Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Макагонова Наталья Викторовна
Тема урока: «Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже».
Цель урока: уточнить знания об особенностях предложного падежа.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с падежными окончаниями имён существительных в предложном падеже, формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже, отрабатывать умение правильно определять безударные окончания; совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.
Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля.
Воспитательные: расширять кругозор учащихся; воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
I. Организационный момент.
Вот звонок дал нам сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Работа предстоит большая и интересная. На нашем пути предстоит встретиться с разного рода трудностями. Поэтому будьте предельно внимательны, чтобы не попасть в капкан русского языка.
- У нас на уроке много гостей, повернитесь к ним, улыбнитесь.
II. Массаж рук и пальцев.
- Подготовим наши пальчики к работе.
- Как светит солнышко летом? /растопырить пальцы, хорошо растягивая все мышцы/
- Как светит солнышко осенью? /мышцы ладони напряжены, пальцы согнуты/
- Как светит солнышко зимой? /пальцы щепотку собраны/
- Какое время года сейчас хозяйничает на земле? (осень)
- Какое время года изображено на картине?
- Кто из вас любит зиму?
- Что вам нравится зимой?
- А о чём мы не должны забывать зимой?
- Да, ребята, мы не должны забывать покормить птиц.
III. Минутка чистописания.
Вспомним, как правильно надо сидеть
- Сегодня на «Минутке чистописания» прописываем слоги: из ам
- Составить слово, меняя буквы местами. Слово отвечает на вопрос что?
- Подберите однокоренные слова к этому слову.
З.ма - зимушка, зимний, зимовать, зимует.
- Охарактеризуйте первый звук, третий звук («з» «м»).
(Согласный, парный, глухой, мягкий; согласный, звонкий, твёрдый)
IV. Словарно-орфографическая работа.
Прочитайте слова
- Д.кабрь, .нварь, ..прель, ф.враль.
Какое слово лишнее? Почему?
- Запишите эти слова в тетради, поставьте ударения, подчеркните орфограммы. Составим предложение со словом декабрь.
- Откуда к нам пришло слово декабрь?
- Слово декабрь пришло из Византии. Это первый месяц зимы, «студень» или «снежень». Декабрь и «замостит» и «загвоздит». В этом месяце у лося отваливаются рога. Лесной зверь оставляет на снегу следы – снежные записи для охотников.
- Какие пословицы вы знаете о зиме?
По декабрю судили об урожае: коли в декабре снег привалит вплотную к заборам, плохое будет лето, коли же остается промежуток – урожайное.
Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля, то это к урожаю.
Физминутка для глаз (тренажёр)
V. Повторение изученного.
Определите падеж существительных
VI. Работа над новым материалом.
Найдите ошибку?
а) П.п. - кем? чем?
б) Д.п. - кому? чему?
в) В.п. - кого? что?
г) Р.п. - кого? чего?
На доске даны словосочетания, в которых есть пропущенные окончания:
В деревн, на ветк,
на запад, в парк,
о тетрад, о ноч
- Почему я не написала окончание в словах? (Потому что мы не знаем, какие окончания пишутся у сущ. в П.п.)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний имён сущ. в П.п.)
- Какую задачу поставите перед собой? (Научиться правильно писать безударные окончания имён существительных в предложном падеже) -Сегодня мы научимся различать и проверять безударные окончания имён существительных в предложном падеже и поговорим о бережном отношении к природе.
VII. Работа по учебнику. Прочитать правило стр. 110
- Расскажите о П.п. по плану
1. Вопросы.
2. Предлоги.
3. Роль в предложении.
4. Окончания существительных 1-3 склонения.
Предложный падеж назвали потому, что без предлога существительные в этом падеже не употребляются. Это название дал падежу русский учёный М.В. Ломоносов именно за эту особенность. Первоначально этот падеж назывался сказательным.
VIII. Закрепление нового материала.
- Поупражняемся в правописании безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.
Теперь, зная окончания существительных в П.п, запишите эти слова себе в тетрадь.
В деревне, на ветке,
на западе, в парке,
о тетради, о ночи.
Самостоятельная работа учащихся.
Напиши ответы на вопросы. Обозначь падеж, склонение существительных, выдели окончание.
В чём заваривают чай? Где спит ребёнок?
В чём пишут дети?
Проверка с образца
Чай заваривают в чайнике. ( П.п. 2 скл.)
Ребёнок спит в кровати. (П.п. 3 скл.)
Дети пишут в тетради. (П.п. 3 скл.)
Физминутка
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
Письмо по памяти (Развитие оперативной памяти )
В природ все взаимосвязано. Человек – часть природ Бережно относитесь к природ
- Прекрасен мир природы, а люди - часть ее. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом высоком смысле этого слова.
Берегите эту Землю, эту воду,Даже малую былиночку любя!Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Как вы понимаете последнее предложение?
О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень..)
VIII. Подведение итогов урока:
- Назовите вопросы П. п.
- Назовите предлоги П. п.
- Какое окончание имеют в предложном падеже существительные 1-го и 2-го склонения?
- Какое окончание у существительных 3-го склонения?
Оцените свою работу, а я оценю вашу.
Я всё понял(-а) и усвоил(-а).
Знания нуждаются в повторении и закреплении.
Мне многое непонятно.
IX. Задание на дом: стр. 112 упр. 218, правило стр.110 учить