Взаимосвязь этики и педагогики: реферативный обзор


Взаимосвязь этики и педагогики: реферативный обзор
Поливянная Екатерина Михайловна методист ГБОУ ДПО СЦРО
Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родителями и коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях рыночной экономики.
Этическая доминанта подчеркивает аксиологическую сущность педагогики, непротиворечивость цели и средств её достижения. «Предлагая парадигму этической педагогики, мы признаём авторитет субъектного мира ребёнка» [1].
Несмотря на огромное количество публикаций по педагогической деонтологии, не все теоретические аспекты педагогической этики разработаны в равной степени. Одним из наиболее важных  аспектов остается проблема формирования мотивационно-ценностного, этического отношения к педагогической деятельности, которая обусловлена противоречиями, связанными с переходом от авторитарной к гуманистической образовательной парадигме.
Важность и актуальность этой проблемы указывают на необходимость рассмотреть взаимосвязь этики и педагогики в историко-теоретическом аспекте.
Как известно, одной из основ профессиональной культуры учителя, преподавателя  является педагогическая этика, или деонтология. Прежде чем раскрыть её сущность, рассмотрим понятие «этика». Этика – это «философская наука, объектом изучения которой  является мораль» [12]. Авторы вузовского  учебника «Основы этических знаний» определяют этику как область философского знания, исследующую универсальные предпосылки и формы нравственных отношений  людей в системе их исторически заданной духовно-практической деятельности, и предметом которой является мораль как совокупность исторически определённых норм, представлений правил их поведения, реализующихся в их нравственных действиях и поступках  [8]. Этот термин был введён Аристотелем (384-322 до н.э.) в его работе «Никомахова этика» как совокупность этических добродетелей. Он «постулировал в качестве цели всех человеческих поступков счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы» [8].
Понятия «этика», «мораль»,  «нравственность» этимологически схожи.  Древнегреческое понятие «ethika» (от ethos – дом, гнездо) является аналогом латинского слова «moralis» – этический (от mores – обычаи, нравы), переведённого  Цицероном (106-43 до н.э.), чьи теоретические положения, изложенные в «Тускуланских беседах» и трактатах «О высшем благе и зле», «Об обязанностях», носили «отчетливую печать эклектизма» [4] и русскому самобытному термину «нравственность» как особой формы общественного сознания и виду общественных отношений, одному из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм и как системе внутренних прав человека, в основе которой лежат гуманистические ценности (доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность придти на помощь) [5].
А.И.Павловский считает, что этика – это наука о морали и нравственности. Мораль – это внешняя, а нравственность – внутренняя по отношению к индивиду регуляция человеческого поведения [7].
Функциями этики как науки выступают: 1) фиксация истории морали, её нынешнего состояния, её принципов, идеалов и норм; 2) объяснение, анализ сущностного смысла морали и отдельных её принципов, норм, правил в качестве составных сегментов духовной жизни современного общества; 3) обучение морали [3]. Вот поэтому этику нередко называют «философией практической жизни».
Немецко-американский философ Эрих Фромм (1900–1980) выделил авторитарную и гуманистическую этику. В авторитарной этике власть определяет, в чём благо человека, устанавливает законы и нормы поведения, а люди выступают только пассивными исполнителями чужой воли. Гуманистическая этика ориентирована на человека, который считается высшей ценностью и целью. Он «продемонстрировал, что может быть создано общество, в центре внимания которого находится личность, а не вещи» [2].
Структура этики как науки такова: 1) история этики и морали  – раскрытие картины возникновения и развития этики, этических учений, воссоздание генезиса и эволюции морали, её различных социально-исторических типов; 2) теория морали – учение о сущности морали, её структуре, принципах, категориях, механизме действия; 3) нормативная этика – учение о высших моральных ценностях, моральных нормах и правилах общения, моральном человеке, морали данного общества, поведении людей в повседневной жизни; 4) прикладная этика – конкретизация общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей с учётом специфики их жизнедеятельности, особенностей профессии.
Этика является гуманитарной дисциплиной, поэтому она тесно связана с  литературой, искусством, этнографией, правом, психологией, а также педагогикой. «Этика наделяет человека статусом творца и носителя нравственности, определяет его как изначальную ценность и конечную цель функционирования моральной системы» [8].
Этика и педагогика – общественные дисциплины, имеющие различные предметы исследования, но они тесно связаны между собой. Как уже отмечалось, этика анализирует общие законы развития моральных отношений и представлений, формы морального сознания и регулируемую посредством их моральную деятельность людей. Она также обосновывает нравственные принципы, в которых отражаются социально-исторические потребности человека. Педагогика  (греч. paidagogike от paidos – дитя и ago – веду) как теория обучения и воспитания, исходя из изучаемых этикой закономерностей, решает практическую задачу – установление путей и методов формирования моральных убеждений, чувств, привычек в соответствии с определенными нравственными принципами.  В этом смысле педагогика – дисциплина, основанная на данных этики. В определённом смысле предмет педагогического исследования шире, чем в этике, поскольку здесь рассматриваются вопросы не только нравственного, но и других сторон воспитания.
Этика выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности. Ценности – это вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества (В.А.Сластёнин, Г.И.Чижакова) [10].
Ценности различаются  по содержанию (наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина, добро, счастье) и по знаку (положительные – отрицательные: наслаждение – страдание, польза – вред, слава – позор, безопасность – опасность,   красота – безобразное, истина – ложь, добро – зло, счастье – несчастье, власть – подчинение). А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян выделяют ценности практические – духовные, высшие – низменные [6].
Гуманистической педагогике присущ аксиологический характер. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т. е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой происходит их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога [10].
Система индивидуальноличностной системы педагогических ценностей включает в себя:
ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимocть труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии педагога ближайшим личным окружением);
ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг(общение со студентами, коллегами, переживание студенческой любви и привязанности, обмен духовными ценностями);
ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности(возможность развития профессионально творческих способностей, приобщение к мировой культуре, преподавание любимой дисциплины, постоянное самосовершенствование);
ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным студентам);
ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности(возможность получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, послужной рост).
Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию.
Самодостаточные ценности – это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к студентам. Ценности этого типа служат основанием развития личности и преподавателя, и студентов [10].
К инструментальным ценностям относятся ценности-средства, которые формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.
Ценности-средства – это три взаимосвязанных подсистемы: 1) собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания); 2) коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи(технологии общения); 3) действия, отражающие субъективную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания. Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразные и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. В ценностных отношениях в равной мере значимыми являются и самоотношения, т. е. отношения педагога к себе как к. профессионалу и личности. Здесь правомерно указать на существование и диалектику «Я-реального», «Я-ретроспективного», «Я-идеального», «Я-рефлексивного», «Я-профессионального». Динамика этих образов определяет уровень личностно-профессионального развития педагога. Высокий уровень этого развития характеризуется сближением параметров «Я-идеального» в концептуальных схемах «Я-профессионального» и «Я-реального», образующих феномены и нормы гуманистически ориентированной педагогической этики.
В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так как именно в них проявляются сущностные личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества, которые являются производными от уровня развития прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных способностей.
В подсистему ценностей-знаний входят не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности. Ценности-знания – это определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса. Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, альтернативности в организации образовательного процесса, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, отслеживать и решать наиболее значимые педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.
Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель: ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т. е. они функционируют как единое целое. Данная модель может выступать критерием принятия или непринятия выработанных или создаваемых педагогических ценностей. Она определяет тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым произведениям человеческой культуры. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия [11].
Ответы на вопросы 9, 11, 24, 35, 38, 40, 43 диагностики организационной культуры и морально-психологического климата  (Приложение 1) свидетельствуют о позитивных  тенденциях по направлению анализа «Цели и ценности в педагогическом коллективе», а также о том, что в МОУ «Лицей г. Черемхово» созданы условия повышения профессионального мастерства и творчества педагогов; а на вопросы 37, 42 – педагогический коллектив можно считать командой единомышленников, 8, 42 – лицей престижен для обучающихся и их родителей.
Тесная связь этики и педагогики способствует развитию обеих дисциплин. Использование в педагогике теоретических выводов этики и данных социальной психологии обогащает методы образования, создаёт предпосылки для научного подхода к решению стоящих перед учителем и воспитателем практических задач.
Список литературы
Актуальные понятия современной педагогики [Текст] // Педагогика. – 2003. – № 7. – С.44-60.
Блинников Л.В. Великие философы: учебный словарь-справочник [Текст] / Л.В.Блинников. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:  Логос, 2000. – 432 с.
Голубева Г.А. Этика: учебник [Текст] /Г.А.Голубева. – М.: Экзамен, 2007.   318 с. – (Серия «Учебник для вузов»).
Иванов В.Г. История этики древнего мира [Текст] /В.Г.Иванов. – СПб.: Лань, 1997. – 256 с.
Кождаспирова Г.М., Кождаписров А.Ф. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М.Кождаспирова, А.Ф.Кождаписров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростовн/Д: издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб.пособие для вузов [Текст] /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 320 с.
Павловский А.И. Введение в этический кодекс: крах нормативной этики [Текст] /А.И.Павловский. – СПб.: Инфо-да, 2006. – 110 с.
Росенко М.Н. Основы этических знаний [Текст] /М.Н.Росенко, В.П.Клычков, А.М.Склярова и др. – СПб.: Лань, 1998. – 256 с.
Русская философия: Малый энциклопедический словарь [Текст]. – М.: Наука,1995. – 624 с.
Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст] /В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н Шиянов.; под ред. В.А.Сластёнина : В 2 ч. – М.: Владос, 2003. – Ч.2. – 256 с.
Сластёнин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст] /В.А.Сластёнин, Г.И.Чижакова. – М.: ИЦ «Академия, 2003. – 192 с.
Словарь античности. Пер. с нем. [Текст] – М.: Эллис Лак; Прогресс, 1994. – 704 с., ил.