Статья Методы и приёмы формирования учебной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения
УДК: 37.025.2 Педагогика
Глухова Виктория Сергеевна
Студентка группы М-ЗНО-15, ГБОУВОРК «КИПУ», г. Симферополь.
Научный руководитель: к. пед. н., преп. кафедры нач-го образ-яЮнусова Эльмаз Адиль-ГареевнаМетоды и приёмы формирования учебной мотивации младших школьников на уроках литературного чтенияАктуальной проблемой современного образования является формирование и развитие познавательных интересов обучающегося, личность которого является центральной фигурой образовательного процесса, и так как именно интерес к познавательной деятельности, воспитанный в школе, впоследствии станет основой для развития способности обучающегося в любых условиях идти в ногу со временем. Вопросы целенаправленного формирования познавательных интересов школьников должны быть тщательно изучены учителем, поскольку именно познавательная мотивация является непременным условием успешной учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности человека.
Цель данной статьи: раскрыть основные методы и приёмы работы способствующие формированию мотивационной сферы обучающихся на уроках литературного чтения.
Изложение основного материала. Ведущим видом деятельности для младших школьников является учение, поэтому необходимо искать возможности повышения их активности в этом процессе, что будет способствовать не только улучшению качества общеобразовательной подготовки обучающихся, но и формированию активной личности в целом.
Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации обучающихся.
И.П. Подласый утверждает, что для формирования полноценной мотивации учения обучающихся важно обеспечить следующие условия: обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; удовлетворять познавательные запросы и потребности обучающихся; организовать интересное общение детей между собой; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; утверждать гуманное отношение ко всем обучающимся - способным, отстающим, безразличным; поддерживать ровный стиль отношений между всеми обучающимися; формировать активную самооценку своих возможностей; утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию; использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять обучающихся при возникновении у них трудностей; воспитывать ответственное отношение к учебному труду заботиться о разнообразии методов и приемов обучения [2, с.47].
Рассмотрим некоторые методы развития учебной мотивации младшего школьника на уроках литературного чтения.
Метод «Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых обучающимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс. (например: «Угадай последнее слово и запиши»; Найди «лишнее слово»; Подбери антоним, который завершил бы русскую народную пословицу:
Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).
Знай больше, а говори ... (меньше).
В учебе корень горек, зато плод ее ... (сладок). и т.д.)
Метод «Ситуация успеха» - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает младшим школьникам возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться. (например: использование вариативного изложения материала с помощью более доступных слов и выражений; повтор сказанного более тихим голосом;
использование так называемых подсказывающих вопросов для отдельных детей; предоставление возможности выполнить задание самостоятельно; возможность выбора задания разной степени сложности; оказывать помощь в выборе задания, лежащего в зоне ближайшего развития данного ребёнка; использование нестандартных форм и методов работы с детьми, приводящих к повышению творческой активности, интереса к учению и качества знаний) [4, с.13]Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
Использование метода проектов. В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка [1, с.4].Метод создание проблемной ситуации. Сущность его в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные обучающимся, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.
Немаловажна в формировании мотивации младшего школьника отметка. Не все дети начальных классов хорошо понимают её объективную роль. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В связи с этим, возникает необходимость оценки деятельности так, чтобы школьник рассматривал её как показатель уровня знаний и умений. Таким образом, мною были рассмотрены методы формирования учебной мотивации [4, с.18].
Рассмотрим приемы повышения интереса к учебному материалу. На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию обучающихся, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников.
При сообщении темы урока и его цели используется приём «Прогнозирование». Например, «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».
Прием «Фантастическая добавка». Дети любят фантазировать жить в мире фантазии, нужно дать им эту возможность. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.
РАСУСТ /страус/
ДУЗЕМА /медуза/
КУТИЛА /улитка/
КРИКОЛ /кролик/
Прием “Да-нет” - универсальная игра, которая учит слушать и слышать друг друга… Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, и др.). Обучающиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:
Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускается ошибка. Сначала обучающиеся предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить обучающихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание обучающихся [3,с.76].
Использование игровых приемов. Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо изучить большой объём материала, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Например, при изучении темы «Дорогами сказок» проводится игра «Вспомни и назови сказку»: на плакате в столбик записаны слова-названия, характерные для русских сказок, и для зарубежных. Справа и слева соответственно размещены иллюстрации, изображающие типичного сказочного героя, пейзаж или жилище, предметы быта или одежды из русских и зарубежных сказок. Разглядев плакат и прочитав надписи, обучающиеся называют те сказки, которые им представлялись при восприятии левой и правой сторон плаката. Побеждает тот ряд, который называет большее число сказок, не допустив при этом ошибки.
Такие приёмы позволяют мотивировать обучающихся к изучению нового материала - ведь очень хочется узнать ответ к загадке, раскрыть секрет удивительного факта, побывать в роли сказочного героя и т.д [5, с.27].
Приемы повторения пройденного на уроке. На этапе повторения изученного материала важно, чтобы обучающимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Использую разные приёмы, чтобы, выполняя задание, обучающийся самостоятельно и по-своему выражал полученное на уроке знание.
Прием «Своя опора». Обучающийся составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример план пересказа произведения.
Прием «Повторение с расширением». Обучающиеся составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.
Прием «Повторение с одновременным контролем». Обучающиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни обучающиеся задают свои вопросы, другие на них отвечают [1, с.6].
На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию школьников помогает такая форма организации учебной деятельности, как работа в паре «обучающийся-обучающийся».
Например. Каждый обучающийся получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Обучающийся делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый обучающийся сам оценивает свой результат.
Проверка домашнего задания тоже может проходить в необычной форме. Выученное дома стихотворение, обучающиеся рассказывают друг другу в парах. Оценивают. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля и взаимоконтроля постепенно увеличивается.
Открытые задания. Большой интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями обучающегося.
Для включения ребёнка в активную познавательную деятельность даются «открытые домашние задания» - связывая изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами обучающихся. Например, подготовить сообщение о своем домашнем питомце; просмотреть периодическую печать, телепередачи и подготовить сообщение о любимом виде спорта; работа над проектом[5, с.28].
Таким образом хотелось бы отметить, что только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.
Литература
Максимова А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх // Нач. школа. Плюс. До и после. 2005. №1. – с.3-7.
Начальная школа. "Познавательный интерес". 2001г. №1 с. 46-50.
Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. –М.: АРКТИ, 2009.-132с.
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя.//Начальная школа. 2003г. №1. – с.12-20.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003 .№5. – с.23-29.