Воспитательная система класса на основе концепции Воспитание учащейся молодежи в современном обществе
МБОУ «Школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов»
Воспитательная система класса
на основе концепции
«Воспитание учащейся молодежи в современном обществе»
«Рост и воспитание детей — это большое,
серьезное и страшно ответственное дело».
(А.С. Макаренко)
Классный руководитель 8 «б» класса
Бочкова Ольга Васильевна
г. Нижний Новгород
2015
Содержание
I. Обоснование
II. Аналитическая часть
III. Концептуальная часть
IV. Механизм функционирования
V. Критерии оценки
VI. Заключение
VII. Литература
VIII. Приложения
I. Обоснование
Актуальность
Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Личность ребенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью.
Вся система образования ориентирована на человека, ребенка, ученика. Практическими задачами педагога стали выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя.
Главный механизм воспитания — это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.
Воспитательная система - «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат».
Нормативно-правовая база
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего образования;
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ;
- Указ Президента «О национальной стратегии действий в отношении детей РФ до 2017 года»;
- Устав школы и целевые школьные программы: программа организации внеурочной деятельности младших школьников, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, «Свет знаний».
II. Аналитическая часть
Общее количество учащихся 8 «б» класса составляет 26 человек, из них 15 мальчиков и 11 девочек. Возраст детей 13,14,15 лет. Основная часть ребят 2001 года рождения (20 чел), 2000 г.р. – 3 чел, 2002 г.р. – 3 чел.
Данный возраст весьма трудный, его называют еще переходным. Это время бурного и плодотворного развития познавательных процессов, происходят значительные изменения в организме ребенка, он формируется как личность.
Класс выглядит достаточно сплоченным. В коллективе наблюдается 5 дружеских групп (в основном по 4-5 человек). В классе есть несколько человек, которые ни в одну из групп не входят, но находятся с остальными в дружеских отношениях. В каждую дружескую группу входят только мальчики или только девочки. Но это не исключает дружеские связи между группами мальчиков и девочек.
В классе действует ученическое самоуправление. Ребята знают структуру классного самоуправления и свои обязанности.
Во внеурочное время большая часть ребят ходят в различные кружки, секции и т.д. Это волейбол, дзюдо, самбо, танцы, музыка, рисование, верховая езда, театральная студия. Ученики с уважением относятся к учителям и другим работникам школы, выполняют все требования классного руководителя и помогают ему в обустройстве классной комнаты.
Дети воспитываются в разных категориях семей. 18 детей из полных семей, 7 человек из неполных семей , некоторые еще являются и малообеспеченными, 1 человек опекаемый.
Возрастной состав родителей разный (в основном с 1960-х-70-х гг.). Высшее образование имеют большинство родителей, средне специальное – 12 чел, среднее образование – 5 чел.
В классе есть ученики, которые внимательны и достаточно активны на уроках, быстро схватывают и запоминают учебный материал. Эти дети имеют необходимый уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся можно отнести: Аганин Артем, Иситов Виталий, Кашина Екатерина, Кочетков Дмитрий, Миронов Алексей, Ушаков Андрей, Дубинина Анастасия. Остальным ученикам требуется повторное объяснение. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, редко проявляют себя на уроках. Со стороны детей мало проявляется интереса к участию в различных конкурсах и мероприятиях. Есть учащиеся, которые периодически пропускают уроки, стоят на школьном контроле. Дисциплина на уроках и переменах бывает не всегда хорошей. Бывают случаи нарушения правил поведения в школе.
Особое внимание следует сосредоточить по профилактике асоциального поведения, на учебной деятельности, повышении мотивации к учению и участию во внеклассной деятельности, усилению работы с семьей, а также развитию остальных направлений воспитательной работы.
III. Концептуальная часть
Цель: всестороннее гармоничное развитие личности.
Задачи:
- формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;
- формирование гражданского самосознания;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;
- развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности;
- формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.
Принципы:
- личностный подход в воспитании;
- гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе;
- средовой подход в воспитательной деятельности;
- дифференцированный подход к воспитанию детей;
- природосообразность воспитания;
- культуросообразность воспитания;
- эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.
Направления деятельности воспитательной системы:
1. Духовно-нравственное воспитание учащихся
2. Спортивное воспитание и ЗОЖ
3. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся
4. Культура личности
5. Школа и семья
Структура самоуправления в классе:
-832485184150Ученическое самоуправление в классе
Органы самоуправления класса
Актив класса
Собрание ученического коллектива класса
Староста класса
Спортивный сектор
Учебный сектор
Трудовой сектор
ьтмассовый сектор
Сектор справедливости
Редколлегия
00Ученическое самоуправление в классе
Органы самоуправления класса
Актив класса
Собрание ученического коллектива класса
Староста класса
Спортивный сектор
Учебный сектор
Трудовой сектор
ьтмассовый сектор
Сектор справедливости
Редколлегия
IV. Механизм функционирования
Направление Задачи
5-6 кл. 7-8 кл. 9-11 кл.
1. Духовно-нравственное воспитание Способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я» Развитие нравственных и духовных ценностей; познавательного интереса, способствующего развитию личности; воспитать уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей; создавать ситуации практического применения духовно- нравственных категорий в реальной ситуации. Воспитание чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в коллективе, в семье; дать учащимся возможность проявить свои нравственно - духовные ценности на практике.
2. Спортивное воспитание и ЗОЖ Овладеть знаниями, связанными со здоровым образом жизни: здоровье и правильное питание, личная гигиена, вредные привычки и их профилактика. Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья; способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятиями спортом; создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и умения по сохранению здоровья. Формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы; формировать нравственные качества: человечность, порядочность в спорте; понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
3. Гражданско-патриотическое воспитание Формировать активную гражданскую позицию, любовь к Родине, бережное отношение к народным традициям и обычаям. Углубление знаний учащихся об историческом прошлом Родины, родном крае, социальных и культурных достижениях страны; воспитание гордости за свое Отечество, чувства любви и привязанности к семье, традициям, обычаям своего народа; развитие нравственных качеств у подростков, сочетающих личные интересы с общественными. Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющие национальную и религиозную терпимость, развитие культуры межэтнических отношений.
4. Культура личности Развивать творческие способности у учащихся, эстетический вкус Формирование основ культуры общения и построение межличностных отношений; создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика; обучение этическим нормам и правилам. Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина; привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.
5. Школа и семья Формирование культуры взаимоотношений детей и родителей, демонстрация авторитета родителей в социуме и школе, создание условий для знакомства родителей учащихся с достижениями их детей в самых различных сферах деятельности; сблизить интересы родителей и детей, родителей и педагогов для формирования развитой личности. Формирование позиции будущего семьянина, создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей
Направление Формы работы
5-6 кл. 7-8 кл. 9-11 кл.
Духовно- нравственное воспитание 1.Организация и проведение тематических бесед, классных часов, диспутов, игр нравственного и духовного содержания.
2.Организация экскурсий
3.Проведение праздников и мероприятий.
Спортивное воспитание и ЗОЖ 1. Беседы о здоровом образе жизни.
2. Участие в спортивно - оздоровительных мероприятиях.
3.Тематические классные часы, викторины, встречи с интересными людьми.
Гражданско- патриотическое воспитание 1. Организация и проведение праздников, тематических классных часов, бесед, уроков мужества.
2. Организация и проведение, конкурсов, творческих работ, газет к праздничным датам.
3. Встречи с интересными людьми, участниками войны.
Культура личности 1. Походы в театры, музеи.
2. Встречи с людьми искусства.
3.Эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры.
4. Классные часы, беседы, уроки творчества.
Школа и семья 1. Организация и проведение совместных праздников.
2.Проведение тематических родительских и классных родительско-ученических собраний.
3.Тематические конференции родителей и детей.
4. Работа со школьным психологом и соц. педагогом.
Направление Ожидаемые результаты
5-6 кл. 7-8 кл. 9-11 кл.
Духовно- нравственное воспитание Воспитанник школы – свободная, творческая, жизнелюбивая личность, обогащенная знаниями о природе и человеке, готовая к творческой созидательной деятельности и нравственному поведению. Сформированность нравственных норм и правил Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей. Гармоничное сочетание примата духа с материальной заинтересованностью; толерантность к инакомыслию и готовность к диалогу и полилогу; осознание и стремление к самоконтролю самодисциплине и саморегуляции поведения; умение ценить и поддерживать товарищеские проявления в себе и других; способность и устойчивое проявление взаимопонимания и взаимоуважения в коллективе и в семье
Спортивное воспитание и ЗОЖ Владение учащимися знаниями здорового образа жизни: личная гигиена, здоровое питание, профилактика или избавление от вредных привычек. Привлечение учащихся к занятиям спортом Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек. Мотивация сбережения и укрепления своего здоровья; устойчивая потребность здорового образа жизни; умение и способность выражения здоровье сберегающего отношения к окружающим людям и живой природе.
Гражданско- патриотическое воспитание Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордиться ее славной историей, изучает историко-культурное наследие. Знание и бережное отношение к истории Отечества и своего народа; знание и гармоничное претворение в жизнедеятельности традиционной культуры и ее художественных ценностей; умение адекватностью поведения заботиться о государственной и национальной безопасности России.
Культура личности Развитое чувство прекрасного. Умение найти свое место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге Способность к творчеству, умение жить по законам гармонии и красоты Знание основных закономерностей развития отечественной и мировой ХК, искусства; понимание законов красоты и категорий эстетики через освоение профильного программного материала; устойчивая мотивация художественного преобразования мира, окружающей среды, микрогруппы, семьи, себя.
Школа и семья Высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы. Создание положительной репутации школы Осознание обучающимися ценностей брака, семьи, престижа материнства и отцовства; повышение уровня родительской культуры у родителей обучающихся; удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы.
Месяц № п/п Направление Название мероприятия Дата проведения
Сентябрь, 2015 1 Духовно-нравственное воспитание Диспут «Что такое духовность человека?»
Практикум «Что такое «красивый поступок»?» 4.09.2015
11.09.2015
2 Спортивное воспитание и ЗОЖ Беседа «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек»
Чемпионат школы по футболу 18.09.2015
сентябрь
3 Гражданско- патриотическое воспитание Классный час «Крещение Руси – обретение истории»
Единый урок мира
Беседа «70-летие окончания Второй Мировой войны» 1.09.2015
1.09.2015
2.09.2015
4 Культура личности Тематический урок «Я талантлив!» 25.09.2015
5 Школа и семья День Знаний: общешкольная линейка
Выбор органов самоуправления в классе
Проведение родительского собрания 1.09.2015
1.09.2015
17.09.2015
Октябрь, 2015 1 Духовно-нравственное воспитание Беседа- диалог «Так ли безобидны современные молодежные течения и увлечения?»
Тренинг «Мои добрые дела» 2.10.2015
9.10.2015
2 Спортивное воспитание и ЗОЖ Чемпионат школы по волейболу
Школьная олимпиада по физической культуре октябрь
октябрь
3 Гражданско- патриотическое воспитание Тематический урок «Подготовка детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций»
Классный час «Символы России»
Инструктаж по ПДД в связи с началом осенних каникул «Обязанности пешеходов и пассажиров» 6.09.2015
16.10.2015
31.10.2015
4 Культура личности Праздник «День учителя»
Диспут «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?»
Поездка в театр 2.10.2015
23.10.2015
октябрь
5 Школа и семья Подведение итогов 1 четверти 31.10.2015
V. Критерии оценки
Критерии факта:
1. Упорядоченность жизнедеятельности школы:
соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы возможностям и условиям данной школы;
разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий;
скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность;
согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе;
связь учебной и вне-учебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.
2. Сложившийся единый школьный коллектив, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение.
Педагогическая часть коллектива представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству.
В ученической среде высоко развито коллективное самосознание, «чувство школы».
Школьный коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, привычкам, традициям.
Критерии качества:
1. Приближенность воспитательной системы к поставленным целям.
2. Дружественный психологический климат в школе, социальная защищенность ребенка, комфорт.
3. Ученики с уважением относятся к учителям и другим работникам школы.
VI. Заключение
Данная воспитательная система может быть создана в любой школе. Но создание воспитательной системы – это не самоцель. Она создаётся и совершенствуется в целях личностного развития школьников и зависит, главным образом, от совместных усилий педагогов, детей и их родителей.
VII. Литература
1. Закон об образовании РФ
2. Закон об основных гарантиях прав ребенка
3. Конституция РФ
4. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
VIII. Приложения