Презентация программы по краеведению на тему Наследие


Конспект занятия «Север – край мой родной!»
Цель: формировать представление об истории родного края, углублять знания о малой Родине.
Задачи:
- развивать любознательность и интерес к особенностям жизни народов Севера;
- воспитывать уважение к коренному населению, любовь к родному краю;
- побуждать детей изучать жизнь и быт ненцев.
Оборудование: магнитная доска, картины с изображением чума, нарты, тундры, силуэты оленя, охотника, рыбы, маленькие мячи жёлтого и красного цвета, 2 корзины.Форма проведения: игра-путешествие.
Словарная работа: чум, олень, тундра, нарты, каюр, хорей, охотник, рыба, малица, кисы.Предварительная работа: просмотр иллюстраций с природой тундры, чтение стихов Л.Лапцуя, знакомство детей с бытом ненцев, посещение музея «Дом природы».
Контингент: дошкольный возраст 4-5 лет.
Ход занятия.
Организационный момент. 
Воспитатель:
- Здравствуйте дорогие ребята!
– Ребята, сегодня на занятии мы будем знакомиться с жизнью и бытом ненцев, предлагаю вам отгадать загадку, и узнать что- то интересное.
Шкуры, жерди. Строим дом.
Помогают все кругом.
Применив смекалку, ум
В тундре возвели мы. (чум)
После каждого отгаданного названия воспитатель вывешивает на доску изображение соответствующего жилища (чума). Ребята, в таких жилищах проживают такие народы, как: ненцы, ханты, манси. Ненцы живут в чумах из жердей, покрытых оленьими шкурами и берестой. Посреди чума разжигается костёр, для приготовления пищи и обогрева, дым от костра выходит, через специальное отверстие в центре чума. Но, когда огонь гаснет, в чуме становится очень холодно, поэтому в чумах спят одетыми, либо в тёплых меховых мешках.
Давайте немного разомнёмся. Динамическая пауза «В тундре»
Тундра, тундра, низкий лес. (Рывки согнутыми в локтях руками, затем руки на поясе наклоны в стороны)
Снег до самых, до небес! (Подняться на носочках, вытянуть руки вверх, и медленно опускать руки по сторонам)
Правит нартами каюр, (вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)
Мчит в ярангу он свою. ( вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)
Нарты полные добра, (Подняться на носочках, вытянуть руки вверх, и медленно опускать руки по сторонам)
Будет рада детвора! (прямые руки вверху, быстрые вращения кистями рук)
Воспитатель: Все северные народы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Это значит, что они не живут на одном месте, а постоянно передвигаются. И помогают им в этом, в первую очередь, олени и собаки. Их запрягают в лёгкие сани – нарты, таким образом, они перевозят разобранные жилища и вещи своих хозяев. Управляет такой упряжкой – каюр. А делает он это при помощи длинного шеста – хорея. (воспитатель вывешивает изображение каюра управляющего упряжкой)
Воспитатель: Чем же занимаются народы Севера? Кто мне подскажет? (ответы детей) .Верно ребята среди северных народов есть и охотники, и рыболовы и оленеводы. (после соответствующего ответа, воспитатель вывешивает изображение на доску (олень, охотник, рыба)
Охотой и рыболовством в основном занимаются мужчины, а женщины и дети собирают ягоды: морошку, голубику, бруснику, клюкву и разные съедобные травы: дикий щавель и лук, молодые листочки карликовой ивы.
Ребята, а давайте немного поиграем. Для этого нужно разделиться на две команды. Представьте себе, что вы очутились на севере, а родители вас отправили собирать ягоды, одних – морошку, других- бруснику.
Игра под музыку «Увезу тебя я в тундру». На полу рассыпаны шарики (ягоды, стоят две корзины.Задание: Чья команда быстрее соберет шарики (ягоды). Одна команда собирает красные (брусника, другая желтые (морошка) .После игры. Молодцы ребята. А давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? Что вас поразило особенно?
(ответы детей)
Ребята, наше занятие подошло к концу, а мы с вами продолжим изучать жизнь ненцев на других занятиях.