ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Основные формы работы образовательного учреждения при подготовке учащихся к итоговой аттестации
Е.Б. Рогут
директор МОУ « Рыбницкая СОШ №9»
Согласно Закону ПМР «Об образовании» освоение образовательных программ среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования. Единственной формой проведения ГИА практически для всех учащихся 11-х классов является тестирование. От того, какие результаты будут получены выпускниками на экзаменах, во многом зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретённых знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме тестирования можно выделить следующие составляющие:
Информированная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).
Предметная готовность (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).
Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на успешные действия в ситуации сдачи экзамена)
На основании этого определяются основные формы работы школы по подготовке всех участников образовательного процесса. Для этого в МОУ « РСОШ №9» составлен план подготовки и проведения государственных экзаменов, включающий 3 направления: работа с педагогическим коллективом, работа с учащимися, работа с родителями. Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное прохождение ГИА».
Администрация школы планирует этапы выполнения работы:
I этап. Организационный (август – октябрь).
II этап. Информационный (ноябрь-январь).
III этап. Практический (октябрь – май).
IV этап. Психологическая подготовка к ЕГЭ.
V этап. Аналитический (июнь-август).
Остановлюсь на содержание каждого этапа работы.
I этап. Организационный (август – октябрь)
Организация подготовки к проведению ГИА начинается с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Он проводится по следующим направлениям: процентное соотношение оценок, полученных учащимися по результатам аттестации, соответствие годовых оценок и оценок, полученных на экзаменах, успеваемость, ККЗ, средний балл, СОУ. В таблице приведены результаты по математике, полученные учащимися МОУ « РСОШ №9» в сравнительной характеристике за 4 года.
Мониторинг итоговой аттестации по математике за 4 года
уч.год
кол-во
уч-ся
«5»
«4»
«3»
«2»
успев
ККЗ
ср.б.
СОУ
2008-2009
38
0
15
21
2
95
39
3,4
46
2009-2010
39
6
17
15
1
98
59
3,7
57
2010-2011
42
3
31
8
0
100
81
4,0
66
2011-2012
38
8
24
6
0
100
84
4,1
67
Проанализировав полученные результаты, определяются пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в текущем году, корректирую планы по подготовке к ГИА.
II этап. Информационный (ноябрь-январь)
Содержание информационной работы с педагогами
1.На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы по организации и проведению промежуточной и итоговой аттестации:
Инструкция « О промежуточной аттестации и переводе учащихся организаций общего образования» (Приложение к приказу МП ПМР № 1361 от 04.11.2004г )
Положение «Об итоговой государственной аттестации выпускников 9-х и 11-х классов ООО ПМР» ( Приказ МП ПМР № 261 от 04.03.2005г)
Приказ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Приказ N 1267 от 21.11. 2012 г.).
Положения «О формах и порядке проведения ГИА обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего(полного) общего образования» (Приказ МП ПМР № 83 от 01.02 2011 г. )
2.На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письмам по различным предметам
3.Проводятся педагогические советы по вопросам подготовки к аттестации учащихся
4.Направляются учителя на городские семинары по подготовке к ЕГЭ и распространяется опыт работы учителей МОУ « РСОШ №9» ( семинар учителей математики 2010 ).
Содержание информационной работы с родителями учащихся
При организации работы с родителями учеников, приоритетным направлением можно выделить информационное обеспечение их по проведению и процедуре экзаменов. С этой целью проводятся родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА. Учитывая, что мы живём в век использования информационных технологий, предлагаем родителям на сайте МП ПМР http://minpros.info/ ознакомиться с разделом по подготовке к ГИА в форме ЕГЭ ( Единый Государственный экзамен), в котором размещены документы, регламентирующие процедуру проведения экзамена и демоверсии КИМов .
Удачным решение вопроса будет разработка памятки для родителей и выпускников 11-х классов с целью донести информацию по проведению ГИА в форме ЕГЭ до всех.
Памятка может включать следующие разделы по ГИА: общие положения проведения, формы проведения, сроки и общие правила проведения, подача апелляции, оценка результатов . Такие памятки распечатываются на каждого ученика и вклеиваются в дневник. Таким образом, дневник – это школьный документ, через который можно оперативно донести до родителей информацию по процедуре проведения ГИА, результат промежуточной аттестации.
Содержание информационной работы с учащимися
Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся включает в себя ознакомление учащихся с правилами поведения на экзамене, правилами заполнения бланков, расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет), демоверсии КИМов.
III этап. Практический (октябрь – май)
Данный этап включает в себя работу учителей-предметников по подготовке учащихся к экзаменам. Следуя тезису, что школа – это не место для препровождения времени, а место для получения знаний, и учить необходимо всех, кто пришел в школу, в зависимости от их уровня знаний и притязаний, уместным будет организация системы разноуровневого обучения. Данная методика построена по технологии разноуровневого обучения, разработанной ректором ККИДППО Е. А. Семенко. Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения, используемый учителями школы обеспечивает повышения уровня обученности учащихся и качества знаний. Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения учителям-предметникам предлагается разбить класс на 3 группы.
Например, пример разбивки класса для подготовки к ЕГЭ .
1 группа
2 группа
3 группа
Группа «РИСКА»
Учащиеся, набравшие
0-4 б.
Учащиеся, набравшие
5-7б, которые могут получить удовлетворительную оценку на экзамене при добросовестном отношении и желании - хорошую.
Учащиеся, набравшие 8-12 б - это претенденты на получение хороших и отличных оценок.
Учитывая степень обученности и мотивацию в обучении каждой группы учащихся, учителя-предметники планируют свою работу по подготовке к ЕГЭ.
Работая со слабыми учениками из группы «риска», учитель должен помнить, что таким учащимся свойственно быстрое забывание невостребованных умений, следовательно, им необходимо готовить задания по принципу накопления умений. То есть, если ученик начал правильно выполнять задание по определённым темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания другой, ещё не усвоенной темы.
При работе с учащимися большое внимание уделяется:
Знакомству учащихся со структурой и содержанием КИМов.
Работе по КИМам.
Обучению учащихся заполнению бланков.
Знакомство учащихся с формой и организацией проведения ЕГЭ.
Немаловажно развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Этому умению учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа контрольных работ. Основную часть работы по подготовке школьников к итоговой аттестации в форме тестирования желательно проводить на ранних стадиях обучения, не столь эмоционально напряженных. Отрабатывая с начальной школы требования к заполнению бланков ответов, работу в условиях фиксированного времени, подготовку ответов на задания разной формы, учителя могут значительно увеличить успешность выполнения выпускниками экзаменационных работ . Во 2 четверти 2011-12 уч.года итоговый контроль знаний по математике был проведет как раз в форме тестирования по тексту УНО.
По «Положению о проведении ЕГЭ» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель-предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ.
В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене. Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА. С этой целью в школе проводятся пробные экзамены в форме ЕГЭ и отдельными учителями и администрацией школы и УНО.
Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках одной школы.
После чего завуч проводит анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям:
% успеваемости и качества выполнения контрольной работы по каждому классу.
Сравнительная характеристика выполнения контрольных работ каждым классом (ноябрь-апрель).
Анализ контрольной работы по заданиям.
Распределение отметок по результатам работ.
Анализ результатов выполнения контрольных работ обсуждается на заседаниях при завуче.
IV этап. Психологическая подготовка к ЕГЭ
ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Отношение к нему неоднозначное. Вопрос «Как Вы относитесь к введению новой формы итоговой аттестации в виде ЕГЭ?» на официальном сайте Министерства просвещения ПМР показал следующие результаты: отрицательно- 2872 (77%), нормально-413-(11%), перспективная идея-235 (6%), все равно- 133 (4%).Однако, тестирование требует специальной предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Ученые считают, что не только предметная подготовленность является залогом успеха, но повышают эффективность подготовки к экзаменам и психотехнические навыки при обучающем тестировании, что позволяет более успешно вести себя во время экзамена, овладевать собственными эмоциями. Учебные тестирования и тренировки в выполнении тестовых заданий позволяют реально повысить тестовый балл на едином государственном экзамене. Во время обучающего тестирования у школьников формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Кроме того, зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не тратит время на понимание инструкции к тестовым заданиям, что позволяет ему сосредоточиться на содержании Методы проведения занятий школьного психолога могут быть разнообразны: групповые дискуссии, игровые, медиативные техники, анкетирование, мини лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу. Работа с учащимися проводиться как со всем классом, так и выборочно.
V этап. Аналитический (июнь-август)
Анализ итогов ЕГЭ, корректировка планов. Расширение рамок направлений подготовки к ЕГЭ (по необходимости). Этот этап плавно переходит в организационный.
15