Проблемы перехода на ФГОС в основной школе

Проблемы перехода на ФГОС в основной школе
1. Изучение информатики в условиях ФГОС
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В учебном (образовательном) плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов – 105. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). К концу обучения начальной школы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) обучающиеся должны обладать ИКТ компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. В основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Образовательное учреждение, исходя из конкретных условий, может начинать изучение курса информатики с 5 класса за счет часов школьного учебного плана, выстраивая  непрерывный курс информатики в 5–9 классах, обеспечивая  его преемственность с курсом информатики  начальной школы.
Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Переход на ФГОС ООО предполагает разработку рабочей программы курса информатики. Начиная работу по разработке рабочей программы курса информатики основной школы необходимо изучить все документы по ФГОС ООО и  Примерную программу по информатике (2011г). Для каждого образовательного учреждения должна быть разработана рабочая программа курса информатики, которая должна  содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного курса;
2) общую характеристику учебного курса;
3) описание места учебного курса в учебном плане ОУ;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного курса;
5) содержание учебного курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного курса.
         Содержание Примерной программы курса информатики представлено инвариантной  и вариативной частью. На вариативную часть отводится  25% времени программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Часы для вариативной части используются авторами рабочих программ для более глубокой проработки основного содержания обучения. Системный характер содержания курса информатики определяется названными тремя сквозными направлениями (представленными в несколько обобщенном виде):
       информация и информационные процессы;
       моделирование, информационные модели;
       области применения методов и средств информатики.
В рамках этих направлений можно выделить следующие основные содержательные линии курса информатики:
а) в направлении «Информация, информационные процессы»:
информационные процессы;
информационные ресурсы;
б) в направлении «Моделирование, информационные модели»:
моделирование и формализация;
представление информации;
алгоритмизация и программирование;
в) в направлении «Области применения методов и средств информатики»:
информационные и коммуникационные технологии;
информационные основы управления;
информационная цивилизация.
Установленные ФГОС ООО новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. В информатике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления процессами и пр.
Специфика общеобразовательного курса информатики заключается в том, что она активно использует элементы других дисциплин: математики, философии, стилистики, психологии и инженерии. Информатика оперирует с фундаментальными понятиями, которые внешне по-разному проявляются в различных областях знания.
Отличительной особенностью ФГОС ООО является установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты, которые формируются путем освоения содержания общеобразовательного курса информатики.
Личностные результаты направлены на формирование в рамках курса информатики, прежде всего, личностных универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты нацелены преимущественно на развитие регулятивных и знаково-символических универсальных учебных действий через освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и информационной (знаково-символической) модели.
Предметные результаты в сфере познавательной деятельности отражают внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов через инструмент их познания моделирование к алгоритмам и информационным технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное логическое действие общий прием решения задачи.
Учитель информатики должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Чтобы решать эти задачи, каждому учителю важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности. Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания информатики, ориентированной на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов. Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно – значимой деятельностью, в которой сам обучаемый заинтересован. Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится обучающимся, должны быть таковы, чтобы сформировать у них целостное представление видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая  информация становилась для них личностно-значимой.

Как спроектировать урок  информатики с метапредметным подходом?
По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его. Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие  должно нести следующие функции и соответствующие им этапы.
Первая функция введение обучаемыхв учебную деятельность., Введение в учебную деятельность предполагает:
а) создание у обучаемых учебной мотивации («мотив» побудитель к действию, «мотивация» процесс побуждения, стимулирования мотивов);
б) осознание и принятие учащимися учебной цели.
Таким  образом, вначале учебного занятия надо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться.
Вторая функция, которую учитель должен предусмотреть, создавая проект учебного занятия создание учебной ситуации, т.е. такогодейства, в котором будут достигаться учебные цели.
Для  создания учебной ситуации учителю нужны особые задачи, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи.
Особенность учебных задач состоит в том, что они нацелены на усвоение способа действия (как решать?), в ходе которого происходит развитие их мышления, формируются познавательные процессы. Важно помнить, что решение учебной задачи это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности. При этом речь идет об освоении полного цикла решения задачи, а именно:
постановка задачи;
построение, анализ и оценка модели;
разработка и исполнение алгоритма в рамках данной модели;
анализ и использование результатов.
Именно умения самостоятельно поставить задачу, найти метод ее решения, построить алгоритм, т. е. описать последовательность шагов, приводящих к необходимому результату (или применять уже готовые программные продукты), правильно оценить и использовать полученный результат, делают человека по-настоящему готовым к жизни в современном, быстро меняющемся мире. В процессе решения задач формируется язык, общий для многих научных областей.
Третья функция, которую должен спроектировать учитель  обеспечение учебной рефлексии.
Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:
«Что ты делал?» (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);
«Что у тебя не получается?» (вопрос нацелен на поиск учащимся «места» затруднения, ошибки);
«Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);
«Как надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).
Если ученики не могут построить своей версии из сложившегося положения, то учитель либо еще раз должен повторить демонстрацию, но с новыми акцентами на тех местах, которые вызвали у обучаемых затруднение, либо прочитать лекцию (цикл лекций), в которой дается информация, необходимая для решения задачи такого типа, которая решалась учениками. Важно подчеркнуть, что в подобной ситуации исчезает проблема «отсутствия интереса у обучаемых к учебе». Лекция читается не тогда, когда учащиеся еще не знают, куда ее «поместить в своей голове» (потому часто теряют интерес), а «под потребность» намаявшись с затруднениями, построив свои предположения, они готовы и хотят слушать педагога. Место теоретической лекции оправдано.
Четвертая функция функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых. В учебной деятельности учитель должен контролировать изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого обучаемого контроль за правильностью выполнения задания, означает направленность сознания на собственную деятельность. Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.
Таким образом, проектируя замысел современного учебного занятия по информатике, учитель должен стимулировать учебные мотивы ученика, активизировать учебную деятельность, обеспечивать рефлексию учебной деятельности и контроль за процессом и результатами деятельности обучаемого.

Проблемы перехода на ФГОС в основной школе
Переход на новые образовательные стандарты является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей к успешной реализации ФГОС нового поколения в основной школе. Поэтому целями стратегии развития образования на современном этапе модернизации образования являются:
1. Обновление содержания образования в школе на ступени основного общего образования и, в частности в 5-х классах, в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
2. Создание условий и механизмов для повышения качества образования на основе перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, преемственности образовательных программ и технологий на всех ступенях общего образования.
Процесс внедрения стандарта основной школы с очевидностью выявляет ряд проблем и противоречий. Данные противоречия проявляются на целевом, организационном, содержательном и технологическом уровнях.
1. Целевой уровень:
- избегание новых форм взаимодействия с учащимися, отдельными педагогами, связанных со страхом потери авторитета;
- неподготовленность ряда педагогов к внедрению ФГОС ООО, объясняемая недостаточным уровнем владения содержанием Стандарта.
2. Организационный уровень:
- нерешительность отдельных педагогов при введении новых курсов. Следует отметить, что большинство педагогов не готовы к написанию авторских программ курсов, которые вводятся как школьный компонент и направлены на решение задач, которые выдвигают современные условия нашей жизни.
- недостаточное материально – техническое оснащение (например, отсутствие цифровых лабораторий, расходных материалов и т.д.), особенно предметной области «Естествознание»;
- не определены нормативы финансирования реализации ФГОС ООО на уровне субъекта Федерации.
3. Содержательный уровень:
Трудности внедрения ФГОС ООО частично провоцируются недостаточностью методического обеспечения и отсутствием УМК на данный период времени. Учитель не может познакомиться с теми учебниками, по которым ему придётся работать. В настоящее время не определено каким образом будет формироваться насыщение предметов учебного плана УМК. От неопределенности не спасают и вебинары, которые проводятся различными издательствами. На мой взгляд, трудности реализации Стандарта могут возникнуть и по причине неготовности отдельных учителей самостоятельно конструировать содержание обучения по предмету.
4. Технологический уровень:
Очевидно, что цели и содержание обучения должны найти отражение в методике и технологии обучения, а, значит, и в средствах обучения.
Не в полной мере решена первостепенная задача разработчиков средств обучения – их совершенствование с учетом планируемых результатов образования:
- уменьшение числа репродуктивных заданий, которые пока в значительной части учебников превалируют;
- увеличение числа учебных задач, требующих ответа на вопрос «как делать» (пока средства обучения строятся на практических задачах и отвечают на вопрос «что делать»);
- раскрытие в учебниках алгоритмов пошаговых действий ученика (пока преобладает структура «правило – упражнение»);
- усиление внимания к метапредметной составляющей средства обучения (пока учебник отражает в основном предметную составляющую учебного курса).

Необходимым условием успешного введения ФГОС является проблемно – ориентированный анализ учителем собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС.
В качестве схемы такого анализа можно предложить каждому учителю вдумчиво поискать ответы на следующие вопросы:
Что именно должно измениться в содержании и организации образования в связи с переходом на ФГОС?
Как эти изменения должны отразиться на характере личной профессиональной деятельности педагога?
В чем состоят критерии практической готовности учителя к эффективной реализации ФГОС? (что он должен знать, понимать, чем должен владеть)
Какие проблемные моменты (профессиональные дефициты) в своей профессиональной подготовке видит педагог в связи с изменениями решаемых задач и условий образовательной деятельности? Какие из них являются наиболее насущными и требуют восполнения в первую очередь?
На какие уже имеющиеся элементы собственного практического опыта и опыта коллег, на какие методические наработки можно опереться в процессе подготовки к решению задач ФГОС?
Работая с интернет-ресурсами и изучая различные материалы по данному вопросу, я отметила для себя предложенный метод анализа и необходимые изменения в соответствии в требованиями Стандарта. Блок–схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы представлена на слайдах.
Всем нам предстоит четко усвоить, что основным изменением в содержании образования является постепенный переход от учебно – предметной, основанной на усвоении основ наук, знаний, умений и навыков, парадигмы к ориентации овладения каждым учеником с учетом особенностей личности совокупностью универсальных умений. Изменения должны произойти и в организации учебно – воспитательного процесса, методики проведения учебных занятий, отслеживании результатов обучения. Меняются требования к школьной подготовке учащихся, а, значит, меняется и сама модель школьника, то есть меняется конечный продукт образовательного процесса.

15