Урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Ф.И.О Миронова Ираида Васильевна
МБОУ «Верхнеушминская нач.школа- детский сад» Балтасинского района РТ
Модуль «Основы светской этики», урок № _34__, тема урока «Как я понимаю буддизм».
Краткое описание последовательности этапов урока: Урок начинается с организационного момента – эмоционального настроя учеников, организована эвристическая беседа с обучающимися, которая помогает обозначить тему урока и выявить имеющиеся у учеников знания по теме «Буддизм – древнейшая мировая религия». На этом же этапе формулируется проблема «Почему буддизм самая древняя мировая религия?»
Для формирования целостного представления об учении Будды, ученикам представляется мультимедийная презентация. Этот этап урока позволяет осуществить интеграцию с такими предметами как история, МХК, литература, что позволяет развивать у учеников кругозор, воображение, целостное представление об истории и культурном наследии человечества.
С помощью методики «понятийное колесо» основные понятия урока воспроизводятся учениками в ассоциации. Такой прием позволяет обучающимся запоминать и понимать сложные термины.
Для самостоятельной работы ученикам предлагается индивидуальная творческая работа. Итогом урока становится творческое представление рисунков, созданных учениками.
В конце урока проводится рефлексия как на эмоциональном, так и на практическом уровне. Дети оценивают атмосферу урока, свои чувства и эмоции, важность темы по методике «неоконченное предложение»
Задачи урока: - в области ценностей –знакомство с мировой религией – буддизм, жизнью ее основателя Сиддхартхи Гаутамы.
- в области опыта - развитие воображения, образного мышления, логики обучающихся, формирование навыков
публичного выступления
- в области знаний воспитание духовной культуры, религиозной терпимости, умения видеть красоту и гармонию
мира глазами буддистов.
- в области умений и навыков -уметь давать определения основных понятий буддийской культуры..
6. Используемый учебный материал:
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Учебное пособие «Основы буддийской культуры».
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя.
Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей
Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики»;
мильтимедиапроектор, компьютер.
7. Описание этапов занятия
.
План урока:
I. Орг. момент.Здравствуйте! Перед началом урока я хотела бы произнести изречение «Ненависть никогда не прекратит ненависти в этом мире. Только любовь положит ей конец. Это – древний закон»
Как вы думаете, что за человек мог произнести эти слова? Какими качествами он должен был обладать? (ответы учащихся) А слышали ли вы о такой религии как буддизм? Что вы о ней знаете? Во что верил человек в древности? Самая ли древняя это религия?
(начинается презентация)
II. 1 слайд – Буддизм – религия, появившаяся раньше других мировых религий. Зародилась она в Древней Индии в 5-6 в.в. до нашей эры на основе учения Будды как воплощение наивысшего духовного развития.
Распространена на территории Индии, Китая, в Монголии, Корее и Японии. На территории России как основная религия представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии.
2 слайд – Когда-то давным-давно в Индии жили царь и царица, но долгое время они не могли иметь детей, хотя и просили богов о том, чтобы они послали им сына. В одну из ночей царице приснился странный сон: белый слон вошел в ее опочивальню и три раза обошел вокруг ее ложа. Тут же были созваны самые знаменитые мудрецы, которые растолковали этот сон так: царица должна родить прекрасного сына, но будут даны ему два пути. Первый путь – жизнь в роскоши, при этом он будет мудрым правителем, вокруг которого всегда будут любящие жена и дети. Второй – путь страданий, но создано будет при этом великое учение, которое сохранит его имя в веках.
3 слайд – Вскоре предсказание исполнилось. Царица родила прекрасного мальчика, которого назвали Сиддхартха Гаутама, но сама через семь дней после его рождения умерла. Отец, помня о предсказаниях старцев, постарался оградить своего долгожданного наследника от жизни, происходящей за стенами дворца. Мальчик рос в роскоши, любви и заботе. Достигнув определенного возраста, он женился и у него родился свой сын.
4 слайд – Но, несмотря на усилия отца, боги распорядились так, что однажды принц покинул дворец и оказался на улочках города. Здесь он столкнулся со стариком и понял, что молодость не вечна, затем на его пути возник больной обезображенный своей болезнью, и молодой принц понял, что и эта беда может постичь всякого. И, в конце концов, Сиддхартха увидел похоронную процессию и понял, что и жизнь не вечна. С этого момента уже ничего не могло развлечь его, потому что он постоянно думал «Как можно веселиться и наслаждаться жизнью, когда вокруг нас столько людей стареют, болеют и умирают?»
5 слайд – С этим вопросом он тайно покинул дворец и стал вести жизнь отшельника. Он спрашивал совета у великих мудрецов, истязал себя, подолгу не ел и не пил и все пытался понять причины страданий человека и пути избавления от этих страданий. Однажды его неистовство довело его до того, что он уже почти умер от истощения, но проходящая мимо женщина влила ему в рот ложечку рисовой похлебки и он уснул долгим сладким сном, а проснувшись сказал «Крайности вредны!» Нельзя ни переедеть, ни недоедать, нужно выбрать серединный путь, то есть вести умеренную жизнь. Он взял себе новое имя «Будда», т.е. «Просветленный» и создал свое учение.
6 слайд - Будда изложил четыре истины:
1. Жизнь есть страдание (рождение, любовь, болезнь, смерть – все приносит страдание человеку)
2. Причина страданий человека – жажда жизни (жизнь и так все дает человеку, но он хочет большего, отсюда появляются все пороки, которые приносят страдания: гнев, зависть, ревность, злость и т.п.)
3. Чтобы уничтожить страдания нужно уничтожить жажду жизни, т.е. все пороки
4. Путь для уничтожения этой жажды – серединный «восьмиричный» путь, предполагающий правильные воззрения, правильную речь, правильное поведение, правильную жизнь.
Только тогда человек может достигнуть нирваны, остановить цепь страданий.
7 слайд - 40 лет проповедовал Будда своим ученикам, которых становилось больше год от года. И всем он давал мудрые советы. Вот одна из притч об учении Будды:
Один из учеников спросил Будду:— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?Будда ответил:— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать?Ученик сказал:— Ничего! Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.
Будда сказал:— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это все равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путем, будто ничего не случилось.
8 слайд - Будда учит не быть зависимым от вещей, нас окружающих, учит глубоко и ясно понимать ценность вечного и малую цену преходящего и отличать одно от другого. Он учит Освобождению — благородному восьмеричному Пути, складывающемуся из маленьких повседневных усилий сделать наше сознание чище и тоньше, освободить душу от заблуждений и иллюзий, которые заставляют нас гоняться за тем, что исчезнет, едва мы успеем насладиться им. Он учит Пути как достойной замене бегу по кругу. Учит работать над собой, а не пассивно наблюдать за другими. Он учит активному состраданию всему живущему, и его жизнь — яркий тому пример.
III. 1) Вот какое учение, какую религию создал Сиддхартха Гаутама или Будда. Он учил любить всех, живущих рядом, никому не причинять вреда, не обзывать друг друга, не обижать. «Не причиняй другому того, что могло бы явиться причиной твоего страдания» говорил он. Учения Будды – это учение о Жизни, учение о Человеке.
А как вы сами поняли кто такой Будда, что такое «восьмиричный» путь? С чем у вас ассоциируется это понятие? (работа с понятийным колесом)
Физ.минутка
2)У вас на столах стоят краски, кисточки, вода, попробуйте изобразить Будду как вы его представляете. Если кому-то что-то непонятно, обращайтесь за помощью. (дети работают)
После работы, изменилось ли ваше представление о религии буддизм? Что теперь вы можете о ней сказать?
IV.Итог
1. Рефлексия:
На уроке я узнал….
На уроке я научился….
Я чувствовал себя на уроке….
(кто хочет озвучить вслух?)
2.Беседа
V.Домашнее задание
Структурные элементы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Метапредметные результаты Личностные результаты Предметные Духовно- нравственные
Оргмомент.
Эмоциональный настрой учеников Эвристическая беседа. Формирование умения планировать учебную деятельность
Наличие мотивации к труду
Актуализация
Формулируется проблема «Почему буддизм самая древняя мировая религия?»
Работают с содержанием учебника, определяют тему урока
Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации Бережное отношение к духовным ценностям Знание, понимание и принятие
ценностей буддийской культуры культурыУважительное отношение к традициям буддизма
Первичная проверка понимания изученного Об учении Будды -мультимедийная презентация.
А как вы сами поняли кто такой Будда, что такое «восьмиричный» путь? С чем у вас ассоциируется это понятие? (работа с понятийным колесом)
Актуализируют имеющиеся по теме знания, используют ассоциации
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы
Овладение логическими действиями анализа, обобщения, отнесение к известным понятиям
Отказ от деления на «своих» и «чужих», работа на результат, бережное отношение к духовным ценностям Формирование первоначальных представлений о буддизме, знание, понимание и принятие
ценностей буддийской культуры, понимание значения религии в жизни человека Ценностное отношение к народным традициям, первый опыт межкультурной коммуникации,уважительное отношение к традиционным религиям
Применение изученногоПредлагает найти содержание темы урока.
– На какой странице учебника этот материал?
Предлагает из раздела «Вы узнаете» определить задачи урока
Предлагает прочитать 1-2 абзацы на стр. 124
Разыскивают необходимую страницу.
На стр. 124
.
Называют задачи урока
Участвуют в беседе
Читают 1-2 абзацы
Овладение логическими действиями анализа, сравнения, установления аналогий,
бережное отношение к духовным ценностям
Наличие мотивации к труду
Знание, понимание и принятие
ценностей религиозной культуры
Понимание религии в жизни человека
Ценностное отношение к культурно-историческому наследию, способность анализировать нравственную сторону поступков
Уважительное отношеие к религии
Актуализация Предлагает прочитать текст, найти и записать в словарики значения слов аскет, медитация, нирвана
Работают со словарями
Смотрят и высказывают свое мнение. Овладение навыками смыслового чтения Бережное отношение к духовным ценностям,развитие доброжелательност и эмоционально-нравственной отзывчивости
Знание, понимание и принятие
ценности религии Ценностное отношение к традициям
Применение изученногоПредлагает ответить на вопросы 3 и 4 на стр. 127 Дети находят ответы по тексту, высказывают свои мнения. Овладение навыками смыслового чтения Бережное отношение к духовным ценностям,развитие доброжелательност и эмоционально-нравственной отзывчивости
Знание, понимание и принятие
ценности религии Ценностное отношение к традициям
Актуализация У вас на столах стоят краски, кисточки, вода, попробуйте изобразить Будду как вы его представляете. Если кому-то что-то непонятно, обращайтесь за помощью. Учащиеся рисуют Будду. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
наличие мотивации к работе на результат
Знание, понимание и принятие личностью
религии как основы религиозно-культурной традиции
Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками
Применение изученного Предлагает посмотреть слайд 6 из презентации и записать в тетрадь истины буддизма.
Что нового узнали? Записывают в тетрадь 4 благородные истины буддизма
Делятся впечатлениями Построение рассуждений, аргументация своей точки зрения
Рефлексия На уроке я узнал….
На уроке я научился….
Я чувствовал себя на уроке….
(кто хочет озвучить вслух?)
Учащиеся высказывают свои мнения Формирование оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Наличие мотивации к работе на результат
Принятие личностью ценности религии
Ценностное отношение к учебному труду
Обобщение и систематизация Как вы понимаете слова «Не причиняй другому того, что могло бы явиться причиной твоего страдания» ?Учащиеся отвечают на вопросы
Овладение логическими действиями обобщения, построение рассуждений
Бережное отношение к духовным ценностям
понимание значения религии в жизни человека и общества
Ценностное отношение к буддийской культуре
Информация о домашнем задании Сообщает о домашнем задании:
1)прочитать стр.124-127,
2) заполните таблицу
Религии мира и их основатели
Записывают домашнее задание Приложение 1