словесному) плану:
1.Где растет?
2. Ствол.
3. Листья.
4. Плоды.
5. Польза для животных.
6. польза для человека.
Упражнение: "Расскажи-ка".
- Рассмотри картинки и напиши номера картинок (по порядку следования).
- Расскажи о том, как дети помогли воробышку.
Познавательные: структурировать знания о звуках (гласных-согласных, твердых-мягких, звонких-глухих); об ударных и безударных слогах;
использовать знаково-символические действия (замещение звука буквой).
Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному алгоритму, саморегуляция и самоконтроль:
Алгоритм:
Выдели слияния.
Найди и обозначь звуки.
Раздели слово на слоги.
Поставь ударение.
Обозначь звуки буквами.
Сравни звуки и буквы (соответствие и количество)
Коммуникативные: уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей, уметь доказывать свою точку зрения.
Регулятивные: предвосхищать уровень усвоения знаний по данной теме;
Познавательные: уточнить понятия о синонимах и антонимах, выводить следствия;
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем.
Регулятивные: решать учебную задачу на основе известного и того, что еще неизвестно.
Познавательные: осознанно строить речевое высказывание в устной форме, выводить следствия.
Коммуникативные: решать проблему, принимать решение.
Личностные: проявлять заботу к птицам как к живым существам.
Регулятивные: владеть навыками результирующего и прогностического самоконтроля.
Познавательные: анализировать свои утверждения.
Коммуникативные: уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
Личностные: положительно относиться к познавательной деятельности; проявлять интерес к природе.
Регулятивные: определять последовательность действий, вносить необходимые коррективы и дополнения в план и речевое высказывание.
Познавательные: строить цепочку рассуждений и анализировать утверждения.
Коммуникативные: владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные: участвовать в составлении творческого рассказа, быть готовым помочь птицам зимой.
Регулятивные: формировать внутренний план действий и определять последовательность действий.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочку событий.
Коммуникативные: уметь задавать вопросы учителю, осуществлять инициативное сотрудничество.
Использование системы УУД на логопедических занятиях осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка с ТНР.
Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с ОНР, направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования УУД, мы можем придти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.