Из опыта работы Проектная деятельность на уроках технологии и изоискусства.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ИЗОИСКУССТВА.
XX1 век обострил проблему инновационности жизни. Большое количество открытий, стремительность развития знания и науки требует от человека развитого исследовательского, творческого мышления. Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди. Именно поэтому я применяю проектную деятельность на своих уроках, т.к. это позволяет учащемуся сформироваться как личность, быть конкурентоспособным и достигать поставленных целей.
Проектный метод имеет одну важную дидактическую особенность: вся деятельность учащегося должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Воспитательное значение проектного метода заключается в том, что ребенку внушается главная мысль – он сам способен сформировать свои личные качества, умение проектировать в малом и большом, что в конечном итоге определит его личную карьеру.
Основной принцип технологии - формирование творческого мышления учащихся через исследовательские навыки и развитие фантазии.
Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
Я веду уроки технологии в 5-8 классах. В 5 классе начинаем изучать азы проектного метода и знакомимся с творческим проектом. Я сначала знакомлю учащихся с творческими составляющими в работе над проектом - этапами выполнения.
Даю ребятам сведения о проектной деятельности, почерпнутые из Интернета, учебников, показываю образцы, варианты проектов. Провожу индивидуальные консультации при подготовке проектов.
Проектная деятельность включена в планирование уроков каждого класса.
На уроках технологии на выполнение творческого проекта я отвожу 8-10 часов. Творческий проект, выполняемый учащимися на уроках технологии, состоит из 3 этапов:
1) организационно- подготовительный (История рукоделия. Выбор и обоснование проекта. Анализ предстоящей деятельности. Выбор оптимального варианта. Цветовое решение. Подбор материала. Планирование технологического процесса. Разработка инструкционно-технологической карты. Организация рабочего места. Охрана труда. Техника безопасности);
2) технологический (Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом. Самоконтроль своей деятельности. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда);
3) заключительный (Корректирование технологической документации. Экономическое и экологическое обоснование. Минимаркетинговые исследования. Подведение итогов. Защита проекта). Результатом творческой деятельности учащихся являются изделия, изготовленные в различной технике: вязание крючком, изонить, игольное кружево, ручная вышивка. Учащиеся очень увлеченно работают над проектами и результат превосходит ожидания.
Вся работа сопровождается творческим подходом учащихся и контролируется и направляется учителем.
Проекты можно выполнять по каждому разделу на уроках технологии. Например, по разделу «Сельскохозяйственные работы» -проект «Моя клумба» в 5 классе (предварительно изучают цветы, условия их проращивания, цены на семена: 1 группа – однолетние цветы, 2 группа -двулетние цветы, 3 группа- многолетние цветы); по разделу «Кулинария» - проект «Мой день рождения» в 6 классе (изучить виды 1-ых блюд, 2-х блюд, напитков и десертов, технологию их изготовления, подсчитать необходимое количество продуктов).
Также проекты выполняем на уроках изоискусства. Они рассчитаны на 2-3 часа. Например, в 5 классе по теме «О чем рассказывают гербы и эмблемы» учащиеся в группе выполняют герб своего класса. Можно дать индивидуальное задание – создать герб своей семьи. В 7 классе делаем проект «Снежный городок» (объемное конструирование). После ознакомления с разными архитектурными сооружениями и известными архитекторами, с модулями, учащиеся распределяются по группам и конструируют город. Первая группа выполняет жилые дома, вторая группа- театры, магазины, кафе , школы и т.д., третья группа – детские площадки и городки, четвертая группа – фонари, светофоры, деревья, мосты и т.д. – на усмотрение учащихся. Потом все работы собираются вместе и получается целый город. Назвали город Снежным, потому что работа выполняется из белой бумаги. Можно всю работу сделать из цветной бумаги.
Проектная деятельность применяется и во внеурочной деятельности. Проходит много разных конкурсов, которые требуют творческого мышления и креативного подхода. Решить возникшую проблему помогает метод проектов. Учащиеся в творческих конкурсах часто становятся победителями и призерами.
Таким образом, проектная технология позволяет актуализировать собственно учебно-познавательную деятельность и активизировать учащегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личностный потенциал. Это создает условия для развития креативности учащегося.