Использование интерактивных, информационных технологий на уроках информатики
Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі
Павлодар технологиялық колледжі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский технологический колледж
Доклад на тему:
«Использование интерактивных, информационных
технологий на уроках информатики»
Подготовила: Ахметова М.М.
Пәндік\ циклдік\ комиссиясында қаралған жалпы білімділік
Одобрен предметной \ цикловой \ комиссией общеобразовательных дисциплин
«_____» ___________________ 2011 ж.г.
Хаттама\ Протокол № __
Комиссия төрағасы\Председатель комиссии ______________________
Работа с интерактивной доской позволяет учителю использовать уже существующие программные продукты для образования, совершенствовать их за счет новых возможностей, достаточно быстро создавать педагогические приложения различного назначения.
Интерактивная доска — это поверхность, на которую можно проецировать экран монитора с помощью проектора, причем это чувствительная поверхность, которая позволяет использовать ручку (или даже палец), чтобы рисовать, писать на самой доске и управлять работой компьютера, подключенного к интерактивной доске, так же как мышью. Существует два основных типа интерактивных досок: твердые и мягкие. Твердые интерактивные доски имеют твердую намагниченную поверхность за экраном и предполагают использование специальных ручек. Мягкие интерактивные доски имеют упругую мембрану, по поверхности которой тоже можно рисовать или писать пальцем либо специальной ручкой. Все, что можно показать на мониторе компьютера, может быть спроецировано на интерактивную доску. Изменения, которые вносит пользователь в ходе работы с доской , пересылаются на компьютер и могут быть сохранены и использованы на последующих уроках. Применение технологии мультимедиа при работе с интерактивной доской достигается за счет подключения к компьютеру колонок и DVD видеопроигрывателя, все эти средства мультимедиа могут быть объединены в одно целое. Если интерактивная доска подключена к Интернету, то учитель в ходе урока может представлять на доске Webсайты, работать с распределенными образовательными ресурсами в режиме реального времени. Специальные программные средства и инструменты (компьютер, проектор, специальные цветные ручки для рисования, аудиоколонки, клавиатура, мышь и устройства для голосования), которые прилагаются к большинству интерактивных досок, создают разнообразные возможности для совершенствования методики проведения занятий. Рассмотрим некоторые основные программноаппаратные средства интерактивной доски.
Обычный, или графический, планшет
Беспроводное оборудование, имеющее почти такой же размер, как лист бумаги формата А4, позволяет управлять интерактивной доской из любого места в классе. Это может делать учитель или ученик, держа планшет и используя специальную ручку. В этот момент курсор на интерактивной доске движется точно так же, как на планшете. Преимущество использования планшета заключается в том, что учитель может находиться в любом месте класса, контролируя все функции интерактивной доски. К тому же планшет позволяет ученикам, которые не хотят идти к доске или не могут физически работать с интерактивной доской, принимать участие на всех этапах урока.
Планшет для ПК
Используя беспроводные соединения для передачи данных с планшета на компьютер, подключенный к интерактивной доске, учитель может отображать информацию на экран доски сразу с нескольких ученических планшетов, установленных в любом месте класса.
Дистанционная клавиатура
Используя дистанционную клавиатуру, учитель или ученики могут вводить текст в компьютер с любого места в классе. Клавиатура подключена к компьютеру беспроводной связью, и набранный текст отображается на интерактивной доске. Это очень практично, когда нужно задействовать письменную речь, и ученики могут делать заметки прямо на интерактивной доске во время обсуждения в классе.
Дистанционная мышь
Этим беспроводным устройством, также известным как гиро мышь, можно управлять работой компьютера, к которому подключена доска из любой точки класса, причем мышь может управлять действиями на экране, перемещаясь как по твердой поверхности, так и по воздуху. Пользоваться дистанционной мышью можно с любого места в классе.
Устройства для голосования
Устройства для голосования позволяют учителям спрашивать и получать ответы на вопросы в электронном виде. Это могут быть вопросы с выбором ответов, или с отбором свойств чеголибо, или с выбором степени вероятности верного ответа. Некоторые устройства для голосования позволяют вводить несколько ответов. Учитель может спросить, понимают ли ученики материал и можно ли двигаться дальше. Так как ученики голосуют анонимно, они не боятся попросить дополнительное время на размышление.
Результаты голосования мгновенно отображаются на дисплее интерактивной доски, позволяя сразу решать возникшие проблемы. Некоторые программные средства позволяют проводить более подробный анализ результатов, чтобы предоставить помощь тем ученикам, у которых результаты ниже среднего.
Диджитайзер (digitizer)
Диджитайзер — это средство, сделанное по типу накладного проектора, которым можно увеличивать непрозрачные объекты. Он позволяет увеличивать и отображать любой маленький предмет на интерактивной доске. Например, учитель может открыть книгу и поместить ее на диджитайзер. Страница ясно отобразится на доске, ее можно записать в память компьютера в цифровом формате. Используя соответствующие программные средства, на изображениях можно помещать комментарии и сохранять их.
Технология видеоконференции
Компьютер с Webкамерой (webcam) позволяет вести видео-конференцию во время урока. Можно установить связи с людьми, находящимися вне класса, и отобразить прямой эфир на интерактивной доске. Технология видеоконференции позволяет «экспертам» участвовать в уроке (например, установив связь со специалистом, который может ответить на вопросы учеников из лаборатории, музея или другой страны). Видео можно сохранить и позже показать еще раз на уроке, используя интерактивную доску, чтобы проанализировать и вспомнить то, что было сказано во время интервью.
Цифровые базы данных
С развитием цифровых технологий развиваются базы данных (банки ресурсов), в которых можно найти и скачать короткие видео или аудиозаписи, а затем представить их на уроке. Проводя поиск материалов в Интернете, учитель может потратить много времени и в конце концов ничего не найти, тогда как в легкодоступных источниках, специально созданных для конкретного урока и размещенных в локальной сети школы, это сделать очень просто.
Рассмотрим методические подходы к обучению с использованием интерактивной доски и ее программноаппаратных средств на примере предмета «Информатика и информационные технологии». Выделим уникальные возможности интерактивной доски, благодаря которым ученики говорят, что уроки с использованием интерактивной доски в целом более увлекательны, чем обычные уроки. Однако не все учителя знают о том, как применять программные средства интерактивной доски на уроках.
Интерактивная доска — незаменимое средство усиления наглядности изложения учебного материала. Она позволяет сделать урок «живым» и увлекательным, собирать и представлять информацию из самых различных источников (многооконный режим), моделировать различные явления и процессы в динамике их развития. Представленные на доске объекты и текст можно перемещать, а нужные области — выделять цветом (например, текст, диаграммы, картинки). Кроме того, части текста, картинки и диаграммы можно маскировать (скрывать), а затем открывать их в нужный момент во время урока. Когда эта возможность использована учителем или учеником перед всем классом, все внимание фокусируется на данном материале.
С помощью интерактивной доски можно демонстрировать компьютерные модели, разнообразные явления и процессы. Такая разновидность компьютерного моделирования осуществляется посредством анимации и иногда называется физическим моделированием. Проведение занятий с использованием средств компьютерного моделирования позволяет визуализировать разного рода явления и процессы, которые не поддаются непосредственному наблюдению.
Компьютерное моделирование целесообразно использовать для изучения процессов, носящих вероятностный характер, недоступных прямому наблюдению, связанных с использованием сложного, дорогостоящего, экологически небезопасного оборудования.
Работа с имитационными компьютерными моделями позволяет существенно сократить время на подготовку и проведение сложных экспериментов, выделить самое важное, организовать интересное научное исследование. Возможность многократного повторения эксперимента позволит обучаемым приобрести навыки анализа результатов эксперимента, сформировать умение обобщать полученные результаты и формулировать выводы.
Учителя могут использовать доску, чтобы записывать на нее мысли и комментарии, выделять цветными карандашами наиболее важный материал. В ходе урока учитель может вызвать к доске нескольких учеников и дать им задание одновременно написать ответы на вопросы в специально выделенных местах на интерактивной доске. Затем учитель фокусирует внимание на заданных вопросах, активно вовлекает учеников в обсуждение сложных вопросов, в дискуссию между учащимися в классе (или между классами).
Интерактивная доска способствует ускорению темпа урока прежде всего потому, что все средства готовы заранее и доступны в любой момент времени.
Заранее учителю можно приготовить тексты с гиперссылками на мультимедиа файлы и Интернет, таблицами, диаграммами, картинками, музыкой, схемами, CD-ROM по предмету. В ходе урока все эти материалы могут быть отображены на экране и сохранены для дальнейшей работы. Можно также посмотреть файлы с прошлых уроков, чтобы подкрепить изученный материал.
Ранее уже говорилось о том, что интерактивная доска — изображение дисплея компьютера учителя. Это означает, что все программные средства, находящиеся на компьютере, могут быть отображены на доске.
На уроке учитель может использовать такие средства и ресурсы, как презентации, текстовые программы, электронные средства учебного назначения, CD-ROM, ресурсы Интернета, изображения (фото, рисунки, диаграммы), видеофайлы (фрагменты из телепрограмм, видеокассеты или видеофайлы цифровых камер), звуковые (аудио) файлы (такие, как фрагменты кассет или радио, записанные учащимся или одним из преподавателей).Любой звуковой файл воспроизводится с помощью подключенных колонок.
Учитель должен уметь использовать программноаппаратные средства интерактивной доски, чтобы делать заметки на экране и выделять нужные объекты. Для этого следует взять специальную ручку и добавлять комментарии, обводить, подчеркивать или выделять что либо на доске, побуждать учеников к дискуссии. Конечно, на обычной доске также можно подчеркивать. Преимущества интерактивной доски заключаются в том, что заметки добавляются к страницам, которые были приготовлены до урока; заметки можно стирать, а можно сохранять после окончания урока.
Можно использовать различные цвета для выделения и подсветки, что улучшает восприятие информации.
Функция под названием «перетаскивание» позволяет передвигать текст или картинки на доске путем нажатия на изображение предмета, который нужно переместить: сначала держа и передвигая его, а затем ослабляя нажатие там, где следует его оставить, т.е. так же как двигать монетку по поверхности стола. Используя традиционные методы, такого эффекта можно достичь, применяя карточки или вырезая картинки и прикрепляя их к доске. Однако, делая это на компьютере, учитель может управлять процессом и повторять его многократно. Учащиеся в данном случае могут экспериментировать, перетаскивая предметы, повторять эту операцию и, если их ответы неверны, отмечать ошибочное действие и пробовать снова.
Задания с использованием перетаскивания идеальны для привлечения внимания в классе, повторения материала прошлого урока, закрепления знаний или изучения новой темы.
Например, в ходе объяснения устройства компьютера его на экране можно «собрать» из различных комплектующих и сохранить процесс сборки в виде последовательности действий. Можно показать причины отказов или сбоев в работе компьютера, а затем дать задание ученикам устранить сбой, указать последовательность действий по устранению сбоя.
Сохраненные материалы можно поместить в локальную школьную сеть, и ученики могут пользоваться ими для создания новых или развития старых идей.
На уроке можно использовать одновременно многие из пере-численных ранее средств; учитель имеет возможность их выбора и творческого применения. Можно спланировать урок заранее, что обеспечивает ускорение темпа урока и более эффективное использование учебного времени. В процессе подготовки урока можно создать ссылки с одного файла на другой (например, на звук, видеофайл или интернет-страницу). Это экономит время на просмотр других ресурсов и позволяет интегрировать различные средства технологии мультимедиа, давая возможность одновременного использования аудио и видеоинформации; можно представить новый материал одновременно на нескольких слайдах с соблюдением логической последовательности изложения учебного материала.
После окончания урока созданные учителем файлы могут быть сохранены в школьной сети, чтобы затем ученики могли их посмотреть. Файлы можно сохранять в исходном виде или с изменениями, внесенными в ходе занятия, включая все заметки и задания. Эта возможность важна как для учителей, так и для учеников, потому что позволяет просматривать и повторять пройденный материал.
Итак, всю информацию, которую позволяет воспроизводить компьютер, можно показать на интерактивной доске, включая графики, диаграммы, анимацию, звук и видео. Разнообразие материалов позволит учителю расширить потенциал используемых методик обучения, направленных на улучшение образовательного процесса. Специальные устройства для голосования, которыми может быть укомплектована интерактивная доска, позволяют проводить быстрые опросы. Программное обеспечение интерактивной доски позволяет также использовать распределенные информационные ресурсы Интернета, тематические Web-сайты и др.
Интерактивные доски полезно использовать для защиты учебно-исследовательских проектов, доказательства теорем, вывода формул, представления идей. Рассмотрим преимущества, которые получают учителя и ученики при использовании интерактивной доски в учебном процессе.
Использование интерактивной доски позволит учителю:
• общаться с учениками на уроках лицом к лицу;
• рисовать и писать комментарии прямо на материалах из сети Интернет; способствует профессиональному развитию учителей; содействует творчеству учителей;
• сохранять и печатать все, что есть на доске, включая комментарии, сделанные во время урока, исключая повторения действий и облегчая просмотр материалов;
• применять различные методы и стили обучения;
• тиражировать учебные материалы и делиться идеями, опытом и разработанными материалами с другими учителями.
Учителю необходимо, во-первых, понимать, что программное обеспечение, прилагаемое к интерактивной доске, и его потенциал призваны помочь в создании обучающих средств; во-вторых, уметь определять, какое средство будет способствовать повышению эффективности обучения конкретному предмету с помощью программно-аппаратных средств интерактивной доски.
Использование интерактивной доски позволит ученикам:
• активно участвовать в индивидуальной и групповой работе, развивая социальные и коммуникативные умения;
• повысить заинтересованность и мотивацию, улучшить запоминание учебного материала;
• не тратить время на переписывание учебного материала с доски, так как есть возможность сохранять и печатать все то, что изображается на доске;
• лучше усвоить пройденный материал за счет усиления наглядности изложения и автоматизации рутинных операций по поиску материала, написания формул и рисования схем;
• уделить больше внимания изучению более сложных тем и вопросов;
• проявить самостоятельность и более творчески выражать свои мысли перед одноклассниками, что укрепит их уверенность в себе.
При установке интерактивной доски в классе необходимо соблюдать следующие требования:
• избегать попадания прямого солнечного света на доску;
• регулировать изображения из проектора и избегать искажения изображения;
• позаботиться о сохранности поверхности доски и обеспечении необходимой технической поддержки, чтобы минимизировать возможные проблемы.
Интерактивная доска — это одно из самых новых и эффективных средств ИКТ, которое все шире используется в российских школах.