Статья на тему:Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма, окружающего мира

Формирование коммуникативной компетенции
учащихся с ограниченными возможностями здоровья
на уроках чтения, письма, окружающего мира

Коммуникативная компетенция названа в современной модели образования одной из базовых компетентностей современного человека (умение эффективно сотрудничать с другими людьми). Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом. Особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.
Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья как средство наиболее полной и успешной социализации учащихся, имеет огромную значимость и актуальность.
Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирования коммуникативной компетенции подростков. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и их интеграция в школьное сообщество. Сейчас мы живем в информационном, быстро меняющемся обществе, которое предъявляет к выпускникам школы, а тем более с ОВЗ, более строгие требования.
Специальная методика организации уроков позволяет повысить уровень коммуникативных возможностей учащихся с ОВЗ.
Для этого мы нужно использовать приемы, которые позволили бы пробудить интерес учеников к тексту, побудить их высказываться по поводу обсуждаемых вопросов, вовлекли бы их в активную работу. Уроки чтения и письма создают условия для общения школьников, как с учителем, так и с одноклассниками, в процессе обсуждения и анализа литературного произведения, при работе над учебными диалогами. В ходе этих уроков формируется ряд важных качеств, которые должны быть присущи ситуации общения. К этим качествам, прежде всего, относятся:
проявление интереса к беседе;
желание общаться;
умение ориентироваться в речевой ситуации;
обеспечение внимания к собеседнику;
умения вести беседу, не перебивая собеседника, последовательно переходя с позиции говорящего на позицию слушающего и обратно;
строить речь грамматически правильно;
точно отбирать слова для выражения мыслей;
придавать речи соответствующую интонационную окраску.
Порядка 80% информации передается с помощью невербальных средств общения. Умелое применение разнообразной наглядности на уроке, соблюдение требований, предъявляемых к качеству пособий, дозированность количества наглядности, использование современных компьютерных технологий делает урок более интересным и продуктивным как для учителя, так и для учащихся. К невербальным средствам общения можно отнести игры мимики и жестов. Тематика таких игр может быть разнообразна.
Эти игры могут проводиться и в младших, и в старших классах, на внеклассных занятиях и на уроках. Задания подобного рода развивают у детей эмоциональность, умение выражать свои чувства, владеть своим телом, готовят школьников к инсценировке и драматизации. Весьма эффективным методическим приемом, способствующим коррекции аналитико-синтетической деятельности, воображения, связной устной речи учащихся является развитие смысловой догадки школьников. На уроках чтения и письма можно использовать варианты развития смысловой догадки перед началом чтения произведения, в процессе чтения, в продолжении истории по началу текста.
Работая над развитием коммуникативной функции речи учащихся, следует особое внимание уделять обучению школьников умению самостоятельно составлять и задавать вопросы к тексту. Например: Игра «Почемучка».
Задай вопрос, который бы начинался со слова «почему». Задай как можно больше вопросов к предложению (абзацу).
Работа с подстановочными таблицами. Взаимодействие учителя и учащихся по типу «ученик-ученик» может проходить и в виде игр «Шапка вопросов» или «Ящик вопросов». Учащиеся заранее пишут на листочках вопросы к изучаемому произведению, кладут их в шапку или опускают в специальный ящик. На уроке каждый ученик вытягивает вопрос и задает его классу, вопросы и ответы коллективно анализируются, обсуждаются и оцениваются.
Для развития у школьников умения задавать вопросы к тексту можно провести работу с подстановочными таблицами. В первой части таблицы записываются начальные слова вопроса, а во второй ее части формулируются отдельные элементы ситуаций или дается иллюстрация. Учащиеся формулируют вопросы, используя начальное слово вопроса или иллюстрацию. Таким образом, на уроке создается учебный диалог по типу «ученик-ученик». Задаваемые к тексту вопросы с опорой на иллюстрацию могут носить как информационный, так и смысловой характер. На уроках письма можно использовать опорные таблицы и схемы, используя которые дети конструируют свой ответ более уверенно и грамотно.
Чтобы научить школьников доказывать свою точку зрения, спорить и дискутировать по заданной теме, учителю необходимо начать с обучения составлять рассуждение, опираясь на иллюстрации и схему рассуждения. Учащиеся объясняют, почему произошли те или иные события с героями, изображенными на иллюстрациях. Рассуждение составляется к произведению или к определенному отрывку из произведения. Использование алгоритма рассуждения оказывается очень важным при ответах слабоуспевающих учащихся, это помогает им правильно начать фразу и построить ее грамматически верно. Такие задания применяются после неоднократного прочтения текста, подробного разбора его содержания, т.е. при закреплении пройденного материала.
Для развития коммуникативных качеств речи используются скороговорки, чистоговорки для развития силы и высоты голоса, темпа речи (упражнение «Радио»), правильности звукопроизношения, интонационной окрашенности голоса (упражнение «Лесенка» - выделение интонацией голоса слов скороговорки по порядку). Для овладения умелой, искусной речевой деятельностью практикуются разные формы устной речи:
-ответы на вопросы к рассказу,
-подробный или выборочный пересказ,
-подробный и сжатый пересказ содержания прочитанного по плану,
- составление творческих рассказов с изменением лица рассказчика от имени одного из героев произведения,
-построение простейших предложений по схемам,
-устное рисование картинок к тексту,
- составление характеристик персонажей произведения.
Эффективность работы по развитию данных форм устной речи зависит от плавного, выразительного способа чтения.
Система приемов по развитию плавного, выразительного способа чтения
Развитие умения держаться во время чтения (т.е. стоять или сидеть прямо, свободно, непринужденно, грудь слегка вперед, голова приподнята, чтобы не зажимать горло).
Развитие умения правильно дышать во время чтения (ровно, спокойно, свободно, брать дыхание на паузах, составление партитуры текста с выделением пауз, коротких и длинных).
Развитие умения управлять напряжением голоса (тихо, громко, шепотом, высоко, низко, быстро, медленно на скороговорках).
Развитие ставить логическое ударение при чтении (какое слово главное, как его нужно произносить – усиленно, громко. Составление партитуры – главные опорные слова брать в овал или подчеркивать)
Развитие умения преодолевать однозвучность, монотонность чтения – управление тоном голоса. Работа над интонированным чтением (повышение, понижение интонации внутри фразы).
Развитие умения четко, внятно произносить слова (дикция и орфоэпические нормы).
Развитие умений управлять темпом и ритмом чтения (ритм чтения учителя должен соответствовать ритму естественной речи ребенка).
Нужно отметить, что такая система приемов используется учащимися при презентации своей образовательной продукции (сочинении, реферата и др.). Выступления готовятся тщательно, подготовка ведется с использованием нескольких приемов.
Первый прием.
Подумай: с какой целью? о чем, что ты будешь говорить? что главное ты хочешь сказать?
Второй прием: запиши ключевые слова.
Третий прием: составь план своего выступления.
Многократно повышает эффективность процесса обучения использование информационных технологий. Для детей, у которых очень плохо развито абстрактное и логическое мышление, компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, наглядности, игровой среды. Использование на уроках развития речи компьютерных презентаций помогает обучающимся увидеть ситуацию, о которой они будут говорить или писать, расширяет и углубляет их представления об окружающем мире, об изучаемом объекте. Занятия становятся более интересными, эффективными. Учитель может наглядно представить то, что трудно и скучно объяснять словами. Работа с интерактивной доской позволяет вывести изображения героев произведений, пейзажи, видеофайлы, звуковые файлы. Это помогает легко объяснить, а учащимся усвоить и воспроизвести материал. Применение компьютерных технологий расширяет адаптивные возможности обучающихся, повышает возможности успешной социализации в обществе.
В заключении хочется отметить, что учителю для развития коммуникативных умений следует давать обучающимся как можно большую самостоятельность. С этой целью необходимо создавать такие ситуации, которые вызывали бы интерес подростков к обозначенной теме, задействовали их жизненный опыт, по поводу которых возможно формирование собственного мнения, желания высказаться, проявить определенную настойчивость в отстаивании своего мнения. Содержание учебного материала должно быть максимально приближено к процессу естественного общения.
Обязательным является применение дифференцированного и индивидуального подхода, который обусловлен различным уровнем речевого и психофизического развития учащихся, и в первую очередь, степенью сформированности коммуникативных умений. Это осуществляется путем подбора индивидуальных заданий, что дает возможность варьировать их содержание, выбирать адекватные приемы работы с каждым школьником.
Работа над формированием коммуникативной компетенции должна осуществляться в комплексе, в системе уроков. Успешность этой работы зависит от общей организации урока, от правильного применения методов и приемов, стимулирующих общение учащихся в процессе работы. Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет обогатить детей знаниями и развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации в современном мире. Это умение реально оценивать свои речевые навыки, проявлять инициативу при ведении диалога, активно и эмоционально участвовать в диалоге, внимательно слушать собеседника, уместно и последовательно задавать вопросы и отвечать на заданные вопросы, грамматически правильно оформлять свои высказывания.
Литература
1. Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития/авт. -сост. Л.В.Афанасьева.  Волгоград: Учитель, 2010.
2. Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения/ авт. -сост. М.Е.Прокопенко. Волгоград: Учитель, 2009.

‡ђ Заголовок 1‡ђ Заголовок 215