Программа дополнительного образования Театральное творчество
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Касторенский Дом детского творчества»
Рассмотрено на заседанииУтверждаю
Методического советаДиректор МКУДО
от _«Касторенский Дом
протокол №_____________
детского творчества»
_____________И.В.Гончарова
Дополнительная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Театр –творчество – дети»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся- 9 лет
Срок реализации -2 года
Составитель: Андреева
Кристина Андреевна
Модифицировала:
Педагог дополнительного
образования
Гончарова И.В
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства образовательного учреждения с семьей.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация)
способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.
Программа разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденой распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- Сан -Пина к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)
Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов.
Предлагаемая программа рассчитана на два года обучения, 1 год 144 часа,
4 часа в неделю, 2 год 216 часов, 6 часов в неделю.
Программа является двухуровневой.
Первый год обучения – стартовый уровень.
Второй год обучения – базовый уровень.
Цель - воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве.
Задачи:
- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
- развивать воображение, выразительность речи;
- пополнять словарный запас, образный строй речи;
- формировать способность строить диалог друг с другом;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства.
Ожидаемые результаты программы
1 год обучения:
В результате освоения этой деятельности дети
- приобретут знания о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут формироваться навыки зрительской культуры; будет развиваться художественный вкус, расширяться общий кругозор, пополнится словарный запас;
- овладеют практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот;
- приобретут умения оценивать театральное искусство (выражение собственного мнения при посещениях театра);
- научатся отличать понятие «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества.
2 год обучения:
- познакомятся с основными сведениями из истории театра; с театральными школами XX века;
- познакомятся с жанрами театрального искусства;
- познакомятся с назначением театрального костюма, грима, реквизита, декораций и
т. д.;
- научатся выполнять различные виды грима;
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование 1 год обучения Формы контроля
п/п темы Всего Теория Практика 1. Вводные занятия 2 1 1 2. Театр как вид искусства 6 4 2 зачет
3. История театра 4 3 1 зачет
4. Сценическая речь 22 4 18 Творческая работа
5. Сценическое движение 16 6 10 Творческая работа
6. Основы актерского мастерства 30 8 22
Творческая работа
7. Основы техники грима 8 4 4 Творческая работа
8. Основы этики артиста 4 3 1 зачет
9. Основы этики зрителя 4 3 1 зачет
10. Репетиционная работа с учетом первого года обучения 34 4 30 Творческая работа
11. Сценическая деятельность и конкурсные мероприятия 12 2 10 12. Итоговое занятие 2 2 0 Всего: 144 44 100 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводные занятия - 2часа.
Информация об образовательной программе объединения. Планы работы на
учебный год.
Вводный инструктаж по технике безопасности. Практическая часть
Знакомство с группой.
Организационные вопросы.
Просмотр фото-видеоматериалов. Театр как вид искусства 6 часов.
Искусство театра - синтез искусств в одном спектакле: искусство художе
ственного слова, драматическое искусство, пластическое, танцевальное,
музыкальное, художественное и т. п.
Актеры и зрители - эмоциональное взаимодействие.
Театральный процесс: пьеса - роль - репетиция - постановка - спектакль. Назначение театрального костюма, грима.
Театр: здание, фойе, гардероб (вешалка), буфет, зрительный зал (партер,
амфитеатр, ложи, балконы), сцена, гримерки.
Устройство сцены: сцена, авансцена, арьерсцена, карманы сцены, гене
ральный занавес и кулисы, зеркало сцены и др.
Практическая часть
Посещение драматического театра.
Обсуждение драматического театра и просмотренного спектакля.
Просмотр видео-спектакля.
История театра 4 часа. Происхождение театра.
Античный театр. Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл,
Еврипид (трагедии), Аристофан (комедии).
Практическая часть
-Просмотр и обсуждение фотоматериалов.
-Просмотр и обсуждение видеоматериалов с фрагментами древнегреческих
трагедий: «Прометей прикованный», «электра», «Орестея».
Сценическая речь 22 часа.
Отличие сценической речи от бытовой речи.
Характеристики сценической речи: громкость, отчетливость.
Отличие речевого дыхания от обычного.
Практическая часть
Прослушивание и просмотр аудио и видеоматериалов.
Обсуждение прослушанного и просмотренного материала.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Упражнения на развитие дикции. Сценическое движение 16 часов.
Отличие сценического движения от обычного. Беспредметные действия. Темпоритм. Практическая часть
Просмотр и обсуждение фото и видеоматериалов. Развитие психофизического аппарата:
Упражнения на расслабление мышц.
Задания на беспредметные действия.
Темпоритмические упражнения.
Упражнения на развитие равновесия.
Игры на развитие двигательных способностей.
Двигательные упражнения на развитие творческой актерской фантазии.
Работа с предметами.
Основы актерского мастерства 30 часов. Сценическое искусство.
Действие на сцене. Действие "если бы". Действие в предлагаемых обстоятельствах. Снятие мышечного напряжения, освобождение мышц. Воображение для артиста. Актерские задачи. Практическая часть
Этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах начального уровня.
Упражнения на освобождение мышц.
Этюд с поставленными актерскими задачами начального уровня.
Упражнения на развитие воображения.
Упражнения на развитие сценического внимания.
Прослушивание, просмотр и обсуждение аудио и видеоматериалов.
Задания на проявление способностей и дарования юного артиста. Основы техники грима 8 часов.
Технические средства грима: краски, пудра, румяна.
Технические приемы грима: количество красок на лице, свет и тень.
Общие правила гримирования. Подготовка лица к гриму.
Распределение общего тона. Наложение румян.
Лицо. Роль грима в создании сценического образа.
Эскиз. Эскиз сценического образа.
Практическая часть
Просмотр и обсуждение видеоматериалов.
Создание эскизов сценического образа.
Выполнение подготовки лица к гриму. Основы этики артиста 4 часа.
Понятие этика - эмоционально-оценочное отношение к собственному
творчеству и к результатам других участников коллектива.
Базовая этика артиста: поведение на репетиции.
Практическая часть
Обсуждение отношения учащихся к собственному творчеству и к резуль
татам других участников коллектива.
Анализ отношения учащихся к репетиции. Основы этики зрителя 4 часа.
Этика зрителя: поведение в театре, поведение в зрительном зале, поведение
во время представления, поведение в антракте.
Практическая часть
Обсуждение поведения учащихся в театре.
Обсуждение проявления зрительской культуры учащимися. Репетиционная работа с учетом первого года обучения 34 часа. Репетиция как процесс.
Выбор произведения для постановки.
Краткие сведения о выбранном произведении: об авторе, об эпохе создания
произведения, о времени действия, о персонажах.
Практическая часть
Знакомство с произведением. Сказки А. Волкова, Е. Шварца, Л. Кэрролл,
К. Чуковского.
Знакомство со сценарием по произведению.
-Обсуждение сценария: сюжетная линия, сверхзадача, сквозное действие,
событийные ряды, задачи персонажей, взаимодействие персонажей.
Обсуждение сказочных персонажей: характеры, образы, поведение ска
зочных героев, особенности речи, костюмы, грим.
Обсуждение времени и места действия.
Чтение сценария по ролям. Учимся читать по ролям
Подготовка сцены - художественное оформление.
Выход на сцену.
Репетиции по сценам спектакля.
Сценическая деятельность и конкурсные мероприятия 12 часов. Нестандартные ситуации во время выступления. Поведение при возникновении нестандартной ситуации. Практическая часть
Обсуждение различных нестандартных ситуаций во время выступления.
Этюды на нестандартные ситуации.
Выступление перед старшей группой театрального коллектива.
Конкурс на выполнение лучшего показа образа сказочного персонажа.
Показ спектакля (участие в конкурсном мероприятии).
Обсуждение результатов выступления. Поощрение участников коллектива.
Рекомендации для подготовки к следующим выступлениям. Итоговое занятие 2 часа.
Подведение итогов года. Награждение учащихся грамотами за успешные
занятия в учебном году. Обсуждение планов на лето.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование 2 год обучения Формы контроля
Темы Всего Теория Практика 1. Вводные занятия 2 1 1 2. Виды драматических театров 4 3 1 зачет
3. История средневекового театра Европы 4 3 1 зачет
4. Сценическая речь. Характеристики 28 8 20 творческая работа
5. Пластика и импровизация движения 18 7 11 творческая работа
6. Актерское мастерство. Основные чувства в технике актера 42 12 30 творческая работа
7. Грим лицевой части. Основные приемы грима 10 6 4 творческая работа
8. Этика артиста в общении со зрителями, партнерами, преподавателем 4 2 2 зачет
9. Этика зрителя. Подготовка зрителя к походу в театр 4 2 2 зачет
10. Репетиционная работа с учетом второго года обучения 78 16 62 творческая работа
11. Сценическая
деятельность и конкурсные мероприятия 20 2 18 творческая работа
12. Итоговое занятие 2 2 0 творческая работа
Всего: 216 64 84 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие 2 часа.
Знакомство с образовательной программой объединения на учебный год.
Планы работы на учебный год.
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть
Организационные вопросы.
Просмотр фото-видеоматериалов. Виды драматических театров 4 часа.
Эстетическое и эмоциональное воздействие спектакля на зрителя.
Виды театров: драматический театр, детский и молодежный театр, ку
кольный театр.
Практическая часть
Посещение кукольного театра.
Обсуждение театра и просмотренного кукольного драматического спектакля.
Просмотр спектакля.
История средневекового театра Европы 4 часа.
Средневековый театр в Европе - выходец из литургии.
Народные традиции гистрионов, бродячих комедиантов, жонглеров.
Миракли.
Практическая часть
-Просмотр и обсуждение фотоматериалов.
-Просмотр и обсуждение видеоматериалов с фрагментами постановок
средневековых пьес: «Чудо святого Николая», «Воскрешение Лазаря»,
«Даниил».
-Викторина на лучшее знание пьес. Сценическая речь. Характеристики 28 часов. Диапазон, посыл.
Культура сценической речи: дикция.
Дикция - отчетливость, громкость и посыл. Голосовой диапазон.
Применение технических средств при работе над речью. Практическая часть
Прослушивание и просмотр, и обсуждение аудио и видеоматериалов.
Новые (усложненные) упражнения на развитие речевого дыхания.
Новые (усложненные) упражнения на развитие дикции.
Упражнения для разработки голосового диапазона.
Беседа о нормах произношения русского языка.
Запись речи каждого воспитанника, ее прослушивание и обсуждение. Сценическое движение. Пластика и импровизация движения 18 часов. Пластика движений.
Понятие импровизации. Двигательная импровизация.
Актерские трюки. Виды актерских трюков. Секреты актерских трюков.
Практическая часть
Просмотр и обсуждение фото и видеоматериалов. Развитие психофизического аппарата:
Новые упражнения на развитие равновесия.
Новые упражнения на координацию.
Новые задания для работы с предметами.
Новые двигательные упражнения на концентрацию внимания.
Пластические этюды.
Задания на двигательную импровизацию.
Выполнение некоторых элементов акробатических упражнений.
Двигательные упражнения на развитие творческой актерской фантазии. Актерское мастерство. Основные чувства в технике актера 42 часа. Сценическое внимание.
Эмоциональная память. Общение.
Чувство правды и вера.
Внутреннее сценическое самочувствие.
Практическая часть
Прослушивание и просмотр, и обсуждение аудио и видеоматериалов.
Усложненные упражнения на развитие сценического внимания.
Этюд на общение.
Этюд на раскрытие чувства правды и веры на сцене.
Сценическое задание на внутреннее самочувствие.
Усложненные упражнения на развитие воображения.
Новые этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах.
Новые этюды с поставленными актерскими задачами.
Усложненные задания на проявление способностей и дарования юного артиста. Грим лицевой части. Основные приемы грима 10 часов.
Технические средства грима: пастиж, клей. Технические приемы грима: влияние света на грим.
Грим лицевой части черепа: лоб, брови, глаза, нос, губы, щеки, подбородок. Грим молодого женского лица. Грим молодого мужского лица. Грим старческого женского лица. Грим старческого мужского лица. Грим образа животных: кошки, собаки, зайца, лисы, волка и т. д. Практическая часть
Выполнение грима молодого лица.
Выполнение грима старческого лица.
Работа над эскизом сценического образа.
-Выполнение грима животных по предложению педагога или по выбору
учащегося.
-Конкурс на лучшее выполнение грима старческого лица.
Этика артиста в общении со зрителями, партнерами, преподавателем 4 часа. Этика общения артиста со зрительным залом: поклон для зрителя. Отношения с преподавателем. Отношение к другим участниками коллектива. Поведение во время выступления.
Практическая часть
Анализ отношений в детском коллективе.
Обсуждение поведения учащихся во время выступления.
Конкурс на лучший показ поклона для зрителя
Этика зрителя. Подготовка зрителя к походу в театр 4 часа. Правила поведения в театре: в фойе, в зрительном зале, в буфете. Аплодисменты в музыкальном и драматическом театре. Практическая часть
Подбор информации о театре, об актерах, о спектакле - перед походом в театр.
Обсуждение поведения учащихся в театре.
Обсуждение проявления зрительской культуры учащимися. Репетиционная работа с учетом второго года обучения 78 часов. Выбор произведения для постановки.
Краткие сведения о выбранном произведении: об авторе, об эпохе создания
произведения, о времени действия, о персонажах.
Рассказы, басни, лирика.
А. Пушкин, И. Крылов, А. Гайдар, Д. Родари.
Практическая часть
Знакомство с произведением: «Горячий камень» А. Гайдар, басни И.
Крылова, Ш. Перро «Золушка».
Знакомство со сценарием по произведению.
Обсуждение сценария: сюжетная линия, сверхзадача, сквозное действие,
событийные ряды, задачи персонажей, взаимодействие персонажей.
Обсуждение персонажей: характеры, образы, поведение, особенности
речи, костюмы, грим.
Обсуждение времени и места действия.
Чтение сценария по ролям.
Подготовка сцены - художественное оформление.
Выход на сцену.
Репетиции по сценам спектакля.
Сценическая деятельность и конкурсные мероприятия 20 часов.
Нестандартные ситуации во время спектакля: взаимоотношения с партнерами. Поведение при возникновении нестандартной ситуации. Практическая часть
Обсуждение различных нестандартных ситуаций взаимоотношений с
партнерами во время спектакля или на конкурсном мероприятии.
Этюды на нестандартные ситуации (отработка действий на сцене).
Выступление перед старшей группой театрального коллектива.
Показ спектакля (участие в конкурсном мероприятии).
Обсуждение результатов выступления. Поощрение участников коллектива.
Рекомендации для подготовки к следующим выступлениям. Итоговое занятие 2 часа.
Подведение итогов года. Награждение учащихся грамотами за успешные
занятия в учебном году. Обсуждение планов на лето.
ЛИТЕРАТУРА
Агапова И. А., Давыдова М. А. Школьный театр. Создание, организация
работы, пьесы для постановок. Серия "Мозаика детского отдыха". - М.:
ВАКО, 2006
Артоболевский А. В. Художественное чтение. - М., 1978.
Базанов В. В. Техника и технология сцены. - Ленинград, 1976.
Березкин В. И. Искусство и сценография мирового театра: от истоков до середины XX века. - М., 1997.
Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий, рекомен
дации. Сборник. Составители: Афанасенко Е. Х., Клюнеева С. А. и др.
Серия "Дополнительное образование". - Волгоград: Учитель, 2009
7. Завадский Ю. А. Об искусстве театра. - М, 1965.
8. Захава В. Е. Мастерство актера и режиссера. Воспоминания, спектакли и роли. Статьи. - М, 1982.
9. Карпов Н. В. Уроки сценического движения. - М., 1999.
10.Кидин С. Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Серия "Дополнительное образование". - Волгоград:
Учитель,2009
11.Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. - М., 1970.
12.Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли. - М., 1982.
13.Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М., 1981.
14.Козлянинова И. П. Сценическая речь. Учебное пособие. - М., 1976.
15.Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебник для теат
ральных и культурно-просветительских училищ. М.: Просвещение, 1967.
16.Козлянинова И. П. Произношение и дикция. - М., 1977.
17.Кох И. Основы сценического движения. - Ленинград, 1970.
18.Кристи Г. В. Основы актерского мастерства. Выпуски I, II. - М., 1970-71.
19.Кузьмин А. И. У истоков русского театра. - М., 1984.
20.Марченко О. И. Искусство оратора. Санкт-Петербург, 2009.
21.Мочалов Ю. А. Композиция сценического пространства. - М., 1981.
22.Опарина Н. А. Пьесы, сценарии для детей и юношества. Методика сце
нарно-режиссерской деятельности. Серия "Театр и дети". - М.: ВЛАДОС,
2004
23.Рындин В. Ф. Как создается художественное оформление спектакля. - М.,1962.