Пояснительная по литературному чтению 1-4 кл.(Свиридова)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 62 города Тюмени
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
учителей начальных классов
Руководитель МО
____________Н.И.ЖороваПротокол № ___ от
«____»____________201__ г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
_______Е.В.Степанова«____»_______201__г.
«Утверждаю»
Директор
МАОУ СОШ № 62
_________ О.З. Панина.
Приказ № ___
от «___»_______201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Срок реализации 2014-2018 учебный год
Составитель программы:
Жорова Наталья Ивановна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории,
Костромыкина Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов,
второй квалификационной категории,
Гинатулина Фердавез Харисовна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории,
Бодрикова Валентина Васильевна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Тюмень, 2015 г.
Содержание
Раздел 1 Пояснительная записка…………………………………………………………….. 3
Цели и задачи изучения курса………………………………………………………..
3
2 Общая характеристика учебного предмета……………………………………….
4
3 Место учебного предмета в учебном плане……………………………………….
5
4 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета………….
5
5 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса ………………………………………………………………………………….
6-10
Требования к уровню подготовки обучающихся……………………………………
10
6 Содержание учебного предмета
1 класс…………………………………………………………………………………... 10
2 класс…………………………………………………………………………………… 10-11
3 класс…………………………………………………………………………………… 11-12
4 класс………………………………………………………………………………….. 12-13
7 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 1 класс…………………………………………………………………………………… 13
2 класс………………………………………………………………………………….. 13-14
3 класс………………………………………………………………………………….. 15-16
4 класс………………………………………………………………………………….. 16-17
8 Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
образовательного процесса………………………………………………………….
23
9 Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся……………………….. 24
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 1-4 классов составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (М.: «Просвещение, 2011г.), авторской программы курса «Литературное чтение» В.Ю. Свиридовой (Сборник программ для начальной школы «Система Л. В. Занкова». – Самара: Издательство «Учебная Литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011,-224с.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. В рабочей программе раскрыто содержание изучаемого материала, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, ценностных ориентиров и развития и социализации учащихся.
Рабочая программа по литературному чтению включает пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; планируемые результаты на уровне требований к уровню подготовки обучающихся.
Программа составлена с учетом нормативно правовых документов, обеспечивающих реализацию программы
Конституция РФ.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Федеральный закон от 01.12.2007г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного стандарта».
Приказ МО РФ от 06.10.2009 г. №373
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Цели и задачи изучения курса
Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.
Задачи курса:
1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
2. Общая характеристика учебного предмета
Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове - в целом повысить общую культуру человека. Более конкретная цель - воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (у него сформировано «жанровое ожидание», имеется представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.
Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения, в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. На уроках литературного чтения эта задача решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика. Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание смысла текста, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении. На материале предмета «Литературное чтение» возможно развитие и других общеучебных навыков. Например, большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией –как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и проч.), так и вне его, в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.
Вырабатывается умение ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам, чтобы «примерить», подходят ли они по содержанию и по выраженному в них эмоциональному настроению к новым изучаемым главам. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать общеучебное умение работы с учебником (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать - одно из важных общеучебных умений и способов действия: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом. Курс направлен также на воспитание умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации.   Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва). При решении задачи развития речевой деятельности школьников - собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.
Воспитание чувства юмора на уроках литературы не является факультативным моментом. Чувство юмора - это показатель интеллектуального развития, оно уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Чувство юмора, которое присуще самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, обращение к юному читателю как к коллеге, подтрунивание над ним и подбадривание в сложных ситуациях; игра-интрига, вовлекающая школьника в деятельность исследователя) размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературного чтения отводится:
1 класс: 132 часа в год, 33 недели по 4 часа в неделю;
2 класс: 136 часов в год, 34 недель по 4 часа в неделю;
3 класс:136 часов в год, 34 недель по 4 часа в неделю;
4 класс: 102 часов в год, 34 недель по 3 часа в неделю.
Программа «Литературное чтение» для 1 класса состоит из 2-х подпрограмм
«Обучение грамоте (чтение)» 92 ч.
«Литературное чтение» 40ч.
Распределение часов по четвертям:
Количество часов в год I II
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
1кл.-132ч 32ч 32ч 34ч 34ч
2кл.-136ч 32ч 32ч 38ч 34ч
3кл.-136ч 32ч 32ч 38ч 34ч
4кл.-102ч 24 24 27 27
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Основным ценностным ориентиром при построении курса обучения грамоте является его направленность на формирование у первоклассников умения учиться. Учитывая переходный этап от дошкольного к школьному возрасту в период обучения грамоте у первоклассников должны быть сформированы: достаточно высокий уровень произвольности, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче, высокий уровень активности и инициативности, проявление самостоятельности в работе, умение оценить правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.
Еще одним ценностным ориентиром при построении курса является направленность обучения на понимание первоклассниками того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения. Обучение грамоте как первая ступень изучения русского языка направлено на формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также первоначальных навыков грамотного письма. Важнейшим ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностно-ориентированная направленность. Это достигается тем, что каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности: часть первоклассников овладевает решением новой учебной задачи, работая вместе с учителем, часть учеников это же задание выполняет самостоятельно, а учащиеся, наиболее успешно усваивающие материал, решают эту же учебную задачу на более сложном материале. Содержание включает в себя материал для первоклассников, которые пришли в школу, совершенно не умея читать; для учащихся, читающих по слогам и для хорошо читающих учеников. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Важной особенностью построения курса и еще одной его целевой установкой является направленность работы не только на отработку технической стороны чтения, но и на осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей читательской компетентности.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами.
Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.
Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
5. Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения программы
Предполагаемые результаты изучения учебного предмета:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы Обучающийся получит возможность для формирования
– устойчивое положительное отношение к литературному чтению, интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка);
– эмоционально-ценностное отношение к содержанию литературных произведений; осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей;
– этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения;
– осознание себя гражданином России через эмоциональное принятие и осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; чувства сопричастности
и гордости за свою Родину, свой народ;
– основа для развития чувства прекрасного на основе знакомства с доступными литературными произведениями разных стилей, жанров,
форм. – устойчивого интереса к литературе и другим видам искусства, потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания;
– первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
– внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя) различных по жанру произведений;
– осознания значимости литературы в жизни
современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни;
– нравственно-эстетических переживаний литературного произведения;
– умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации (особенностями художественного текста и т.д.);
– произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному;
– выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме;
– осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности;
– оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности. – осуществлять планирование коллективной деятельности на основе осознаваемых целей;
– осознавать этапы организации учебной работы;
– самостоятельно планировать решение учебной задачи, ее реализацию и способы выполнения;
– строить устное и письменное высказывание
с учетом учебной задачи;
– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
– намечать новые цели собственной и групповой
работы;
– осуществлять самооценку своих действий
на основе рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета;
– обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– понимать смысл художественных и научно-популярных текстов;
– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств;
– соотносить учебную информацию с собственным опытом. – осознанно и произвольно строить сообщения
в устной и письменной форме;
– строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей;
– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. при подготовке сообщений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
– использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
– принимать участие в коллективных делах
и инсценировках;
– контролировать свои действия и действия
партнеров в коллективной работе;
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге. – проявлять инициативу, самостоятельность
в групповой работе;
– воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении;
– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;
– сотрудничать с учителем и сверстниками,
принимать участие в коллективных проектах;
– следить за действиями других участников
в процессе коллективной творческой деятельности
Предметные результаты.
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
– осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения;
– читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы;
– эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль;
– читать художественные, научно-популярные, учебные и справочные тексты, различая на практическом уровне их особенности;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое;
– передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа;
– отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;
– определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности;
– выражать свою мысль в небольшом монологическом высказывании, вести диалог о прочитанном и/или услышанном произведении. – воспринимать художественную литературу как вид искусства, необходимый для образованного и воспитанного человека;
– осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать свое мнение о герое произведения и его поступках в монологической и диалогической речи;
– вычленять систему образов произведения, основные сюжетные линии, особенности композиции, определять тему и идею произведения;
– работать с доступными возрасту видами
справочной литературы;
– высказывать суждение о прочитанном
и подтверждать его примерами из текста;
– делать выписки из прочитанных текстов.
Круг детского чтения
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
– использовать на практике представления
об элементах книги: характеризовать ее по титульным листам, оглавлению и др.;
– отличать сборник произведений от авторской книги;
– самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике и по собственному желанию;
– составлять краткую аннотацию на литературное произведение по заданному образцу;
– отличать сборник произведений от авторской книги;
– составлять сборники своих творческих работ, в т.ч. коллективные сборники;
– пользоваться самостоятельно алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. – ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
– выбирать книги для самостоятельного внеклассного чтения, определяя предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и
познавательных потребностей;
– писать отзыв и аннотации о прочитанной
книге; вести читательский дневник;
– работать с тематическим каталогом;
– работать с детской периодикой, в том числе на сайтах детских журналов.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
– понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
– определять особенности фольклорных форм
и авторских произведений;
– различать особенности построения народной
сказки, пословицы, загадки и других фольклорных форм;
– самостоятельно составлять сюжетный план,
характеристику героя;
– видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения. – пользоваться литературоведческими понятиями при сравнении и сопоставлении различных видов текстов;
– различать изобразительно-выразительные
средства в различных произведениях литературы (эпитет, сравнение, олицетворение и др.);
– делать элементарный анализ различных текстов, составлять систему образов произведения, выводить из нее идею произведения;
– создавать собственные небольшие тексты
с использованием некоторых средств художественной выразительности по аналогии с изученными произведениями.
Творческая деятельность
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
– осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров;
– читать по ролям, участвовать в инсценировках
литературных произведений;
– определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразитель_
ном чтении;
– создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукции картин и на основе личного опыта. – пересказывать текст, передавая при этом
чувства героя и главную мысль автора произведения;
– пересказывать текст от лица героя, автора,
дополнять текст;
– самостоятельно определять задачу выразительного чтения и находить интонационные средства ее воплощения;
– участвовать в инсценировках по произведениям, в создании собственных проектов;
– писать изложения и сочинения-рассуждения, уметь описать предмет или картину природы, находя точные образные слова;
– писать сочинения по картине, анализируя ее содержание, настроение и способы художественного изображения;
– передавать свое впечатление о прочитанном или услышанном в рисуночной и иной творческой деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся 1 класса
Итогом первого года обучения должен стать обязательный базовый минимум.
Обучающиеся должны уметь:
-читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; темп чтения 30-35 слов в минуту вслух, 40-45 слов в минуту про себя;
- ориентироваться в книге (автор, название, оглавление, иллюстрации);
- понимать содержание прочитанного;
- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;- находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно-_ласкательная форма слова, звукопись, рифма);
- отличать монолог от диалога;
-задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу первого класса
Обучающиеся должны иметь общее представление:
- об отличии художественного текста от научного;
- об отличии фольклорного текста от литературного;
- об отличии стихотворного текста от прозаического;
-о разнообразии малых жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка);
-о различиях сказки, рассказа, стихотворения;
    знать:
- наизусть 3-4 стихотворения разных авторов по выбору ученика;
- содержание произведений, прочитанных в классе;
- имена 1-2 писателей или поэтов;
уметь:
- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; темп чтения 30-35 слов в минуту вслух, 40-45 слов в минуту про себя;
- ориентироваться в книге (автор, название, оглавление, иллюстрации);
- понимать содержание прочитанного;
- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии
   с особенностями текста;
- находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слова, звукопись, рифма);
- отличать монолог от диалога;
- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса
Обучающиеся должны иметь представление:
- об особенностях жанра рассказа; об отличиях сказки и рассказа;
- о поэзии как об особом взгляде на мир;
- о существовании разных видов искусства (литературы, живописи, музыки);
знать:
- наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;
-имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
-имена 2-3 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;
- названия и содержание нескольких произведений любимого автора;
уметь:
-читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения 50-60 слов в минуту;
-определять тему и выделять главную мысль произведения;
- оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;
- узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение);
- устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).
Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класс
Курс 3 класса продолжает работу по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Читаются произведения, передающие целую гамму разнообразных, тонких чувств и ощущений, доступных детям. Сравниваются произведения разных авторов на одну тему, произведения одного автора на разные темы. Расширяется читательский кругозор младших школьников и круг проблем, освещаемых литературными произведениями. Дается представление о жанре басни. Читательский багаж пополняется за счет мифологии и фольклора разных народов. Особенностью работы в 3 классе является формирование начального представления об общих корнях и путях развития литературы разных народов, об истории становления некоторых жанров фольклора и литературы и об их специфике.
Круг детского чтения
Устное народное творчество
Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки.
Мифологические сюжеты Древней Греции, славянские мифы, карельские мифы «Калевала».
Русские народные сказки и сказки разных народов
«Яичко», «Петушок - золотой гребешок и жерновцы», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Мороз, Солнце и Ветер», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна», «У страха глаза велики», докучные сказки, «Коза с орехами».
«Хитрая лиса» (корякская сказка), «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка), «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка), «Медведь и бурундук» (нивхская сказка), «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка).
Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы
Ш. Перро «Рике с хохолком»; В. Гауф «Маленький Мук»; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Огниво»; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Басни
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»; И. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград»; С. Михалков «Бараны».
Классики русской литературы
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, A.Фет, В. Жуковский, Е. Баратынский, А Кольцов, Я. Полонский, А. Майков, Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин,С. Есенин, В. Хлебников, Саша Черный, А.К. Толстой.
И. Тургенев «Воробей», «Голуби», «Собака»; Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; Ю. Олеша «Три толстяка»; А. Гайдар «Тимур и его команда».
Современная русская и зарубежная литература
М. Исаковский, Н. Рыленков, Е. Евтушенко, С. Маршак, А. Барто, Б. Заходер, М. Бородицкая, Г. Новицкая, М. Яснов, Э. Мошковская, Ю. Мориц, Ю. Кушак, П. Барто, Тим Собакин, С. Махотин, Н. Матвеева.
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Говорящий грач»; Ю. Коваль «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки», «Соловьи», «Шамайка»; К. Паустовский «Стальное колечко», «Прощание с летом», «Кот Ворюга», «Растрепанный воробей»; Г. Снегирев «Чудесная лодка»; Н. Носов «Шурик у дедушки»; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; С. Козлов «Такое дерево», «Как поймать облако»; И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы»; И. Пивоварова «Плохие сны»,
B.Чаплина, Д. Нагишкин; В. Голявкин «Был не крайний случай», «Рассказы»; Ю. Раскин «Когда папа был маленьким»; Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких»; Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»; А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»; С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец»; Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»; Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»; А. Милн «Винни Пух и все-все-все»; Ф. Баум «Волшебник страны Оз»; П. Треверс «Мери Поппинс». Японские трехстишия.
Обучающиеся должны к концу 4 класса
иметь представление:
о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;
 о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования;
знать:
наизусть 15 - 20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта;
уметь:
 читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90 - 100 слов в минуту;
 выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);
воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке;
практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
 рассказывать о любимом писателе, поэте;
 устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.
Читательские умения
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);
 заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);
 ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;
 самостоятельно читать тексты большого объёма;
 кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
 знать наизусть 15 - 20 стихотворений разных авторов.
Литературоведческая пропедевтика
К концу 4 класса учащиеся должны:
отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
 различать жанры авторской прозы: сказку, сказочную повесть, рассказ;
обнаруживать средства художественной выразительности текста (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);
 отличать художественный текст от научно-популярного;
давать самую элементарную характеристику литературному произведению (народное или авторское произведение), вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;
давать самую элементарную характеристику автору (речь идёт о наиболее известных школьнику и популярных писателях и поэтах) (прозаик, поэт; общие представления о времени жизни - наш современник или чей-то современник, можно описательно; о чём пишет);
 давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение;
 полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;
 полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественные музеи.
Развитие творческих способностей
К концу 4 класса учащиеся должны:
пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
участвовать в конкурсах чтецов;
писать небольшие по объёму сочинения на основе литературных впечатлений;
писать небольшие по объёму сочинения по картине;
устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;
научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нём, телевизионной передачи и т.д.).
6.Содержание учебного предмета
В учебниках с 1 по 4 класс заложена единая логика развития мысли и познания.
На уроках литературного чтения в 1 классе продолжается работа по развитию навыка чтения, начатая в азбучный период. Учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстами разного типа. Основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. На материале произведений трех основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому.
Во 2 классе программа предусматривает дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в ряд других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого. На протяжении второго года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом.
Народное творчество.
Загадки. Волшебная сказка (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). Особенности построения волшебной сказки. Противостояние земного и волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).
Бытовая сказка («Мужик и медведь»). Самые древние герои бытовой сказки (люди и животные). Самые древние сюжеты бытовых сказок (проясняют причины конфликта или дружбы между человеком и животным). Смысл бытовой сказки, действующими лицами которой является человек и зверь: показать преимущество человека (зверь сильнее физически, но человек умнее и хитрее, поэтому и побеждает).
Сказки о животных. Сказка о животных, где автор (Р. Киплинг) использует самые древние сюжеты (объясняющие происхождение животных и особенности их внешнего вида). Сказка о животных, где автор (Д. Мамин-Сибиряк) использует сюжет народной сказки о животных, но награждает животных разнообразным эмоциональным миром и проявляет авторское отношение к происходящему. Сказка о животных, где автор (В. Бианки) использует законы построения древней сказки и одновременно свои научные знания в области биологии. Сказка о животных, где автор (С. Козлов) использует сюжет народной сказки и древнюю композицию, но посвящает сказку внутреннему миру своего героя. Сказка о животных, где автор (Л. Муур, Л. Петрушевская), используя композицию волшебной сказки, ставит и решает современные нравственные проблемы (ценности живого общения и хорошего отношения друг к другу).
Авторская литература.
Волшебная сказка в стихах и ее связь с народной сказкой (А. Пушкин). Использование сюжетов народных сказок (о рыбаке и его жене; о мертвой царевне). Использование композиционных особенностей народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), использование особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов), использование сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное число. Неповторимая красота авторского языка.
Волшебная сказка зарубежных писателей (Ш. Перро). Использования сюжета и композиционных особенностей народной волшебной сказки. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник и волшебное число. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации развязки. Бродячие сюжеты в сказках народов мира. Сложность и распространенность авторского языка.
Волшебная сказочная повесть (отрывки: А. Толстой, Л. Лагин, О. Пройслер). Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа.
Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, К. Паустовский, Л. Пантелеев, Н. Носов, В. Драгунский). Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа. Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рас сказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, любви. Представление о том, что для Поэта природа _ живая: обнаружение в стихотворении образов и олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст, гипербола, эпитет (называем его «определением»). Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: скороговорки (Е. Благинина), считалки (Ю. Тувим), колыбельной и потешки (Саша Черный), кумулятивной сказки (Д. Хармс), народной песни (И. Суриков); создание сказочной картины мира средствами поэзии (А. Пушкин, К. Бальмонт, И. Суриков). Практическое освоение простейших видов художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем ее преувеличением), контраста, олицетворения. Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в поэтических текстах, но и в прозе (С. Козлов).
Интегрировано в содержание программы включен региональный компонент.
РК . Произведения писателей Тюменской области – 4 часа
Региональный компонент – 4 часов
Шестаков А. «Говорун у стоматолога», Завтра в школу», «Тучки-штучки», Первые шаги», Телефон» Грабовский П.А. «Плачет небо, тучи хмурые», Айпин Е.Д. «Наедине с осенью», К.Я.Лагунов «Ромка, Фомка и Артос», Ершов П. «Шатер природы», «Конек-Горбунок», М.Пришвин «Золотой луг», «Родина моя», Сказки народов Тюменской области
Курс 3 класса продолжает работу по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Читаются произведения, передающие целую гамму разнообразных, тонких чувств и ощущений, доступных детям. Сравниваются произведения разных авторов на одну тему, произведения одного автора на разные темы. Расширяется читательский кругозор младших школьников и круг проблем, освещаемых литературными произведениями. Дается представление о жанре басни. Читательский багаж пополняется за счет мифологии и фольклора разных народов. Особенностью работы в 3 классе является формирование начального представления об общих корнях и путях развития литературы разных народов, об истории становления некоторых жанров фольклора и литературы и об их специфике.
Круг детского чтения
Устное народное творчество
Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки.
Мифологические сюжеты Древней Греции, славянские мифы, карельские мифы «Калевала».
Русские народные сказки и сказки разных народов
«Яичко», «Петушок - золотой гребешок и жерновцы», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Мороз, Солнце и Ветер», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна», «У страха глаза велики», докучные сказки, «Коза с орехами».
«Хитрая лиса» (корякская сказка), «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка), «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка), «Медведь и бурундук» (нивхская сказка), «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка).
Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы
Ш. Перро «Рике с хохолком»; В. Гауф «Маленький Мук»; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Огниво»; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Басни
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»; И. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград»; С. Михалков «Бараны».
Классики русской литературы
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, A.Фет, В. Жуковский, Е. Баратынский, А Кольцов, Я. Полонский, А. Майков, Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин,С. Есенин, В. Хлебников, Саша Черный, А.К. Толстой.
И. Тургенев «Воробей», «Голуби», «Собака»; Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; Ю. Олеша «Три толстяка»; А. Гайдар «Тимур и его команда».
Современная русская и зарубежная литература
М. Исаковский, Н. Рыленков, Е. Евтушенко, С. Маршак, А. Барто, Б. Заходер, М. Бородицкая, Г. Новицкая, М. Яснов, Э. Мошковская, Ю. Мориц, Ю. Кушак, П. Барто, Тим Собакин, С. Махотин, Н. Матвеева.
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Говорящий грач»; Ю. Коваль «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки», «Соловьи», «Шамайка»; К. Паустовский «Стальное колечко», «Прощание с летом», «Кот Ворюга», «Растрепанный воробей»; Г. Снегирев «Чудесная лодка»; Н. Носов «Шурик у дедушки»; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; С. Козлов «Такое дерево», «Как поймать облако»; И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы»; И. Пивоварова «Плохие сны»,
B.Чаплина, Д. Нагишкин; В. Голявкин «Был не крайний случай», «Рассказы»; Ю. Раскин «Когда папа был маленьким»; Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких»; Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»; А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»; С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец»; Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»; Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»; А. Милн «Винни Пух и все-все-все»; Ф. Баум «Волшебник страны Оз»; П. Треверс «Мери Поппинс». Японские трехстишия.

Содержание программы 4 класс
Глава 1. Волшебная старина – 19 часов
Крутим барабан времени. Путешествие во времени с помощью произведений искусства: С.Маршак « И поступь…», М Шагал «Часы с синим крылом».
Древнее восприятие человеком хода времени через жизнь природы. Пословицы и поговорки русского земледельца. Наедине с книгой. Мир сказок: «Иван –царевич и серый волк», «Летучий корабль». Законы волшебной сказки. Отражение в сказке представлений древних людей о мире. В. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке».Пословицы и поговорки о качествах человека. Подвиги Геракла. Подвиги русских богатырей. Знакомство с жанром былины: «Как Илья из Мурома богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Художественные особенности былины. Приметы исторического времени. Мотивы былины в художественном произведении. (А.К. Толстой «Илья Муромец». Сравнительный анализ картин художников М.Врубеля «Богатырь», В Васнецова «Богатыри». Жизнь жанра сказка во времени. Отличие волшебных сказок от бытовых (на примере народных сказок «Что дальше слышно». Мотивы бытовой сказки в художественном произведении ( с.Маршак. «Сказка про короля и солдата»). Особенности авторской сказки Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
Глава 2. Пленительные напевы – 30 часов
Понятие «классической «поэзии. Особенности художественного мира, созданного в стихотворении В. Жуковского «Там небеса…», А Пушкина «Москва…»Разные образы родины. Формирование чувства причастности к отечественной истории и культуре. Поэзия и история. Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Лермонтова «Бородино». Басня И.Крылова «Слон и Моська». Отрывок из стихотворения Н.Некрасова «Крестьянские дети».Выразительность поэтического образа. Средства выразительности, которыми он создан. Наедине с книгой. Судьба ровесника, жившего в 19 веке. Два мира Ваньки Жукова ( по рассказу А.Чехова «Ванька»). Эмоциональный тон и характер воспоминай о детстве лирического героя стихотворения И. Бунина «Детство». Два мира (мир парикмахерской и мир дачи) в рассказе Л.Андреева «Петька на даче». Главный герой, его возрождение и возвращение. Сравнительный анализ картин А.Венецианова «Жнецы» и В.Маковского «Свидание»; М.Добужинского «Окно в парикмахерской» и М.Шагала «Окно». Особое восприятие реального времени в стихотворении Ф.Тютчева « Смотри как роща зеленеет».Наедине с книгой. В реальном мире волшебной сказки Э. Т.А.Гофмана «Щелкунчик» и Мышиный король». Особенности волшебной сказки в авторской сказке. Разные сюжетные линии. Вставная сказка «О твёрдом орехе»Решающий поединок- кульминация сказки. Финал сказки. Отзыв о сказке. Мир драмы. Где искать автора? Что такое пьеса (на примере пьесы С.Маршака «Двенадцать месяцев»).Характеры героев и персонажей пьесы. Конкурс инсценировок. Сложное чувство единения со всем миром, понимание, приятие и любовь ( по стихотворению С.Чёрного «Рождественское», сказке Т.Янссон «Ель».
Глава 3. Огонь волшебного рассказа- 24 часа
Поэтические образы, выражающие нежные чувства, сердечную привязанность к родным местам, по стихотворению Д. Кедрина «Я не знаю, что на свете проще?..».
Необычный взгляд на мир. Наблюдательность художника, писателя, поэта: картина К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», рассказ М. Пришвина «Земля показалась», стихотворение Н. Асеева «Февраль».
Образы   родной   природы   в    картине и Саврасова «Грачи прилетели». Наедине  с  книгой.   Загадки  авторской  сказки (по сказке П. Бажова «Огневушка-Поскакушка»).   Нравственные   проблемы, (поднятые в произведении. Основные мотивы и главная мысль сказки.  Особенности авторского повествования.   Виды рифмы.  Особенности рифмовки в  стихотворениях А. Пушкина «Зимняя дорога», «Зима!..   Крестьянин,   торжествуя...». Три вида рифмы - три разных образа.
Красота и выразительность пушкинского стиха (по стихотворению «Зимнее утро»).  Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе A. Чехова «Белолобый».   Наедине с книгой. Необычное восприятие мира в рассказе А.  Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях».
Хрупкость мира в шуточной интерпретации  Саши  Черного   «Что  ты  тискаешь
Знакомьтесь - дневник, написанный собакой (Саша Черный «Дневник фокса Микки»). Главный герой. Его характер. Кульминация повести и развязка.
Мир глазами ребенка. Сила мечты и  любви (по рассказу А. Куприна «Слон»).
Время во власти автора. Чудесное весеннее преображение (А. Ахматова «Перед весной  бывают дни такие...»). Искусство - мир чувств, впечатлений, переживаний. Мир семьи, друзей в рассказе Ю. Яковлева «Мама», стихотворениях В. Берестова «Разлука», «Семейная фотография». Лирический герой В. Берестова. Урок выразительного чтения стихов наизусть. Работа с аннотацией на примере юмористических    рассказов    В.    Драгунского «Сверху вниз, наискосок!», «Куриный бульон», Н. Носова «Трудная задача»
Глава 4. Все, что сердцу мило – 26 часов
Тайны поэзии. А. Фет (стихотворение «Это утро...»). Образ весны и ручья в стихотворении Н. Матвеевой «В лощинах снег...». Уроки выразительного чтения.
Мир авторской сказки С. Козлова «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды». Поэтическая сказка Сергея Козлова «Лисичка».
Выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с читателем, создавая выразительные образы, (по стихотворению   М.   Цветаевой   «Красною  кистью...», хокку японских поэтов Иссё,  Бусона,  Кёрай, Кикаку). Урок - праздник поэзии: читаем хокку.
Поэтические секреты по стихотворению К. Бальмонта «Как я пишу стихи» и картине М. Шагала «Над городом».
Строим воздушные замки (по стихотворениям Е. Баратынского «Чудный град...», А. Фета «Воздушный город», Б. Заходера «Воздушные замки»).
Сложное чувство одиночества, вдохновения, творческого порыва (М. Лермонтов «Парус»).
Необычный   герой   и   необычный   мир в художественном произведении: Ю. Коваль «Писатель-путешественник»,  В.  Крапивин Старый дом».
Авторская сказка-повесть (по произведению С. Прокофьевой «Лоскутик и Облако»).
Размышления о времени и себе. Твое место в мире семьи, школы, города, страны (на материале притч Ф. Кривина, В. Солоухина, фантастических произведений А. Мошковского, Е. Велтистова, картин С. Дали).
7.Тематическое планирование
Тематическое планирование 1 класс
№п/п Название раздела Кол-во часов Основные виды учебной деятельности обучающихся
1 Добукварный период 14ч Добывание информации при заданном учителем порядке рассматривания рисунков.
Совместное обсуждение и сравнение содержания иллюстраций «История обучения».
Сравнение значения понятия «обучение» в очень-очень давние, давние, недавние времена и в настоящее время с опорой на рисунки. Обсуждение новой роли - школьника, школьницы, правил поведения в школе, на уроке.
Сравнение Азбуки как учебной книги с изданием сказки или стихов. Рассматривание Азбуки,
2 Букварный период 72ч Анализ рисуночного письма, пиктограмм и разных знаков современной письменной речи.
Членение речи на предложения, предложения на слова на примере пиктограмм и графических схем (моделей предложения). «Чтение» пиктограмм. Составление предложений по рисункам и схемам. Характеристика изучаемых звуков при произнесении нарисованных предметов и своих примеров слов (согласные звуки, мягкие и твердые), звукобуквенный анализ слов, работа с моделями слов и предложений, нахождение изучаемых букв в тексте.
Инсценирование предлагаемой ситуации (см. Театр); многоаспектный ннализ предметов и названий этих предметов (см. Театр), их группировка по заданным и самостоятельно найденным критериям.
Установление главной мысли текста путем подбора заголовка. Подбор предложения по его модели. Упражнения в запоминании алфавита: восстановление пропущенных букв. Упражнение в чтении слов, предложений
3 Послебукварный период 6ч Выразительное чтение стихотворения с использованием интонации, паузы, темпа, передача настроения. Анализ его смысла, сравнение иллюстраций к нему: нахождение сходства и различия между животными.
4 Границы страны Литературы.
Путешествие в мир Литературы
10ч -чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное ри-сование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
-аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
5 Долина рассказов: тайна за тайной 6ч -чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное ри-сование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
6 Сады поэзии: из чего растут стихи 7ч -аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
7 Сказочные дорожки: твой путеводитель 7ч -аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
8 Открытия в литературе и фантазия в науке 10ч -чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное ри-сование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Тематическое планирование 2 класс
№ п\п Наименование раздела Общее количество часов Основные виды учебной деятельности обучающихся
Глава 1 Вступление, или Детективное начало 12ч -аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Глава 2 Завязка, тайны искусства 14ч -узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Глава 3 Погоня за секретами литературы 16ч -чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Глава 4 Идем по невиданным следам 20ч -чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Глава 5 Кульминация! Вершина воображения 22ч -узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Глава 6 Вперёд по дороге 22ч -чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Глава 7 Развязка. Распутанные тайны 15ч -чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Глава 8 Счастливые минуты с книгой 15ч -аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Итого: 136ч
Тематическое планирование 3 класс
№ п\п Наименование раздела Общее количество часов Основные виды учебной деятельности обучающихся
Раздел 1 Вступаем в неизвестный мир 21ч -аудирование, чтение вслух и про себя, называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых
произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
выявлять авторское отношение к герою;
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору); находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Раздел 2 В единой семье всего живого 20ч -узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
- интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);
высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений
Раздел 3 Открываем мир заново 20ч -ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации)составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;
самостоятельно работать со словарями.
-чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Раздел 4 Времена, когда звери говорили. 18ч различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования; понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста; выявлять авторское отношение к герою;
высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
-делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;
-самостоятельно читать выбранные книги;
, создание собственных текстов.
Раздел 5 Всмотрись в мир своей души. 17ч - характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Раздел 6 Пересоздаем мир в творчестве 17ч --узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
-чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Раздел 7 Без тебя мир неполный 19ч -чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Итого: 136ч Тематическое планирование 4 класс
№ п/п Наименование раздела Всего часов Основные виды учебной деятельности обучающихся
1 Волшебная старина 19 -аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
2 Пленительные напевы 30 -различение типов рифм, различение жанровых особенностей
произведений народного творчества и авторской литературы,
узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, звукопись и др.) и понимание причин их использования.
3 Огонь волшебного рассказа 24 -различение типов рифм, различение жанровых особенностей
произведений народного творчества и авторской литературы,
узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, звукопись и др.) и понимание причин их использования.
4 Все, что сердцу мило 26 чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репро-
дукциями, создание собственных текстов.
5 Резервные уроки 3 6 Итого 102 8.Материально –техническое обеспечение
Дидактические материалы
Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения:
Андерсен, Г. Х. Сказки
Крылов, И. А. Басни
Маршак, С. Я. Стихи и сказки
Пушкин, А. С. Сказки. Стихи.
3. Репродукции картин и художественные фотографии.
4. Нетбуки acer
5. Магнитная доска
6. Интерактивная приставка
Литература:
Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебники для 1,2,3,4 классов. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012, 2013. Свиридова В.Ю. Я читаю (1-3ч.): Пособие по чтению. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2012
Свиридова В.Ю. Хрестоматия по литературному чтению для 1,2,3,4 классов Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012, 2013.
Свиридова В.Ю. Методическое рекомендации к курсу «Литературное чтение». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. – Самара: Издательский дом «Фёдоров».- Издательство « Учебная литература», 2012;
Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю! Тетради к Азбуке. Самара: Издательский дом «Фёдоров».- Издательство « Учебная литература», 2012;
Нечаева и др. Тетради по письму. 4 части: Издательский дом «Фёдоров».- Издательство « Учебная литература», 2012
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).
Оценка "5" ставится ученику, если он:
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами.
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится ученику, если он:
- читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
- читает монотонно, по слогам или отдельные слова читает целиком.
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.