Эффективность использования метода проекта в начальной школе

Эффективность использования метода проектов в начальной школе.
Титенко С.В. учитель начальных классов
МБОУ Куропатинской СОШ, с.Куропатино
В основу стандартов второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении. Для организации учебной деятельности школьников, в своей работе я применяю инновационные технологии т.к. учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Реализовать свою деятельность школьникам позволяет работа над исследовательскими проектами. Эту форму работы я широко использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог;
координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
3. Формирование социально адекватных способов поведения. [1]
В работе над проектом между учеником и педагогом складываются определенные взаимоотношения. Главная роль отводится ученику, учитель выполняет пассивную роль, он организует развивающую среду для ребенка. Работа над проектом дает ребенку возможность проявить себя, почувствовать себя значимым, реализовать свои возможности не связанные с учебными предметами.
 Работа над проектом 1-2 классах отличается от 3-4 классов, поскольку учащиеся слабо владеют учебными навыками в данных классах ведущую роль берет на себя педагог. Ребенок, играет роль исполнителя. В это время он знакомится с алгоритмом работы над проектом. Начиная с 3-4 классов, ребенок может уже вполне самостоятельно выполнять небольшие проекты. Начинать работу над проектом целесообразнее с таких предметов как окружающий мир, литературное чтение, ИЗО, технология.
В течение 4 лет мои учащиеся выполнили ряд проектов. Темы проектов имеют разную предметную и метапредметную направленность. В рамках уроков детьми были выполнены следующие проекты: «Наш край», «Жизнь древних славян», «Страна детства», «Имя прилагательное», «Имя существительное», «Уравнение», «Люди труда в ИЗО», «Мир Шопена» и др.
Введение часов на внеурочную деятельность учащихся даёт возможность для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися. В рамках внеурочной деятельности детьми были выполнены такие проекты как «Моя родословная», «Книжка-малышка» (дети оформляли сказки собственного сочинения), «Древний Египет», «Жевательная резинка – польза или вред», «Амурские писатели», в данный момент дети работают над проектом «Животные Амурской области».
Выполненные проекты представлялись на областной научно-практической конференции «С чего начинается Родина» в с.Ивановка. А так же перед учащимися начальных классов нашей школы, родителями.
К основным затруднениям выполнения проекта школьниками можно отнести отсутствие у детей необходимого оборудования: компьютеров и сети Интернет. Данный метод очень трудоемкий и требует большого количества времени. Но он как никакой другой метод, по моему мнению, способствует развитию творческих способностей школьников, формированию универсальных учебных действий учащихся, а так же подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
Заканчивается 4-тый год обучения пот новым стандартам. Можно сказать: мои ребята умеют спорить, размышлять, не ищут легких путей, умеют оценивать свою работу и работу своих товарищей, делают правильные выводы и предлагают пути решения проблемных ситуаций.
      Литература:
Проектная деятельность в начальной школе в свете ФГОС :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»
15