Методическая статья «Педагогические особенности применения ИКТ в начальной школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Торжок
Методическая статья на тему
«Педагогические особенности применения ИКТ в начальной школе»
учитель начальных классов
Пегаева Светлана Анатольевна
2016 год
Давайте задумаемся, почему сегодня так много говорят о модернизации образования? Думаю, прежде всего, потому, что таков социальный заказ современного общества (стремительные изменения в обществе выдвигают перед образованием новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития способностей к постановке творческих задач, к позиционному общению в процессе их решения). Общество, которое я вижу, не абстрактно. Для меня это конкретные родители и конкретные дети.
Модернизация образования – это, прежде всего, обновление. Сегодня процесс обновления затрагивает все его структурные составляющие: содержание, формы, методы и приёмы обучения, материально-техническое обеспечение. В совокупности всё это приводит к созданию и активному использованию новых педагогических технологий в особенности информационно-коммуникационных (ИКТ).
Использование современных технологий нынче не роскошь и не мода, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Сегодня учитель должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями. И, самое главное, он не только должен использовать те материалы, которые предлагаются, но и сам должен уметь разрабатывать новые формы, средства обучения, создавать новые педагогические технологии.
Из анкет «Современное обучение» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), проведённых мною среди родителей, я пришла к выводу, что родители моих учеников ждут «насыщенного» урока, когда нам ВМЕСТЕ удается много узнать, многое сделать и многое успеть, применяя разнообразные формы работы с использованием современных технологий и много успеть.
Поэтому в стандартную схему «учитель – ученик – учебник»
введём новое звено – КОМПЬЮТЕР, который синтезирует в себе и книгу, и калькулятор, и тетрадь, и телевизор и видеоплеер.
Данную цепочку необходимо воспринимать, как систему, и мы должны четко понимать, что, потеряв хоть ОДНО ЗВЕНО, нарушится система в целом! Поэтому назовём её «ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ УРОКА»! К сожалению, не каждый учитель в полной мере реализует ИКТ, несмотря на то, что данные технологии находят положительный отклик у учителей.
На каждом уроке, а точнее, на каждом этапе этого урока, я использую и современную технику. Это не только повышает интенсивность моего труда, но и облегчает его, так как повышается интерес у учащихся, т. е. у детей создается эффект «Мне было сегодня интересно».
У учащихся 1-4 классов только формируется наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного, современного иллюстративного материала, где будет использоваться не только статика, но и динамика: анимация, звуковые эффекты и т.д. При использовании информационных технологий появляется ощущение яркости, необычности, заинтересованности. Следовательно, такие уроки позволяют обеспечить информационную насыщенность, но и при этом частично снимают высокую эмоциональную напряженность и оживляют учебный процесс.
Немаловажно учитывать и тот факт, что ИКТ выполняют важную образовательную функцию - помогают ребёнку разобраться в большом потоке информации, воспринять её, запомнить за счёт интересной подачи материала.
Я предлагаю рассмотреть некоторые направления внедрения ИКТ в практику моей работы как учителя начальных классов:
1. Создание презентаций в программе Power Point.
При помощи компьютерных презентаций, созданных в этой программе, я конструирую любые уроки в соответствии с темой, целями и задачами для конкретного класса. Проблема в том, что эта программа сейчас многими не используется в полную мощность, я же стараюсь применить ее максимально, использовать все ее технические возможности. Например, на уроке окружающий мир я предлагаю презентацию «Закаляться может каждый», в которой не только можно найти материал по этой теме, но выполнить задания. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Я использую также эту программу для подготовки проектов самими учащимися. Так Фирсов Егор выполнил проект по теме «Лекарственные растения Тверской области» и занял 3 место в школьной конференции.
Создание компьютерных презентаций способствует развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенцией.
Предмет
Тема урока
Этап урока
Форма, метод обучения
Программа
Русский
язык
«Корень как общая часть родственных слов»
Актуализация знаний
«Словарные слова»
Интернет-ресурс (http://metaschool.ru/test.php)
Математика
«Таблица умножения»
Актуализация знаний
«Башня знаний»
Power Point
Окружающий мир
«Контроль знаний»
Проверка уровня сформированности общеучебных умений
«Своя игра»
Power Point
Математика
«Единицы длины»
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
тестирование
Excel
Литературное чтение
«Творчество Г.Х. Андерсена»
Первичное усвоение произведения
мультфильм
Windows
Movie
Maker
Второй год я работаю в школьной команде по информатизации. Возможно, вам покажется, что это недостаточный срок, но уже за это время мы создали банк, в котором собраны более 600 презентаций по разным предметам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
Работа в сети Internet позволяет мне и моим ученикам не только находить и извлекать нужную информацию, но и использовать её для создания презентаций, написания рефератов и сообщений, что является немаловажным в формировании межпредметных компетенций. Учащиеся сами учатся отбирать и систематизировать информацию. Примером неплохого сайта с тестовыми заданиями является http://metaschool.ru/test.php
3. Использование прикладных программ. А в особенности текстовый процессор MS Word и табличный Excel, позволяют мне создавать свои тестовые задания, основанные на гиперссылках. Мной созданы дидактические материалы (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, демонстрационные таблицы). (Приложение 3).
4. Создание обучающих фильмов в стандартной программе Windows Movie Maker. Мною создан банк видеороликов в этой программе. Программа является стандартной в операционной системе Windows (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Она достаточно легка для самостоятельного изучения, как учителями, так и учащимися. Центральной задачей является развитие у учащихся способности к самостоятельному проектированию и реализации новых творческих проектов.
Любая из этих программ несут определенный потенциал интеллектуальной трудности и актуализируют не только исполнительные действия учащихся, но и поисковые, оценочные действия планирования.
ИКТ - технологии используются мною на всех этапах обучения. Рассмотрим некоторые из них:
Использование ИКТ в моем процессе обучения создаёт неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивает каждому школьнику собственную траекторию развития: развивает внимание, память, восприятие, воображение, мышление.
Почему это так необходимо для успешного обучения?
Во-первых, вызывают интерес учащихся, «очарование» новизны, эмоциональный всплеск. Можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, принять участие в военной баталии, увидеть движение на уроках окружающего мира, математики, почувствовать настроение героев, услышать звук моря, увидеть закат.
Во-вторых, создаются условия для индивидуализации обучения: учитель имеет возможность зафиксировать материал, «остановить» мгновение, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить проверку, самопроверку, контроль полученных в ходе уроков знаний.
В-третьих, участие в деятельности, например, через учебные проекты открывает новые возможности созидания. Учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя.
В-четвёртых, повышается у учащихся качество знаний.
Учитывая выше сказанное, можно утверждать, что использование ИКТ на уроках, несомненно, оказывает содействие развитию личности ученика, который комфортно будет чувствовать себя в условиях информационного общества. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют новые информационные технологии. При одном непременном условии - сохранении традиций высокой культуры учителя, и профессиональной, и творческой.
Приложение1
Варианты вопросов из анкеты «Современное обучение»
Вопрос. Укажите Ваш возраст:
1. 18-25 лет;
2. 25-30 лет;
3. 30-35 лет;
4. 35-45 лет;
5. 45 и старше.
Вопрос. Укажите Ваш пол:
1. Мужской;
2. Женский.
Вопрос. Укажите, что в Вашем понимании является «качество образования»?
1. Хорошие (отличные) знания:
2. Хорошие (отличные) оценки;
3. Гарантированное поступление в ссуз, вуз;
4. Гармоническое развитие личности Вашего ребенка (интеллектуальное и физическое) педагогами учреждения;
5. Другое указать
Вопрос. Какие качества Вы больше всего цените в учителе?:
1. Профессионализм (преданность делу);
2. Эмпатия (т.е. компромиссный характер);
3. Организаторские способности (т.е. классное и внеклассное руководство);
4. Индивидуальный и дифференцированный подход к моему ребенку;
5. Другое указать
1. Изменений нет;
2. Изменения к лучшему;
3. Изменения к худшему;
4. Трудно сказать;
5. Другое укажите
Вопрос. Как Вы думаете, по какой причине современные технически средства не применяются в Вашем учреждении?:
1. В связи с отсутствием современных технических средств обучения;
2. Современные технические средства обучения есть, но учитель целенаправленно использует традиционную методику обучения;
3. Современные технические средства обучения есть, но учитель не умеет ими пользоваться;
4. Трудно сказать;
5. Другое укажите
Приложение 2
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Приложение 3
Приложение 4
Создание диафильма по сказке в программе Windows Movie Maker
Тест по окружающему миру в рамках темы «Кто живёт рядом с тобой?»
1.*У Саши большая семья. У него есть старший брат и младшая сестра, бабушка и дедушка. С ними живёт бабушка его мамы и тётя его папы. Сколько поколений в семье Саши?
2. Соедини части пословиц:
Не красна изба углами поживут и люди для тебя
Семья а красна пирогами
Поживи для людей крепка ладом
Задание по русскому языку в рамках изучения орфограммы «ча-ща», «чу-щу», «жи-ши».
Спиши текст без допущенных ошибок. Выдели орфограммы, в которых были допущены ошибки.
Наступило чюдесное весеннее утро. Лес - чяродей оделся в пушыстый зелёный наряд. На березе кричят грачята. Шуршыт в кустах ёжык. я молчю и чютко прислушываюсь к весенним звукам.
15