«Применение технологий личностно-ориентированного образования на уроках в начальной школе»


Куликовский филиал МБОУ СОШ с. Октябрьское







«Применение технологий
личностно-ориентированного образования
на уроках в начальной школе»









Подготовила:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Панарина Светлана Викторовна






2017 г.
(Слайд 1) О личностной ориентации обучения в последние годы сказано и написано немало. Кажется, что уже никого не надо убеждать в необходимости уделять внимание личностным качествам учащихся во время их обучения. Какие же технологии проведения урока более всего соответствуют личностной ориентации?
(Слайд 2) Потеря общечеловеческих ценностей, духовности, культуры привели к необходимости высокоразвитой личности через развитие познавательных интересов. И сегодня Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
(Слайд 3) Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный (компетентностный) подход. Поэтому важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное содержание. Цели образования выступают в Стандарте в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Должна быть предусмотрена организация таких форм сотрудничества, где были бы востребованы активность и инициативность ученика.
(Слайд 4) Большой вклад в разработку теоретических и методических основ компетентностного подхода внесли ученые:  Бондаревская Е.В., Сериков В. В., Турчанинова Ю. И., Якиманская И.С. Во второй половине ХХ века идеи развивающего обучения и проблема системно-деятельностного метода были осмыслены и внедрены в практику. Этот процесс связан с именами таких известных учёных-дидактов, как Ю. К. Бабанский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и педагогов-практиков - Ш. Амонашвили, С. Лысенковой, В. Шаталова. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (Ушинский К. Д., Пирогов Н. И., М. Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых (К.Роджерс, Р. Бернс, Сухомлинский В. А., Амонашвили Ш. А. и др.), они предприняли усилия для становления в России в середине 90-х годов ХХ века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.
(Слайд 5) Ведущие идеи личностно-ориентированного обучения по И. С. Якиманской:
- цели личностно-ориентированного обучения: развитие познавательных способностей, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;
- обучение переакцентируется на учение, как процесс;
- учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка.
(Слайд 6) А ещё раньше, в конце 50-х годов, на нашей липецкой земле родился, как его тогда называли, – «Липецкий опыт», основоположником которого являлся наш выдающийся учёный-педагог К. А. Москаленко. «Необходимо, чтобы все уроки (все без исключения) начинались с положительных эмоций и заканчивались детской радостью», - говорил К.А. Москаленко.
(Слайд 7) Объединив обучение и выявление знаний в единый процесс, К.А. Москаленко увеличил полезное время и позволил отказаться от полузаочного обучения учеников – комбинированного урока. Можно без преувеличения сказать, что в этом моменте К.А. Москаленко совершил революцию в структуре урока.
Следующим этапом улучшения учебного процесса на уроке является структурное усвоение материала «дидактически укрупнёнными единицами», структурами, системами, пучками правил, формул и т. д.
Обучение проходит с обратной связью.
Громкоречевая, графическая и предметная деятельности являются обратной связью для учителя. Они являются более активными и продуктивными, нежели слуховая и зрительная и доводятся до 25-30 минут на каждом уроке.
(Слайд 8) При использовании деятельностного метода обучения структура учебного процесса на любом уроке по методике К.А. Москаленко выстраивается в линейную схему:
Учебная задача – знание – способ – смысл – рефлексия. Особая актуальность педагогической системы К.А. Москаленко заключается в ориентации современной школы на деятельностный подход в обучении, на развитие мыслительных операций, на обучение способам добывания знаний, осмыслении и рефлексии.
(Слайд 9) Личностно-ориентированное образование, основанное на системно-деятельностном подходе, – это такое образование, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа» (профессор Е.В. Бондаревская).
Реализация этих механизмов не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога: (Слайд 10)
оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка;
отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности;
опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации).
(Слайд 11)
Основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком

Традиционный урок
Личностно- ориентированный урок

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков
1.Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий
2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам
3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми
4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком


5. Планирует и направляет детскую деятельность
5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми
7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых
8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

(Слайд 12) Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью
Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
Использование проблемных творческих заданий.
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
(Слайд 13) Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам.
Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты, памятки. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого, дифференцированного и индивидуального подхода с учетом ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая).
Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.
(Слайд 14)
Основными подходами личностно-ориентированного образования являются:
Разноуровневый подход  ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход  выделение групп детей на основе внешней  дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход  распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности.
Субъектно-личностный подход  отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
(Слайд 15) Педагогические технологии, построенные на личностно-ориентированном подходе:
Учитывая эти требования, можно определить перечень педагогических технологий, построенных на личностно-ориентированном подходе: технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.), адаптивная система обучения, гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.), «педагогические мастерские», технологии модульного обучения, метод проектов, технология исследовательского обучения, игровые технологии, технологии развивающего обучения, проблемное обучение,  технологии разноуровневого обучения, коллективный способ обучения.
(Слайд 16) Предполагаемый результат:
Повышение качества знаний учащихся.
Успешность учебной деятельности.
Формирование ученика как личности.
Эмоциональное благополучие ребёнка в классе.
Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.
(Слайд 17)
Ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его интересам и потребностям.
(Слайд 18) Целевые ориентиры учебных занятий:
  - формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов деятельности на основе актуализации субъективного опыта детей;
- оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных качеств и интересов.
Перед проведением уроков ставлю перед собой задачи:
Как сделать урок радостным и интересным?
Как активизировать деятельность учащихся на уроке?
Как не только преподать определенную сумму знаний обучающемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?
         Основной целью моей работы является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
(Слайд 19) Свою работу выстраиваю следующим образом:
выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;
дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.
Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.
(Слайд 20) В рассматриваемой нами личностно-ориентированной системе образования понятие личного (или субъектного) опыта имеет ключевое значение. Целью обучения в этой системе как раз и является эффективное обогащение, накопление, развитие личного опыта каждого ученика на основе активного использования предшествующего опыта его жизнедеятельности. Таким образом, в процессе обучения ребенок движется не от незнания к знанию, а от менее совершенного к всё более совершенному личному опыту.
(Слайд 21) ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА:
мотивация учебной деятельности;
целеполагание и прогнозирование учебной деятельности;
проверка усвоения материала;
самостоятельная работа;
контрольно-оценочная деятельность;
рефлексия учебной деятельности;
личностно-ориентированное оценивание учебной успешности школьника;
подведение итогов урока.
(Слайд 22) Особенности построения личностно-ориентированного урока.
  1. Мотивация учебной деятельности.
В практике использую следующие приёмы для создания  положительной мотивации учащихся к организации учебной деятельности:
1. Постановка очередных задач и их выделение на каждом уроке по теме. В структуре урока обязательным является мотивирующий этап, во время которого учащиеся подводятся к теме урока и определяют, чему они хотят научиться на уроке и зачем им это надо.
2. Использование занимательных ситуаций на этапе мотивации.
3. Анализ проблемных ситуаций по теме урока. Решение творческих задач.
4. Использование исследовательских задач.
(Слайд 23) 2. Целеполагание и прогнозирование учебной деятельности.
         Очень важным в личностно - ориентированном уроке является этап целеполагания и прогнозирования результата. С первого класса учу детей формулировать цели урока, предполагать, чему будем учиться, прогнозировать, чему научимся к концу урока, темы. В 1-2 классах дети делают это совместно  со мной, в 3-4 классе самостоятельно после анализа учебного материала.
- Чему будем учиться на уроке?
- Чему ты хочешь научиться?
- Для чего этому надо научиться?
Например, урок литературного чтения в 1 классе по теме: «Е.И. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
- Прочитайте слова: (Слайд 24)
Журавль Енот Нырок Ястреб
- Что обозначают эти слова? Назовите одним словом.
- Какое лишнее? Почему?
-Каких знаете птиц? Как надо относиться к птицам?
-Внимательно посмотрим на слова и прочитаем, как зовут мальчика, героя рассказа, который будем сегодня читать? (Женя)
– Кто изображен на экране? (Слайд 25)
– Кто такая ворона? Что вы знаете о ней? Как пишется слово «ворона»?
– А я знаю, что эта птица научила мальчика Женю говорить букву р. Хотите узнать, как это получилось?
– Есть такой очень интересный рассказ, который написал известный детский писатель.
Перед вами фамилия известного детского писателя.
(Слайд 26)
- Догадайтесь, какие буквы (орфограммы) пропущены в слове и прочтёте эту фамилию. (Чрушн)
-Какие правила учат писать фамилию писателя?
- Назовите имя, отчество, фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке и его произведение, используя запись на экране, и вы узнаете тему урока.
Евгений Иванович Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
- В соответствии с темой сформулируйте цели урока.
Используйте для этого запись.
1. Познакомиться с творчеством
2. Учиться правильно, выразительно
3. Читать по ролям.
4. Отвечать на
Таким образом, на этапе определения учащимися темы и цели урока происходит оценка учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, т. е. определение границ знания и незнания. На этом этапе прослеживается и элемент прогнозирования. При определении цели формируем регулятивные целеполагания, прогнозирования, коммуникативные УУД.
Для понимания и принятия учащимися учебной задачи предлагаю ознакомиться с планом работы: читаем и проговариваем каждый пункт. Прогнозируем результат: что должно получиться? УУД: регулятивные планирования.
(Слайд 27) 3.  Рефлексия учебной деятельности.
        Для формирования содержательной учебной рефлексии в практике использую такие приёмы и методы:
             - метод незаконченных предложений:
                     - Сегодня на уроке мне удалось 
                     - Самым трудным на уроке было
                     - Самым интересным на уроке было
                     - Я думаю, мне следует продолжить изучение
                     - Мне надо обратить внимание на
                     - Самый интересный момент на уроке – это
- Поделитесь своими открытиями на уроке:
- Я для себя сделал открытие:
- Меня удивило:
- Оказываетя, что
·                      - рисование настроения по ходу и в конце урока (смайлики, солнышко);
·                     составление таблички в начале урока
              знаю
         хочу знать
         узнал ли

 
 
 


                     - значки на полях  (всё понятно, получается хорошо – «!»,
                                           есть небольшие затруднения – «
·»,
                                           очень трудно, нужна помощь – «-» или «П!»,
                                                                                     узнал новое – « Н»)
(Слайд 28) 4.  Контрольно- оценочная деятельность.
На практике использую следующие приёмы, методы формирования самоконтроля.
                Для формирования предварительного (прогностического) самоконтроля, проверяющего уровень готовности к выполнению задания, решения учебной задачи, использую следующие приёмы:
  1) Ориентировка в задании до начала работы:
-Как вы думаете, сможете ли вы выполнить это задание? Какие трудности могут встретиться при выполнении задания? Где можно допустить ошибку?
-Что надо учитывать при выполнении работы? С чего начнёте работу?
- Какие этапы можете выделить у работы? Определим их последовательность.
-Как вы сможете себя проверить?
- Для чего нужно уметь решать такие задания?
- Составьте схему (алгоритм) выполнения задания.
- Какая помощь, знания могут понадобиться?
Постепенно данные вопросы как бы сворачиваются, переходят во внутренний план действий учеников.
  2) При процессуальном контроле обязательна оценка, так как ученик сверяет свои действия с эталоном.
В практике использую следующие приёмы:
                     - проговаривание в устной форме или комментирование на подготовительном этапе усвоения (при знакомстве с новым вычислительным приёмом,  на первых уроках выполнения фонетического, синтаксического, морфологического разборов и разбора по составу).
                     - комментирование работы товарища (один выполняет работу, другой объясняет его действия);
            - надписывание знаков, букв и их объяснение;
                      - прописывание орфограмм по ходу и их фиксирование.
3) Третий вид контроля – итоговый контроль или контроль по результату.
Главное в данном виде контроля - вновь вернуться к цели, к проблеме, которую решали.
- Над чем мы работали?
- Какую цель ставили?
- Что надо было сделать?
- Как, каким способом, решали задачу, проблему?
Для формирования данного вида контроля использую следующие приёмы:
- проверка по образцу. Например, орфографическое прочтение текста, чтение по ролям, выразительное чтение, сопоставление с правилом, с алгоритмом.
-  игра «Задай вопрос» (постановка вопросов продуктивного характера детьми по прочитанному тексту, правилу).
- составление плана, опорной схемы, модели выполненного задания.
- дополнение своего правила, таблицы, схемы, рассуждения.
 (Слайд 29) 5.  Личностно-ориентированное оценивание учебной успешности школьника.
Действие оценки, так же как и действие контроля, осуществляется на всем протяжении учебной деятельности, позволяя школьникам определить:
-   усвоен или не усвоен (и в какой степени) ими общий способ решения конкретной учебной задачи;
-   соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели;
-   есть ли у школьника возможности (знания, способы действия, желания) для предстоящего решения задачи и т. д.
(Слайд 30) Использование технологии разноуровнего обучения

Учитывая возможности каждого ученика, я часто предлагаю разноуровневые задания. Задание под №1 выполняют учащиеся 1 группы (с низким уровнем обучаемости), задание под №2 выполняют учащиеся 2 группы (со средним уровнем обучаемости), задание под №3 выполняют учащиеся 3 группы (с высоким уровнем обучаемости). При этом учащиеся первой группы, справившись со своим заданием, переходят к следующему заданию. Учащиеся второй группы, справившись со своим заданием, переходят к заданию третьей группы. Учащиеся третьей группы, справившись со своим заданием, переходят к выполнению дополнительного задания под №4, а если дополнительное задание учитель не предлагает, тогда помогают другим учащимся класса. В самом начале применения метода дети иногда завышают или необоснованно занижают свои возможности, но постепенно каждый учится выбирать необходимое. 
Приведу следующие примеры:
Урок математики во 2 классе
Тема: «Числа  21 – 100».
На доске записаны примеры:
56 – 30           37 + 60
42 + 7             30 – 8
29 – 15           50 – 24
№1
Реши примеры.
№2
Составь примеры с обратными действиями.
№3
Дополни каждый пример вторым действием так, чтобы в ответе получилось 100.
Урок математики в 3 классе
Тема: «Нахождение периметра прямоугольника».
№1
Длина прямоугольника равна 8 см, ширина 4 см. Найди периметр прямоугольника.
№2
Длина  прямоугольника равна 8 см, а ширина в два раза меньше. Вычисли периметр прямоугольника разными способами.
№3
Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина 4см. Вычисли периметр прямоугольника. Начерти другие прямоугольники с таким же периметром.
№4
Прямоугольник, длина которого равна 8 см, а ширина 4 см, Таня обложила вокруг счётными палочками. Длина каждой палочки равна 2 см. сколько таких палочек потребовалось?

(Слайд 31) Урок литературного чтения в 1 классе по теме: «В.В.Бианки «Первая охота».
Поисковая деятельность в микрогруппах.
Работа организуется по уровням.
Группа " Красные" - учащиеся с высоким уровнем обучаемости.
1 гр. Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах.
В зарисовке отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз (щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление.)
Проверка работы - хорошая зарисовка у вас получилась.
Группа "Синие" - учащиеся со средним уровнем обучаемости.
2 гр. Вам даны вопросы как, зачем, почему, кто? Придумайте вопросы к тексту.
Проверка работы.
Группа " Зелёные" - учащиеся с низким уровнем обучаемости.
3 гр. Расшифруйте названия животных, которые встречаются в произведении В.В.Бианки "Первая охота"
щекон
баобчак
муйвера
щеякар

(щенок)
(бабочка)
(муравей)
(ящерка)


(Слайд 32) Для индивидуальной работы по русскому языку и литературному чтению я предлагаю детям карточки.
Образцы карточек:
интересная                   лукошко 
тяжёлая                        коробку
плетёное                       вприпрыжку                         
сладкая                         ягодка
бежал                            повозка
склеил                           сказка
 1.Подбери к словам левого столбика подходящие по смыслу слова из правого столбика.
2.Запиши получившиеся пары.
3.Подчеркни согласную, которую надо проверить.
4.С одним из словосочетаний составь и запиши предложение.               
(1-2 задания для 1-ой группы,
1-3 задания для 2-ой группы,
1-4 задания для 3-ей группы)

   Берёза, лес, лист, ель, поле.
 1.Для чего служат суффиксы?
2.С какими суффиксами можно записать данные слова?
3.С каждым словом  запиши ряд однокоренных слов.
4.Запиши одно-два предложения с понравившимися тебя словами.
(1-2 задания для 1-ой группы,
1-3 задания для 2-ой группы,
1-4 задания для 3-ей группы)
(Слайд 33) На уроках обучения грамоте даю задание:  При изучении буквы «с» даются слоги: са, во, ка, со, ни, си, по, ру, то, су, се, ми, ва, ло, сы. 
1 уровень – найди слоги с буквой, подчеркни букву с 
2 уровень -придумай слово со слогом. Запиши. 
3 уровень – придумай рассказ. 
Урок русского языка во втором классе:  Сле.., тра..ка, клу.., камы.., сапо.., моро.., избука, лека. 
1 уровень - вставь пропущенные буквы. 
2 уровень – запиши проверочное слово. 
3 уровень – придумай и запиши предложения. 

При решении задач, которые не каждый учащийся любит и может решать, также использую применение разноуровневых заданий.  Задача. На аллее памяти посадили 15 берез, а лип на 8 больше. Сколько всего деревьев посадили? 
1 уровень – реши задачу. 
2 уровень – измени вопрос. 
3 уровень – придумай аналогичную. 
Дети знают, что каждый следующий уровень, предполагает сначала решение предыдущего, а потом выполнение выбранного задания. 

(Слайд 34) Памятка
Работа над рассказом
1.Как называется рассказ? Кто его написал?
2.Прочитай рассказ. Когда происходит действие, которое в нём описывается?
3.Назови действующих лиц. Что ты о них знаешь?
4.Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился тебе и чем именно?
5.О чём ты думал, читая рассказ?
 (1-3 задания для 1-ой группы, 1-4 задания для 2-ой группы, 1-5 задания для 3-ей группы).

Используя такие карточки, я имею возможность увидеть продвижение одних и отставание других, а ученик имеет возможность постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. Каждый вносит посильный вклад в урок. За отведенное на задание время некоторые дети успевают сделать не только свой уровень, но и работают дополнительно, что исключает проблему свободного времени на уроке. Проверяется задание тоже по уровням, причем в обсуждении «чужого» задания может участвовать любой ученик. Все это способствует развитию речи, свободному владению изученным материалом. Благодаря такому подходу активизируется мыслительная деятельность учащихся и поддерживается их интерес к знаниям.
(Слайд 35) Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:
Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.
Овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.
Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.
(Слайд 36) Моя практика показала, что организация личностно-ориентированных уроков приводит к  заметным результатам, так как:
- такое построение уроков позволяет учащимся осознать способы получения знаний;
- ученик становится субъектом учебной деятельности, приобретая главное умение – умение самостоятельно учиться;
- личностно ориентированный урок даёт возможность широкого применения групповой и парной форм работы;
- развивает умения учащихся по постановке цели, прогнозировании предстоящей деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексии;
-  класс формируется как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную проблему, искать пути её решения.
Методом наблюдения я обнаружила явный прогресс учащихся в умении общаться, анализировать, оценивать свою работу и работу товарищей. При работе с вариативно дидактическими карточками  могу констатировать осознанность выбора  уровня задания,  стремление сделать задание нетрадиционно, творчески. 
Таким образом, в обучении и воспитании учащихся видна положительная динамика.
(Слайды 37-39) Чтобы сделать процесс обучения продуктивным, творческим, личностно-ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.








13PAGE 15


13PAGE 14215




15