«Использование оздоровительных приемов и элементов психогимнастики на занятиях с детьми с ОВЗ»
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 27 города Братска
«Использование оздоровительных приемов
и элементов психогимнастики
на занятиях с детьми с ОВЗ»
составила воспитатель
группы продленного дня
М.В.Злобина
г. Братск, 2015 год
Кафедрой охраны здоровья и эколого-психологической безопасности ИПКРО было проведено обследование школьников Иркутской области. Вот некоторые данные этого обследования. По Иркутской области процент здоровых и имеющих не более одного нарушения детей 0,5%, имеющих два нарушения- 14%, три нарушения- 20%, четыре нарушения-30%, пять нарушений-25%, шесть и более нарушений-2,5% детей. При этом 67% диагнозов поставленные школьникам впервые приходятся на психосоматические нарушения.Социальное здоровье школьников также вызывает тревогу– 96% обследованных детей испытывают чувство незащищенности и одиночества, 60% испытывают постоянную тревожность, 45% детей боятся педагогов (т.к. доминирует авторитарная педагогика), 26% детей отверженные, 50% - пренебрегаемые.
Это результаты обследования относительно благополучных в социальном плане детей. У обучающихся коррекционных школ здоровье еще хуже. Практически у всех детей страдает эмоционально-волевая сфера и ЦНС. К сожалению, у большинства детей тяжелое социальное положение, многие из них лишены самого главного – родительской любви и тепла, которые необходимы каждому для нормального развития.
Это и побудило меня использовать на занятиях более эффективные методы и приемы – элементы психогимнастики, оздоровительные упражнения, цель которых – создание положительного эмоционального настроя на занятиях, развитие психических функций, укрепление соматического здоровья детей.
В связи с этим, в течение нескольких лет в воспитательские занятия включались корригирующие игры и упражнения по развитию психических процессов: зрительной и слуховой памяти («Посмотри и запомни», «Послушай и повтори», «Назови по порядку»), внимания («Что изменилось?», «Найди ошибку», «Сравни»), операций мышления («Что лишнее? Почему?», «Что не подходит? Почему?»).Обучающимися выполнялись различные виды штриховок, шитье по проколам, работа с проволокой, шнурком, пальчиковые игры. Для развития пространственной ориентации проводились игры «Назови соседа», «Где находится?», графические диктанты (рисование по клеточкам) и др. Одним из интересных видов работы, позволяющим развивать сразу несколько психических функций, является рисование по описанию. Такое упражнения проводимое в игровой форме («Художники»), помогает детям в развитии связной речи. На воспитательских занятиях применяются упражнения по складыванию из бумаги – оригами. Оригами позволяет решать несколько задач: развивать мелкую моторику, творческие способности, пространственное воображение речь. Кроме того, оригами в конце занятия - хороший прием релаксации. Надо отметить, что игры и упражнения очень нравятся детям. На занятиях создается положительный эмоциональный настрой.
С целью увеличения продуктивности работы обучающихся в каждое воспитательское занятие, самоподготовку включаются музыкальные фрагменты, используются классические произведения Моцарта, Баха, Вивальди, Чайковского и др. После 3-5 минутного прослушивания музыки в начале занятия с установкой «представить, что нибудь хорошее» дети выполняют запланированные задания. Результаты выполнения этих по качеству работ и продуктивности отличаются от тех работ, которые осуществлялись без музыкального сопровождения. Музыкальные произведения используются и как фон для выполнения различных самостоятельных работ, дети занимаются с большим интересом, меньше отвлекаются.
Для активизации психических процессов на занятиях большое значение имеют кинезиологические упражнения «Восьмерки», «Симметричные каракули» (чтение, письмо), «Слоник», «Думающие кончики» (зрительная и слуховая память), «Зевание». Упражнения проводятся в начале занятия или на физминутках с установкой «Мои глаза лучше видят. Мои руки лучше пишут. Я становлюсь внимательнее. Я лучше запоминаю».
Мною был разработан план специальных корригирующих занятий по психогимнастике, которые проводились один раз в неделю. Главная цель этих занятий - снятие эмоционального напряжения, развитие психических процессов, адаптация в социуме.
Наиболее интересными и эффективными упражнениями, включенными в занятия по психогимнастике, явились следующие:
Упражнения по распознаванию мимики. На занятиях используются пиктограммы (овал или круг - лицо, перевернутая семерка - нос, полуовалы или треугольники - брови, овалы, полумесяцы - рот). Дети прослушивают музыку, затем выкладывают пиктограмму. Задание постепенно усложняется: в сюжетной картинке не нарисованы лица героев. Ребятам необходимо узнать эмоциональное состояние героев рисунка и дорисовать лицо.
Игра в «Кляксы"»(дутье из соломинки), «Монотип. Эти упражнения помогают ослабить воображение слишком расторможенных детей и развивают воображение. На лист бумаги наносятся разноцветные кляксы, затем лист складывается пополам, по нему проводят рукой, Когда лист разворачивается, дети фантазируют, что у них получилось, объясняя, почему они так думают.
Свободное и тематическое рисование. Этот вид работы применяется после «Клякс». Важным в этом упражнении является выбор цвета ребенком, по которому можно определить его эмоциональное состояние. Для создания комфортной обстановки детям позволяется рисовать лежа на полу. В воспитательных целях, для дружеского эмоционального общения используется изготовление совместных работ на большом листе бумаги. Рисование регулирует поведение: дети становятся спокойнее.
Музыкотерапия. Механизм воздействия музыки на человека впервые был изучен в конце 19 века. Было показано, что представляя собой звуковую волну, музыка обладает различным действием на организм:
физическим – воздействие на рецепторы кожи;
психофизиологическим – воздействие на мозг;
психическим – воздействие на биоэлектрический потенциал. Интерес к музыкотерапии врачей и психологов растет. М.В.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбудимые темпераменты и растормозить заторможенных детей, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Учитывая это, я использую на занятиях музыкальные произведения как источник самостоятельных упражнений («Послушайте и нарисуйте, что представили. Узнайте настроение и опишите его…»). Мною собрана фонотека, которая постоянно пополняется. В нее входят:
Звуки леса (с музыкальным сопровождением);
Звуки моря (с музыкальным сопровождением);
Избранные произведения Моцарта, Баха, Вивальди;
Музыка С.Прокофьева;
П.И.Чайковский «Детский альбом»;
Сборник произведений для режимных моментов.
Дыхательная гимнастика. Правильное дыхание позволяет подготовить организм к предстоящей работе или отдохнуть после нее, восстановить спокойное течение мыслей, регулировать степень психического напряжения, то есть успокоить, расслабить или, наоборот, мобилизовать психические силы человека. Комплексы дыхательных упражнений используются в любой части занятия.
Психологическая тренировка (саморасслабление). В конце занятий большое значение имеет саморасслабление, которое проводится под музыку, со специальным текстом. Мною используются упражнения для расслабления мышц шеи («Любопытная Варвара»), расслабления мышц речевого аппарата («Лягушки», «Орешек»), расслабления рук, ног и корпуса («Олени», «Загораем»). Игра «Волшебный сон» снимает общее мышечное и эмоциональное напряжение, ее можно проводить после каждого упражнения по расслаблению, а в дальнейшем как самостоятельную игру, цель которой – релаксация для мобилизации.
Известно, что в последнее время нагрузка на глаза у детей резко возросла. В связи с этим возникает необходимость использовать упражнения для укрепления зрения. Упражнения для глаз были разработаны еще в Древнем Китае. Их применяют для снятия зрительного утомления, улучшения зрения и повышения способности концентрировать внимание.
В процессе занятий используется простое, доступное и очень эффективное упражнение «Пальминг», способствующее расслаблению и восстановлению сил, снимающее усталость, рассеянность, стресс или раздражительность. Эффект упражнения усиливается музыкой.
Еще одним упражнением является перемещение взгляда «по ночному кругу». «Зевание». Глубокое зевание с потягиванием позволяет активизировать кровообращение; пополняет запас организма кислородом, дает возможность глубже дышать; снабжает клетки мозга энергией; расслабляет мышцы висков, челюстей головы, лица, шеи, шеи, затылка, плеч, живота и диафрагмы; способствует деятельности слезных желез, улучшает настроение и повышает общий тонус.
Кинезиологические упражнения, которые способствуют интеграции работы двух полушарий головного мозга. К ним относятся «Перекрестные движения» (выполняются под музыку), «Горизонтальная восьмерка» (выполняется руками) и др.
Большое влияние на процесс обучения и воспитания оказывает расположение окружающих предметов, их форма, величина, цвет. Этими вопросами занимается визульная экология, которая изучает воздействие на психику человека цвета, величины, формы окружающих предметов. Известно, что разные цвета воспринимаются различными участками мозга, поэтому упражнения с цветом позволяют активировать мозг и дают отдых глазам. С этой целью в занятия включаются упражнения «Волшебные квадраты» (Цветные квадраты 10×10 см по очереди помещаются на ярко освещенное место. Обучающиеся смотрят на каждый квадрат по 30-60 сек., затем закрывают глаза. Если упражнение выполнено правильно, квадрат поменяет цвет). Эти же квадраты можно использовать для развития внимания и памяти (игры «Посмотри и запомни», «Что изменилось?» и др.).
МАндалы для раскрашивания. Ультрасовременное течение по раскрашиванию всевозможных мАндал вместе с детьми – это уже не просто дань символам буддийской мифологии, а инструмент развития мышления ребенка, обучение способности самостоятельно ставить цели и достигать их. При раскрашивании мАндал желательно использовать всего 4 цвета: красный, жёлтый, зеленый и синий, хотя, конечно же, можно использовать и другие цвета. По умолчанию картинка чёрно-белая и любые её части можно оставить не закрашенными. Раскрашивать нужно только цветными карандашами. Никаких красок, фломастеров и прочего, потому что только с карандашом можно действительно сосредоточиться. По древним легендам, человек, приступающий к раскрашиванию мАндалы, отправляется в путь. Рисунок мАндалы по умолчанию признаётся совершенным, поэтому не терпит дорисовок. В картинку нужно погрузиться, раскрасить те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке, закрашивая полностью или частично. Раскрашивающий мАндалы станет уравновешенней и спокойней.
В результате использования оздоровительных приемов и элементов психогимнастики дети стали эмоционально раскованнее, приобрели способность концентрировать внимание на необходимом материале, стали более точно и полно определять свои чувства и ощущения. В изобразительных работах обучающихся стали преобладать яркие краски, улучшились межличностные контакты, повысился познавательный интерес.
И в заключение маленький совет:
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему ребенку чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!