Урок литературного чтения, интегрированный с уроком самопознание.


28.11.15 г.
Класс: 3.
Тема урока: К. Паустовский «Кот-ворюга».
Цель:
- продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского;
- освоение содержания рассказа и его нравственных уроков.
Задачи:
Развивать умение анализировать прочитанное, слушать, читать выразительно;
Развивать критическое мышление, речь, творческое воображение;
Воспитывать любовь к животным, чтению, к книге в целом.
Духовно-нравственная глубина урока.
Ценность: любовь.
Качества: любовь к животным, дружба, помощь другим, умение прощать, творить добро.
Ожидаемый результат: знакомы с творчеством писателя, имеют представление о произведении, умеют раскрывать основную мысль произведения, могут связать прочитанное с примерами из жизни, выделяют главные ценности и качества затронутые в нравственной глубине произведения.
Внедрение модулей обучения:
1.Новые подходы
2. Критическое мышление.
3. ОдО и Оо 4. ИКТ
5. Обучение талантливых и одарённых
6. Возрастные особенности.
7. Лидерство
Ресурсы: учебник, ИКТ, портрет писателя, музыка, листы для постера, маркеры, клей, ножницы, предметные картинки, стул для приёма «Горячий стул» (стратегии развития критического мышления), «Бортовой журнал», солнышки, правила работы в группах, алгоритм написания синквейна (пятистишия), таблички настроений.Тип урока: интегрированный с предметом самопознание.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой.
Основная цель: настроить детей на волну взаимного принятия, доброжелательности, поприветствовать друг друга, сказать добрые слова, поддержать тех, кто переживает, что не справится с работой и ролью в группе.
(передавая игрушку по кругу, говорим пожелания – установку друг другу на предстоящий урок).
Деление на группы.
«Звериная семья» — в коробочку складываются листочки с названием животного и его детёныша, или уменьшительно-ласкательные названия этого животного. Участники вытягивают их в случайном порядке. Ребята находят друг друга и объединяются в группы - семьи. 
Вопросы по содержанию произведения.
Приём «Горячий стул».
Примерные вопросы для работы. Вопросы могут быть самые разные…
- О чём этот рассказ?
- От какого слова образовалось слово «ворюга»?
- Назовите главных героев рассказа.
- Кого называют ворюгой?
- Отчего люди пришли в отчаяние?
- Как часто кот воровал?
- Каким был кот в начале рассказа?
- Почему его назвали Ворюгой?
- Что воровал кот?
- Почему куры лежали на солнце и стонали?
- Почему герои поклялись поймать кота и вздуть за бандитские проделки?
- Как поймали кота?  …..
Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга – так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.
Ребята могут кратко пересказать сюжет рассказа. Это рассказ о взаимоотношениях людей и кота.
Внутренняя интеграция (интеграция общечеловеческих ценностей в содержание урока).
-Как вы думаете, какие ценности (чувства) позволили ребятам пересмотреть своё отношение к животному? (любовь, любовь к животным, чувство жалости, желание о ком-то заботиться).
-Какие качества проявляет в нас ЛЮБОВЬ? (умение прощать, творить добро, помогать окружающим, уметь дружить).
- А какие чувства у Вас вызывает прочтение данного произведения?
Обсудите в группе и покажите нужную табличку.
Приём "Толстый и тонкий вопрос
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: 
умение формулировать вопросы; 
умение соотносить понятия. 
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ разверну тый. 
Вопросы могут быть такими:
-Почему рассказ назван именно так?
-Какой метод воспитания избрали герои?
-Как мальчики хотели прозвать кота в конце рассказа?
-Как можно по-другому назвать «заботу»?
-Какие качества в нас воспитывает любовь к окружающим? и т.д.
Музыкальная разминка.
Ассоциации :-Подберите слова-ассоциации, которые у вас возникают при слове Любовь, а сегодня мы затрагиваем именно любовь к животным, к братьям нашим меньшим.
(Варианты ответов).
Стратегия критического мышления «Синквейн» (в группах).
(Составляем синквейн по группам: любовь, животные, дружба, помощь).
Творческая работа учащихся
(Работа с постерами).
- Каким вам представляется кот в начале рассказа и в конце рассказа.
-Они разные?
-Попробуйте передать это на своём постере. Кто-то может изобразить то, для чего нам важно заботиться о братьях наших меньших, почему мы должны оберегать животных.
-Какие чувства вызывает у нас забота о животных? Постарайтесь передать это настроение и ваши эмоции!
Итог урока.
Подводим к общей мысли.
В роли кота – ворюги, может оказаться любой человек!
У каждого человека может быть какая-то плохая черта характера. Исправить его  можно не только наказанием, плохим отношением, а сочувствием, добрым отношением, ЛЮБОВЬЮ и Заботой.
Исполнение песни «Не дразните собак, не гоняйте кошек…»
Рефлексия.
-Какой основной жизненный урок Вы вынесли, прочитав этот рассказ?
(ответы детей).
«Бортовой журнал»
- Я на уроке научился правильно анализировать.
- Я умею выделять в произведении главную мысль. - Я могу научить других правильно ориентироваться по теме. -Мне ещё многому предстоит научиться.
Домашнее задание: подготовить рассказ от имени кота или сочинить весёлый рассказ о любимом животном.