Статья «Современный урок в начальной школе с применением ДОТ в аспекте реализации задач ФГОС»

Тема статьи: «Современный урок в начальной  школе с применением ДОТ в аспекте реализации задач ФГОС».

Трегубенко Ю.С.,
учитель начальных классов

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. И особенно важно сейчас в наш быстро меняющийся мир научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий в наши дни очень актуально. Посредством обучения с применением ДОТ становятся доступны любые виды образования. Это интерактивное взаимодействие учащегося и преподавателя в процессе обучения.
Известно, что у детей с ограниченными возможностями по разным причинам и в разной степени задержано накопление жизненного опыта, поэтому роль обучения и их развития приобретает особую значимость. Обучение с применением ДОТ как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. К таким детям нужен индивидуальный подход. И это может дать ребенку обучение с применением дистанционных образовательных технологий, позволяя найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Актуальность внедрения дистанционных форм обучения при работе с детьми, имеющими значительные отклонения в состоянии здоровья, не нуждаются в особых комментариях, ведь это, по существу, едва ли не единственный способ вернуть их к полноценной творческой жизни, помочь им самореализоваться в сложных социальных условиях.
Обучение с применением ДОТ весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. При подготовке к уроку с использованием ДОТ нужно помнить, что компьютер не заменяет его, а только дополняет.
Каждый раз говоря про современное образование, мы слышим слово- ФГОС. Приоритетной целью которого становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – это новое целеполагание для учителя и учащегося, новое содержание, новые сре’дства обучения, новые технологии обучения, новые требования к подготовке учителя. Условия введения стандартов нового поколения, как крупной системной инновации сверху, требуют от педагогов изменения профессионального мировоззрения, профессиональной позиции. Изменение готовности к профессиональной деятельности учителя сегодня – это в первую очередь способность к:
овладению новыми педагогическими технологиями, ориентированными на достижение планируемых образовательных результатов;
проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде;
использованию дидактического потенциала средств ИКТ.
Поэтому, каждый урок должен быть для учителя задачей, которую он должен выполнять, обдумывая заранее: на каждом уроке он должен чего - нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить ребенка сделать этот шаг.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Поэтому моей задачей становится: научить таких детей самостоятельно добывать знания, расширить их кругозор, круг общения, воспитать из них людей, которые смогут “смело вступить во взрослую жизнь в ногу со своими здоровыми сверстниками”.
Последнее время при работе с детьми с ограниченными возможностями на начальной ступени обучения я стала часто использовать приемы мнемотехники. Что же это такое? “Мнемоника – искусство улучшать, укреплять память, звучать и помнить много”. В. И. Даль. “Мнемоника – совокупность правил и приемов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов”. Д. Н. Ушаков.
Не для кого не секрет, что у некоторых детей с ограниченными возможностями не сформирован в нужной мере словарный запас, плохо развита память из-за чего они с трудом могут запоминать какую-либо информацию, правила, словарные слова, стихотворения. Если использовать мнемотехнику, то ребенок смог бы запомнить алфавит на глазах преподавателя всего за несколько минут. Для этого "чуда" необходимо объяснить ребенку, что для последовательного запоминания алфавита нужно соединять в воображении образы, обозначающие буквы. Зарисовать их.

При работе в начальной школе со словарными словами, написание которых требует запоминания, ученики сталкиваются с проблемой. Какую букву гласного или согласного звука писать в слабой позиции? Как ее запомнить? Я предлагаю детям несколько мнемонических приемов, которые облегчат запоминание правильного написания слов из словаря.
Приведу примеры работы над конкретными словами.
Чтобы запомнить написание слов “шел”, “черный”, “желтый”, предлагаю рисунок ежика, который шагает в желтом плаще. Кто нарисован? Ежик. Какая буква стоит в начале слова? Запомните ее, т.к. в словах, с которыми мы познакомимся сегодня, есть эта буква. Какой по цвету ежик? (Черный) Во что одет? В желтый плащ. Что делал? Шел. На доске появляются слова с выделенной буквой е. Повторим. Шел черный ежик в желтом плаще.
“Заяц”. Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц. Был он очень хвастливым и часто повторял: “Я! Я! Я!” Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: “Я Я” и прятался под куст. Найдите в слове “заяц” его хвастливое восклицание. А теперь в тетрадке, преврати букву я в зайца, пририсуй ушки, хвостик. И запомни, что слово заЯц пишется через букву Я.
Или нужно запомнить правописание трудных слов. Пусть ребенок напишет это слово, а трудную букву в нем изобразит в забавном виде. Например, в слове "погода" вместо буквы "о" можно нарисовать солнышко. Или: нужно запомнить непроверяемые "о" в словах "морковь", "ворона", "молоко". Нарисуем ворону с сережками в виде двух "о" или бутылку с молоком с наброшенными на нее тремя кольцами. Нарисованная морковка крутит вокруг талии два обруча. Теперь правописание этих слов останется в памяти навсегда.
Еще один из приемов, которым сразу необходимо обучить ребенка - пиктограммы, то есть изображение содержания текста с помощью рисунков. Например, каждое слово стихотворения изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Потом ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.
Многие дети, особенно с речевыми нарушениями, плохо запоминают стихи. Используя свое рисуночное письмо ребенок с легкостью сможет рассказать заученное стихотворение. Пройдет немного времени, и необходимость заглядывать в листок исчезнет.
С использованием мнемотехники у младших школьников развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь.

Что для этого нужно? Просим ребенка прочесть стихотворение, разделить текст на такие части, к которым он сможет нарисовать простой рисунок (пиктограмму), рисуем рисунок (пиктограмму) к каждой части, читаем текст ребенку еще раз, чтобы он смотрел на свой рисунок. И чтобы закрепить образ, просим ребенка прочитать стихотворение, заглядывая в свой рисунок. Припомните слова стихотворения по рисункам.



С помощью пиктограмм ребенок с легкостью сможет подготовить ответ по устным предметам- окружающий мир, география, история.
Применение приема символизации позволяет поставить ребенку самостоятельно цели урока, глубже понять запоминаемый материал, запомнить его, рассказать домашнее задание. С помощью этой технологии мы с легкостью сможем достигнуть целей, которые ставит перед нами ФГОС.
Итак, успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам. Доступная форма подачи учебного материала, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Ребенок должен успешно усвоить материал и быть доволен своей работой, чтобы с удовольствием ждать следующего урока с вами. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогая друг другу.
15