Презентация статьи «Применение технологий личностно-ориентированного образования на уроках в начальной школе»


Применение технологийличностно-ориентированного образования на уроках в начальной школе Куликовский филиал МБОУ СОШ с. Октябрьское Подготовила: учитель начальных классов I квалификационной категорииПанарина Светлана Викторовна Задачи ФГОС: реализация качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы; развитие личности школьника, способной к организации собственной деятельности, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Цель образования по ФГОС: сформировать познавательные и личностные способности путём организации таких форм сотрудничества, где были бы востребованы активность и инициативность ученика. Методологическая основа ФГОС: системно-деятельностный(компетентностный) подход Большой вклад в разработку теоретических и методических основ компетентностного подхода внесли ученые:  Бондаревская Е.В., Сериков В. В., Турчанинова Ю. И., Якиманская И.С. Во второй половине ХХ века идеи развивающего обучения и проблема системно-деятельностного метода были осмыслены и внедрены в практику. Этот процесс связан с именами таких известных учёных-дидактов: Ю. К. Бабанский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и педагогов-практиков - Ш. Амонашвили, С. Лысенковой, В. Шаталова. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (Ушинский К. Д., Пирогов Н. И., М. Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых (К.Роджерс, Р. Бернс, Сухомлинский В. А., Амонашвили Ш. А. и др.), они предприняли усилия для становления в России в середине 90-х годов ХХ века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности. Ведущие идеи личностно-ориентированного обучения по И. С. Якиманской: цели личностно-ориентированного обучения: развитие познавательных способностей, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;обучение переакцентируется на учение, как процесс;учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка. «Липецкий опыт» (50-е годы XX века) «Необходимо, чтобы все уроки (все без исключения) начинались с положительных эмоций и заканчивались детской радостью»К.А. Москаленко. Ведущие идеи личностно-ориентированного обучения по К. А. Москаленко: Обучение и выявление знаний как единый процесс;Структурное усвоение материала;Обратная связь (громкоречевая, графическая и предметная деятельность). Линейная схема структуры учебного процесса по Москаленко: Учебная задача  Знание  Способ  Смысл  Рефлексия Личностно-ориентированное образование - это такое образование, которое во главу угла ставит: самобытность ребенка; самоценность ребенка; субъективность процесса учения. Позиция педагога: стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка;отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности;опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию. 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения 8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение 7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки 6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность 5. Планирует и направляет детскую деятельность 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком 4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала 3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий 2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий 1.Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта 1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков Личностно- ориентированный урок Традиционный урок Основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).Использование проблемных творческих заданий.Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. Цели дидактического материала: отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкамВиды дидактического материала: учебные текстыкарточки-заданиядидактические тесты памятки Задания разрабатываются по:тематике, уровню сложности,цели использования,количеству операций на основе разноуровневого, дифференцированного и индивидуального подхода Основные подходы личностно-ориентированного образования: Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней  дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности.Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. Педагогические технологии, построенные на личностно-ориентированном подходе: технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.), адаптивная система обучения, гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.), «педагогические мастерские», технологии модульного обучения, метод проектов, технология исследовательского обучения, игровые технологии, технологии развивающего обучения, проблемное обучение,  технологии разноуровневого обучения, коллективный способ обучения Предполагаемый результат: Повышение качества знаний учащихся.Успешность учебной деятельности.Формирование ученика как личности.Эмоциональное благополучие ребёнка в классе.Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного. Ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его интересам и потребностям Основная цель моей работы-признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий Целевые ориентиры учебных занятий:формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов деятельности на основе актуализации субъективного опыта детей;оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных качеств и интересов. Перед проведением уроков ставлю перед собой задачи:сделать урок радостным и интереснымактивизировать деятельность учащихся на урокене только преподать определенную сумму знаний обучающемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше Свою работу выстраиваю следующим образом: выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей Цель обучения в личностно-ориентированной системе образования - эффективное обогащение, накопление, развитие личного опыта каждого ученика на основе активного использования предшествующего опыта его жизнедеятельности ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА: мотивация учебной деятельности;целеполагание и прогнозирование учебной деятельности;проверка усвоения материала;самостоятельная работа;контрольно-оценочная деятельность;рефлексия учебной деятельности;личностно-ориентированное оценивание учебной успешности школьника;подведение итогов урока. Особенности построения личностно-ориентированного урока.  1. Мотивация учебной деятельности. Приёмы для создания  положительной мотивации учащихся к организации учебной деятельности:Постановка очередных задач и их выделение на каждом уроке по теме. Использование занимательных ситуаций на этапе мотивации.Анализ проблемных ситуаций по теме урока. Решение системы творческих задач.Использование исследовательских задач.   2. Целеполагание и прогнозирование учебной деятельности. - Чему будем учиться на уроке?- Чему ты хочешь научиться?- Для чего этому надо научиться? Цели урока:Познакомиться с творчеством…Учиться правильно, выразительно…Читать по ролям.Отвечать на… Рисование настроения по ходу и в конце урока (смайлики, солнышко) Значки на полях  (всё понятно, получается хорошо–«!»,есть небольшие затруднения–«┴»,очень трудно,нужна помощь–«-» или «П!», узнал новое – « Н») Узнал ли   Хочу знать Знаю Поделитесь своими открытиями на уроке:   3. Рефлексия учебной деятельности. Метод незаконченных предложений:Сегодня на уроке мне удалось… Самым трудным на уроке было…Самым интересным на уроке было…Я думаю, мне следует продолжить изучение…Мне надо обратить внимание на…Самый интересный момент на уроке – это… Составление таблички в начале урока: 4.  Контрольно-оценочная деятельность 1) Ориентировка в задании до начала работы2)  Обязательная оценка при процессуальном контроле3) Итоговый контроль или контроль по результату 5.  Личностно-ориентированное оценивание учебной успешности школьника Действие оценки позволяет школьникам определить:Усвоен или не усвоен ими общий способ решения учебной задачи;Соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели;Есть ли у школьника возможности (знания, способы действия, желания) для предстоящего решения задачи Использование технологии разноуровневого обученияУрок математики во 2 классе Тема: «Числа  21 – 100».На доске записаны примеры:56 – 30           37 + 6042 + 7             30 – 829 – 15           50 – 24№1Реши примеры.№2Составь примеры с обратными действиями.№3Дополни каждый пример вторым действием так, чтобы в ответе получилось 100.Урок математики в 3 классе  Тема: «Нахождение периметра прямоугольника».№1Длина прямоугольника равна 8 см, ширина 4 см. Найди периметр прямоугольника.№2Длина  прямоугольника равна 8 см, а ширина в два раза меньше. Вычисли периметр прямоугольника разными способами.№3Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина 4см. Вычисли периметр прямоугольника. Начерти другие прямоугольники с таким же периметром.№4Прямоугольник, длина которого равна 8 см, а ширина 4 см, Таня обложила вокруг счётными палочками. Длина каждой палочки равна 2 см. сколько таких палочек потребовалось? Карточки для индивидуальной работы по русскому языку и литературному чтениюинтересная                 лукошко  тяжёлая                       коробкуплетёное                     вприпрыжку                         сладкая                         ягодкабежал                            повозкасклеил                           сказка1.Подбери к словам левого столбика подходящие по смыслу слова из правого столбика.2.Запиши получившиеся пары.3.Подчеркни согласную, которую надо проверить.4.С одним из словосочетаний составь и запиши предложение.                (1-2 задания для 1-ой группы,1-3 задания для 2-ой группы,1-4 задания для 3-ей группы)   Берёза, лес, лист, ель, поле. 1.Для чего служат суффиксы?2.С какими суффиксами можно записать данные слова?3.С каждым словом  запиши ряд однокоренных слов.4.Запиши одно-два предложения с понравившимися тебя словами.(1-2 задания для 1-ой группы,1-3 задания для 2-ой группы,1-4 задания для 3-ей группы) Задания на уроках обучения грамотеПри изучении буквы «с» даются слоги:са, во, ка, со, ни, си, по, ру, то, су, се, ми, ва, ло, сы. 1 уровень – найди слоги с буквой, подчеркни букву с 2 уровень -придумай слово со слогом. Запиши. 3 уровень – придумай рассказ. Урок русского языка во втором классе: Сле.., тра..ка, клу.., камы.., сапо.., моро.., избу…ка, ле…ка. 1 уровень - вставь пропущенные буквы. 2 уровень – запиши проверочное слово. 3 уровень – придумай и запиши предложения.Применение разноуровневых заданий при решении задач  Задача. На аллее памяти посадили 15 берез, а лип на 8 больше. Сколько всего деревьев посадили? 1 уровень – реши задачу. 2 уровень – измени вопрос. 3 уровень – придумай аналогичную.  ПамяткаРабота над рассказом1. Как называется рассказ? Кто его написал?2. Прочитай рассказ. Когда происходит действие, которое в нём описывается?3. Назови действующих лиц. Что ты о них знаешь?4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился тебе и чем именно?5. О чём ты думал, читая рассказ? (1-3 задания для 1-ой группы,1-4 задания для 2-ой группы,1-5 задания для 3-ей группы). Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что: Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.Овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания, способствующие реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения. Результаты организации личностно-ориентированных уроков осознание учащимися способов получения знаний;ученик становится субъектом учебной деятельности, приобретая главное умение – умение самостоятельно учиться;широкое применение групповой и парной форм работы;умение учащихся по постановке цели, прогнозировании предстоящей деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексии;формирование класса как учебного сообщества, способного и склонного ставить учебную проблему, искать пути её решения. Чтобы сделать процесс обучения продуктивным, творческим, личностно-ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Урок как дорога в будущее Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице,Дорога та, что сам искалВовек не позабудется (Н. Рыленков)