Статья Универсальные учебные действия на уроках музыки в общеобразовательной школе
«Универсальные учебные действия на уроке музыки в общеобразовательной школе».
Столяренко Ольга Александровна, учитель музыки ГУ «ФМЛ».
Дата рождения:31.05.2015,
Место работы: ГУ «Физико-математический лицей», учитель музыки.
Телефон: 8-705-215-45-99, olgameloman@mail.ru
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.А. Сухомлинский.
Аннотация: В статье рассматриваются универсальные учебные действия на уроках музыки, приводится пример урока, формирующего смыслообразование как одно уз УУД.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь учитель должен учащимся дать не только знания по предмету и научить их применять на практике, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. Это новый акцент в учебном процессе и методики формирования УУД на сегодняшний день не существует. Если мы хотим серьёзно говорить о планируемых достижениях в свете нового стандарта, то мы обязательно должны думать об изменении структуры урока.
Понятие «Универсальные учебные действия».
В широком значении термина «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности: 1.Познавательные и учебные мотивы.
2.Учебную цель. 3.Учебную задачу. 4.Учебные действия и операции.
Задачи УУД : 1. Определение основных результатов обучения.
2. Построение содержания учебных предметов.
3. Определение функций, содержания и структуры УУД для каждого возраста.
Виды УУД - это четыре основных блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. В основу базовых универсальных УУД, в каждом виде - личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – положена концепция структуры и динамики психологического возраста и теория задач развития. Что позволит реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные УУД, которые находятся в сенситивном периоде своего развития и являются в определении умения учиться для основного общего образования.
УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Основой УУД является общение со сверстниками, взрослыми в семье, учителями. Интеллектуальный уровень развития ребенка будет виден в УУД. Дети, наученные и умеющие мыслить, думать, рассуждать – покажут высокий уровень УУД.
Познавательные УУД. Решение заданий и сравнение элементов рассмотрим на предмете «Музыка». Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема ответа на вопросы базируется на сформированности логического и творческого мышления – умение сравнивать выделять общее и различное, устанавливать аналогии.
Общий прием решения задания включает: 1. Тип задания.
2. Способ решения задания.
3. Владение предметными знаниями (понятиями, терминами, определениям, логическим приемам).
4. При изучении предмета музыка используются задачи, которые принято называть учебными. С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки.
При выполнении заданий и ответов на вопросы на уроке «Музыка» конкретная ситуация, как правило, анализируется не с целью абстрагирования от её особенностей, а, наоборот, с целью выделения специфических особенностей этих ситуаций для последующего обобщения полученной информации.
Моделирование, как УУД на уроках музыки.
Для успешного обучения в средней школе на уроках музыки должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
1. Использование знаков и символов музыкальных терминов.
2. Зная эту символику – правильно считывать информацию.
3. Умение использовать эти наглядные модели.
4. В 5-6 классах – умение строить схемы, читать «с места» или умение спеть, прохлопать любой (согласно возрастной группе) ритмический рисунок.
5. Вести диалог, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
6. Работа с текстовым материалом.
7. Работа с наглядным материалом
Пример задания УУД. Преподавание музыки на принципах развивающего обучения. Тема урока: «Айтыс». (5 класс, 1 четверть)
Вспомните из словаря казахских слов, как переводится слово «айт»?
Верно, «айт» - это «скажи». Мы поговорим об искусстве айтыса. Айтыс – словесная импровизация. Обычай обмениваться быстро (на ходу) сочиненными поэтическими куплетами, исполняемыми под аккомпанемент домбры, зародился на ярмарках. Айтыс («айт» - скажи) – музыкально-поэтическое состязание акынов, основанное на умении акына импровизировать. Акын – исполнитель айтыса, должен обладать импровизаторскими способностями, знать историю своей страны.
Импровизация – умение сочинять на ходу.
Айтысы делятся на: туре айтыс – массовый айтыс, состоит из обмена импровизированными куплетами; суре айтыс – участвуют опытные, талантливые мастера.
Виды айтыса: а) бадик айтыс (музыкально-поэтическое состязание между хозяином болезни и хозяином животного.); б) жар-жар айтыс (свадебный айтыс); в) айтыс девушек и джигитов (Начинается он с приветствия (амандасу). В этом айтысе обычно звучат шутки и насмешки. Первые две строчки повторяются, а 3-4 – сочиняются. (В качестве мелодичной основы, используется какой-либо мотив);
г) айтыс акынов (состязание мастеров слова).
На уроке было дано задание сочинить айтыс девушек и джигитов.
Цель всего этого действия — различать виды айтыса, научиться импровизировать. Здесь формируется познавательные и коммуникативные УУД. Все заняты, всем интересно, дети стараются, все со стороны, что называется, «смотрится и слушается». Ведь ребенок знакомится и овладевает понятиями и вступает в сотрудничество со сверстниками.
Как известно, коренное и самое существенное отличие учебной деятельности от всякой другой (особенно от учебной «работы») в том, что она протекает, прежде всего, в сфере теоретического (постигающего) мышления и для нее характерно такое преобразование материала, которое вскрывает в нем внутренние существенные связи и отношения. Их выявление позволяет школьникам проследить происхождение самого знания, осуществить «самооткрытие истины». Такое творческое преобразование материала протекает как процесс реального и мысленного экспериментирования с целью проникновения в сущность всякого музыкального явления, события, факта, прослеживания в нем взаимосвязи общего и частного. Имелось ли в приведенном примере все это? Да и возможно ли эти «высокие критерии» перенести на такой незначительный для постижения искусства прием? Дело в том, что этот «незначительный» прием как раз очень характерен для уроков музыки: именно с пропеванием мелодий, с исполнением музыки в движении и многочисленными притопываниями и прихлопываниями обычно и связывается собственно «деятельность» ребенка.
— Но что, собственно, «делал» ребенок? — Пел, сочинял, активно применял словарный запас...
— Что он узнал и на каком уровне протекало его мышление?
— Узнал, что айтыс девушек и джигитов – состязание, которое начинается с 2 неизменяесмых строчек, а 3-4 сочиняются на ходу— следовательно усвоил определенное теоретическое музыкальное знание...
— А о чем он думал, что при этом переживал?.. Старался импровизировать вместе со всеми, следил за ответами одноклассников, всё это помогает формированию познавательных, коммуникативных знаний.
Ребенок постоянно делал по большей части то, что его просил учитель, т. е. старался хорошо выполнить «учебное задание». А переживал всего лишь удовлетворение от реализации своей потребности что-то «сделать».
Вот теперь начинается непосредственно исполнительское творчество детей, выражающееся как конкретизация того или иного (но обязательно собственного для ребенка в данный момент) эмоционального состояния в языке музыки. И сама предуготовленность к исполнению им сочинённых куплетов — уже творческий акт!
Этот пример наглядно демонстрирует, как внешняя занятость ребенка на фоне «гладкого» общения с учителем под «сопровождение» музыки, когда всем радостно и интересно, как яркий (но внешний) результат затмевает процессуалъность этого действия, в которой только и может быть отражена сущность детского развития. Конечно, процесс присутствует и здесь, но какой?.. Репродуктивный.
Анализ работы УУД Результаты УУД можно определить во многих направлениях. Привыкнув свободно говорить, двигаться, слышать, видеть, действовать ребенок в своей жизни будет без смущения, легко пользоваться этими уменьями для выполнения своей творческой воли, будет знать дорогу, чтобы дать исход этой воле... Через искусство должна воспитаться творческая воля детей, их воля к действию; даже слушая, смотря или исполняя художественные произведения, сделанные другими, дети должны как бы вновь их создавать внутренне переживать ту сильную волю и то сильное чувство, которое создало это произведение. Такое направление эстетического воспитания совсем не похоже на обучение искусству в старой школе, где детей учили только слушать, смотреть и исполнять назначенное, соглашаться с тем, что было сделано до них, приучать свой вкус к старым, условным образцам...».
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Режим доступа:http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/navyk
2. Затямина Т.А. Современный урок музыки. Учебно-методическре пособие. М.: «Глобус», 2007.
3. Педагогический словарь. Режим доступа: http://enc-dic.com/pedagogics/Navyk-1115/
4. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 1 – 8 классы: Под рук. Д.Б.Кабалевского / Ред. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2006.