ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: «ПРАВОПИСАНИЕ О/Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»


УДК 372.881.161.1
Практическая методика изучения темы:
«Правописание о/Е после шипящих в суффиксах существительных»
Н.Ю. Кравченко
Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса
В этой статье рассматривается практическая методика изучения темы: «Правописание О/Е после шипящих в суффиксах существительных»: место и содержание данной темы в курсе учебной дисциплины Русский язык и особенности её изучения.
Ключевые слова: орфограмма, правило, дидактический материал, существительное, суффикс, ударение
1. Место и содержание темы в курсе учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык
Узкое правило в программах и темпланахРабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык (сост. Слизевич Т.И., преподаватель ГБОУ РХ СПО ХПК) Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык (сост. Кравченко Н.Ю., преподаватель ГБОУ РХ СПО ХКПТЭС)
Орфограмма «О/Е после шипящих в суффиксах существительных» изучается в теме «Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок на З/С», которая включена в раздел «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография» и в теме «Правописание суффиксов и окончаний имён существительных и прилагательных», включённой в раздел «Морфология и орфография».
Орфограмма изучается во I семестре [1]. Орфограмма «О/Е после шипящих в суффиксах существительных» изучается в теме «Правописание суффиксов и окончаний имён существительных и прилагательных», включённой в раздел «Морфология и орфография».
Орфограмма изучается во II семестре [2].
Правило в параллельных учебниках
Каждой программе соответствует определённый учебник, где и конкретизируются содержание правила и методика его изучения.
Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 368 с. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 448 с.
Отдельного параграфа по теме «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных» нет. В разделе «Морфология» в параграфе № 40 «Правописание суффиксов имён существительных» в таблице «Правописание суффиксов, вносящих в существительные добавочные оттенки значения» при суффиксах -ек, -ик, -ок есть правило «Под ударением после щипящих вместо суффикса -ек пишется -ок» с примерами звоночек – крючОк, горошек - петушОк. Там же при суффиксах -оньк-, -еньк-, -ёнк- (-онк-), -к- есть правило: « Суффикс -ёнк- имеет пренебрежительное значение и пишется без ь (после шипящих под ударением пишется -онк-)
В параграфе есть 3 упражнения (218, 220, 221) включающих орфограмму «О/Е после шипящих в суффиксах существительных» [3]. Отдельного параграфа по теме «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных» нет. Эта орфограмма входит в состав параграфа № 21 «Употребление гласных после шипящих» из раздела «Морфология и орфография». Правило написания данной орфограммы указано в пятом пункте общего правила: «В суффиксах существительных (-ок-, -онк-, -онок-) и прилагательных (-ов-) после шипящих под ударением пишется о: старичок, старушонка; холщовый, ежовый. Буква е (ё) пишется в глагольном суффиксе -ёвыва- (затушёвывать); в суффиксах существительных -ёвк-, -ёр- (бечёвка, монтажёр); в суффиксах прилагательных -ён- (золочёный) в суффиксах страдательных причастий -ённ- (сожжёный).
В параграфе есть 3 упражнения (109, 111, 112) включающих орфограмму «О/Е после шипящих в суффиксах существительных» [4].
2. Лингвистические особенности темы
Орфограмма как факт правописания
«О/Е после шипящих в суффиксах существительных» – это орфограмма, так как между написанием и произношением суффиксов есть расхождение.
Нарушая правила правописания о и е в суффиксах существительных после шипящих, обучающиеся или пишут вместо буквы о букву ё («бочёнок», «старичёк» и т.п.), или вместо буквы е букву и («овражик», «орешик» и т.п.).
Рассмотрим причины ошибок.
Иногда обучающиеся существительные с суффиксами после мягких шипящих пишут по аналогии с существительными типа котёнок.
Ошибки появляются в случае, если обучающиеся не умеют определять лексическое ударение в слове или неправильно произносят слова («сапОжек» вместо сапожОк). Трудными в этом отношении являются для них слова внучек, ремешок, черешок, очажок, стежок, сапожок и др.
Неумение разобраться в составе слова – одна из серьёзных причин появления ошибок. Особенно затрудняют обучающиеся в этом отношении существительные горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, лужочек, крючочек, пучочек, сучочек, стручочек, внучонок, волчонок и т.п.Обучающиеся подчас отождествляют понятия «корень» и «середина слова» и руководствуются таким правилом: «В середине слов под ударением после шипящих пишется ё» (под влиянием правила правописания о и е после шипящих в корне слова). В силу указанных причин ошибки бывают главным образом в существительных с суффиксами –оч/ек-, -онок- (крючочек, галчонок и т.п.).
Ошибки типа «овражик», «орешик» появляются в том случае, если обучающиеся неправильно склоняют такие существительные («овражика, орешика, овражику, орешику» и т.п.) [5].
Тип, вид орфограммы и условия её выбора
Для анализа орфографической темы необходимо знать типы орфограмм (орфограммы-буквы и небуквенные орфограммы – орфограммы-дефисы, орфограммы-пробелы, орфограммы-чёрточки, орфограммы-контакты), уметь анализировать сложность темы – сколько вариантов имеет орфограмма, какие опознавательные признаки/условия выбора орфограммы и в какой последовательности отражены в орфографическом правиле [6].
«О/Е после шипящих в суффиксах существительных» – по типу буквенная орфограмма, по виду – гласная буква в суффиксах существительных; имеет следующие условия выбора и опознавательные признаки: фонетические – ударный или безударный слог, позиционные – середина слова, морфемные – суффикс, морфологические – существительное, словообразовательные – образование от существительного. Приметы орфограммы отражаются в образце письменного разбора, поэтому необходимо установить взаимосвязь между орфограммой и образцом её письменного разбора.
Графическое обозначение данной орфограммы предполагает: 1) указание производящего слова, 2) обозначение суффикса, 3) постановку ударения, 4) подчёркивание орфограммы: ежонок (ёж).
Академическая формулировка орфографического правила
Название орфограммы конкретизируется с помощью специальных формулировок, которые и являются правилом. Академические (научные) формулировки орфографического правила отражены в специальном сборнике (своде) и в лингвистических исследованиях и пособиях по орфографии.
Параграф 4.
Если после ж, ч, ш, щ под ударением произносится о, то буква о пишется:
В суффиксах существительных
-ок (рожок, петушок)
-онок (медвежонок, мышонок)
-онк-а (книжонка, ручонка) …
Во всех прочих случаях после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква ё, хотя и произносится о
В суффиксе существительных -ёр (дирижёр, стажёр, ухажёр)
В суффиксе отглагольных существительных –ёвк- (перекорчёвка, размежёвка) …
Параграф 5.
В русских словах в неударяемых слогах после ж, ч, ш, щ буква о не пишется, например: горошек (ср. петушок) … [7]
Суффикс -оньк- и -еньк-
Суффикс -оньк- пишется после твердых согласных корня. Например, головонька (голов-а), берёзонька (берёз-а);
Суффикс -еньк- пишется после мягких согласных, шипящих и гласных. Например, зоренька (зор-я), свеченька (свеч-а) [8].
Важно знать нерешённые проблемы орфографии, чтобы объяснить обучающимся расхождения в словарях и др. литературе, разграничивать ошибки грубые и негрубые.
В материалах по реформе орфографии наше правило не отражено.
Историческая справка
Правило нередко требует исторического комментария.
В древнерусском языке согласные шипящие звуки [ч], [ш], [ж] и [щ] были мягкими. Буквы я, ю, е, и и ь после шипящих обозначали их мягкость. Со временем [ж] и [ш] отвердели, сохранили мягкость лишь [ч] и [щ].
Разнообразие написаний с буквами ж, ш, ч и щ в современном письме объясняется историческими причинами [9].
Связь правила с образцом, алгоритмом рассуждения (ответа)
Образец рассуждения необходим обучающимся для правильного применения правила к новым примерам.Орфографическое правило Образец рассуждения, развёрнутого ответа
(на примере конкретных слов)
После шипящих под ударением в суффиксах имён существительных пишется буква о, без ударения – е. Существительное снежок образовано от существительного снег. Выделяем суффикс -ок. Суффикс стоит после корня, оканчивающегося на шипящий. Ставим ударение. Ударение падает на суффикс, поэтому в суффиксе пишем гласную о.
Существительное доченька образовано от существительного дочь. Выделяем суффикс -еньк-. Суффикс стоит после корня, оканчивающегося на шипящий. Ставим ударение. Ударение падает на корень, поэтому в суффиксе пишем гласную е.
3. Дидактический материал
Основной дидактический материал
Виды ДМ многообразны:
По характеру примеров – ДМ текстовый и нетекстовый (словный, словосочетательный, фразовый);
По наличию контекста – неконтекстный (н-р, словный, морфемный) и контекстный;
По программной направленности – ДМ одноуровневый, одноаспектный (н-р, по орфографии); разноуровневый, разноаспектный – по орфографии и пунктуации, лексике и синтаксису и т.д.;
По трудности – типично-частотный, осложнённый, сложный [6].
Для изучения новой темы необходимо подобрать основные, типичные примеры, а из них, в свою очередь, выбираются опорные примеры, которые надо выучить наизусть.
Признаки основного ДМ
По характеру примеров чаще всего это словный ДМ (например, список существительных), реже словосочетательный и фразовый – он необходим, например, для изучения написания частиц НЕ – НИ, Н – НН в полных причастиях.
ДМ по учебной трудности: а) концентрированный, т.е. насыщенный изучаемой орфограммой; б) типично-частотный и осложнённый ДМ; сложный ДМ к основному не относится.
Приведём основной ДМ, учитывая варианты орфограммы.
Типично-частотный словный ДМ
– существительные с суффиксом –ек:
1) после мягких шипящих – комочек, песочек, человечек, кусочек, замочек, внучек.
2) после твёрдых шипящих – орешек, овражек, горошек, камешек.
– существительные с суффиксом –ок:
после мягких шипящих – сучок, пятачок, старичок, червячок, крючок, пучок, сучок, волчок, бачок, бычок, дурачок, жучок, значок, каблучок, клочок, колпачок, мужичок, новичок, скачок, сундучок, толчок, тупичок, язычок. после твёрдых шипящих – снежок, лужок, кружок, пастушок, посошок, порошок, корешок, дружок, петушок, бережок, пирожок, сапожок, пушок. Осложнённый ДМ – слова, в которых учащиеся затрудняются выделить суффиксы: дружочек, кружочек, крючочек, пучочек, стручочек, сучочек, листочек, пенёчек [5].Дополнительный дидактический материал
Словосочетательный ДМ:
Белый снежок, детская ручонка, маленький зайчонок, милая крошечка, любимая доченька, пожилой мужичок, оранжевый кружок; старичок выдумщик, пучочек соломы, клочок сена. Фразовый (предложенческий) ДМ:
пословицы (Куда пастушок, туда и посошок. Личиком бел, да душою чёрен. В чужом глазу сучок видим, а в своём и бревна не замечаем),поговорки (Говорит, словно реченька журчит),
загадки (Сеюсь как из сита, но не порошок, заползаю в жито, но не червячок),
скороговорки (Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон), авторские предложения (Пирожок лишь разломила да кусочек прикусила (А.С. Пушкин). Это был мальчик упрямый и сильный, «мужичок в мешочке», – улыбаясь, называли его между собой учителя в школе (Пришвин). Собирай, старуха, одежонку, собирай (А. Островский).
Текстовый ДМ
Молодой дириж(ё,о)р в ч(ё,о)рной ш(ё,о)лковой рубаш(о,ё)нке перед концертом сидел на ж(ё,о)стком диване и пил деш(ё,о)вый ж(ё,о)лудёвый кофе, любуясь своим отражением в самоваре. В это время на форточку сел любопытный галч(о,ё)нок, посмотрел по сторонам и вдруг совершил неожиданный скач(о,ё)к в сторону самовара.
Это типизированный текстовый ДМ, не требующий атрибутирования. Применим в обучающих диктантах и иных упражнениях по данной теме, т.к. является с этой точки зрения орфографически концентрированным: на 37 слов 9 орфограмм.
4. Методика изучения темы
Приёмы активизации внимания обучающихсяВоспитанию интереса к теме, активизации внимания способствуют проблемные ситуации.
Вариант 1. Начинаем урок интригой – например:
Рисуем на доске табличку, состоящую из двух столбиков. В первом записываем существительные с гласной о в суффиксах после шипящей, во втором – с гласной е. После этого предлагаем обучающимся найти общее между этими двумя столбиками (там и там существительные с похожими суффиксами ). Затем найти различия (о – е). И в итоге натолкнуть на то, чтобы они самостоятельно сформулировали правило.
Вариант 2. Игра «Четвертый лишний»
Давайте поиграем в «4-ый лишний». Прочитать ряд
Жуч…к, ореш…к, свеч…й, реч…нька.
- Найдите лишнее и объясните почему.
- Посмотрите, в какой части слова пропущены буквы. Вы правы, что в слове свечой буква пропущена в окончании (зачеркнуть лишнее слово).
Итак, в трех словах (прочитать эти слова) есть орфограмма, которую мы будем сегодня изучать. Давайте назовем ее основные приметы и одновременно сформулируем тему.
Речевая таблица с опорными примерами – наглядность «до знаний»
Речевые таблицы включают минимум опорных примеров, противопоставление которых выражается визуально (столбиками или колонками). Визуально-графически оформленные речевые таблицы помогают осознать правило и воспроизвести его по опорным примерам.
ео
доченька
орешек
подушечка мышонок
снежок
рубашонка
Компакт-схематические таблицы – наглядность «после знаний»
После анализа языковых примеров и изучения правила для его лаконизации используются компактные таблицы-схемы, в которых вербальная информация сведена к минимуму и небуквенные графические средства помогают зрительному запоминанию правила.

Библиографический список
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальностей СПО / сост.: Т. И. Слизевич и др. – Абакан, 2014.
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальностей СПО / сост.: Н. Ю. Кравченко. – Абакан, 2014.
Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Баранов М.Т. Обучение русскому языку в 6 классе. – М., 1990.
Методика преподавания русского языка / ред. М.Т. Баранов. – М., 1990.
Правила русской орфографии и пунктуации / Щерба Л.В., Ушаков Д.Н., Бархударов С.Г. и др. – М., 1956 и переиздания.
Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. – М., 1983.
Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1978.
Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М., 2003.
Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М., 1991.
Острикова Т.А. Тренинг: методика изучения узкого орфографического правила. – Абакан, 2004.
N. Y. Kravchenko. Practical technique of studying of a subject: “Spelling letters О/Е in suffixes of nouns”
In this article a practical technique of studying of a subject: “Spelling letters О/Е in suffixes of nouns”: place and contents of this subject in a subject matter “Russsian” and features of its studying is considered.
Key words: spelling pattern, rule, didactic material, noun, suffixes, stress-mark.
Кравченко Надежда Юрьевна – преподаватель русского языка и литературы Хакасского колледжа профессиональных технологий, экономики и сервиса (Абакан).
Kravchenko Nadezhda Yurevna - teacher of Russian and literature Khakass College of professional technologies, economy and service (Abakan).