Конспект воспитательной беседы Милосердие — зеркало души


Классный час
«Милосердие – зеркало души человека»
Цель: формирование нравственных приоритетов младших школьников
Задачи:
Метапредметные:
развивать умение размышлять, анализировать слова и поступки людей;
способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
Личностные:
развитие нравственных качеств: толерантность, сопереживание, жалость;
способствовать принятию воспитанниками милосердия и доброты как первоосновы человеческих отношений.
Оборудование: аудиозапись «Только добротой сердец» Н. Тананко, «цветок милосердия», сердца на клеевой основе, памятки.
Ход классного часа. Дети сесть можете кому с кем комфортнее
Перед началом урока звучит песенка «Дорогою добра», дети поют.
Далее начинается урок1. Всем говорю я:
- “Здравствуйте! Добрый день, друзья!
Он наступил такой прекрасный,
Потому что в нём и ВЫ, и Я!”
-​Здравствуйте всем разным, но равным!
Всем, желающим обладать искусством, жить рядом с непохожими людьми!
Наша сегодняшняя встреча посвящается всем мечтающим жить в согласии с собой и другими!
2.Вступительное слово учителя.
Человека с самого его рождения окружают люди – его родственники, близкие, друзья, знакомые, соседи. А вот может ли он мирно ужиться с другими - зависит и от него самого. Мы поговорим сегодня о том каким должен быть человек, чтобы жить в ладу с окружающими людьми и самим собой. А так же постараемся научиться терпению и уважению, взаимопомощи и дружескому отношению друг к другу.
Ну начнем с того, что : «Давайте поприветствуем друг друга» как это делают люди разных национальностей.
Для этого я попрошу вас подняться со своих мест и повернутся лицом к друг другу.
И так первое приветствие по Японски: руки плотно прижмите к ногам и сделайте легкий поклон
Второе приветствие потритесь носами (Новая Зеландия);
Далее пожмите друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
Крепко трижды обнимитесь (Россия);
Показать друг другу язык (Тибет);
И последнее приветствие, очень крепко пожмите друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
Хорошо, молодцы, спасибо поприветствовали друг друга, теперь присаживайтесь на свои места.
Однажды учёные спросили много людей: скажите, пожалуйста, каким характером вы бы хотели обладать?
Большинство ответило: «Я хотел бы быть твёрдым, решительным…»
- А вы? (вопрос к ребятам?)
потом спросили людей: «А какими вы хотели бы видеть других?»
И почти все ответили: добрыми, милосердными.
- А вы? (вопрос к ребятам?)
А как вы думаете, почему такая разница? Значит не так легко быть добрым и милосердным. Этому надо учиться.
- А как вы понимаете слово «милосердие»? Что предполагает «милосердность»?
Дети говорят о своем понимании слова «милосердие».
На доске появляется Цветок «Милосердие» с лепестками, составляющими понятие слова.
Подсказка:

А теперь выразите цветом свое отношение к понятию «милосердие ».
Объясните выбор цвета.
Из ответов учащихся:
И так –
«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.»
«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра. »«Милосердие» - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.
Дети а скажите пожалуйста по каким признакам можно определить, злой  человек или добрый?
- Что нам в этом поможет? ( т.е. по его делам, и поступкам, словам)
- Чему больше надо доверять: поступкам или словам?
- Давайте сейчас попробуем разобраться в ситуациях и найти правильное решение.
     1. Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто–нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?
      2. Возвращаясь из школы, домой друзья кушали конфеты. Петя бросил фантик в траву. А Миша положил фантик в карман. Как вы думаете, кто из ребят поступил правильно? Аргументируйте свой ответ.
Учитель:
И так давайте под итожим какие качества человека говорят о том, что он милосерден……
А знаете ли вы, что все эти качества можно объединить в одно слово?
Это слово - «толерантность»
Толерантность – это умение быть терпеливым, снисходительным, великодушным, мягким мелосердным…
Учитель:
- Что же такое «толерантность»?
- Толерантность - это милосердие.
- Толерантность - это сострадание.
- Толерантность - это уважение.
- Толерантность - это доброта души.
- Толерантность - это дружба.
Человек может считаться толерантным, если он обладает этими и подобными этим качествами.
Предлагаю вам выполнить следующее задание:
Немного поиграем.
“Забавная анаграмма”.
Попробуйте составить из предложенных букв слово, являющееся признаком толерантности. Используйте все буквы анаграммы.
На слайде высвечивается анаграмма из 7 букв. (Из этих букв составляются слова (доброта) Следующее задание:
(Игра называется “Основные черты толерантной личности”)
На слайде высвечиваются качества человека (злорадство, эгоизм, доброта, уважение, понимание, бессердечность, сострадание, сердечность, хвастовство, грубость, милосердие, уважение, прощение, раздражение, скупость, ложь, зависть.) - Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
Дети называют выбранные качества.
Учитель:
- Почему вы не выбрали например хвастовство или ложь?
Дети отвечают
Учитель:
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами?
Дети отвечают
- Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга?
Дети отвечают
- Можем ли поддержать людей в трудную минуту?
Дети отвечают
- А всегда ли получается разрешить конфликты мирным путем?
Дети отвечают
А можем ли мы изменить себя?
Заключительное задание :У вас на партах лежат ладошки из бумаги на пальцах напишите свои 5 хороших качеств, а на ладошке – что, по-​вашему, надо сделать, чтобы ученики вашего класса стали еще добрее и терпимее друг к другу. А в конце занятия, когда вы будите выходить из класса, прикрепите эти ладошки на ватман, размещенный на доске.
Мне хочется что бы вы помнили, что класс это маленькая семья. Я желаю что бы в этой семье у вас всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор. А для этого:
Никогда не бойтесь улыбнуться человеку
Никогда не бойтесь протянуть ему руку помощи
Никогда не бойтесь понять и простить
Никогда не бойтесь просить прощения
И помните, что единственным универсальным средством расположения человека является улыбка.
Вот и подошла к концу наша встреча, я предлагаю вам попрощаться также как вы приветствовали друг друга по индийски, легким поклоном головы.
На память о нашей встрече, я хочу подарить вам частичку своего тепла. Пусть это солнышко наполнит ваши сердца добротой.
Мне было очень приятно с вами пообщаться. Спасибо, до свидания и, не забудьте прикрепить ладошки.