«Внедрение здоровьесберегающих технологий при чтении художественных и фольклорных текстов»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
«Внедрение здоровьесберегающих технологий
при чтении художественных и фольклорных текстов»
Работу выполнила:
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 35.
г. Дзержинска
Старова Юлия Валерьевна.
Педагогический стаж 17 лет.
Стаж работы учителем
начальных классов 17 лет.
Образование высшее.
Нижний Новгород
2012 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..2
Глава 1. Особенности здоровьесберегающих технологий в начальной школе... 4
Что такое здоровье?.........................................................................................................4
Факторы влияющие на здоровье....5
Важная проблема образовательного процесса.5
Здоровьесбергающие технологии, как средство решения проблемы7
Глава 2. Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках литературного чтения...10
2.1. Констатирующий эксперимент10
2.2. Формирующий эксперимент14
2.3. Контрольный эксперимент...24
Заключение...28
Литература29
Приложения:
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,
что по истине здоровый нищий счастливее больного короля».
Артур Шопенгауэр.
Здоровье детей и подростков – одна из важнейших факторов государственной политики страны. Реформирование системы образования и воспитания путём совершенствования социальной сферы и повышения уровня медицинского обслуживания – важнейшая государственная задача. Фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском возрасте. Недаром существует лозунг «Здоровый ребёнок – здоровая нация».
Сегодня в современном мире прослеживается высокий темп индустриализации в обществе, что ведёт к недостаткам семейного воспитания, как следствие дети приходят с низким уровнем развития навыков в самообслуживании, низким уровнем культуры чувств ( психологическая проблема).
Современные дети требуют поисков иных эффективных подходов в обучении, которые должны основываться на индивидуализации и социализации. Отсюда и тема моего исследования: « Внедрение здоровьесберегающих технологий при чтении художественных и фольклорных текстов».
Цель исследования: описать систему внедрения здоровьесберегающих технологий при чтении художественных и фольклорных текстов.
Задачи исследования:
Изучение научной литературы по указанной проблеме;
Создание пакетов диагностических материалов;
Создание системы работы по проблеме;
Адаптация системы;
Выявление динамики воздействия указанной системы здоровьесберегающих технологий на общее развитие детей, на уровень предметных успехов и физическое здоровье обучающихся.
Предмет исследования: исследование психического и физического здоровья ребёнка.
Объект исследования: влияние читательской деятельности на личность ребёнка.
Гипотеза исследования:
при внедрении системы здоровьесберегающих технологий у детей разовьётся представление о здоровье, сформируется готовность укреплять собственное здоровье;
обучающиеся смогут расширить знания о правилах питания, проявят готовность соблюдать эти правила;
появится интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, а также чувство уважения к истории русского народа;
расширится кругозор обучающихся, творческие способности и интерес к познавательной деятельности;
через волонтёрскую работу приобретут коммуникативные навыки и научатся эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
Методы исследования:
теоретический метод;
диагностический метод;
аналитический метод;
статистический метод;
группа практических методов.
База исследования:
МОУ СОШ № 35 (город Дзержинск), 1-4 класс, с 2004 учебного года по 2008 учебный год;
МОУ СОШ № 6 ( п.г.т. Пыра), 3 класс, 2008-2009 учебный год.
Результаты апробации:
Улучшение психофизического состояния обучающихся;
Призовые места в городских, областных, региональных конкурсах;
Участие в конкурсе « Профи 2007»;
Информация о работе в Российском журнале «Здоровье детей»№1, 1-15 июня/2008.
Публикация статьи в Российском журнале «Здоровье детей»№24, 16-31 декабря/2008
Использование вышеописанной системы в практике работы других учителей.
Глава 1. Особенности здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
«Здоровье-способность человека сохранять соответствующую
возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных
и качественных параметров триединого потока
сенсорной, вербальной и структурной информации».
И. И. Брехман.
1.1. Что такое здоровье?
Здоровье – это состояние полного психического, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Сам термин «здоровье» в словаре С.И.Ожегова рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие.
Ребёнка можно назвать здоровым, если:
в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном – честен, самокритичен;
в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
Наше общество подвергается сегодня информационному шквалу. Каждое десятилетие объём информации удваиваются, а каждые семь лет обновляется на 50%, поэтому категория «объём знаний» перестаёт играть ведущую роль. Вопрос «что учить?» закономерно заменяется вопросом «как учить?» По данным Минздрава России, только 5% выпускников школ являются сегодня практически здоровыми, 25-30% имеют отклонения при поступлении в школу; 50% учащихся теряют здоровье в начальной школе.
1.2. Факторы влияющие на здоровье.
На здоровье школьника влияют две группы факторов.
Первая группа – это факторы, не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в семье, качественная и своевременная медицинская помощь и т.д.)
Вторая группа – это управляемые факторы. Под этими факторами подразумевается организация здоровьесохраняющего характера обучения и оздоровительно - профилактических мероприятий, направленных на восстановление физического, психического и социального здоровья детей.
Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, и на этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни (ЗОЖ) во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами тому, что дети приходят с ослабленным здоровьем. Кроме того – перегрузка учебного процесса – 40% учебных программ рассчитаны на «продвинутых» детей.
В целях улучшения здоровья обучающихся, профилактики заболеваний направлением в работе школы стала валеологизация учебно–воспитательного процесса.
Задача этого направления имеет три взаимосвязанных аспекта:
Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимания ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждении и роста желания следовать ЗОЖ.
Обучающий, состоящий в обучении детей нормам ЗОЖ, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек с рекомендациями по их устранению.
Непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространённых заболеваний.
1.3. Важная проблема образовательного процесса.
Учитывая вышесказанное, основной целью начального образования является – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. А значит, работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
«Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приёмов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов и отвечающую единству целей, задач, идеологии. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей!» [20].
В связи с этим, я одной из главных задач поставила внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий.
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА
ФАКТОРЫ, НЕ ПОДДАЮЩИЕСЯ УПРАВЛЯЕМЫЕ
НАШЕМУ УПРАВЛЕНИЮ ФАКТОРЫ
СТРУКТУРА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ
В ХОДЕ В ХОДЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВНЕКЛАССНОЙ И
ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ
Программа МППП МППП
(связь медицинских, педагогических Спец.мед.группа
и психологических блоков) Организация питания
Построение уроков, использование Дни Здоровья
интерактивных форм организации Спортивные секции
учебного процесса Работа с родителями
Зарядка Кружок «Разговор о
Расписание правильном питании»
3 часа физкультуры
Физкультминутки на уроках
Профилактика зрения
Уроки на свежем воздухе
Валеологические упражнений
Здоровьесберегающие технологии, как средство решения проблемы.
Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизического состояния.
Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на уроках, занятиях и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребёнок-субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечён в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
Построение учебно-воспительного процесса в соответствии закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, переход от поэтапных действий к автоматизированным.[22].
Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение« по единицам, а не по элементам», принцип целостности.
Осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным, он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определённый период времени.
Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребёнка к условиям школы: в 2 раза снижается уровень общей заболеваемости, число случаев обострения хронических заболеваний, пропуски по болезни. [22].
Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряжённой активной работы расслабления, произвольной и эмоциональной активации необходимы для предотвращения переутомления детей.
Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения -необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
Комплексное закаливание детей
В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьника.
Достоверно, что школа, давая знания детям, очень часто приносит огромный вред их здоровью. К окончанию четвёртого класса многие дети приобретают ряд заболеваний, которые впоследствии переходят в хронические. Поэтому педагоги, психологи, медики и, конечно, родители задаются вопросом: как сделать урок здоровьесберегающим? А может, сегодня пора задуматься об уроке здоровьеразвивающим?
Формы внедрения здоровьесберегающих технологий:
Валеологические упражнения;
Массаж;
Самомассаж;
Упражнения на дыхание;
Да, сохранить, укрепить здоровье ребёнка сегодня необходимо. Но это сегодня, а завтра?
Думаю, что наша задача сегодня - научить ребёнка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки надо строить, ставя перед собой и учениками именно эти цели.
Место использования форм здоровьесберегающих технологий:
Упражнения нужно проводить с учётом разного времени и разных этапов урока;
. Урок будет нести радость, будет сдоровьесберегающим и здоровьеразвивающим, если ребята вместе с учителем будут предполагать и сомневаться, искать и находить ответы на вопросы. Удивительно, но дети забывают о том, что идёт урок, - они вместе проживают, тот отрезок времени, в течение которого они учатся, познают новое и взрослеют. Ведь когда ребёнок совершенно свободно чувствует себя в классе, когда ему интересно общаться с учителем и он хочет идти вперёд сам-это ли не несёт ему здоровье
« Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.»[13].
Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель: сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения самых элементарных правил здоровьесбережения.
Основные задачи:
Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
Добиться выполнения элементарных правил здоровьсбережения (на уровне первоначального умения).
Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Решение этих задач осуществляется поочередно через представления педагогом элементарных правил здоровьесбережения (показ валеологических упражнений, физкультминуток, просмотр здоровьесберегающих наглядных пособий). Всё это создаёт ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.
Этап углублённого изучения.
Цель: сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
Данные задачи могут решаться одновременно. На этом этапе метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия. Такой подход позволяет более углублённо познать основы здоровьесбережения.
Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Цель: умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны. На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.
Глава 2. Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках литературного чтения.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей запланировано мной в ходе экспериментальной работы, которая включает в себя три этапа:
Констатирующий эксперимент. (сентябрь)
Формирующий эксперимент. (октябрь-апрель)
Контрольный эксперимент. (май)
2.1. Констатирующий эксперимент.
Задачи эксперимента:
Выявить по всем направлениям состояния здоровья обучающихся;
Уровень информированности обучающихся;
Грамотность в области здоровья родителей.
Дети в предлагаемых мероприятиях участвуют с удовольствием, проявляют инициативу и выдумку.
В ходе занятий дети получают дополнительные знания в области истории, литературы, изобразительное искусства, что способствует расширению их общего кругозора. Также дети самостоятельно находят ответы на интересующие их вопросы, и готовят сообщения, используя новые информационные технологии (Интернет).
Также об эффективности результатов красноречиво говорят составленные мной диаграммы:
Таблица показателей здоровья.
(Информация предоставлена медицинским работником)
Показатели
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Нормосоматическое развитие
92,9%
92,9%
92,9%
92,9%
1 группа
2 группа
3 группа
9,5%
86,5%
4%
9,5%
86,5%
4%
9,5%
86,5%
4%
9,5%
86,5%
4%
Основная группа
Подготовительная группа
Специальная группа
52,5%
43,5%
4%
52,6%
43,4%
4%
52,6%
43,4%
4%
52,6%
43,4%
4%
Нарушение осанки
14%
11%
9%
4%
Нарушение зрения
9%
9%
9%
9%
Не болевшие дети
32%
44%
53%
65%
На начальной ступени обучения отмечался высокий фоновой уровень распространённости хронических заболеваний. Стабильными на протяжении четырёх лет обучения показатели групп, которые в значительной степени определяются общей учебной нагрузкой обучающихся в урочное и неурочное время. Отрадно то, что показатели нарушения осанки уменьшились, а показатели нарушения зрения держатся на одном уровне.
Сравнительная характеристика физических показателей состояния здоровья учащихся.
Всего обучающихся
Состояние
здоровых детей
Кол-во дней,
пропущ. по болезни
Кол-во детей,
не пропустивших занятия по болезни
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
21
19
19
19
13
13
14
15
236
180
116
101
8
10
12
14
Число не болевших детей к концу четвёртого года увеличился на 73%.
Оценка динамики утомления детей, проведённая в конце второй четверти показала наилучшие индексы у 76% детей. Снижение средних значений индексов наблюдается в пятницу, и соответствовала физиологической кривой работоспособности. Полученные данные были использованы для оптимизации расписания уроков во втором полугодии.
Сравнительная характеристика эмоционального состояния учащихся
(Информация предоставлена школьным психологом)
Класс
Произвольность процессов
Настроение учащихся
Мотивация
Низкий. Средний Высокий
Негатив. Нейтральн. Полож
Учебн. Внеуч. Внешн.
1
7 уч-ся 11уч-ся 8 уч-ся
14% 54% 32%
37% 13% 50%
2
6 уч-ся 9 уч-ся 11 уч-ся
7% 37% 56%
48% 24% 28%
3
3 уч-ся 7 уч-ся 15 уч-ся
5% 26% 69%
78% 12% 10%
4
3 уч-ся 7 уч-ся 15 уч-ся
5% 26% 69%
78% 12% 10%
Индивидуальная заинтересованность (успешность) обучающихся
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Благодаря разработанной мною системы у детей возрос интерес к изучаемым темам. Дети постепенно раскрепостились: начали самостоятельно не только подбирать соответствующую информацию по темам, но и искать ответы на интересующие их вопросы в дополнительных источниках. С удовольствием выступают перед одноклассниками и перед учащимися других классов. На диаграмме хорошо проектируется индивидуальный рост успешности в области здорового питания.
Общеклассная заинтересованность 13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
На диаграмме общеклассной заинтересованности программой «Разговор о правильном питании прослеживается рост количества детей заинтересованных в изучении программы. Это проявляется в желании участвовать во внеклассной и внешкольных мероприятиях.
Дети уже к концу четвёртого класса осознанно и с желанием принимают участие в предлагаемых мероприятиях. Не боятся выступать перед разновозрастной аудиторией.
Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведёт к повышенной заболеваемости. Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35 минут продолжительность урока, для учащихся 2-4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, динамической паузы, разучивание комплекса физических упражнений и других. Начало учебного дня в начальных классах желательно начинать с организованной зарядки. Учитывая, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз.
Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости - специально сконструированных индивидуально дозированных игр оздоровительной направленности.
Мною была проведена диагностическая работа, по отслеживанию показателей заболеваемости обучающихся по данной системе здоровьесбережения с 1 класса по 4 класс.
Содержание системы направлено:
на развитие способностей к постоянному самообразованию, применению полученных знаний в различных жизненных ситуациях;
на стимулирование творческой активности личности, расширение кругозора учащихся;
на психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;
на обеспечение преемственности содержания различных видов образования, через межпредметные связи (литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, ознакомление с окружающим миром, технология)
Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
Здоровый ребёнок – практическая достижимая норма детского развития.
Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.
Индивидуально – дифференцированный подход– основное средство оздоровительно – развивающей работы с обучающимися.
Вывод.
На протяжении 15 лет я активно изучаю и применяю на практике в начальной школе здоровьесберегающие технологии. У меня сложилась определённая система использования здоровьесберегающих технологий в работе, в первую очередь, над самосовершенствованием, также с учениками, студентами, родителями, коллегами.
Четыре года я использую данную систему в своём классе компенсирующего обучения: у детей наблюдается замедленный темп роста - децелерация[1]; поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты.
2.2.Формирующий эксперимент.
Задачи эксперимента:
Создание системы работы с детьми по внедрению здоровьесберегающих технологий;
Организация сотрудничества с родителями;
Работа с узкими специалистами (медиками, психологами)
Данную систему я использую:
-в ходе проведения уроков литературного чтения;
-в ГПД (кружок);
- в ходе внеклассных мероприятий (тематические конкурсы, викторины);
-во внутришкольной работе (дифференцированное участие в празднике «День семьи и школы»)
-в волонтёрской работе детей («Вкусная литературная гостиная», «Мы читаем сказку», показ тематических спектаклей, беседы по программным темам в параллельном и других классах, не изучающих программу «Разговор о правильном питании».
Для того чтобы занятия были не только интересными, но и эффективными, педагогически целесообразно строить их как игру, позволяющую проявить ребятам свою активность. Среди многочисленных течений современной педагогики наиболее интересными и плодотворными является воспитание художественной культуры, через сказкотерапию.[5].
Деятельный подход, который выражается через элементы артпедагогики (художественная педагогика). По отношению к специальному образованию – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно – направленного процесса, художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность.
Положительное влияние искусства на центральную нервную систему отмечали психиатры А.Л.Гройсман, И.В.Райков.[14]. Последний указывал на психокоррекционное воздействие живописи на человека, особенно при его активном участии в изобразительной деятельности и создании живописного произведения. Наиболее распространенный вид арттерапии – изотерапия (рисование, лепка). В данной работе я использую один из методов художественной терапии – сказкотерапию (использование уже существующих произведений литературы, путём их анализа и интерпретации.
Эта методика способствует социальной адаптации детей 7-11его возраста и позволяет заняться им волонтёрской работой с целью пропаганды культуры здорового питания и здорового образа жизни среди учащихся нашей школы.
Данную методику можно использовать как методику компенсирующего обучения и так же как методику в классах нормы.
В методике заложены основы воспитания культуры здоровья ребёнка, изучение рационального питания, здорового образа жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития, задачами здоровосбережения. [20].
Реализацию здоровьесберегающих технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья обучающихся, но формирования у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботится о своём здоровье.
Содержание программы способствует реализации городской целевой программы «Здоровье и образование» в рамках национального проекта.
Один из главных результатов, которых я добилась, как педагог - это творческая активность детей.
Эти дидактические сказки – обобщённый методический опыт, позволяющий учителю в образной форме представить то, что бывает непонятно после знакомства с теорией. Они были придуманы с той целью, чтобы рассказать просто о сложном.
В этих работах я решаю проблему здорового питания. По своей структуре и содержанию сказки связаны с жизненными проблемами детей.
Групповая сказкотерапия, так же как и индивидуальная, помогает детям, не владеющим элементарными навыками общения, замкнутым, пассивным, или детям с нарушениями поведения, психологически раскрепоститься, осознать значимость своего участия. Позволяет преодолеть трудности и ведёт к позитивному решению проблем детей. Также при создании сказок ведётся активное участие со стороны заинтересованных родителей, что благотворно сказывается на общении родителей с детьми и установлению межличностных отношений.
Проблеме межличностных отношений давно уделяется внимание в школьной практике. Уроки литературного чтения, изобразительного искусства и технологии оптимально подходят для её решения. На них часто проводятся коллективные работы, используются знания многих предметов.
И всё это даёт возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. Создаётся «атмосфера успеха» для ребёнка, веры в положительной результат, утверждение этого чувства в ребёнке, а также поощрение его малейших достижений ведет к тому, что ребёнок с желанием и без страха берётся за предложенную работу, стремится ещё больше узнать о существующей проблеме, проблеме здорового питания.
И, конечно же, решается педагогическая задача - педагогическая коррекция, которая строится на:
Укрепление мелкой моторики руки (дети создают иллюстрации к сказкам, вырезают, клеят, сшивают части сундучка)
Развитие речи (сочинение сюжетов)
Орфоэпические дефекты (работа с чистоговорками, скороговорками)
И базируется на принципах:
рефлексивности (осознание роли каждой сказки для своего собственного и общего развития и здоровья)
доступности (подбор заданий с учётом подготовленности)
сотворчества (помощь учителем, или одноклассникам)
Таким образом, на основе реализации коррекционно-развивающей технологии возможно как успешное усвоение учебной программы, так и сохранение здоровья.
Программы начальной школы по литературному чтению построены на основе двух принципов: художественно-эстетического и литературоведческого. В содержание включены такие произведения словесного искусства, которые формируют у ребёнка чувство прекрасного, воспитывают духовные качества. Для решения этих задач учителям начальных классов необходимо привить обучающимся первоначальные навыки анализа произведения. Начинаю работу с сюжетно-образного анализа. Он позволяет учителю вместе с учениками наблюдать за особенностями композиции, сюжета, авторской позиции, языка, устанавливаем тип сказки. В своей работе использую несколько подходов к анализу сказок: стилистический (языковой) идёт выбор тех слов и выражений, которые помогают лучше понять образ произведения; проблемный анализ – анализируем проблемные вопросы и ситуации; анализ развития действия предполагает работу над сюжетом сказки; анализ художественных образов – анализируются характеры, взаимоотношения, описание пейзажа ил интерьера, выявляется личностное отношение к сказке.
При непосредственной помощи родителей нами создано три книжки-раскладушки. Все книжки помещаются в «Сказочный сундучок здоровья».
В изготовлении книжек-раскладушек я использовала элементы сказкотерапии .[5].
Эта методика даёт положительные результаты детям с проблемами, испытывающими различные эмоциональные и поведенческие затруднения сложности в коммуникативно-рефлексивных процессах, в приятии своих чувств (стыда, вины, лживости).
Сказкотерапия позволяет ребёнку осознать свои проблемы и увидеть пути их решения.[5]. Психологи, использующие работу со сказками, часто отмечают, что на осознаваемом, вербальном уровне ребёнок может и не применять сказку, однако положительный эффект от работы всё равно присутствует, то есть изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребёнка.
Русская педагогика ещё более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признаёт, что «если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сенсацию, она для них всё же останется мёртвую буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребёнок будет взволнован и потрясён ею» [6].
Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребёнка [6].
После Октябрьской революции 1917 года некоторые педагоги восстали против сказки, утверждая, что она уводит детей в мир фантазии, путает их опыт и представление о реальности (М.Яновская). В защиту сказки выступил А.М.Горький, давший исчерпывающие объяснения воспитательной роли сказки и её значения не только в детской, но и во всей художественной литературе [3].
Основоположник российской этнопедагогики Г.Н.Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребёнка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству ещё очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет ещё более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом – вечность в воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу»[17].
Таким образом, сказка живет, несмотря на гонения и играет огромную воспитательную роль. Ведь сказки учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и зла.
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности[3].
Свою работу я начинаю с сюжетно-образного анализа сказки. Он позволяет мне совместно с учащимися пронаблюдать за особенностями композиции, сюжета, авторской позиции, языка.
При работе над изменением сюжета сказки, использую разные методические подходы к анализу сказок: стилистический (языковой), проблемный, анализ развития действий, анализ художественных образов. Особое значение я уделяю подбору персонажей и установлению отношений между ними.
В результате кропотливой работы нами создано три книжки – раскладушки на основе уже известных сказок. При создании сказок была оказана помощь родителями обучающихся.
Совместная подготовительная работа и непосредственное создание книжек-раскладушек со сказками не только обогатила знания родителей в вопросах организации правильного питания в семье, но и позволила вспомнить об истории и традициях русского народа.
Просматривается межпредметная связь: литературное чтение, ознакомление с окружающим миром, технология, изобразительное искусство. Эти книжки могут использоваться как во внеклассных мероприятиях («Вкусная литературная гостиная»), так и детьми-волонтёрами для чтения в других классах. Ведь возрастной диапазон сюжета сказок охватывает детей с младшего школьного возраста и будет интересен детям начальной школы.
Все книжки мы поместили в «Сказочный сундучок здоровья».
В изготовлении самого сундучка немаловажная роль принадлежит родителям.
Совместная творческая деятельность способствовала семейному сплочению и созданию гармонии в семье.
Детали сундучка-шкатулки скреплены между собой швом «через край», который изучали на уроках технологии (по тематическому планированию) и украшены пословицами и поговорками на тему питания, что позволяет познакомить детей с устным народным творчеством. (Межпредметная связь с уроком чтения).
Книжка-раскладушка
«Сказка о потерянном полднике»
Тема: Как правильно питаться, если занимаешься спором.
Задача: Расширить представления детей о роли питания и физической активности для здоровья человека.
Идея создания сказки возникла у учеников 1 класса после посещения Дзержинского молокозавода. В ходе экскурсии дети узнали очень много интересной и полезной информации о молочных продуктах. Детей поразила чистота и стерильность в производстве молочных продуктов. Это экскурсия получила толчком не только к созданию сказки, но и к тому, что дети-волонтёры впервые выступили перед детьми параллельного класса с информацией о том, какую помощь оказывают молочные продукты, особенно, если ты занимаешься спортом.
Вступительное слово (подготовлено обучающимися)
«Жили-были» Так начинается только сказка.
-Верно. Писатели - настоящие волшебники. Они могут придумать целую историю, написать стихотворение, сочинить сказку.
С каждым годом человек растёт, с ним происходят перемены. Вчерашние ботинки начинают жать ногу, а рукава курточки становятся короткими. Но человек растёт не только ввысь. С каждым годом он становится всё более образованным. Делает открытия, узнаёт то, о чём раньше и не догадывается.
Наш класс второй год учится питаться правильно и путешествует с героями: Зелебобой, Кубиком, Бусинкой, Катей, дядей Сашей, тётей Ниной, тётей Дашей. Они очень дружны и к тому же – большие выдумщики.
Вот и мы с учителем придумали сказку, в которой есть опасные приключения и злые волшебники. Но ты, дорогой друг, их не бойся, ведь добро всегда побеждает зло!
Хочешь узнать, как вырасти здоровым? Как правильно есть? Почему лучше есть в одно и тоже время? Что такое меню, полдник? Ответы на эти и многие другие интересные вопросы тебе дадут уроки «Разговор о правильном питании». Присоединяйся!
А сегодня мы предлагаем прочитать тебе сказку. Наверное, ты сначала узнаешь её, но не спеши откладывать книгу. Ведь тебя ждёт увлекательное путешествие. И тебе наверняка захочется самому придумать такую же сказку. Желаем удачи!
До свидания и здоровья тебе,
наш новый друг.
«Сказка о потерянном полднике»
Раскрытие сюжета сказки
За основу сюжета сказки «Сказка о потерянном полднике», была взята русская народная сказка «Гуси-лебеди». Сказка рассчитана для чтения детей младшего школьного возраста (дошкольного, учеников 1х или 2х классов). Она более понятна для этого возраста.
Сюжет развивается вокруг брата Иванушки и сестрицы Алёнушки, как и в оригинале сказки. Дети остаются одни, а старшей сестре велели не только присматривать за братом, но и покормить его полдником, но непослушного Иванушку крадут (заменившие гусей-лебедей) кишечные бактерии. Так же как в сказке, Алёнушка пошла выручать своего братца. По дороге она встречает полезные для здоровья, входящие в рацион полдника продукты-предметы: хлебобулочные горы, молочную реку с кисельными берегами, творожные леса и кефирное озеро. Сестрица, пройдя испытания, находит братца в избушке ведьмы-Дизбактериоз. Кроме неё в сказке присутствуют её сёстры: Рвота и Диарея. Сестра нашла своего брата больным. Но, несмотря на все трудности, Алёнушка, конечно же, спасает Иванушку. На обратном пути сестре и брату помогают вышеперечисленные полезные продукты питания. И к концу сюжета Иванушка преобразился, похорошел (ведь он уже позавтракал). В конце сказки дети успевают вернуться домой до приезда родителей. А Иванушка с тех пор сам полдничает и других учит правильно кушать.
Книжка - раскладушка
«Сказ о том, как Илюша здоровье искал»
Тема: Что нужно есть, в разное время года.
Задача: познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды;
расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков
Пояснительная записка
Сюжет второй сказки составлен не только с учётом возрастных особенностей учащихся, но и уже приобретённых знаний по программе «Разговор о правильном питании». Так же меняется (растёт, усложняется) сюжет сказки. Поэтому вторая книга рекомендована для детей 2х – 3х классов. Она заинтересует даже тех, кто не знаком с программой. Она не только научит детей, какие продукты необходимы, но и объяснит, что надо питаться в определённое время (соблюдать режим питания.)
«Сказ о том, как Илюша здоровье искал»
Раскрытие сюжета сказки
Сюжет этой сказки разворачивается вокруг русского богатыря Илюши, который, как и былинный русский герой Илья Муромец заболел. Как и в былинах, Илюше подсказал выход сказочный дух, он и объяснил богатырю, что все его проблемы оттого, что он не придерживался правильного режима питания. Герой попадает в волшебный город Неболейка, где на улице Здоровья в необычных домах живут волшебные чудесные помощники: Завтрак, Обед, Полдник, Ужин. Как и в пословице «утро, вечера мудренее», меняется не только возраст помощников (от ребёнка до дедушки), но и их советы Илюше (советы касаются не только режима питания, но и правильного подбора продуктов питания для разного времени приёма пищи). В конце концов, Илья возвращается домой здоровый, готовый защищать Русскую землю.
Книжка - раскладушка
« Кулинарное путешествие во времени»
Тема: Кулинарное путешествие по России
Задача: расширить представление о кулинарных традициях своего народа, как части культуры
В основе этой сказки лежат знания детей о том, как максимально использовать ресурсы своего края.
В сюжете обращается внимание на то, что жизнь современного человека во многом отличается от жизни его предков. Меняются потребности организма, появляются новые продукты, а значит, меняется и рацион питания. Поэтому слепо копировать питание предков невозможно, да и пользы здоровью от этого не будет. Нужно изучать историю быта своего народа, заимствуя важное и полезное.
Пояснительная записка
Третья книжка-это результат четырёхлетнего обучение по программе «Разговор о правильном питании». Она рассчитана на читателя старшего возраста(3тьих,4ых классов). Сюжет усложнился, но не выходит за рамки программного обучения в начальной школе. Сказка лишь проводит параллель между временными пространствиями. Ведь о пользе питания люди догадывались ещё тогда, когда по Земле ходили мамонты и обратят пристальное внимание в будущем. Ведь пока существует хоть один человек, будет желание поесть. А человечество с каждым годом всё чаще стало задумываться о здоровом питании. И всё чаще стало оглядываться на быт наших предков. Ведь не зря говорят «всё новое-это хорошо забытое старое».
« Кулинарное путешествие во времени»
Раскрытие сюжета сказки
Сказка начинается в обычной квартире, в которой живёт самая обычная девочка Аня и её обычная бабушка, что приближает детей к действительности сюжета. И когда бабушка Ани заболела, что тоже ничего странного в этом нет, ведь бабушки часто болеют. Но как во всякой сказке появляется некто, кто переворачивает всё вокруг. Появившийся вдруг инопланетянин помогает девочке решить проблему. Они начинают путешествовать во времени, в поисках нужного рецепта каши. За основу взято именно это блюдо потому, что по опросам, некоторые дети уже пробуют готовить блюда по простым рецептам, а приготовить кашу несложно. На протяжении всего сюжета прослеживается связь времён. Аня знакомится с предками русского народа - славянами. В сказке ничего о жизни древних славян не рассказывается, что является стимулирующим эффектом в получении дополнительной информации (некоторые дети захотят больше узнать об этом народе). Дальше Аня с инопланетянином перемещаются и попадают в будущее. Там им тоже помогают и дарят рецепт каши будущего. По возвращении, Аня готовит кашу, заменяя продукты из подаренных рецептов на современные. Сказка учит прочитавших её – главное поверить в себя и начать действовать. Так же в этой сказке присутствуют словарь понятий, в котором даются пояснения незнакомых слов. Так – же в сказке нет, как в предыдущих сказках, явного вывода. Дети должны самостоятельно придти к выводу о пользе и необходимости правильного питания.
Вывод.
Гениальный опыт воспитания, утвердившийся ещё в крестьянской Руси, подарил нам самобытную культуру. Знания произведений народного творчества воспитывалось с колыбели, а не рождалось само по себе. И уроки литературного чтения, посвящённые изучению русского фольклора, позволяют ученику пережить те чувства, которые связаны с ранним детством. Ведь в памяти ребёнка откладывается всё самое поэтичное, музыкальное, сказочное.
В основу сюжетов созданных сказок вошли разные жанры: русские народные сказки, былины, авторские сказки, сказки в жанре фантазии.
Дети не только сами поняли важность здорового питания, но и пошли дальше, вынося эту идею на других обучающихся через волонтёрскую работу.
Волонтёрская работа
«Ешь только полезную пищу всегда, не будет проблем со здоровьем тогда»
Целесообразность моей системы подтверждается участием моих обучающихся в волонтёрской работе по программе «Две недели в лагере здоровья» М.М. Безруких.
В волонтёрстве дети принимают участие с удовольствием, активно выступают не только перед сверстниками, но и в других классах.
Цель волонтёрской работы: формирование у детей навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.
Задачи:
организация мероприятий, способствующих формированию у детей представлений о правильном питании;
формирование и пропаганда среди детей и родителей идей здорового образа жизни;
привлечение к профилактической работе детей и родителей;
организация содержательного досуга во внеурочное время;
приобщение к общей культуре русского народа;
содействие развитию интеллектуальных и творческих способностей участников волонтёрского движения.
Так на «круглом столе» по теме: «Из чего состоит наша пища» дети- волонтёры выступают перед учениками 2-ого класса и знакомят их с основными группами питательных веществ: БЕЛКИ, ЖИРЫ, УГЛЕВОДЫ.
Цель: формирование представления о необходимости разнообразного, сбалансированного питания, как обязательного условия здоровья.
На базе школьного музея народного быта Нижегородской области, при непосредственной помощи родителей, по теме: «Что нужно есть в разное время года», в агитбригадном выступлении, волонтёры познакомили не только детей, но и их родителей начальных классов, и учеников 5-ого класса с праздниками: МАСЛЕНИЦА, ПАСХА.
Цель: познакомить с русскими народными праздниками, рассказать о питании и блюдах во времени поста и дни их празднования.
Принимая участие в общешкольном мероприятии «День семьи и школы» группа волонтёров познакомила обучающихся с 1-ого по 5 класс и их родителей с темой: «Как правильно питаться, если занимаешься спортом».
Была организована выставка рисунков.
И проведено дифференцированное агитбригадное выступление по уровню сложности, под девизом «Чтобы не болеть, надо правильно поесть».
По итогам экскурсии на Дзержинский молокозавод волонтёры рассказали о пользе соблюдения гигиены и режима питания во 2 классе по теме: «Молоко и молочные продукты».
Цель: знания о соблюдении гигиенических правил приготовления молока и молочных продуктах, с условиями хранения и времени употребления.
Выступая со сценкой «Мы и наши зубы» перед обучающимися 1 класса, дети в игровой театрализованной форме познакомили с темой: «Что и как можно приготовить из рыбы».
Цель: вспомнить соблюдение правил гигиены полости рта. Рассказать о блюдах из рыбы и их роли в правильном питании.
2.3. Контрольный эксперимент. (проводится во второй половине мая).
Задача эксперимента: подтвердить положительные результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента.
Оценка эффективности системы
Оценкой эффективности системы может служить следующая таблица, которая наглядно показывает возросшем проценте знаний и умений по основным темам программы «Две недели в лагере здоровья»
Процентное соотношение сформированности социальной компетентности обучающихся 4 класса.
№ п/п
Оценочные критерии
Ответы обучающихся в %
Начало года
Конец года
1
Знание связи между правильным
питанием и здоровьем
80,3
95,7
2
Важность сбалансированности
пищевого рациона
78,6
90,7
3
Знание основных продуктов
питания и необходимости
разнообразия в еде
79,9
93,8
4
Важность употребления сырых
овощей и фруктов, богатых
витаминами и клетчаткой
77,2
90,9
5
Полезность молочных и молочнокислых
продуктов
85,8
93,5
6
Важность соблюдения:
режима питания,
гигиенических правил,
безопасности в употреблении продуктов питания
84,7
86,8 86,6
88,4
92,8
92,8 92,5
91,8
Основной показатель, отмечающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния обучающихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья обучающихся.
Таблица показателей здоровья.
(Информация предоставлена медицинским работником)
Показатели
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Нормосоматическое развитие
92,9%
92,9%
92,9%
92,9%
1 группа
2 группа
3 группа
9%
87%
4%
9%
87%
4%
9%
87%
4%
9%
87%
4%
Основная группа
Подготовительная группа
Специальная группа
91%
9%
-
91%
9%
-
91%
9%
-
91%
9%
-
Нарушение осанки
14%
11%
9%
4%
Нарушение зрения
9%
9%
9%
9%
Не болевшие дети
32%
44%
53%
65%
Сравнительная характеристика эмоционального состояния учащихся
(Информация предоставлена школьным психологом)
Класс
Произвольность процессов
Настроение учащихся
Мотивация
Низкий средний высокий
Негатив. Нейтральн.полож
Учебн. Внеуч. Внешн.
1
7 уч-ся 11уч-ся 8 уч-ся
14% 54% 32%
37% 13% 50%
2
6 уч-ся 9 уч-ся 11 уч-ся
7% 37% 56%
48% 24% 28%
3
3 уч-ся 7 уч-ся 15 уч-ся
5% 26% 69%
78% 12% 10%
Участие родителей в программе
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
На диаграмме участия родителей в программе «Разговор о правильном питании» (на примере темы «Продукты питания в нашей жизни»).
наблюдается не только процент возрастания участия родителей, но и объём выполненной работы.
Так видно, что в первом классе количество родителей, принимающих участие, минимальное. Помощь их выражалось в создании плакатов, иллюстраций. Во втором классе процент участия родителей увеличился. Они оказывают помощь по инсценировке и участвуют в репетициях, помогают создавать костюмы, декорации.
В третьем классе родители уже не только помогают в оформлении, но и посещают вместе с детьми экскурсии, готовят доклады по темам, помогают в подготовке некоторых блюд. В четвёртом классе возросла совместная деятельность детей с родителями. Родители помогают находить дополнительный материал.
Анкетирование показало, что у родителей и их детей изменились приоритеты в области питания. Многие семьи сознательно придерживаются здорового рациона. Не забывают о гигиене питания и, конечно, что немаловажно в наше скоростное время, о режиме питания. Стало больше уделяться внимания и качеству используемых продуктов. Дети и родители стали более информированными по вопросам здорового питания.
И я надеюсь, что благодаря моей работе эти приоритеты с годами не потеряют свою значимость, а наоборот, станут семейными традициями и будут передаваться из поколения в поколение.
Годовой цифровой отчет
Класс
Всего
Мальчики
Девочки
Методическая разработка
Конкурс детских поделок
1
2004/2005
21
13
8
3 место в городском конкурсе «Разговор о правильном питании»
3 место в городском конкурсе «Разговор о правильном питании»
2
2005/2006
19
12
7
---
3 место в городском конкурсе «Разговор о правильном питании»
3
2006/2007
19
12
7
2 место в городском конкурсе «Две недели в лагере здоровья»
2 место в городском конкурсе «Две недели в лагере здоровья»
4
2007/2008
19
12
7
1 место в областном конкурсе «Две недели в лагере здоровья»
1 место в городском конкурсе «Две недели в лагере здоровья», 1 место в конкурсе литературного творчества
Так же об эффективности служит информация о моей системе работы в журнале «Здоровье детей»№1, 1-15 июня/2008. В этом же журнале №24, 16-31 декабря/2008 была опубликована моя статья с описанием этой системы.
Также я приняла активное участи в работе Поволжской межрегиональной научно- практической конференции «Проблемы формирования здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве регионов» в 2008 году. В книге тезисов докладов участников конференции будут представлены мои тезисы по системе здоровьесберегающих технологий.
Заключение.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем возрасте. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что в будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Таким образом, организация учебной деятельности в рамках вышеуказанной системы с учётом здоровьесберегающих технологий не наносит сколько-нибудь заметного ущерба здоровью обучающихся. Некоторые показатели заболеваемости отражают неблагополучный фоновой уровень здоровья первоклассников поступающих в школу. Вместе с тем, основной задачей остаётся такая организация учебной деятельности, при которой снимается проблема перегрузки учащихся. Необходимым становится определение комплекса мер направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья обучающихся. На первый план выступает реализация оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий, таких как витаминизация блюд в школьных столовых, оптимизация расписания занятий, проведение упражнений во время учебного процесса, направленных на коррекцию зрения и осанки, организация индивидуального и группового консультирования родителей по вопросам профилактики заболеваемости детей.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Считаю, что выбранную мной систему по здоровьесбережению можно использовать другими учителями.
Опыт моей работы коллеги школы успешно внедряют в практику, так как она легко повторяема и может быть дополнена своими методами.
На основе данной системы во внеурочной деятельности создано тематическое планирование.
Литература
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. Пед. Учеб. заведений/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития/ А.Г. Асмолов//Внешкольник.-1997.-6-8 с.
Бабушкина А.П. История русской детской литературы.- М.: Гос. учеб.-пед. Изд-во,1948.
Вайнер Э.Н. Как сохранить здоровье учеников: методические разработки для учителей/ Эдуард Вайнер, Ирина Ростовцева – М.: Чистые пруды 2006. – 32с.
Вачков И. В. Сказкотерапия :Развитие самосознания через психологическую сказку. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Ось – 89,200.-144 с.
Волков Г.Н. Этнопедагогика.- М.:Изд. центр «Академия»,1998
Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования/ В.П.Голованов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДЕС, 2004. – 239 с.
Дополнительное образование детей: Сборник авторских программ/ сост. А.Г.Лазарева – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервис школа, 2004. – 296 с.
Журнал «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи», № 8, 2005 г.
10.Журнал “Начальная школа” 5/1998; 10/1995: 6/2002.
Журнал «Экологическое образование», - № 3, - 2006.
Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования Нижегородской обл./ Министерство образования и науки Нижегородской области. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. – 214 с.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.14классы.М.:«ВАКО»,2004,296с.(Психология.Педагогика.Управление.)
Коррекционная педагогика./ Под ред. В. С. Кукуша. Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: Издательский центр. «Мар Т», 2002.-304с.
Методическая газета для учителей «Здоровье детей», издательский дом «Первое сентября» № 3, 10, 13 2006 г., № 1, 2007 г.
Нагавакина Л.С.; Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности: Учебно– методическое пособие – СПб.; КАРО, 2005. – 272 с.
Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина\ Школа докторов природы или 135 уроков здоровья /М., ВАКО, 2004.
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общ ред. В.С.Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: «МарТ», 2004. – 320 с.
Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений/ Науч. рук. Ю.А.Лебедев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с. – (Здоровьесберегающая педагогика).
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие общнобразовательные технологии в работе учителя и школы.-М.: АРКТИ,2003.-272 с.
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Б.В.Куприянов, Е.А.Салина, Н.Г.Крылова, О.В.Миновская; Под. ред. А.В.Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.
Справочник классного руководителя» №10.октябрь.2007
Степанов Е.Н., Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания/ Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.
О. А. Степанова \Игра и оздоровительная работа в начальной школе/М., 2003.
Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5-9 кл.: Учеб.-метод. Пособие/ Под ред. Л.В.Баль, С.В.Бакранова. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 192 с.
И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе, - М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольская школа, 2003. – 400 с.
13PAGE 15
13PAGE 14315
Root EntryArial Cyr 1 класс2 класс3 класс4 классЩитов Рамиль.Карасева ЮлияПечкин Илья_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"Ї
·
·Arial Cyr1"Ї
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"б
·
·Arial Cyr1"б
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·2 класс4 класс!Заболотская Анастасия