Презентация к уроку ОПК Храм Святой Троицы


Презентацию выполнила Новоселова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №16 г. Балакаво История Храма Святой Троицы в городе Балаково Пять каменных церквей было в Балакове (получившем статус города в 1911 году) в начале двадцатого столетия. Но недолго звучали колокола, смолкнув под роковыми бурями 17-го года и оставив о себе лишь отголосок памяти. Белокаменная церковь Рождества Христова была разрушена в начале 20-х годов. Из обломков кирпича построена была одноэтажная барачного типа столовая для рабочих судоремонтного завода.Особым блеском внутреннего убранства отличалась Преображенская церковь в центре города. Её разрушили в начале 30-х годов. Два дня сжигали иконы и иконостасы.От Кладбищенской церкви– осталось лишь здание бывшей богодельни Ковригина. Единственная церковь, взорвать которую не решились власти, была Свято-Троицкая, или Мальцевская, как называли её местные жители. Московское архитектурное общество (МАО) в 1908 году организовало конкурс имени Анисима Михайловича Мальцева на составление проекта храма в Балакове.Условием для участников конкурса было использование при проектировании нового храма образцов древнерусского зодчества до XVII века в формах, используемых до времени раскола Церкви.Знаменитый архитектор выиграл конкурс. Храм был рассчитан на 1200 мест молящихся и по внешнему и внутреннему убранству (паркетный дубовый пол, пятиярусный серебряный иконостас) мог соперничать с самыми знаменитыми соборами России. Проект представляет собой «шатровый бесстолпный храм из белого камня с тремя главами, символизирующими Животворящую Троицу, с колокольней и баптистерией (крещальней). Монументальный объем четверика с четырьмя щипцами венчает восьмигранный барабан со щелевидными окнами, каждая грань которого завершена кокошником, переходящая в грандиозный шатер, вертикали главного объема».Общий видЗападный фасадВосточный фасадСеверный фасад Вопросы, относящиеся и к его планировке, и к архитектурным формам, он обсуждал с Мальцевыми и при этом постоянно консультировался со знатоком духовной культуры старообрядцев и толкователем Священного Писания Павлом Петровичем Шибановым.Тема Троицы нашла отражение в трехкратном повторении формы шатра в венчании основного объема, колокольни и крестильни, в мотиве тройных арочных окон на фасадах храма и в других элементах архитектурного декора. Торжественная закладка храма в Балакове состоялась 28 июля 1909 года. Строительство храма, начатое в 1910 году, было завершено к осени 1912-го — в октябре подняли 17 колоколов. В течение 1912–1913 года Шехтель работал над завершением наружной отделки храма.Участок для строительства церкви архитектор Шехтель выбрал на высоком берегу реки Балаковки, так, чтобы храм просматривался с Волги. В разлив с Волги подходили пароходы и хлебные грузовые баржи к Балаковской хлебной пристани, примыкающей к Амбарной площади. Храм стал доминантой многолюдной площади и оставлял у приезжих самые благоприятные впечатления о Балаково. Пока шло строительство, Анисим Мальцев за огромные деньги приобрел несколько сотен драгоценных дониконовских икон, которые в 1915 году были размещены в храме. Иконостас и ризы выложены серебряной вызолоченной басмой. В храме имелись уникальные мозаичные панно — иконы «Троица», «Спас Нерукотворный», «Знамение».Фреска «Спас Нерукотворный»Фреска «Знамение» Богоматерь с Младенцем«Троица» Рассказывают, что когда колокол сбрасывали с колокольни, власти оцепили территорию вокруг церкви по всему периметру падения, собрали все кусочки разбившегося металла и увезли в неизвестном направлении.Существует легенда об отливке большого колокола, который был выше человеческого роста и имел вес 7 тонн. Согласно этой легенде, при отливке колокола в Париже россияне, которые проживали за границей, бросили в чан с кипящим металлом столько драгоценностей, что звук его изменился на полтона от предусмотренного. В связи с этим колокол приобрёл огромную стоимость.. Начиная с 1919 года, из Троицкого храма изымалось церковное имущество: серебряная утварь, канделябры, иконы, сусальное золото с главок. Затем государство наложило непомерный налог на здание, и старообрядческая община, в связи с отсутствием средств, вынуждена была письменно отказаться от здания. Так старообрядцы потеряли свой храм.«Среди имущества церкви представляет особую ценность иконная живопись (мозаичные панно), которая является памятником монументального искусства и находится в ведении Главнауки».В 1930 году разрушаются шатры центрального объема и колокольни Троицкого храма. Разобрана верхняя звонница, все апсиды, алтарная преграда. Со второго яруса колокольни сбросили знаменитый колокол. Сохранился акт осмотра здания: здание надлежит приспособить под городской театр. О судьбе приобретенных А. Мальцевым ценных древнерусских икон ничего не известно. Театр получил имя Чапаева. Здание было страшно изуродовано, алтарь превращен в сценическую коробку.Мозаика «Спас Нерукотворный» закрашивалась масляной краской ежегодно, но на каждую Пасху краска осыпалась, а лик Иисуса Христа появлялся вновь. Имеется фото советского периода, на котором видно закрашенное краской мозаичное панно «Спаса Нерукотворного», а с главного фасада взирает с огромного плаката вождь пролетариата.В 1964 году здание было передано на баланс завода им. Ф.С. Дзержинского. Заводу был нужен клуб, и он разрушил то, что не успели разрушить до него. Между тем в стране происходили перемены…В 1989 году здание было официально передано Русской Православной Церкви. И с первых дней началось активное восстановление храма под руководством отца Анатолия Шумова, который отдавал этому делу все свои силы. Храм Святой Троицы – как символ того, что какие бы бури не проносились по земле, какие бы вавилонские башни не строили люди, Престол Божий стоит непоколебимо, превыше всего. Использованные ресурсыhttp://rpsc.ru/misc/other/hram-presvyatoy-troitsyi-v-g-balakovohttp://www.balkray.ru/arh/hram.htmlhttp://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6569&Itemid=3