Конспект урока Монголо-татарское нашествие на Русь
КОНСПЕКТ УРОКА
МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ НА РУСЬ. ВТОРЖЕНИЕ КРЕСТОНОСЦЕВ.
1.Организационный этап. Прием «Необъявленная тема».
Слайд 1 – р. Калка, 1223г. –из летописи
Описание битвы на Калке в Галицко-Волынской летописи
В год 6732 (1223). Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них — Юрий Кончакович — не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты — до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете». ...Шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: «Вооружайтесь!» Мстислав Романович и другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда. ...Побеждены были все русские князья. Такого же никогда не бывало. Татары дошли до Новгорода Святополкова. Русские же, не ведая об их лживости, вышли навстречу им с крестами и были все перебиты.
Мстислав и два других князя были захвачены живыми; их связали и положили на землю, поверх настелили доски, на которых монгольские военачальники устроились праздновать свою победу. Смерть князей была мучительной.
О КАКОМ СРАЖЕНИИ ГОВОРИТСЯ? О ЧЕМ МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ, ИЗУЧАТЬ НА УРОКЕ?
2.ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1) ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ – ОБРАЩЕНИЕ К ЛИЧНОМУ ОПЫТУ – К ЛИЧНОСТИ
2) ЭТАП ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ – В ЧЕМ ПРОБЛЕМА, ЧТО ВАМ НЕИЗВЕСТНО-
-----С КАКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ, ПРОЦЕССАМИ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА СВЯЗАНО?
ПРОБЛЕМА:
3) ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ -
ЦЕЛИ:
ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА? КАКИЕ РЕШИТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ?
4) УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:
ЧТО ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ?
ЧЕМУ НАУЧИТЬСЯ?
ВАШЕ ОТНОШЕНИЯ, ЧУВСТВА?
МЕТОД – ПРОБЛЕМНО – ПОИСКОВЫЙ, ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ
3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
ЧТО ВАМ ИЗВЕСТНО ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ?
СЧИТАЕТЕ ЛИ ДОСТАТОЧНЫМ ДАННЫЕ ЗНАНИЯ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НАСКОЛЬКО АКТУАЛЬНА ТЕМА СЕГОДНЯ? НА КАКОЙ ОСНОВЕ СТРОЯТСЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАРОДОВ СУБЪЕКТОВ РФ СЕГОДНЯ?
ИЗВЕСТНЫ ЛИ ВАМ СОВРЕМЕННЫЕ Т.ЗР. НА ПРОБЛЕМУ НАШЕСТВИЯ М-Т И КРЕСТОНОСЦЕВ НА РУСЬ?
4. ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ.
ПЛАН
1. Рождение Монгольской державы. Чингисхан.
2. Монголо-татарское нашествие на Русь.
3. Ордынское владычество на Руси.
4. Натиск с северо-запада. Александр Невский.
5. Последствия нашествий монголо-татар и крестоносцев на Русь.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
ПАРНАЯ РАБОТА
СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ
НАЦЕЛИТЬ НА РЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА
5.ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ. РЕШЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ.
1 ВОПРОС
2 ВОПРОС
3 ВОПРОС
4 ВОПРОС
ВОПРОС
6.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
ТЕСТЫ – СЛАЙДЫ
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
ПАРАГРАФ – 19-20
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЛИИ
ХРОНОЛОГИЯ
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУСИ И ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
8. РЕФЛЕКСИЯ
НАСКОЛЬКО ПОЛНО РАСКРЫТА ПРОБЛЕМА
ОСТАЛИСЬ ЛИ НЕПОНЯТНЫЕ,НЕУЗНАННЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЛИЧНОСТИ
ДОСТАТОЧЕН ЛИ МАТЕРИАЛ УЧЕБНИКА И ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯ
ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ