Статья Как повысить уровень мотивации в обучении через применение подходов критического мышления на уроках истории


Материал на областной педагогический конкурс
«Педагогическое мастерство - 2015»
Номинация – «Мастерство, изобретательность, признание»
Марзатаев Ерлан Туктагулович - учитель истории и обществоведения
ГУ «Школа-лицей №20 г. Павлодара»
«Как улучшить навыки самостоятельной работы через подходы критического мышления на уроках истории»
«Если хочешь быть умным,
научись разумно спрашивать,
внимательно слушать,
научись спокойно отвечать и
перестань говорить,
когда нечего больше сказать»
Толстой Л.Н.
Объективная реальность сегодняшнего дня требует от образования переосмысления целей обучения и роли учителя в образовательном процессе. В быстро меняющемся мире возникла «необходимость переосмысления основополагающих принципов функционирования мировых систем образования» (Руководство для учителя второго (основного) уровня программы повышения квалификации педагогических работников РК. стр.186). Причём, важной задачей образования становится развитие умений учащихся «ориентироваться» в современном информационном поле, оценивать уровень достоверности получаемой информации и вырабатывать свои собственные независимые суждения. Другими словами, образование ставит перед собой задачу воспитания критически мыслящего человека, думающего, анализирующего, умеющего увидеть проблему и найти рациональные пути её решения.
Тема критического мышления и развитие самостоятельной деятельности актуальна для учеников ГУ «Школы-лицея №20 г. Павлодара», где я работаю учителем истории и обществоведения. Особенностью «Школы-лицея №20» остаётся тот факт, что она относится к числу школ, работающих с одаренными детьми. Уроки истории проводятся с учетом специфики лицея, и это обуславливает выбор методик и подходов, т.к. необходимо развивать навыки критического и осмысленного восприятия новой информации. Трудностью в обучении является разный уровень развития мыслительных навыков и умений, самостоятельной работы, взаимодействия. Основной проблемой становится развитие мыслительных навыков в обучении, научить развивать свои знания и способности в области осознанного восприятия информации. Решение этой проблемы возможно только при условии развития критического мышления учеников.
Восьмой класс, в котором я преподаю историю, характеризуется как коллектив учащихся со средними способностями. Всего в классе двадцать учащихся, шестеро мальчиков и четырнадцать девочек. По уровню способностей в обучении они отличаются друг от друга значительно.
Характеризуя интеллектуальные способности ученического контингента, следует отметить, что десять (50%) из них относится к способным и одаренным по нестандартному типу мышления и отношению к учебной деятельности. Восемь учеников (40%) со средним уровнем мышления и двое (10%) учеников с низкой учебной мотивацией, т.к. не имеют хорошо развитых навыков для успешной учебной деятельности по учебным дисциплинам история и обществоведение. В целом для класса характерно, что у учащихся не достаточно развита монологическая речь, они затрудняются в оценке исторического материала, анализе исторических событий, интерпретации исторических фактов. Необходимо работать над развитием навыков критического мышления, умения анализировать, давать оценку историческим событиям, умению интерпретации исторических фактов.
На курсах повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан второго (основного) уровня я познакомился с идеями семи модулей программы второго (основного) уровня. Тема моего самообразования в школе «Повышение интереса к учебно-познавательной деятельности у учащихся через применение подходов критического мышления», поэтому наибольший интерес у меня вызвал модуль «Обучение критическому мышлению». Глоссарий Программы второго уровня даёт следующее определение: «Критическое мышление – тип мышления, предполагающий аналитический подход к осмыслению, оценке, синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям» (Руководство для учителя второго (основного) уровня. - стр.285)». Критическое мышление можно определить как философию, направленную на развитие мыслительных навыков таких, как осмысление, оценивание, анализ и синтез информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может послужить в дальнейшем мотивом к осмысленным действиям. Исходя из выше сказанного, тема моего исследования звучит следующим образом «Как формировать навыки самостоятельной мыслительной деятельности через подходы критического мышления на уроках истории».
Проблемой в работе с учащимися у меня всегда было научить их аргументированно излагать свои мысли по освещению того или иного исторического события. Создать условия на уроках истории для развития монологической речи, умения вести диалог, обсуждения, осмысленно воспринимать информацию, рассуждать, отстаивать свою точку зрения.
Наиболее известным и одним из первых исследователей, признавших формирование критического мышления учащихся основой, обеспечивающей эффективность обучения в целом, является Джон Дьюи. Его последователь Эдвард Глейзер (1941) выделил составляющие компоненты, способствующие формированию способности к критическому мышлению:
Осуществление мыслительного процесса при решении проблем и вопросов, которые входят в диапозон формирования своего опыта.
Знание методов логического исследования и рассуждения.
Практические навыки в применении данных методов.(Руководство для учителя второг (основного) уровня.-стр.188).
Особенно важную ценность с точки зрения педагогической практики представляют исследования Бенджамина Блума. Б. Блум создал иерархическую модель навыков мышления (Таксономия Блума), данная иерархическая модель позволяет педагогам концентрировать усилия и внимание в зависимости от цели обучения учащихся в когнитивной области. Таксомония Блума включает шесть ступеней мышления: знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. В обучении навыкам критического мышления, задача учителя заключается в постепенном продвижение от низких процессов – до более высоких. Несколько позже, в 2004 году, исследователь Александер исследовал развитие критического мышления в контексте теории диалогового обучения. По мнению Александера, определенные модели взаимодействия – «исследовательский разговор, аргументация и диалог способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию, через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний». (Руководство для учителя второго (основного) уровня.стр. 192). В исследованиях Александера определены пять способов усвоения знаний, выделены обсуждение, диалог в качестве способов, обладающих немалым познавательным потенциалом. Данное заключение я намерен использовать в собственной педагогической практике в развитии навыков самостоятельной работы учащихся на уроках истории, что может увеличить способности учеников к эффективному аргументированию. В исследованиях Дональда Шона уделяется внимание тому, какое влияние на развитие умение критически мыслить оказывает рефлексивное преподавание.
В своей работе с учениками я намерен использовать это, поскольку обсуждение с детьми способов решения проблемы, выбора эффективных стратегий в реализации учебной задачи – содействует формированию у обучающихся навыков мета познания, что позволяет им самостоятельно развивать знания, превращать их в прочные практические навыки и умения. Основываясь на данные исследования, анализируя свою педагогическую деятельность, вектором своего исследования я выбрал, как подходы критического мышления способствуют развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности у учащихся.
Изучив идеи выше названных учёных о критическом мышлении, я пришёл к выводу о том, что необходимо ввести изменения в мою педагогическую практику. Для развития критического мышления у учащихся нужно научить их работать по стратегиям критического мышления, ввести в обучение исследовательскую беседу как подход для развития у учащихся умения осмысленного восприятия исторического материала. Применив новые подходы в обучении, научить учащихся критически мыслить при изучении истории, аргументировано высказывать своё мнение, логически и последовательно излагать свои мысли, анализировать информацию. Через постановку вопросов по таксономии Блума научить детей размышлять, уметь делать выводы, знакомясь с различными точками зрения по одной и той же проблеме.
В современном обществе человек должен быть социализированной, готовой к вызовам, самодостаточной личностью, а это значит: способным решать проблемы, готовым принимать и переосмысливать другие идеи, уметь находить, осознавать и исправлять свои ошибки, терпимо относиться к точкам зрения других людей, анализировать свои чувства и мысли и оценивать их. Этому можно и нужно учить в школе, в том числе и на уроках истории. А это предполагает вовлеченность ученика в процесс учения, поощрение его инициативы и самостоятельности. Я как учитель должен сделать процесс обучения осмысленным для ученика, организовать обучение как совместный и интересный поиск новой информации, критическое ее осмысление и оценку. Поэтому мне пришлось изучать и использовать на своих уроках подходы развития критического мышления, которые и позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным.
Целью моего исследования я определил:
Внедрение в обучение подходов критического мышления.
Задачи исследования:
Совершенствовать навыки самостоятельной работы, используя подходы критического мышления.
Внедрение в практику таксономию Блума при составлении вопросов высокого и низкого порядка.
Опираясь на научные идеи исследований, я внес изменения в свою педагогическую практику. Составил план мероприятий по внедрению в обучение и преподавание истории подходов критического мышления. Начал использование различных форм самостоятельной работы учащихся в создании развивающей среды урока, внедрение исследовательской беседы на уроках истории с целью развития у учащихся навыков критического мышления.
Исследование проведено на базе восьмого класса. Классным руководителем, которого являюсь я. В качестве оценивания эффективности вводимых изменений были выбраны измерители, основанные на суммативном оценивании: контрольные работы, тесты, исторический диктант, практические работы, «Типология вопросов по Таксономии Блума», организация самостоятельной работы учащихся, анкетирование учеников (А, Б, В), изучение продуктов творческой деятельности учащихся (постеры, электронные презентации, эссе и др.). В целях изучения результатов исследования были выбраны три ученика для наблюдения:
Ученик «А» Ерболат. Данный учащийся является хорошистом, всегда показывал качественные знания по всем изучаемым предметам. Обладает высоким уровнем мышления, способностью анализировать учебную информацию, интерпретировать в зависимости от поставленной задачи, находить различные способы решения заданий, рефлексировать учебную деятельность.
Ученица «Б» Наташа. Данная ученица имеет средний уровень мыслительных способностей. Успешно справляется со стандартными задачами, умеет выполнять задания повышенной сложности по алгоритму. Имеет высокий уровень мотивации. Испытывает затруднения в интерпретации знаний, не всегда умеет использовать знания в нестандартных ситуациях.
Ученица «В» Рената. Данная ученица показывает слабые знания по предмету, несмотря на средний уровень способностей. Причина отставания – пробелы в знаниях по предмету за предыдущие годы обучения, следствие – низкая мотивация к обучению, заниженная самооценка.
За время эксперимента проведено много уроков. В течение всех уроков дети работали над заданиями, составленными мною в форме стратегий критического мышления. В основе составления заданий на различные этапы уроков использовались разные стратегии. Данный принцип выбран мною, исходя из того, что каждый учащийся должен научиться, при выполнении заданий, осмысленно воспринимать информацию, развивать навыки критического мышления. Такой подход в организации самостоятельной познавательной деятельности в период практики должен был обеспечить не только влияние учителя на обучение учеников, но и оказать влияние одних учеников на обучение других. Численность класса в три человека обусловила подходы, применяемые на уроке. При таком малом количестве учащихся в классе все дети вовлечены в активную работу и учебный диалог. Некоторые задания учащиеся выполняли индивидуально. Индивидуальные задания были составлены дифференцировано.
На уроках использовались такие подходы критического мышления как «Диаграмма Венна» при сравнении исторических личностей, на пример по обобщению деятельности Абая и Шокана Валиханова, «Фишбоун», «Категорийный взгляд», «Дневник двойной записи» на этапе реализации основного содержания, «Мозговой штурм», «Кластер» на этапе вызова интереса и рефлексии. Стратегии критического мышления позволили создавать и использовать различные проблемные ситуации по всем темам моих уроков и уроков моего подопечного коллеги, в период начатого исследования в действии. На этапе вызова я использовал чаще всего такие подходы, как «мозговой штурм», «пятистишие», «письмо по заданному началу», «кластер». Это дало учащимся возможность творчески осмысливать информацию. На этапе реализации основного содержания урока использовались стратегии «дневник двойной записи», «инсерт», «аргументы и факты», «категорийный взгляд» в той же последовательности на большинстве из уроков. Это способствовало развитию навыков критического мышления. Как отмечали ученики «А» и «Б» «лучше понять тему и выделить самое главное». Ученица «В» отметила, что эти способы позволили ей лучше сосредоточиться и дать более точные ответы на вопросы. На этапе рефлексии использовались стратегии «письмо по заданному концу», «эссе», «пятистишие», «письмо по ключевым словам». Как отметили ученики «А», «Б», «В» эти подходы помогали вспомнить всё, что изучали на уроке, запомнить более качественно наиболее важную информацию. К примеру, ученица «В» написала в рефлексии: «Написание пятистишия и письма по ключевым словам мне помогли не бояться отвечать устно перед классом, потому, что можно было писать как я поняла сама, а не книжными словами». Контрольно-оценочный этап проводился в форме мини-теста, где были вопросы высокого и низкого порядка по таксономии Блума. В зависимости от того, к какой категории успешности относится ученик. Для ученика «А» вопросы высокого порядка, открытые вопросы. Для ученика «Б» вопросы низкого и высокого порядка. Для ученика «В» вопросы низкого порядка.
История, как учебный предмет, помогает моим ученикам понять исторические факты, важные для формирования мировоззрения, собственного виденья процесса развития общества. Я хочу, чтобы ребята понимали, что такое история, для чего они ее изучают, почему ее нужно изучать.
А чтобы пришло свое восприятие истории, произошло формирование мировоззрения в контексте общечеловеческих ценностей моих учеников, многие свои уроки я строю на использовании методов и приемов критического мышления. Эта философия в обучении школьного предмета истории просто необходима. В использовании критического мышления соблюдается и принцип развития навыков самостоятельной работы в организации педагогического процесса. Кроме того, приёмы критического мышления позволяют использовать интерактивные задания различного типа, а это дает возможность повторить материал значительно быстрее, а главное, для школьников эти приемы повторения более эффективны и интересны. Мною разработаны задания различных уровней сложности через подходы критического мышления для 8 класса: тесты, схемы, тексты и т.п., которые дают огромные возможности для самостоятельной подготовки учащихся к урокам, контрольным работам по истории, написанию рефератов, самостоятельному изучению учебного материала по истории.
Уроки в период практики проектируются на основе методов критического мышления. При составлении краткосрочного и среднесрочного планирования включены подходы, которые направлены на решение педагогических задач. Цепочка педагогических действий выстраивается в соответствии с целевыми установками, конкретным ожидаемым результатом. Планирование уроков включает способы передачи знаний и методы развития личности, предполагающую взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся, обязательно включавшую диагностические процедуры. Методы критического мышления являются одним из способов превратить учение в личностно-ориентированный учебный процесс, они вовлекают ученика в процесс интеллектуального развития, формируют умение самостоятельно учиться, обучение превращается в совместный поиск новых знаний.
В период моего исследования были использованы следующие методы сбора данных: видеосъёмка, фотосъёмка, анкетирование, работы учащихся, наблюдение, беседа с учащимися, интервью учащихся.
Метод наблюдения позволил выявить проблемы учащихся в учебно-познавательной деятельности, возникающие на уроках истории. Насколько учащиеся загружены работой на уроке, с какими заданиями они справляются быстрее, что вызывает у них затруднения. В частности я наблюдал за учащимися А, Б, В. К примеру из наблюдений на уроках, я заметил, что учащиеся А, Б, В на стадии вызова работают активно по стратегиям критического мышления. Особенно успешно ученики А,Б,В справлялись с работой по стратегиям «пятистишие», «мозговой штурм», «письмо по ключевым словам». На этапе реализации основного содержания на всех уроках учащиеся справлялись по-разному. Целью моего наблюдения на 1-м уроке стало на сколько вопросов и какого порядка дают верные ответы учащиеся А,Б,В.
Знание, понимание Применение, анализ Синтез, оценивание Всего
Учащийся А7 5 1 13
Учащийся Б7 4 - 11
Учащийся В6 1 - 7

Из выше приведённой таблицы видно, что на все 20 вопросов на знание и понимание учащиеся ответили верно, количество правильных ответов у всех практически одинаковое. На вопросы применения и анализа из 10 вопросов, ответили на все вопросы, но ученики А, Б были более активны и дали правильные ответы соответственно 5 и 4, ученик В ответил всего на 1 вопрос, из чего следует, что для В эти вопросы были сложнее, у него не сформировано умение анализировать информацию. Особое затруднение вызвали вопросы на синтез и оценку, было задано 2 вопроса этого порядка, и только на один из них смог ответить ученик А. Что свидетельствует о том, что у учащихся не сформировано умение оценивать и интерпретировать информацию в достаточной степени.
Метод фото и видео наблюдения. Все уроки были сняты на видео, одновременно шла фотосъёмка основных этапов урока. Из видеонаблюдения можно увидеть, как учащиеся выполняют задания, какие делают успехи, в сравнении уроков. Если на первом уроке видно, что работать с заданиями, основанные на подходах критического мышления учащимся сложно, они читают с тетради, подготовленные в классе ответы, не в полной мере выполняют задания, демонстрируют низкий уровень развития устной речи. То к концу первого месяца эксперимента заметны улучшения в развитии навыков монологической речи, участия в диалоге, написании эссе, умении рефлексировать.
Целью видеонаблюдения было определить динамику развития монологической речи, умения аргументированно высказывать мнение, умение вести дискуссию.
Ученики уровня Монологическая речь Аргументированные ответы Умение вести дискуссию
А Хорошо развита Умеет приводить верные аргументы к своим ответам Умеет вести дискуссию
Б Хорошо развита Приводит аргументы к ответам, но не всегда верные Затрудняется вести дискуссию
В Слабо развита Не может аргументировать ответы Отсутствует умение вести дискуссию
Данная таблица продемонстрировала наличие навыков монологической речи, умение приводить аргументы к своим ответам, у ученика А сформированы навыки умения вести дискуссию. Ученица Бумеет строить монологи, приводит аргументы к ответам, но затрудняется вести дискуссию. У ученицы В слабо развита монологическая речь, не сформированы навыки умения аргументировать свои ответы, нет навыков умения вести дискуссию. Анализ этих данных подтверждает необходимость продолжить работу с учащимися, используя критическое мышление, по внедрению новых подходов в свою педагогическую практику.
Метод сбора информации работы учащихся. За время всех уроков мною использовался метод сбора информации выявления, как дети могут нестандартно представить, осмыслить, развернуть информацию. Мною проведён анализ продуктов творческой деятельности учащихся. За время практики учащимися были созданы по заданию учителя электронные презентации, постеры, учащиеся писали эссе, письмо по заданному началу, по заданному концу, по ключевым словам.
Ученики Урок 1-й. тема: Шокан Валиханов – учёный, общественный деятель. Урок 2-й тема: Поэзия и музыкальное искусство в Казахстане в Х1Х в. Урок 3-й тема: Абай Кунанбаев. Урок 4-й тема: Культура Казахстана в Х1Хв. Повторение.
А Презентация PowPoint Шокан Валиханов Эссе Презентация PowPointАбай КунанбаевПостер «Культура»
Б Кластер Эссе Письмо по ключевым словам Постер «Культура»
В кластер Эссе Письмо по ключевым словам Постер «Культура»
В данной таблице представлена информация, какие работы учащихся были собраны для анализа продуктов творческой деятельности учащихся. С помощью данного метода было обнаружено умение учащегося А творчески интерпретировать информацию по теме урока. Он подготовил две электронные презентации по двум разным темам. Принял участие в создании постера «Культура». Написал эссе по теме «Музыкальное искусство в Казахстане в Х1Хв.». Ученицы Б и В выполнили менее сложные чем ученик А, но тем не менее, требующие творческого переосмысления информации: кластер, эссе, письмо по ключевым словам, постер «Культура».
В результате сбора информации мне удалось установить, что, несмотря на проблемы в монологической речи, умении аргументировать ответы, вести дискуссию, отвечать на вопросы высокого порядка, учащиеся готовы выполнять задания, требующие творческого переосмысления информации. Что подтверждает мои убеждения в том, что введённые новшества в процесс обучения учащихся необходимо продолжить применять. Благодаря чему у них будут развиваться навыки критического мышления, монологическая речь, умение вести дискуссию, навыки творческого осмысления новой информации. Собранные данные показали, что учащимся нравится выполнять нестандартные задания, так же учащиеся с особым интересом выполняют задания, требующие критического мышления. Собранная информация доказывает, что применение критического мышления способствует развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности. В ходе последовательных четырёх уроков они выполняли самостоятельно задания, требующие творческого осмысления, развития навыков монологической речи, использования ИКТ, умения обобщать, делать выводы, выделять главное, давать оценку фактам и событиям истории.
Анализ данных и выводы по исследованию в действии дал мне следующие результаты. Введённые изменения в мою педагогическую практику способствовали развитию навыков самостоятельной мыслительной деятельности. Приёмы критического мышления позволили учащимся осмысленно воспринимать новую информацию, способствовали развитию навыков монологической речи, умения делать выводы, определять историческое значение, сравнивать, анализировать, выделять главное. Эффективно организует мыслительную деятельность и учит аргументировать прием «дневник двойной записи» отметили ученики А,Б,В, который применялся на стадии реализации основного содержания, использование данного приема способствует развитию самоконтроля, взаимоконтроля, повышает ответственность учащихся во время урока и подготовки домашнего задания, выполнения творческих проектов. Очень хорошо помогает анализировать учебный материал сводная или концептуальная таблица. Сложнее для учеников А,Б,В было составление резюме по изученной теме или нескольким темам раздела, но этот прием учит делать выводы, обобщать, выделять главное и правильно его формулировать.
Проявить свою активность и сформулировать своё отношение, дать оценку по изучаемому материалу, как отметили учащиеся А,Б,В, прекрасно помогают приемы «мозговой штурм» «инсерт», «тонких» и «толстых» вопросов, «синквейна», создание постера, эссе, письмо по ключевым словам, письмо по заданному началу и заданному концу. Которые идут, как правило, легко, способствуют развитию мыслительных навыков и способностей, формируют умения самостоятельной мыслительной деятельности. Применять эти способы критического мышления можно на стадиях вызова, реализации основного содержания, систематизации знаний, рефлексии.
За время практики в школе удалось создать условия для развития мыслительных способностей учащихся А, Б, В. Результаты анализа собранной информации о деятельности учащихся свидетельствуют о положительной динамике. Ученики А, Б, В стали более свободно излагать свои мысли, подтверждая их аргументами. Удалось применить задания для одарённых и талантливых учащихся, совмещая это задание с модулем ИКТ мною было дано задание ученику А подготовить самостоятельно электронные презентации по теме двух уроков. С этим заданием ученик справился. На всех уроках хорошо получилось применение стратегий критического мышления, которые способствовали развитию монологической речи, умению самостоятельно добывать информацию из различных источников.
Не удалось в полной мере применить групповую работу, поскольку в классе у учащихся не достаточно хорошо развиты навыки сотрудничества, в полной мере модуль возрастные особенности учащихся показать не удалось, поскольку не достаточно было уделено внимания и времени данному модулю Программы курсов. В перспективе в мою педагогическую практику следует включить более полно модуль оценивание и самостоятельное оценивание учащихся, при составлении заданий для учащихся, планирования брать во внимание возрастные особенности учащихся. Можно было бы применить другие подходы критического мышления, раскрывающие более широко возможности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
Делая вывод, хочу отметить что, за период исследования в действии в школе произошли положительные изменения, улучшение навыков самостоятельной работы у учеников А, Б, В. Учащиеся 8 класса воспринимали позитивно задания с использованием приемов и стратегий развития критического мышления, которые я применял на уроках истории, значительно возрос интерес к познавательной деятельности. Если на первом уроке задания, построенные на основе идей критического мышления, вызывали затруднения, то на последующих уроках учащиеся без труда выполняли все задания. На мой взгляд, их интерес к изучению истории значительно вырос, а главное, они стали более свободны в своих размышлениях, самостоятельно добывать знания из различных источников информации, могли давать оценки, высказывать и аргументировать свою точку зрения, создавать электронные презентации. Практически на каждом уроке ученики пытались самостоятельно ставить цели урока, учебные задачи, а это уже формирование умения планировать, организовать свой труд, умение, которое способствует формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, критического и осмысленного восприятия новой информации. Им нравилось работать, когда используются методы «инсерта», «тонких» и «толстых» вопросов, синквейна, создание постера, эссе, письмо по ключевым словам, письмо по заданному началу и заданному концу. Неплохо получалась работа над составлением совместных размышлений на стадии рефлексии, ученикам нравилась дискуссия «За» и «Против», которая очень хорошо помогает формировать умение оценивать события и развивает открытость мышления. Мозговой штурм на стадии вызова организовывал внимание и готовность учащихся к познавательной деятельности, учащиеся «А, Б, В» с интересом отвечали на вопрос «Что я знаю или думаю, что знаю …». Хорошо мною был продуман модуль использования ИКТ на уроках, обучение одарённых и талантливых детей. В частности ученик «А» самостоятельно подготовил электронные презентации к урокам и представил их классу. На уроках достаточно внимания было уделено модулю диалогическое обучение, на уроке учащиеся вступали в диалог, дополняя, ответы друг друга.
Но в то же время в ходе реализации практики в школе я столкнулся с некоторыми трудностями. В частности, давая устные ответы, дети часто прибегали к записям в тетрадях, часто не могли свободно излагать мысли, делать выводы, поддерживать дискуссию, сравнивать факты, даты, интерпретировать исторические события, оценивать и анализировать информацию. Хотя и к четвёртому уроку наметилась положительная динамика в развитии выше названных навыков и умений, но требуется время для дальнейшего их развития. Поэтому требуется продолжить работу по введению новшеств в педагогическую практику. Кроме того, хочу отметить, что некоторые модули, исходя из моих наблюдений, не нашли достаточного внимания на практике, поскольку мне не удалось в полной мере задействовать их. К ним относится модуль групповая работа, количество учащихся в классе 3 человека не позволило мне применить данный модуль на практике. Так же в моей практике следует больше внимания уделить модулю возрастные особенности учащихся.
Исходя из выше изложенных положительных и отрицательных моментов практики, следует вывод, что изменение моей педагогической практики следует сделать в соответствии с идеями 7 модулей, Программы курсов повышения квалификации педагогических работников РК второго (основного) уровня. Необходимо применять стратегии критического мышления для формирования навыков самостоятельной мыслительной деятельности, включая все 7 модулей идей программы курсов.
Самой большой сложностью в период практики в школе для меня стало то, что впервые в своей педагогической практике мне пришлось заниматься такой исследовательской деятельностью.
Основным барьером для меня стало отсутствие возможности применения групповой формы работы из-за низкого уровня навыков сотрудничества у учащихся в классе. Это ограничивало применение методов и подходов, актуальных на сегодняшний день в современном образовании. В связи с чем, не все стратегии критического мышления подходили в моей работе с детьми. Возможность проводить приёмы по взаимному обучению, взаимному оцениваю, была этим ограничена. Ограниченность организации дискуссий, дебатов, других приёмов диалогического обучения тоже была этим обусловлена.
Другим барьером для меня было то, что сложно было в короткое время обработать большой объём новой информации, осмыслить её и правильно данную информацию использовать в период практики в школе, в ходе исследования в действии. Сложно было рационально использовать 7 модулей Программы курсов при планировании и проведении уроков. Выбор наиболее эффективных стратегий критического мышления не всегда удавался, для подготовки и проведения плодотворного урока. В работе с учащимися А, Б, В сложно было добиться от них полных, развёрнутых ответов, стройной монологической речи, аргументированных ответов.
Сколько бы барьеров не возникало в педагогической практике, их нужно учиться преодолевать, новые введения и изменения в мою практику мне в дальнейшем помогут в этом. Мои ученики во время обратной связи чаще всего отмечали, что им понравилось работать на уроке, выполнять задания: инсерта, «тонких» и «толстых» вопросов, синквейна, создание постера, эссе, письмо по ключевым словам, письмо по заданному началу и заданному концу. Ученик А отметил, что для него самым интересным заданием было создание электронной презентации. На каждом уроке контрольно-оценочный этап урока проходил в форме мини теста из 5 вопросов, у каждого ученика был индивидуальный вариант, с вопросами разного уровня сложности. Что позволило проводить на каждом уроке самостоятельное оценивание и взаимное оценивание, так как учащиеся были знакомы с критериями и по ключу могли проверить себя или товарища.
За время моей практики в школе учащиеся научились определять цели и задачи урока, что свидетельствует об осмысленной деятельности на уроке, о развитии критического мышления школьников.
На сегодняшний день я в корне пересмотрел свой подход к собственной педагогической практике, изменилось представление о целеполагании на уроке. Пришло понимание того, на сколько, важно знать какие навыки и умения нужно развивать у учащихся, в чём ценность критического мышления, как оно влияет на развитие мыслительной деятельности учащихся. Важно чтобы ученик не только знал исторические факты и события, но мог их анализировать, давать им оценку, проводить аналогию с другими событиями и фактами в истории. Нужно уходить от знания центризма в содержании и подходах современного образования, необходимо развивать умение общаться, жить в гармонии с собой и окружающими, уметь добывать знания из информационного потока, делать выводы, уметь анализировать, оценивать, постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, быть толерантным, способным социализироваться.
Не стоит бояться ошибаться при изменении своей педагогической практики, важно вовремя заметить, осознать свои ошибки и быть готовым исправить их, учиться преодолевать трудности, возникающие на пути совершенствования практики. Овладев стратегиями критического мышления, учитель способен найти верное решение при возникновении проблемных ситуаций. Важно научиться создавать ситуацию успеха для учащихся, научить их не бояться трудностей, а уметь их преодолевать, тогда мотивация учащихся к обучению будет повышаться постоянно.