Классный час «Милосердие – зеркало души человека»
«Милосердие – зеркало души человека»
Цели:
1.Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни. нуждающимся
2. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.
Подготовительная работа с детьми:
1. Подобрать совместно рассказы, стихи о добрых поступках, о милосердии, вежливости, подготовить их выразительное чтение
2. На доске пословицы о доброте:
1) Не одежда красит человека, а его добрые дела.
2) Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
3) Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
4) Добрые слова дороже богатства.
5) Кто добро творит, тому бог отплатит.
6) Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло.
3. Класс делится на группы, у каждой группы на столе фломастеры, ручки и чистые листы бумаги.
4. На стенде выставка рисунков «Наши добрые дела».
Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".
Зигфрид ЛенцЖизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны.
Кто- то злобствует, кто-то сердится.
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души - как топоры...
Слишком многих мы словом ранили,
Позабыв, что слова остры.
А.ДементьевЧто же такое милосердие? Что предполагает «милосердность»?
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».
Выразите цветом свое отношение к понятию «милосердие ».
(Дети в группах обсуждают цвет «милосердия» и раскрашивают бумажный круг фломастерами.)
Объясните выбор цвета.
Из ответов учащихся:
«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.»
«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра. »«Милосердие» - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.
Приведите слова близкие по значению к слову «милосердие» (например: чуткий, отзывчивый, внимательный). Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова - это сострадание, уважение, человеколюбие, гуманность, альтруизм.
А сейчас ребята прочитают по ролям отрывок из рассказа Немировича-Данченко «Ключ врага милосердного»
Ученик 1:«Караван шел по пустыне... Солнце жгло….На пути встретился каравану умирающий араб; рядом лежал загнанный конь, белый на золотом песке; всадник, завернув в белый бурнус голову, положил ее на бездыханное тело своего друга... Бесстрастно проходили мимо верблюды. Никто из людей даже не повернул головы туда, где из-под белого щелка, остро и жадно следовал за ними взгляд погибавшего в пустыне... Уже весь караван миновал его. Только старик, ехавший позади, вдруг слез с седла и наклонился над арабом.
— Что с тобой?
— Пить! — только и мог проговорить умирающий.
Старик посмотрел вслед каравану — он медленно двигался в ослепительную даль, никто не оглядывался назад. Старик поднял голову в высоту, и оттуда вдруг почудилось ему что-то, какое-то веяние, проникавшее в его душу... Старик снял мехи с водой, обмыл сначала лицо и рот умирающему, потом дал ему сделать глоток... другой.
Лицо умирающего оживилось.
— Ты из рода Оммиадов?
— Да... — ответил старик.
— Я угадал по знаку на руке твоей... Я из Эль-Хамидов. Мы смертельные враги...
— В пустыне пред ликом Аллаха — мы только братья. Пей!.. Я стар, ты молод. Пей и живи...
Умиравший жадно припал к мехам... Старик посадил его на своего верблюда...
— Поезжай и расскажи своим о мести одного из Оммиадов.
— А ты?
— Мне все равно жить осталось мало.
— Поедем вместе.
— Нельзя. Верблюд мал, он не выдержит такой тяжести.
Араб колебался. Но он был молод, его ждала слава и любовь. Он молча сел... Остановился...
— У тебя есть родные?
— Никого! — отвечал старик.
— Прощай!
Оставшийся долго смотрел ему вслед... Он обманул своего врага. У старика были дети, но они славились как храбрые воины... Он уже не нужен был им.
Караван исчез в ослепительной дали... Солнце жгло... Небо тонуло в опаловом блеске. Старик завернул голову в покрывало и лег лицом к земле.
Прошло несколько месяцев.
Та же пустыня. Те же золотые бугры. Тот же караван шел назад. Так же пилигримы взяли в последнем оазисе с собой воды на два дня... Сонно покачивались всадники на утомленных верблюдах, и вдруг проводник остановился...
— Что там? — указал он вдаль. Нагонявшие его пилигримы тоже в изумлении глядели туда... Там, среди бесконечных песков, видна была зелень. Раскинулись высокие, гордые пальмы, меж пышно поднявшихся кустов журчал источник, и веселый лепет прохладных струй наполнял томную зловещую тишину окружающей пустыни... Яркие цветы нежным благоуханием, точно ласковым приветом, встречали утомленных путников.
У ручья лежало нетленное тело милосердного старика. Его подняли, обернули в шелковые покровы и повезли в оазис его рода.
Арабы говорят, что новый источник забил из глубочайших недр земли по велению Аллаха там, где в песок упало несколько капель воды из мехов старого шейха. Бедуины зовут этот чудесный оазис ключом врага милосердного.
Ученик1:
Как вы думаете, почему старик проявил милосердие?
Ученик2:
• Как бы вы поступили на месте молодого араба? Можно ли было найти какой-нибудь выход, чтобы спастись вдвоем?
Ученик3:
• Почему там, где погиб милосердный старик, появился оазис (вода, растительность)?
Ученик4:
• Представьте, что вы едете по пустыне и у вас кончилась вода. Что вы предпримете?
Ученик 1: Мы желаем, чтобы в ваших душах также много было светлых оазисов.
Ученик 2: Чтобы после общения с вами в душах людей возрождалась жизнь, было тепло, чтобы вы дарили всем вокруг только радость, дружелюбие, милосердие.
Учитель: Послушайте высказывание: «Милосердие – это активная доброта». (И.Н. Шевелев)
Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.