Рабочая программа по литературному чтению 4 класс система Занкова


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г.№373);
- Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ МБОУ СОШ № 9 г. Бирска от 29 августа 2014 г. № 118 « О перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году»;
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 9 г.Бирска с изменениями и дополнениями на период 2012-2015 годы (Приказ № 167-К «01» сентября 2012 г.);
- Учебный план МБОУ СОШ № 9 г. Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2014-2015 учебный год. Составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основании приказа Министерства образования Республики Башкортостан (Приказ № 824 от 06.05.2014 г.) Рассмотрен на заседании педагогического совета (Протокол № 1 от 29.08.2014 г.);
- Календарный учебный график учебного процесса на 2014-2015 учебный год МБОУ СОШ № 9 г. Бирска (Приказ № 101- К от 29.08.2014г.);
- Положение о рабочих программах по учебным предметам Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 9 г.Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан. (Введено в действие: Приказ № 133-К от 22 июня 2013 года)
- Положение о едином орфографическом режиме на ступени начального общего образования МБОУ СОШ № 9 в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 155–К от 30.08.2013г.)
- Авторская программа «Литературное чтение» В. Ю. Свиридовой образовательной системы Занкова (Самара, Издательский дом «Фёдоров», 2012 г.)
Рабочая программа учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие обучающихся.
С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).
Общие учебные умения, навыки предполагают повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературного чтения.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков обучающихся, обобщенных способов деятельности.
Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности обучающихся, на основе личностного осмысления лингвистических фактов и явлений, литературоведческих понятий. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.
Программа обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие выслушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план. На уроках обучающиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснить «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач обучающимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, справочные пособия, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка.
При развивающем обучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности обучающихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60–70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130–150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10–12 %; русская литература ХIХ века – 15–20 %, отечественная литература ХХ века – 40–45 %, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10 %, зарубежная литература – 20 % учебного времени.
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.
Цели обучения литературному чтению:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.
С учетом требований ФГОС НОО в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении произведений;
- овладение осознанным, правильным и выразительным чтением; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению книги; обогащение нравственного опыта младших школьников.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 136 часов. (4 часа в неделю, 34 недели)
В соответствии с этим реализуется типовая программа по литературному чтению Ю. В. Свиридовой в том числе:
- практических работ – 4 часа;
- учебных экскурсий – 1 часа;
- исследований – 6 часов.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению, и с учетом стандарта реализуется программа базового уровня.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено ниже.
Характеристика исследования:
- по числу участников (групповое, коллективное),
- по длительности (краткосрочное),
- по предметному содержанию (монопредметное),
- по внешнему виду деятельности (исследовательское).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.
Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно- популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Основное содержание предмета
Устное народное творчество. Волшебная сказка, былина. Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
Социально-бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора.
Природа и происхождение жанра пословицы. Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы. Связь с социально-бытовой сказкой: школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценки в пословице (иносказание) и в поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам.
Жизнь жанров фольклора во времени. Жизнь Древнего жанра гимна времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство. Народная и авторская социально-бытовая сказка.
Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы (Джанни Родари).
Авторская волшебная сказка («Щелкунчик» Э. Гофмана): сходство с народной сказкой и отличия.
Возможности разных видов повествования: прозы, драмы, поэзии.
Наблюдения за особенностями прозы на материале жанра рассказа: (а) событие в рассказе – яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени; драматизм рассказа (Л. Андреев «Петька на даче», А. Чехов «Ванька»); (б) отличие авторской точки зрения от точки зрения героя (А. Чехов «Гриша», «Белолобый»: мир глазами трехлетнего ребенка и волчицы) ; (в) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения; (г) богатство и разнообразие художественного языка.
Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок.
Наблюдения за особенностями драмы на материале сказочной феерии М. Метерлинка «Синяя птица». Композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, а действий на отдельные картины; наличие списка действующих лиц, наличие авторских комментариев – ремарок. Внешняя устраненность автора в драматическом произведении: основной текст пьесы – это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому: (а) автор присутствует в ремарках: делится своими представлениями о том, какие предметы и декорации должны быть на сцене, как должны быть одеты герои, как они двигаются по сцене, с каким выражением лица произносят свои слова и т.д.; (б) автор выражает свою позицию устами кого-нибудь из своих героев.
Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использования приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использования повтора и риторических вопросов для создания образа.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомства с «онегинской строфой»).
Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, характерные приемы изображения, особенности художественного языка его произведений).
Навыки чтения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного доказательного высказывания; творческого отношения к устной и письменной речи.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного
обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Требования к подготовке учащихся по предмету
Обучающиеся должны иметь общее представление:
о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;
о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.
Обучающиеся научатся:
наизусть 15-20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта.
Обучающиеся получат возможность научиться:
читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90-100 слов в минуту;
выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукозапись, повтор);
воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
рассказывать о любимом писателе, поэте;
устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.
Читательские умения:
правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);
заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);
ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;
самостоятельно читать текст большого объема;
кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
знать наизусть 15-20 стихотворений разных авторов.
Литературоведческая пропедевтика:
отличать художественный текст от научно-популярного;
давать самую элементарную характеристику литературного произведения: народное или авторское произведение, вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;
давать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных писателях и поэтах): прозаик, поэт; общее представление о времени жизни – наш современник или чей-то современник, можно описательно; о чем пишет.
давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение;
полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;
полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественный музей.
Развитие творческих особенностей.
К концу 4 класса обучающиеся научатся:
пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
участвовать в конкурсах чтецов;
писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;
писать небольшие по объему сочинения по картине;
устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;
научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.
Владеть компетенциями:
коммуникативной;
рефлексивной;
ценностно-ориентированной;
смыслово - поисковой;
личностного саморазвития.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно читать книги;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;
работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Этно-культурные особенности региона в курсе реализуется через знакомство с материалами фольклорных и литературных текстов башкирских писателей и отражаются в темах:
Пословицы и поговорки.
Волшебные сказки.
Подвиги богатырей
Чтение поэтических тетрадей.
Образы родной природы в картинах художников.
Стихи башкирских поэтов.
Календарно тематическое планирование
№ урока Сроки проведения Раздел программы Тема и тип урока Кол-во час. Характеристика деятельности обучающихся Примечание
План Факт 1 четверть
1 2.09 Глава 1. Волшебная страна (28 часов) С.Я. Маршак «И поступь, и голос у времени тише…» (открытие нового зн.) 1 Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1-3 классах.
Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарем в конце учебника. 2 4.09 Картина М. Шагала «Часы с синим крылом» (рефлексия) 1 3 5.09 Пословицы и поговорки русского земледельца (урок систематиз. знаний) 1 4-6 6.09
9.09
11.09 Мир сказок: «Иван – царевич и серый волк» (открытие нового знания) 3 7-9 12.09
13.09
16.09 Законы волшебной сказки. «Летучий корабль» (открытие нового знания) 3 10 18.09 Отражение в сказках представлений древних людей о мире.(открытие нового знания) 1 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.
Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития об Илье Муромце. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом.
Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.
Пересказ. былину от лица ее героя. Определять героя былины и характер. его с опорой на текст. Сравнивать былины и волш. сказк. 11 19.09 В. Васнецов «Иван – царевич на Сером Волке» 1 12 20.09 Пословицы и поговорки о качествах человека 1 13 23.09 Подвиги Геракла (открытие нового знания) 1 14 25.09 Подвиги русских богатырей. Знакомство с жанром былины. (открытие нового знания) 1 15 26.09 «Как Илья из Мурома богатырем стал»(урок систематиз. знаний) 1 16 27.09 «Илья Муромец и Соловей – разбойник» (рефлексия) 1 17-18 30.09
02.10 Глава 2. Пленительные напевы (28 часов) «Никита Кожемяка» (открытие нового знаний) 2 Сравнивать текст летописи с художественным текстом.
Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.
Пересказывать былину от лица ее героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. 19 03.10 А.К. Толстой «Илья Муромец» 1 20 07.10 М. Врубель «Богатырь» и В. Васнецова «Богатыри» 1 21 09.10 Отличие волшебных сказок от бытовых (комбинированный) 1 22 10.10 Народная сказка «Что дальше слышно»(открытие нового знания) 1 Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.
Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; высказывать свое отношение.
Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). 23 14.10 «Как Иван – дурак дверь стерег»(открытие нового знания) 1 24 16.10 «Кашица из топора»(открытие нового знания) 1 25 17.10 С.Я. Маршак «Сказка про короля и солдата»(открытие нового знания) 1 26-28 18.10
21.10
23.10 Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» (комбинированный) 3 29 24.10 В.А. Жуковский «Там небеса и воды ясны!...» (открытие нового знания) 1 30 25.10 А.С. Пушкин «Москва… как много в этом звуке…» (открытие нового знания) 1 31-32 28.10
30.10 М.Ю. Лермонтов «Бородино» (открытие нового знания) 2 2 четверть
33 06.11 Глава 2. Пленительные напевы (28 часов) И.А. Крылов «Слон и Моська» (открытие нового знания) 1 Планировать работу на уроке.
Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке.
Сравнивать начало и конец сказки.
Составлять самостоятельно план.
Пересказывать большие по объему произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.
Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.
Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.
Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.
Планировать работу на уроке.
Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.
Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. 34-35 07.11
08.11 Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (открытие нового знания) 2 36-38 11.11
13.11
14.11 А.П. Чехов «Ванька» (открытие нового знания) 3 39 15.11 И.А. Бунин «Детство» (открытие нового знания) 1 40-42 18.11
20.11
21.11 Л.Н. Андреев «Петька на даче» (открытие нового знания) 3 43 22.11 Ф.И. Тютчев «Смотри, как роща зеленеет…» (рефлексия) 1 44-47 25.11
27.11
28.11
29.11 Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король» (открытие нового знания) 4 48 02.12 М.Я. Бородицкая «В школу» (рефлексия) 1 49-50 04.12
05.12 С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» (открытие нового знания) 2 51 06.12 Саша Черный «Рождественское» 1 52-54 09.12
11.12
12.12 Т. Янссон «Ель» (рефлексия) 3 55-56 13.12
16.12 В. Торчинский «Чудо-мультик» (открытие нового знания) 2 57 18.12 Глава 3. Огонь волшебного рассказа (40 часов) Д. Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?...» (комбиниров.) 1 Пересказывать большие по объему произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.
Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. 58 19.12 В. Торчинский «В лесу автобус ни к чему» (открытие нового знания) 1 59 20.12 Картина К. Петрова –Водкина «Утренний натюрморт» (открытие нового знания) 1 60 23.12 М. Пришвин «Земля показалась» (открытие нового знания) 1 61 25.12 Н. Асеева «Февраль»(открытие нового знания) 1 62 26.12 Образы родной природы в картине А. Саврасова «Грачи прилетели» (рефлексия) 1 63-65 27.12
30.12
15.01 П.П. Бажов «Огневушка – Поскакушка» (открытие нового знания) 3 3 четверть
66 16.01 Глава 3. Огонь волшебного рассказа (40 часов) Виды рифмы. Три вида рифмы – три разных образа. (комбинированный) 1 Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника 67 17.01 А.С. Пушкин «Зимняя дорога» (открытие нового знания) 1 Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.
Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.
Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.
Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.
Высказывать свое мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельно оценивать свое чтение. 68 20.01 А.С. Пушкин «Зима!... Крестьянин, торжествуя…» (рефлексия) 1 69 22.01 А.С. Пушкин «Зимнее утро» (рефлексия) 1 70-74 23.01
24.01
27.01
29.01
30.01 А.П. Чехов «Белолобый» (открытие нового знания) 5 75-76 31.01
03.02 А. И. Куприн «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях» (открытие нового знания) 2 77 05.02 Саша Черный « Что ты тискаешь утенка?...» (открытие нового знания) 1 78-79 06.02
07.02 Саша Черный «Дневник фокса Микки» (рефлексия) 2 80-82 10.02
12.02
13.02 А.И. Куприн «Слон» (открытие нового знания) 3 83 14.02 А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» (открытие нового знания) 1 84 17.02 Ю.Я. Яковлев «Мама» (открытие нового знания) 1 85 19.02 В.Д. Берестов «Разлука» (открытие нового знания) 1 86 20.02 В.Д. Берестов « Семейная фотография» (рефлексия) 1 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Планировать работу на уроке. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 87 21.02 Урок выразительного чтения стихов наизусть (урок систематизации знаний) 1 88-91 24.02
26.02
27.02
28.02 Глава 3. Огонь волшебного рассказа (40 часов) В.Ю. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» (открытие нового знания) 4 92-93 03.03
05.03 В.Ю. Драгунский «Куриный бульон» (открытие нового знания) 2 94-95 06.03
07.03 Н.Н. Носов «Федина задача» (открытие нового знания) 2 96 10.03 Повторение. Закрепление. (рефлексия). Рассказы Носова Н.Н. 1 97 12.03 Глава 4. Все, что сердцу мило ( 40 часов) А.А. Фет «Это утро, радость эта…» (открытие нового знания) 1 98 13.03 Н.Н. Матвеева « В лощинах снег, слоистый, как слюда…» 1 99 14.03 С.Г. Козлов «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды» (открытие нового знания) 1 Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения.
Определять жанр произведения.
Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. 100-101 17.03
19.03 С.Г. Козлов «Лисичка» (рефлексия) 2 102 20.03 К.Д. Бальмонт «Как я пишу стихи» (открытие нового знания) 1 103 21.03 Картина М. Шагала «Над городом» (открытие нового знания) 1 4 четверть
104 02.04 Глава 4. Все, что сердцу мило ( 40 часов)
М.И. Цветаева «Красною кистью…» 1 Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.
Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссера. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.
Узнавать, что произведения могут рассказать о своем авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.
Готовить сообщение о писателе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. 105 03.04 Праздник поэзии: читаем хокку. 1 106-107 04.04
07.04 Ю.И. Коваль «Писатель – путешественник» 2 108 09.04 М.Ю. Лермонтов «Парус» 1 109-114 10.04
11.04
14.04
16.04
17.04
18.04 В.П. Крапивин «Старый дом» (открытие нового знания) 6 115 21.04 Е.А. Баратынский «Чудный град порой сольется…» (открытие нового знания) 1 116 23.04 А.А. Фет «Воздушный город» (открытие нового знания) 1 117 24.04 Б.В. Заходер «Воздушные замки» (открытие нового знания) 1 Прогнозировать содержание раздела .Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.
Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.
Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьезное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений.
Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 118-124 25.04
28.04
30.04
02.05
05.05
07.05
08.05 С.Л. Прокофьева «Лоскутик и облако» (открытие нового знания) 7 125 12.05 Н.Н. Матвеева «Я мечтала о морях» 1 126 14.05 Велимир Хлебников «Мне мало надо!...» 1 127 15.05 Т.М. Белозеров «Кладовая ветра» 1 128 16.05 А.И. Мошковская «Пятеро в звездолете» 1 129-130 19.05
21.05 Ф.Д. Кривин «Часы, минуты, секунды» (открытие нового знания) 2 131-133 22.05
23.05
26.05 Творчество В.А. Солоухина (рефлексия) 3 134 28.05 Проверочная работа за год (контрольный) 1 135-
136 29.05
30.05 Творчество Л. Н. Толстого (рефлексия)
2 Учебно – методическое, материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник. 4 класс. – Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2014 и др.
Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение». – Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2013 и др.
Круковская Н.Л., Шилова Г.Ю. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2012.
Дополнительная литература
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под ред. Л.В. Беловинского – М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2010. – 700с.
Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. Изд. 5-е, стереотип. М.: «Русский язык», 2007. – 351с.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Под ред. Л.А.Чешко. изд. 4-е,репрод. М.: «Русский язык», 2005. – 600с.
Материалы
Демонстрационный материал. Портреты писателей и поэтов
Репродукции картин русских художников
Мультимедийные материалы
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010
Аудиокнига. Библиотека сказок. Том 1
Аудиокнига. Библиотека сказок. Том 3
Мультимедийные презентации.
Интернет-ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступ а: http://school-collection.edu.ru
2. Курс ЦДО (начальная школа). – Режим доступа : www.lyceum8.pp.ru
3. Начальная школа Кирилла и Мефодия. – Режим доступа : http://www.nachalka.info
4. Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа : http://uroki.ru
5. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа : http://festival. 1september/ru