Педагогические условия организации личностно-ориентированного обучения в начальной школе
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки и повышения
квалификации работников образования»
Кафедра начального образования
Деревскова Галина Борисовна
Педагогические условия организации личностно-ориентированного обучения в начальной школе
Аттестационная работа
по дополнительной профессиональной программе
профессиональной переподготовки
«Технологии развивающего обучения»
Челябинск, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ………….....................7
1.1. Концепция личностно-ориентированного обучения…………………..7
1.2. Педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного обучения …………......................................16
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………..24
2.1. Функция урока в системе личностно-ориентированного обучения…24
2.2. Методические рекомендации по проектированию личностно-ориентированного урока в начальной школе……………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..42
ВВЕДЕНИЕ
Российское педагогическое сообщество ясно осознает необходимость каждодневной кропотливой работы по выращиванию в учениках личностных качеств, без которых вступление во взрослую жизнь сильно затруднено. И родители наших учеников на вопрос, что, по-вашему, должна дать школа ребенку, с уверенностью отвечают, что школа должна научить ребенка быть успешным в окружающем нас мире, заложить умение жить среди людей, воспитать в нем характер и волю, сформировать умение учиться и многое другое, что необходимо в реальной жизни. Следовательно, социальный заказ нынешнего общества образовательным организациям – это помочь ребенку обнаружить и вырастить его личностные качества, то есть стать личностью.
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения. Личностно-ориентированное обучение – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методологическая организация условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций.
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуализации.
Термин «личностно-ориентированное обучение» предполагает взгляд на личность как на субъект процесса обучения и на интересы ее развития – личность является целью педагогической деятельности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель – ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Личностно-ориентированное обучение включает следующие аспекты:
разноуровневый – ориентация на разный уровень сложности программного материала, который доступен ученику;
дифференцированный – выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;
индивидуальный – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
субъективно-личностный – отношение к каждому ребенку, как к уникальности, несхожести, неповторимости.
При реализации этого подхода работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Нужна особая образовательная среда в виде организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, ее устойчивости. Нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
Объект исследования: личностно – ориентированное обучение младших школьников,
Предмет исследования: способы реализации личностно – ориентированного обучения в начальной школе
Гипотеза – личностно-ориентированный подход в процессе обучения будет эффективен, если:
- будет осуществлен педагогический анализ индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и учёт этих особенностей при обучении;
- общение учителя и ученика будет иметь диалогический характер, представлять собой обмен опытом познания и творчества при отсутствии жёсткого и прямого управления познавательной деятельностью учащихся;
- будет осуществлен отбор содержания урока, позволяющего создать условия для развития личностных функций учащихся
Цель исследования: изучение особенностей личностно-ориентированного подхода к обучению в начальной школе.
Задачи:
Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
Рассмотреть понятие «личностно-ориентированное обучение» в психолого-педагогической литературе.
Выявить оптимальное содержание урока как формы реализации личностно-ориентированного обучения младших школьников.
Изучить специфику проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе.
Актуальность данной темы заключается в том, что в педагогической практике возросла необходимость применения личностно-ориентированного похода к обучению школьников. Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Важность этой проблемы и возрастающая ее злободневность заставляет нас возвратиться к первостепенным понятиям личностно-ориентированного образования, чтобы помочь учителям правильно в них сориентироваться и выработать личную позицию, сформированную на общих принципах.
Основы личностно-ориентированного развивающего обучения необходимо знать каждому педагогу.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме.
Педагогическое наблюдение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
Концепция личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности учащихся, развития его неповторимой индивидуальности.
Цель личностно-ориентированного обучения состоит:
в развитии личности учащегося;
в формировании механизмов самореализации, саморазвития, способов адаптации, саморегуляции, самовоспитания;
в формировании качеств, необходимых для становления личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Основная задача личностно-ориентированного обучения, считает И. С. Якиманская, состоит не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность [15].
Личностно-ориентированная модель образования базируется
на следующих постулатах:
если есть возможность убеждать, а не приказывать, педагог выбирает просьбу и убеждение;
если есть возможность не подавлять ребенка, а строить отношения на равных, то педагог выбирает возможность строить отношения на равных;
если есть возможность не навязывать детям, ученикам что-либо, а предоставлять свободу выбора, то педагог предоставляет им свободу выбора;
если есть возможность принять учащихся такими, какие они есть, то педагог принимает их со всеми достоинствами и недостатками;
если есть возможность разрешать конфликты мирным путем, то этот шанс надо использовать.
Ключевым фактором реализации принципов личностно-ориентированного обучения являются условия, которые необходимо создать педагогу и остальным участникам образовательной деятельности для развития учащегося (его активности, самостоятельности, инициативы, интересов), формирования его субъектной позиции и для организации способствующей этому образовательной среды.
Можно выделить несколько групп условий, составляющих основу личностно-ориентированной модели:
межличностные отношения учащегося с педагогом и другими учащимися, уровень сплоченности групп;
направленность и особенности организации учебной деятельности, и, прежде всего, применяемые педагогические технологии.
степень профессиональной компетентности педагога;
материальные условия реализации образовательного процесса.
К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие:
индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
Я-концепция– осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи учащимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
Основными принципами личностно-ориентированного подхода являются:
принцип самоактуализации. В каждом учащемся существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;
принцип индивидуальности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ;
принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь учащемуся стать подлинным субъектом деятельности, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения;
принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности , самоактуализации способностей учащихся.
Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации образовательного процесса и жизнедеятельности в группе.
принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я- концепции личности учащегося, стимулирует осуществление дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «я».
принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру образовательного процесса. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в учащегося, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода ,по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
диалогичность;
деятельностно-творческий характер;
направленность на поддержку индивидуального развития учащегося;
предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения [2].
Большинство педагогов-исследователей склонно включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации.
Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося – это одна из главных задач образовательной организации. Индивидуальная работа – это деятельность педагога, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.
В индивидуальной работе с детьми педагоги руководствуются следующими принципами:
установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне учитель – ученик – класс;
уважение самооценки личности ученика;
вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;
постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;
создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.
Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов.
Приступая к этой работе, педагог изучает научно-методические основы личностно-ориентированного подхода к обучению, организует совместную коллективную деятельность, проводит диагностирование личности каждого ребенка (первый этап).
На втором этапе используется наблюдение и изучение учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. В современной практике выделяют группы детей с особыми образовательными потребностями (в том числе с ограниченными возможностями здоровья), детей с девиантным поведением и др. Каждая группа учащихся требует индивидуального подхода, а также своей системы методов педагогического воздействия. Так, например, одаренным детям требуется известная свобода действий для саморазвития. Учитель должен соотносить свои методы и приемы обучения и воспитания с более насыщенной и сложной познавательной деятельностью таких детей. Особого внимания требуют к себе дети, отличающиеся девиантным поведением. В структуре личности «трудного» ребенка наблюдаются конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам. Зная и учитывая специфику личностно-ориентированного подхода к таким детям, опытные педагоги применяют различные методы работы: переубеждение, переключение и т.д.
На третьем этапе индивидуальной работы проектируется развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств ученика. Проектирование развития личности осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка.
На четвертом этапе индивидуальной работы происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях. Широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требования, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.
Заключительным, пятым, этапом индивидуальной работы с детьми является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные или преодолеваются негативные качества. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе, уточняя, дополняя полученные данные и результаты индивидуальной работы с учащимися.
Таким образом, индивидуальный подход – важнейший принцип обучения и воспитания. Его реализация предполагает постоянное варьирование методов и форм обучения и воспитания с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Индивидуальный подход требует от каждого педагога знания научных основ обучения и воспитания, умения претворять в жизнь методические рекомендации практического характера. Эффективность индивидуальной работы зависит от конкретизации задач обучения и воспитания учеников в данном классе, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического мастерства учителя.
Л.С. Выготским сделан вывод, что успехи учащихся в учебе и в их умственном развитии во многом зависят от того, какова их "зона ближайшего развития", и насколько она учитывается педагогами, работающими с этими детьми [3]. Поэтому личностно-ориентированный подход в обучении предоставляет каждому ученику возможность учиться в собственном темпе сообразно своим способностям и потребностям, ориентирует ученика не только на достигнутый им уровень познавательного развития, но и предъявляет регулярные требования, несколько превышающие его наличные возможности, способствует тому, что обучение постоянно ведется в индивидуальной "зоне его ближайшего развития". Эта система создает новые условия для учебной деятельности, способствует развитию личности ученика с учетом "зоны его ближайшего развития".
Для реализации личностно-ориентированного подхода на уроках необходимо создать конкретные субъектно-личностные технологии, которые позволяют развивать и совершенствовать индивидуальные познавательные стратегии учащихся, обеспечивая заметный рост эффективности обучения. Личностно-ориентированное образование отличается от просто индивидуального подхода тем, что оно предполагает обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся. Здесь важно знание того, как учащиеся решают задачи, выполняют творческие работы, умеют ли они проверить правильность собственной работы, скорректировать её, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д.
В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как "коллективного субъекта", но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым "субъектным опытом". Включить "субъектный опыт" в процесс познания (усвоения) - значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений.
Ниже в таблице № 2 приводится сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подхода к обучению, для повышения эффективности развития, например, логического мышления учащихся [16].
Таблица 1 - Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подхода к обучению
Виды обучения
Традиционный подход к обучению Личностно-ориентированный подход в современной системе обучения
Ориентир на коллективную и фронтальную работу учеников Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося
Работа с группами различной успеваемости Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений
Используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объём знаний «среднего ученика» Используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика
Устанавливается одинаковый для всех учащихся объём знаний и подбирается связанный с ним учебный материал. Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал
Учебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности. Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем.
Стимулируется активность класса (как группы) Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей.
Учитель планирует индивидуальную или групповую работу учеников. Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы.
Педагог задаёт для изучения общие для всех темы. Темы согласуются с познавательными особенностями учащегося.
Сообщение новых знаний только преподавателем. Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся.
Оценка ответа учащегося только учителем. Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем.
Использование только количественных способов оценки знаний (баллы, %). Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания.
Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем. Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания.
Учителя не интересуют стратегии познания учащихся, а важны исключительно конечные или промежуточные результаты обучения. Учитель помогает учащимся осознать их познавательные стратегии, организует их обсуждение и «обмен» способами познания.
Определение педагогом, обладающим собственным обучающим стилем, “маршрута” познания и подстройка учащегося под стиль его работы. Согласование педагогом собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и стилем учебной работы учащихся.
1.2. Педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного обучения
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей.
Концепция педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С. Газмана.
Её реализация возможна в том случае, если основу профессиональной позиции учителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:
1) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
2) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства);
3) уважение достоинства и доверие, понимание интересов ребенка, его ожиданий и устремлений;
4) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
5) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право "хочу" и "не хочу");
6) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
7) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
8) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку [4].
Педагогика поддержки – так назвал О.С.Газман деятельность педагога, которая принципиально отличается от обучения и воспитания, но необходимо дополняет их. Эта деятельность помогает становлению личностной позиции ребенка, его взрослению [4].
Сложились четыре тактики педагогики поддержки. Названия тактик – «защита», «помощь», «содействие», «взаимодействие» – отражают конкретный смысл, который приобретает педагогическая поддержка в зависимости от решаемой задачи.
Одним из важнейших элементов системы воспитания школьников, ориентированной на развитие индивидуальности учащихся, является деятельность педагога по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. От того, насколько педагог обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности.
Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе “Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки”. Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением) [4].
Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера.
Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию. Например, Н.Б. Крылова пишет: «… В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации» [4].
Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания.
В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Раскрывая сущность явления “педагогическая поддержка”, разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность (“самость”, самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.
Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации.
Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
I этап (диагностический) - фиксация факта, сигналапроблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;
II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”);
III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Учитель может оказать реальную поддержку ученику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются "помогающие отношения" (термин введен Карлом Роджерсом – одним из основоположников гуманистической психологии и педагогики). Помогающие отношения – это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов».
Особый интерес представляет точка зрения этого ученого о возможностях и условиях формирования помогающих отношений. Он называет пять основных условий. Таким образом, для оказания эффективной помощи ребенку в проблемной ситуации педагогу необходимо позаботиться о создании и соблюдении пяти условий:
восприятие ребенком себя как человека, умеющего и желающего решать собственные проблемы;
конгруэнтность личности и поведения педагога во взаимодействии со своими воспитанниками;
безусловно положительное отношение педагога к ребенку;
эмпатийное понимание ребенка воспитателем;
ощущение воспитанниками конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.
Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т.В.Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия педагог избирает следующие [1]:
согласие ребенка на помощь и поддержку; опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;
вера в эти возможности;
ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
совместность, сотрудничество, содействие;
конфиденциальность;
доброжелательность и безоценочность;
безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
реализация принципа "не навреди";
рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Наличие теоретических представлений об условиях и принципах педагогической поддержки позволяет педагогу более обоснованно, точно и корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи ребенку в проблемной ситуации.
Приемы и методы организации деятельности по педагогической поддержке:
педагогическое наблюдение;
«Ты-высказывание» и «Я-высказывание»;
активное слушание (невербальная эмоциональная поддержка, «Парафраз», «Редакция»).
Реализация развивающей функции образования обеспечивается педагогом с помощью комплексного использования следующих методов: рефлексии, системного анализа, проблемного обучения (эвристического, исследовательского, проектов), осуществляемых, в первую очередь, на уроке.
Деятельность педагога направлена в этом случае на работу с субъектным опытом ученика, требует анализа его познавательных интересов, намерений, потребностей, личных устремлений, раскрытия способов мышления, сложившихся в процессе познания каждого ученика. Учитель может помочь учащимся в выявлении своеобразия обработки полученной учеником информации. У одних учащихся выявляется способность к анализу и сравнению различных фактов, событий, предметов, ("логики, аналитики"). У других выявляется склонность к усвоению информации в целом, опираясь на интуицию ("синтетики") [14]. Такой подход стимулирует ученика к познавательной деятельности, дает ему возможность определить для себя наиболее продуктивные способы проверки своих возможностей в различных видах деятельности.
Становится очевидным, что такая работа педагога требует принципиально иного подхода к образовательной программе, которая в идеале должна быть разработана для каждого ученика персонально, подготовки к каждому занятию персональных дидактических материалов.
На уроке также должны присутствовать разные формы общения между учителем и учениками - монолог, диалог, полилог; между учениками - индивидуально, в парах, в группе. Учитель является столько информатором, сколько координатором, организатором диалога, полилога, помощником, консультантом учащихся, создает условия для личностной реализации каждого ученика.
Учитель поддерживает поиски наиболее эффективных путей усвоения знаний, поощряет наиболее интересные находки, анализирует несостоявшиеся попытки, стимулирует детей к осознанию своих поражений и побед. Он может рассказать о своих собственных способах получения результата, но не навязывает их детям, как единственно возможные.
Выводы по первой главе
Личностно-ориентированный подход к обучению позволяет обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуализации.Целью образования становится формирование свободной, творческой личности, что предполагает мотивирование учащихся к самоанализу, эффективному общению и взаимодействию с окружающими их людьми, ориентацию детей на самопознание, самооценку и личностный рост в процессе различных видов деятельности.
Личностно-ориентированная технология педагогической поддержки учащихся предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика. Учебный материал выступает как средство иинструмент, которые создают условия для полновесного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса.
Основные цели образовательной деятельности заключаются в данном случае в следующем:
разработка технологии образовательного процесса, в основу которого положено создание системы субъектно-субъектных отношений между его участниками;
создание условий для осуществления развития школьников, включающих практическую пробу сил в различных видах деятельности, как непременное условие приобретение социального опыта.
Реализуются поставленные цели в процессе личностно-ориентированного урока и внеурочной деятельности.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Функция урока в системе личностно-ориентированного обучения
Рассмотрим принципы, на которых строится содержание современного образования: личностно-ориентированные, культурно-ориентированные и деятельностно-ориентированные принципы обучения.
Личностно-ориентированные принципы:
Принцип развития. Главная задача школы - это развитие школьника – единое развитие его личности и готовность личности к дальнейшему формированию. На создание любому школьнику условий, в которых он предельно максимально реализовал бы себя, и, не только свой интеллект, мышление, деятельность и способности, а именно личность, направлено развивающее обучение.
Принцип адаптивности. Развивающая парадигма образования предполагает совершенно определенный тип школы. Это такая школа, которая «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды». То есть, школа для ребенка, а не ребенок для школы.
Принцип психологической комфортности. Это снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Предполагается создание раскованной, стимулирующей творческую активность школьника атмосферы в учебном процессе. Принцип комфортности требует опоры на внутренние мотивы и, в первую очередь, на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперед.
Культурно-ориентированные принципы:
Принцип целостности содержания образования. Главная особенность содержания образования заключается в том, что оно изначально едино. В основе структуры содержания образования находится понятие «образовательной области», а не понятие предмета.
Принцип систематичности. Образование должно быть едино и систематично, отвечать закономерностям интеллектуального и личностного развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.
Принцип ориентировочной функции знаний. В процессе обучения знания обязаны отражать язык и структуру научного знания. Задача общего образования –помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен применять в разнообразных видах познавательной и продуктивной деятельности.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка - это не абстрактное, бездушное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который переживаю и осмысляю для себя. Образ мира - это образ нашего переживания мира и отношения к нему. Основной особенностью нераздельного развертывающегося знания является его направленность не только на сознание ученика, но и на его личность, выработка в процессе учения не только знаний, но и отношения к этим знаниям.
Принцип овладения культурой. Культура - это способность человека ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом. Несомненно, что овладение культурой (в указанном смысле) не может не входить в содержание общего образования.
Деятельностно-ориентированные принципы:
Принцип обучения деятельности. Надо учить ребенка деятельности - не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Школьники должны научиться предметно-практическим действиям, таким как чтению, счету, письму и элементарным трудовым процессам. У них должны быть выработаны способы и приемы учебной деятельности и деятельности познавательной, должны быть развиты умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Обеспечить такой переход нужно потому, что основополагающая цель общего образования – это сделать ученика готовым к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика. Обучение деятельности, предполагает на определенном этапе общую учебно-познавательную деятельность коллектива или группы под руководством учителя. Зона ближайшего развития - это то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе коллективной деятельности, и тем, что он уже способен выполнить индивидуально.
Принцип креативности. В школе необходимо учить творчеству, то есть «выращивать» способность и потребность самостоятельно отыскивать решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач. Лишь тот может благополучно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир и внести в него что-то новое, кто способен самостоятельно выйти за пределы типичного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор и принять самостоятельное решение.
Неотъемлемой составляющей личностно-ориентированного обучения является развивающее обучение. Наиболее значительным и общим условием успешности развивающего обучения является сохранение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся. В условиях развивающего обучения традиционная формула “ знаю, но ещё не умею” модифицируется в формулу “ не умею – значит, не знаю”.
Ряд учёных сформулировали принципы, следуя которым, обучение можно сделать развивающим. Наиболее важные из них:
учебный процесс должен активизировать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;
при разработке содержания занятий нужно спроектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, основываясь на зону своего актуального развития, а выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития;
для результативного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них “ситуацию успеха”: предлагать такие задания, с которыми ребёнок наверняка справится;
оценка выставляется за процесс, а не за конечный результат. Учащегося необходимо сравнивать с самим собой, но вчерашним, а не с другими учениками.
Группа учёных выявила ряд подходов к организации обучения развивающего типа:
Исследовательский подход в обучении. Реализация идеи - обучение через открытие – это его отличительная черта. В рамках этого подхода ученик должен сам открыть явление, закон, способ решения задачи не известные ему ранее. Он может опираться на цикл познания.
Коммуникативный, или дискуссионный подход. Учащийся становится автором какой-либо точки зрения на определённую научную проблему. При осуществлении этого подхода складываются умения высказывать своё мнение и понимать чужое, вести критику, искать позиции, которые объединили бы обе точки зрения.
Имитационный подход. Класс разбивают на группы, каждая из которых самостоятельно работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются, оцениваются, определяются лучшие, наиболее интересные. Примером такого подхода на занятиях может быть урок защиты проектов.
В отличие от традиционного личностно-ориентированный урок изменяет тип взаимодействия " учитель — ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируется на анализ процессуальной деятельности ученика, а не только на анализ результатов. Модифицируется позиция ученика — к функциональному творчеству от старательного исполнения. Меняется его мышление: оно становится рефлексивным – нацеленным на результат. Видоизменяется и характер складывающихся на уроке отношений.
Рассмотрим отличия личностно-ориентированного урока и традиционного.
1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, при которых на каждом уроке формировалась учебная деятельность, которая превращала бы его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии.
2. Деятельность учителя. Он - организатор учебной деятельности, в которой ученик основывается на общие наработки и ведёт самостоятельный поиск. Ученик — центральная фигура. Учитель сознательно создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.
3. Деятельность ученика. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Применяются методы проблемно-поискового и проектного обучения развивающего характера.
4. Отношения «учитель — ученик». Учитель фактически организует работу каждого, работая со всем классом, формируя условия для развития личностных возможностей учащегося, включая развитие его рефлексивного мышления и собственного мнения.
Личностно-ориентированный подход принуждает учителя переосмысливать формы организации урочной деятельности. Педагоги сочетают фронтальную работу с классом с индивидуальной работой учащихся и работой в парах и малых группах. Изменяется отношение к отметке и оценке как стимулам поощрения и наказания.
Изменяются и функции педагога:
включение личности в деятельность проистекает через ее внутреннюю предрасположенность к предстоящим учебным действиям, которая возникает не спонтанно. Её нужно целенаправленно формировать как педагогу, так и ученику. Функция обеспечения индивидуального целеполагания, которое и определяет отношение к будущей деятельности, желание и готовность ее реализовать является одной из ключевых частей деятельности педагога.
всякое позитивное проявление творчества ученика должно находить поддержку и сопровождение учителя. Функция педагога может быть определена как организационно - сопровождающая.
включение школьника в познавательную деятельность, ее организация в разных ситуациях влечет за собой возникновение затруднений. Пути выхода из этих затруднений должны быть известны как учителю, так и учащимся. Функция обеспечения рефлексивных действий учеников по обнаружению собственных изменений становится очень существенной. Ученическая рефлексия индивидуальной мыслительной деятельности или чувственно переживаемого процесса должна оказаться в центре внимания учителя.
2.2. Методические рекомендации по проектированию личностно-ориентированного урока в начальной школе
Современная система образования должна быть нацелена на формирование у младших школьников потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий начального образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Основным элементом образовательной деятельности был и остаётся урок. В системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция и форма организации. Личностный подход вынуждает педагогов переосмысливать формы организации урока, а также предполагает изменение самой структуры урока.
Специфика проведения личностно-ориентированного урока состоит в следующем:
оценка и необходимая коррекция психологических состояний ребенка в течение всего урока: эмоциональных – радость, досада, весёлость; психофизических – бодрость, усталость, возбуждённость; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность;
организация диалога, которая позволяет выявить личностный смысл изучения темы урока; поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;
подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса; выявление субъектного опыта учащихся по предложенной теме;
при объяснении нового материала использование различных сенсорных каналов;
построение учебной деятельности каждого ученика с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога;
применение дидактического материала, который позволит ученику использовать при выполнении заданий субъектный дошкольный и/или внешкольный опыт;
отказ от фронтальной работы как основной формы проведения урока для развития коммуникативных умений учащихся и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;
использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, который позволит ученику проявлять избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;
выявление, «окультуривание» и закрепление различных способов обработки материала, предложенных учащимися;
для организации диалога с учащимися использование критических ситуаций на уроке;
обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого учащегося в ходе урока; широкое применение самооценки и взаимооценки;
создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции учебной деятельности;
использование индивидуальных творческих домашних заданий с дальнейшей их оценкой по параметрам: оригинальность, самостоятельность выполнения, использование альтернативных источников информации; стремление ученика к нахождению нестандартных способов решения,
проведение с детьми рефлексии деятельности на уроке.
Алгоритм проектирования личностно-ориентированного урока в начальной школе:
анализ психолого-педагогической характеристики класса, которая включает в себя данные о каждом учащемся;
анализ письменных работ, выполненных учащимися на предыдущем уроке, и домашних творческих заданий;
формулировка цели урока;
конкретизация цели урока с учётом результатов предыдущего анализа;
разбивка урока на этапы, которые подчинены единой цели, и конкретизация цели на каждом этапе;
выбор способов достижения и поддержания высокого уровня мотивации на каждом этапе урока;
выбор форм работы и характера взаимодействия участников образовательного процесса на каждом этапе урока;
выбор способа презентации нового материала;
подбор дидактического материала, который отвечает целям урока;
проектирование учебного диалога или иных методов, которые позволяют выявить субъектный опыт учащихся;
выбор методов и средств диагностики учебного процесса и его результатов на каждом этапе урока;
проектирование вероятностных изменений в ходе урока и их коррекция;
подготовка индивидуальных творческих домашних заданий, которые должны быть ориентированы на максимальное использование субъектного опыта ученика;
проектирование форм рефлексии проведённого урока.
Урок в личностно-ориентированной образовательной системе носит вероятностный характер. Его специфика зависит от особенностей участников образовательного процесса и это затрудняет создание «универсального» учебника. При подготовке и проведении такого урока возрастает роль дидактического материала, который может существенно различаться в разных школах по содержанию в зависимости от региональных, национальных условий, особенностей школы, но обязательно должен включать в себя:
– набор методик, которые позволяют провести стартовую психолого-педагогическую диагностику развития личности ученика и составить характеристику класса;
– материал, который позволит выявить субъектный опыт ученика, который связан с изучаемой на уроке темой; личностный смысл изучаемого; психическое состояние ребёнка на уроке с последующей коррекцией; способы учебной работы, предпочитаемые учеником;
– материал, который позволит поддерживать в ходе урока высокий уровень мотивации; провести подачу нового материала как совместного открытия в ходе исследовательской деятельности, с учётом развития сенсорных каналов каждого ученика; обеспечить индивидуальную работу по закреплению изученного материала с предоставлением возможности выбора вида и формы работы и уровня её сложности;
– материал, который позволит использовать на уроке игровые формы деятельности; прививать детям навыки совместной работы в группах, парах; стимулировать саморазвитие, самообразование, самовыражение; организовать домашнюю работу как индивидуальную или совместную с родителями творческую деятельность;
– материал, который позволит ученику активно участвовать в работе на уроке вне зависимости от уровня его подготовки; приобрести навыки самостоятельной работы с новым учебным материалом и самоорганизации; научиться выявлять и оценивать способы учебной работы одноклассников и собственные; научиться оценивать и корректировать своё эмоциональное состояние;
– материал, который позволит учителю стимулировать учеников к использованию различных приёмов выполнения заданий; иллюстрировать яркими примерами возможность многовариантного выполнения задания; своевременно оценивать учебную деятельность ученика и корректировать её.
Освоив принципы организации учебно-познавательной деятельности, педагог обучает детей самостоятельности в мышлении и познании, формирует умение учащихся целенаправленно работать самим и оказывать помощь товарищам. Они учатся размышлять, решать проблемы, задавать вопросы.
При проведении уроков мы рекомендуем использовать работу в парах. Этот вид работы хорош на уроках гуманитарного цикла, когда дети, прослушав товарища, могут поддержать его в беседе, либо задать ему вопросы. Также актуально применение групповой формы работы. Деление детей на группы происходит с учетом индивидуальных особенностей детей и существующих межличностных взаимоотношений.
Рекомендуем к применению следующие приемы:
«Защита проекта» - ученик готовит материал, затем выступает в роли учителя, используя при этом наглядность, доску;
«Любознательный» - выбирается ребенок, который должен задать выступающему как можно больше точных вопросов.
Наша позиция, как педагога:
развитие индивидуальности ребенка;
инициирование личностного опыта каждого ученика;
стимулирование "внутренних сил" саморазвития учащихся;
признание самобытности, неповторимости каждого учащегося в коллективе.
Мы должны обеспечить права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу, интересам, склонностям и возможностям.
Выводы по второй главе
Личностно-ориентированный подход направлен на формирование общечеловеческих качеств, развитие личности ученика. С точки зрения данного подхода содержание образования должно обеспечивать в первую очередь формирование соответствующих качеств личности на основе соответствующей системы знаний и умений.
Помимо этого, если традиционный (знаниевый) и культурологический подходы ориентированы на отбор определённого содержания образования, то деятельностный, компетентностный и личностно-ориентированный подходы не предъявляют каких-либо требований к самому содержанию, ориентируясь на процесс организации учебного процесса.
Личностно-ориентированное обучение позволяет построить учебный процесс с учетом личностных особенностей каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности. Личностно-ориентированное обучение повысит мотивированность учащихся к обучению и их познавательную активность, создаст условия для самостоятельного управления учащимися ходом обучения, а также индивидуализирует и дифференцирует образовательный процесс, поможет отследить динамику развития учащихся, вносить своевременные корректирующие воздействия педагога.
Для того чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно признать право каждого ребенка на индивидуальность и самоценность, формировать стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.
Основные требования к организации личностно - ориентированного урока в начальной школе:
отказ от шаблона, использование разнообразных, нестандартных форм и приемов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать субъектный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.;
использование дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
«скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям; оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения учебной задачи, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Личностно ориентированный подход, опираясь на то, что личность - это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность, реализует своей технологией важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в процессе обучения с учащимися, учитываются индивидуальные особенности каждого ученика на уроке. Все это создает, на наш взгляд, оптимальные условия, содействующие развитию личности учащегося посредством возрастной ведущей учебной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное образование должно быть направлено на формирование личности человека, раскрытие его талантов, возможностей, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение рассчитано на то, что в центре обучения находится сам обучающийся — его цели, мотивы, его неповторимый психологический склад, одним словом ученик как личность.
Развитие ученика как личности, его социализация идет не только путем овладения им учебной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.
В процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Именно личностно - ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности младшего школьника, опираясь на его индивидуальные особенности, способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, дает возможность ученику реализовать себя в познавательной учебной деятельности.
Результаты теоретического анализа психолого-педагогической литературы, практического позволили нам сформулировать следующие выводы:
образовательный процесс в рамках личностно - ориентированного подхода должен быть, прежде всего, нацелен на формирование, расширение, развитие устремлений детей;
личностно-ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно - ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым заданием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала. Сущностью личностно - ориентированного обучения, по нашему мнению, является оказание помощи в определении направления и способов самореализации каждому ребенку;
в личностно-ориентированном обучении существенно меняется подход к организации традиционных форм работы на уроке (индивидуальной, групповой, коллективной). Особенности личностно-ориентированного обучения в начальной школе связаны не только с необычностью содержания, методов, приемов и форм его представления, но и с занятостью учащихся при подготовке и проведении занятий, оптимистическим, «мажорным» тоном общения, субъект - субъективными отношениями между участниками обучения (учителем и учениками).
младший школьный возраст является основой для развития личности человека, так как в этот период наблюдается самая высокая сензитивность, повышенная реактивность, готовность к действию. Поэтому в этом возрасте нужно создать условия, способствующие обогащению индивидуального опыта, раскрытию способностей и открытию путей для самораскрытия и самореализации младшего школьника;
в условиях личностно - ориентированного обучении принципиально меняется позиция ученика, существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей учебной деятельности. Ученик не бездумно принимает готовые знания, а активно участвует в каждом шаге своего обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д.;
позиция учителя основывается на уважительном отношении к ребенку как к равноправному партнеру, признании уникальности и неповторимости его личности, учете индивидуальных особенностей учащегося, организации активной совместной и самостоятельной деятельности учащихся.
Процесс реализации личностно-ориентированного обучения будет наиболее эффективен при соблюдении следующих условий: проведение обязательного и регулярного психолого-педагогического исследования индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, учет этих особенностей при обучении; отбор материала урока, позволяющего реализовывать основную цель личностно - ориентированного обучения - создание условий для развития личностных функций учащихся.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение, цель работы достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
Анюхина, Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н.А.Анюхина. - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.
Выготский, Л.С. Характерные черты личностно-ориентированного урока / Л.С.Выготский // Завуч.- 2000.- № 6.
Газман, О.С. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы/ О.С.Газман.- М.: «ВАКО», 2003. - 240 с.
Жук, Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки / Н.Жук // Директор школы.- 2006.- № 2. – С. 53-57.
Кузнецов, М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе / М.Е. Кузнецов. – Новокузнецк, 2000. - 342с.
Кузнецов. М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников / М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. – 94с.
Лежнева, Н.В. Урок в личностно- ориентированном обучении/ Н.В.Лежнева // Завуч начальной школы.- 2002. -№ 1. - С. 14-18.
Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы)/ Л.М. Митина– М.: «Дело», 1994. – 216с.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование: концепции и технологии/ В.В.Сериков. - Волгоград,1996. – 152с.
Степанов, Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.
Шоган, В.В. Технология личностно ориентированного урока/ В.В.Шоган.- Ростов н/Д.: Учитель, 2003.
Якиманская. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. -М.: Сентябрь, 1996. – 96с.
Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе/ И.С. Якиманская. М. – 2000. - 176с.
Гатаулина, О.И. Проектирование современного урока в начальной школе с позиции системно-деятельностного подхода.-Челябинск, ЧИППКРО 2013.
.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Числовые и буквенные выражения
Цель урока: показать правила составления числовых и буквенных выражений и формировать умение решать задачи на движение.
9. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
создать условия для формирования умений читать и записывать числовые и буквенные выражения, выполнять числовые подстановки в буквенные выражения и находить числовые значения, составлять буквенные выражения по заданным условиям и для жизненных ситуаций; умений находить информацию.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
Научить слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;формироватьумение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умения оценивать работу участников группы в тактичной форме, отражать результаты в устной и письменной речи, соблюдая правила речевого этикета, уметь использовать знаково-символические средства, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
научить определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; формировать умения фиксировать собственные затруднения на уроке; проводить рефлексию собственной деятельности и деятельности группы;осуществлять контроль правильности действий; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Тип урока: комбинированный урок
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная,работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, экран, учебник
Таблица 1.1 - План-конспект урока
№ Этап урока Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познавательные Регулятивные Коммуникативные, личностные
1 2 3 5 6 7 8 9 10
1 Организационный момент Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока.
2 Построение речевых высказываний Организация и прогнозирование своей учебной деятельности
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Умение слушать и вступать в диалог
2 Мотивация к учебной деятельности
Постановка цели урока.
Электронная презентация
HYPERLINK "C:\\Users\\0\\AppData\\Local\\Microsoft\\Windows\\Temporary Internet Files\\Content.IE5\\PEIJCUXA\\презентация 1"Слайды 1-4(презентация № 30)
Устанавливает тематические рамки. Создаёт условия для включения учащихся в учебную деятельность.
Вместе с учениками определяет цель урока.Демонстрацияслайдов.
Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока. 2 Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме. Ориентировать-ся на успех в учебной деятельности.
3 Актуализация знаний.
Подведение под понятие. Электронная презентация
Слайды 7-8HYPERLINK "E:\\зачётная работа к ИОЧ 2014 год\\презентация 1"
Слайды 5-6
(презентация № 30) Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний. Демонстрация слайдов. Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания. Планируют достижение цели. 4 Умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).
Умение проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно. Умение слушать и вступать в диалог, оформлять мысли в устной и письменной форме.
4 Изучение нового материала.
Правила составления числовых и буквенных выражений. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b1c3cbae-52be-482b-ab31-5c69004c2641/view/(4 мин)
Организует уточнением следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий. Демонстрирует ЭОР. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Параллельно с ЭОР используют учебник 10 Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую).
Умение формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Умение слушать и вступать в диалог
5 Первичное закрепление изученного на 1 уроке Комментирует и направляет работу учащихся.Проверяет правильность выполнения. Работа с учебником:
Работают в парах. При необходимости обращаются за консультацией к учителю. Фиксируют новое знание в письменной речи и знаках. Проверяют правильность выполнения своих действий.Оценивают взаимную работу. 9 Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль в форме сличения способа действия и его результата. Умение слушать и вступать в диалог,
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
6 Физкультминутка Гимнастика для глаз. Проговаривает текст и показывает упражнения.
Реснички опускаются, Глазки закрываются.Мы спокойно отдыхам,Сном волшебным засыпаем.
Быстро, быстро поморгали. Посмотрели, не поворачивая головы, вправо, влево, вверх, вниз. Глазки закрыли, отдохнули. Открываем глазки.
Выполняют упражнения. 2 7 Практическая работа.
Формирование умений записи, чтения, составления числовых и буквенных выражений. ЭОР (практический)
Запись, чтение и составление выражений. Значение выражения. П1
http://fcior.edu.ru/card/12534/zapis-chtenie-i-sostВыступает в роли тьютора для слабых учащихся.
Учащиеся выполняют задания индивидуально. 9 Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.Анализ и синтез объектов, знаково-символические действия. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция Умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.
8 Подведение итогов 1 урока.Рефлексия. Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности. Раздаёт лист рефлексии. Продолжить высказывания об уроке.1. Я научился…
2.Я хотел бы узнать…
3. Мне понравилось…
4. Мне не понравилось… Смотрят статистику выполнения практического модуля. Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку.
Заполняют лист рефлексии. 2 Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
9 Актуализация и мотивация. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dbe9c17d-1e57-48d8-ba13-6b613e63171f/view/http://school-collection.edu.ru/catalog/res/12bcb195-fdf3-49fa-bf6f-649e447335c2/view/( 3 мин) Демонстрирует ЭОР.Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний. Выполняют задания, представленные на слайдах. 4 Умение ориентироваться в своей системе знаний( отличать новое от уже известного с помощью учителя), преобразовывать информацию из одной формы в другую. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения Умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.
10 Постановка учебной задачи для формирования умения решать задачи на движение. Демонстрация таблицы измерения величин: скорости, времени, расстояния на доске SmartBoard
(1 мин)
.
Проводит фронтальный опрос после повторения формул. Фиксируют полученную информацию в табличной форме в тетради. 5 Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Умение формулировать учебнуюзадачу на основе соотнесения того , что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Умение слушать и вступать в диалог
11 Закрепление изученного материала Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь каждой паре. Работа с учебником
Работают в парах. При необходимости обращаются за консультацией к учителю. Фиксируют новое знание в письменной речи и знаках. Проверяют правильность выполнения своих действий 10 Выделение и формулирование познавательной цели. Умение применять новые знания. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Рефлексия способов и условий действия. Умение слушать и вступать в диалог,
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
12 Физкультминутка Учитель называет числовые и буквенные выражения Упражнения выполняются стоя.Если звучит числовое выражение, то ученики поднимают руки вверх. Если буквенное выражение – опускают.
1 Саморегуляция Умение слушать
13 Практическая работа. ЭОР
( практический)
ttp://fcior.edu.ru/card/11714/perevod-usloviya-zadachi-na-matematicheskiy-yazyk-reshenie-zadach-s-pomoshyu-uravneniy-p4.htmlУчитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь учащимся по их запросу Учащиеся самостоятельно решают задачи из ЭОР 8 Анализ и синтез объектов, выбор способов и критериев для сравнения действий, решений. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция Саморегуляция, самоопределение
14 Контроль полученных знаний ЭОР(К1) Базовый
уровень.
ЭОР( К2) Повышенный уровень
ЭОР(К3) Продвинутый Запись, чтение и составление выражений. Значение выражения. К1Математические выражения. Запись, чтение и составление выражений. Вычисление значения выражения. К2http://fcior.edu.ru/card/2063/zadacha-na-dvizhenie-p3.html(Задача на движение.П3)
Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь учащимся по их запросу.
Оценивает работу учащихся. Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности контрольного теста и выполняют задания.
После выполнения модуля представляют статистику. 8 Анализ объектов и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, оценка,саморегуляция Самоопределение с целью получения результата.
15 Подведение итогов урока.
Рефлексия. Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. Просит учеников оценить свою работу на уроке
Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока; говорит о дальнейшем плане изучения темы; выставляет ученикам оценки за урок. Учащиеся высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.
Анализируют свою деятельность на уроке
2 Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Умение слушать и вступать в диалог.
Личностное самоопределение
16 Домашнее задание http://interneturok.ru/ru/school/matematika/5-klass/bslozhenie-i-vychitanie-naturalnyh-chiselb/chislovye-i-bukvennye-vyrazheniyaЗадает дозированное домашнее задание Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока 2 Построение речевых высказываний Планирование
Саморегуляция
Смыслообразование, самоопределение