Урок обучения грамоте «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.»
Конспект урока обучения грамоте
«Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.»
Тема
Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквами Ж, ж, развития речи, памяти, логического мышления
Тип урокаРешение учебной задачи
Планируемые результаты
(предметные)
Распознают в словах и характеризуют звук [ж] как звонкий и всегда твёрдый, обозначают буквой Ж;
выполняют слого-звуковой анализ слова;
устанавливают на основе наблюдений, что в слоге жи пишется всегда и,
читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания;
Личностные
Осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества)
Универсальные учебные действия
Регулятивные: учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
логические – характеризуют звук [ж] и букву ж, находят во множестве объектов лишний, объясняют почему.
Коммуникативные: вступают в беседу на уроке и в жизниОсновное содержание темы, понятия и термины:Твердый звонкий согласный звук [ж]; буквы Ж, ж; слого-звуковой анализ слова; правописание жи, же
Образовательные ресурсыСчетные палочки. Предметные картинки.
Проект урока.
I Организация начала урока.Прозвенел у нас звонок – начинается урок.
Ребятки потрите свои ладошки, что чувствуете? (тепло) Давайте передадим тепло друг другу. (передают). Давайте сегодня на нашем уроке всегда будет так уютно и тепло, будем слушать друг друга, помогать тем кто затрудняется.
Проверим нашу готовность. (один называет всё что необходимо на урок остальные проверяют свою готовность).
II Постановка учебной задачи
Ребята отгадайте пожалуйста загадки: (учитель загадывает загадки дети отгадывают, разгадки картинки размещаются на доске.
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык.
С крыльями, а не птица. (Жук)
Жу-жу-жу-жу-жуЯ на ветке сижу,
Я не ветке сижу
И звук ж твержу. (Жук)
Как на тоненький ледок,
Выпал беленький (снежок)
У осы и у пчелы на брюшке есть иголка
Не по нраву если им
Будет очень больно.
Фотография Жени (Женя)
Ребус (жир)
( ЖАЛО,СНЕЖОК,ЖУК, ЖЕНЯ, ЖИР,)
Скажите, что общего у этих слов? (в их произношении есть звук Ж)
Но какое то слово не похоже на другие (СНЕЖОК- звук [ж] в середине слова.
Речевая разминка
Давайте пожужжим как жуки.
– Сформулируйте задачу сегодняшнего урока (Познакомимся со звуком [ж] и буквой, его обозначающей.
IV Усвоение новых знаний и способов деятельности.Слого-звуковой анализ слов.
Ребята, вы сказали что в словах-отгадках у нас есть звук [ж], а какой то звук согласный или гласный? (согласный, потому что произносим с преградой)( на доске убирается одна карточка гласный давайте составим схемы к этим словам и понаблюдаем за звуком [ж] (5 учеников работают у доски. Остальные в тетрадях. Посмотрите у нас с вами получилось что звук [ж] всегда твердый. (убирается карточка мягкий)
Знакомство с буквой Ж.
А теперь попробуем напечатать эти слова. Получится? (нет- мы не знаем букву Ж) А кто знает как она выглядит? (один из детей подходит к алфавиту и показывает эту букву) Правильно давайте напечатаем эту буковку в нашей азбуке (дети печатают) На что она похожа?
Это – Ж Стала снежинка
А это - К Буквою ЖЦелый жук Солнце её
И пол жука. Не растопит уже.
(дети предлагают и зарисовывают в тетрадях) . Давайте попробуем выложить эту букву из счетных палочек, а теперь попробуем изобразить эту букву.
Чтение слогов и слов с буквой Ж.
Прочитаем слоги с буквой Ж .Прочитаем слова на стр. 25 учебника.
А теперь прочтите эти слова и сравните звуки ж и ш:
МЫШИ-ЛЫЖИ
ЖАЛЬ-ШАЛЬКакой звук Ж звонкий или глухой? (Убирается табличка глухой.) Выясняем что звук звонкий. Находим его расположение на ленте букв.
Теперь мы сможем напечатать слова (дети печатают).
Скажите какое слово лишнее теперь? (Женя это имя и пишется с большой буквы.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА – Послушайте слова, если вы слышите звук [ж], то хлопаете в ладоши, если звука [ж] нет, топаете ногами: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ёжик, лиса, мышь, жук, волк, карандаш, крыша, ужиV Закрепление знаний и способов действий.Развитие связной речи
Давайте прочитаем текст на с. 26 .
Как вы думаете о чём этот текст? (дети читают текст.
Давайте попробуем этот текст продолжить. Чтобы вы добавили, какие предложения. (Варианты детей) Я предлагаю вам в группах составить предложения которые будут продолжением этого текста. (Дети работают в группах по окончанию работы поднимают сигнальные таблички.)
Получается текст:
Первые снежинки.
Уже стали замерзать лужи.
Закружились первые снежинки.
Они очень красивые.
Малышам нравится разглядывать снежинки.
Они словно белые звездочки.
Но снежинки быстро таят на ладошке.
Мы сделали снежинки из бумаги.
Чтение слов. Правописание ши, жи.
Прочитайте слова
чиж
стриж
уж
малыш
нож
Сколько предметов обозначает каждое это слово? (один) Что нужно сделать чтобы эти слова стали обозначать много предметов? (подписать в конце букву И.)
А теперь давайте заполним таблицу:
мана
рыкитиНа
пруна
Развитие связной речи.
Прочитаем слова на стр. 26. (читают), а теперь попробуем составить текст используя эти слова.
Игра «Сломанный телефон»
У тихо на ушко скажу скороговорку тому кто сидит впереди посмотрим как добежит эта скороговорка до последнего в ряду.
Хорош пирожок, внутри пирожок.
Заржавел железный замок.
Жутко жуку жить на суку.
VI Рефлексивно-оценочный
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
Оцените пожалуйста свою работу. (дети поднимают карточки).
– Спасибо за урок.