Применение информационных технологий в процессе преподавания дисциплины профессионального цикла в условиях начального профессионального образования


Применение информационных технологий в процессе преподавания дисциплины профессионального цикла в условиях начального профессионального образования
Выполнила:
А.Е. Глухова

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Концептуальные положения применения информационных технологий обучения в НПО
Понятие информационных технологий в процессе обучения.………...6
Дидактические принципы применения информационных технологий обучения в НПО ……………………...…………………………………..13
Положительные и отрицательные стороны использования современных информационных технологий с точки зрения психологии……….…..17
ГЛАВА II. Практическое применение информационных технологий в процессе обучения дисциплин профессионального цикла в НПО
2.1 Практическое применение информационных технологий в обучении…..22
2.1. Практическое применение информационных технологий в процессе обучения учащихся НПО ……..…………………………………………….….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день в систему образования внедряются новые программы и учебники, меняется форма образования и критерии оценки. При всем этом информационные технологии (ИТО) как и любые новшества в системе образования оставляют свой след в педагогической среде, в которой он осуществляется.
Внедрение информационных технологий в процесс образования будет способствовать развитию учащихся, повысит их уровень креативного и логического мышления, сформирует работу стратегического поиска решения задач как учебных так и практических, предоставит возможность на основе структуры изучаемых объектов и процессов заранее узнать результат принятых решений, при взаимосвязи между ними.
Не нужно забывать что, ключевым моментом использования информационных технологий в образовательном процессе, является помочь студентам, учитывая их возможности и их потенциал при составлении индивидуального плана образования. Применение информационных технологий в учебный процесс может стать фундаментом совершенно новой системы образования, которая повлияет на результат самооценки самообразовательную активность учащегося, на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами.
В связи с совершенствуемой образовательной системы в начально профессиональном образовании в соответствии с требованиями времени есть необходимость создания качественно нового образовательного пространства. Обеспечение высокого уровня доступности информационных и коммуникационных технологий для студентов и педагогов является главным пунктом создания такого образовательного пространства. Активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс позволит преодолеть усиливающийся разрыв между потребностями современного общества, результатами образования и содержания образования.
Степень изученности проблемы. Проблема становления и развития ИТО – многоаспектная и многогранная. Рассмотрению вопросов педагогического обоснования возможности их использования в НПО посвящены работы Н.М. Амосова, С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, И.М. Глушкова, А.П. Ершова, Е.И. Машбица, В.П. Мизинцева, В.И. Михеева, И.В. Роберт, А.Я. Савельева, А.В. Соловова, Н.Ф. Талызиной, О.К. Тихомирова, Т.Р. Хабыриной, В.Ф. Шолохович, Д.Б. Эльконина и других.
Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения нашли отражение в исследованиях А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, И.В. Роберт; методические – Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной
Объектом исследования является учебно-познавательный процесс в системе НПО.
Предметом исследования является использования современных информационных технологий обучения в учебном процессе НПО.
Цель курсовой работы теоретически и практически изучить применение информационных технологий в процессе преподавания дисциплины профессионального цикла в условиях начального профессионального образования
Задачи исследования:
- рассмотреть понятия информационных технологий в процессе обучения
- рассмотреть дидактические принципы применения информационных технологий обучения в НПО
-дать сравнительную характеристику положительным и отрицательным сторонам использования современных ИТ- представить практическое применение ИТ в процессе обученияМетоды исследования. Теоретический анализ психолого-педагогической, информационной литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Практическая значимость связана с возможностью использования информационных технологий в практике предмета профессионального цикла.
Структура работы. Исследование включает в себя введение, 2 главы, 5 параграфа, заключение, библиографию.
Глава I. Концептуальные положения применения информационных технологий обучения в НПО
1.1 Понятие информационных технологий в процессе обучения
Информационные технологии главная задача развития образования, которая привлекает внимание специалистов. В большом восприятии термин ИТ объединяет все части создания, передачи, хранения и оценка информации и не только информационные технологии. Наряду с этим информационные технологии зачастую воспринимают как компьютерные технологии, потому что приход ПК привел информационные технологии на новейшую ступень, как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело. Однако считают испытания специалистов изучить термин «технология обучения» в сравнении с начальным термином «технология», так как «технология» является истоком для «технологии обучения».
И так термин «технология» содержательная техника реализации учебного процесса . Технология — понятие, имеющее связь с окружающим миром, почтение и доверенность к педагогу, наивысшее соответствие самооценке.
Согласно с этим, в популярном американском эссе «To Learning», напечатанном в 1970 г. в Нью-Йорке и Лондоне, первый раз нам предоставляют два значения : в первом-технология обучения описывается как множество методов и путей связи (контакта) между пользователями, произошедших в итоге информационной революции и применяемых в дидактике, во втором-технологии обучения описывается как что то более главное, чем просто множества педагогических способов и систем.
Воспитательные и обучающие технологии имеют несколько значительных понятий:
- технология создается под определенный педагогический замысел, в основании которого лежит явная методологическая позиция. Следует не путать технологию передачи знания и технологию развития личности;
- технологическая связь педагогических действий, задач, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с начальными положениями, которые несут ожидаемый результат поставленной цели;
- технология определяет общую работу педагога и студента , с учетом его индивидуальных и наклонных возможностях, а так же технических;
- фрагменты педагогической технологии нацелены на достижение запланированных целей всеми учащимися;
- органической частью педагогических технологий являются диагностические процедуры, которые содержат границы, оценки и способы измерения показателей деятельности.
Множество научно-обоснованных технологий стоят на средней ступени посередине определенной наукой и соответствующим производством. Известно, что необходимость средней ступени, абсолютно пренебрегается в системе обучения. Тем временем, во многих исследованиях по затруднению обучения, а также в официальных бумагах вопрос поставлен о прямом укоренении итогов исследований в практику обучения, хотя это не возможно будет предпринять. Посередине теоритической и практической системы должна идти средняя ступень и одной из них -технология обучения. Она изображает собой как бы вид теории образования нацеленный на деятельность педагога и слушателя.
Множество специалистов высказывают, что технология обучения объединяет оптимальные построения и реализацию образовательного процесса с нацеленной задачей на обучение. Так в работе, Н.Ф. Талызиной пишется о том, что в действительное время современная технология обучения входит в определении наиболее мудрых методов результативности поставленной задачи, а В.П. Беспалько выделяет ее как "содержательную технику реализации учебно-воспитательного процесса". Дж. Брунер дает на рассмотрение ее в качестве комплекта дидактической работы. Можно сказать, что технологический подход к обучению определяет цель сформировать учебный процесс, отталкиваясь от заданных начальных установок [1, 30].
Элементом завершающегося пути образования на смысл служит оперативная обратная связь, которая внедряется в учебный процесс.
Частью к осознанию технологического построения учебного процесса считается последовательная ориентация его на абсолютное достижение поставленных дидактических целей.
У нас в стране понятия «педагогическая технология» и «технология обучения» образовались в 1963 году, и до недалекого времени данные термины не имели большой огласки. Однако, учебный процесс как в отношении отдельно стоящего познания, так и полного процесса обучения относится к технологии как процесс владения соответствующим диапазоном умений, опыта и познаний с целью воспользоваться ими в практической деятельности.
В ходе проверок по данной теме названные понятия часто отождествляются. Так не следует делать, так как первое из рассмотренных терминов принимается более основным и включает в себе второе. Стоит согласиться с В.П. Беспалько в том, что «педагогическая технология-это описание (проект) всего процесса формирования личности обучаемого», а не только его дидактический компонент.
Из российских педагогов большой труд в исследование проблем технологий обучения внесли В.П. Беспалько, А.Я. Савельев, Н.Ф. Талызина, О.П. Околелов, Ю.Г. Татур, Н.Ф. Маслова и другие. Некоторые исследователи предоставляют педагогическую технологию как средство гарантированное на достижение целей обучения, отмечая, что она оставляет след в любом учебно-воспитательном процессе и в этом плане улучшает классическую дидактику. Другие авторы предоставляют технологии обучения как «способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей». Третьи под технологией обучения воспринимают целостную совокупность разнокачественных процедур (дидактических, психологических, общепедагогических и др.), определенную соответствующими целями и темой обучения, которые вызывают сделать данные коррекции (вплоть до возникновения новых) форм поведения и деятельности учащихся.
Допускается понимать, что педагогическая технология рассматривается как систематическое и последовательное преобразование на практике предварительно составленного учебно-воспитательного процесса.
Структурное описание что такое дидактическая сущность и предназначение педагогической технологии в исследовании В.П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии». «Во-первых, в предварительном проектировании учебно-воспитательного процесса и последующего воспроизведения проекта в аудитории в контексте «дидактическая задача» и «технология обучения». Во-вторых, педагогическая технология предлагает проект дидактического процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности обучаемого. В третьих, важнейшая центральная проблема педагогической технологии-процесс целеобразования, рассматриваемый в двух аспектах: диагностического целеобразования и объективного контроля качества достигнутой цели и развития личности обучаемого. В четвертых, важный принцип разработки и практической реализации педагогической технологии-принцип структурной и содержательной целостности. Суть его в достижении гармоничного взаимодействия всех компонентов педагогической системы как по горизонтали, так и по вертикали на весь период обучения. При этом не допускается изменение в один из компонентов системы, не затрагивая других. И, наконец, организационные формы педагогической технологии, выбор которых диктуется вполне определенными и закономерными связями элементов в педагогической системе и которые следует понимать как необходимое начало дидактического процесса» [2, 150].
Следует понимать, что технология обучения - есть методичность процессов и задач, являющих в целом дидактическую систему, воплощение которой в педагогической практике приводит к наилучшему результату поставленной цели обучения и развития. Процессы, из которых она состоит, пошагово описывающего путь результативности того или другой поставленной педагогической цели.
Разработка предоставила выделить три главных функции технологии обучения: описательную, объяснительную и проектировочную. Описательная функция показывает достоверные предположения практического процесса обучения и предоставляет это достаточно четко. Объяснительная функция дает узнать способность различных фрагментов обучения, процессов и учесть наиболее лучшие их комбинирование. Проектировочная функция, предоставляет описать метод обучения на всех ступенях обучения. А так же ступень педагогической реализации. Выходит, что реализм педагогической системы в ее технологичности, то есть воспроизводимости на практике.
Подводя итог, представляется следующий алгорифм образовательной идеи основанной на применении технологии обучения:
. описание поставленной цели системы образования;
. описание в диагностичных результатах средних пределов;
доказанное конструирование содержания обучения;
. предложения стандартных технологий обучения, гарантирующих результативность поставленных целей и обеспеченных методиками объективного контроля качества обучения;
. описание организационных структур и пояснений обучения.
На рассмотренное выше исследование, разберем дидактическую сущность педагогической группы «Информационная технология обучения».
В научной и научно-методической работе, где рассматривается проблема информатизации профессионального образования (работы Б.С. Гершунского, А.Л. Денисовой, С.Р. Домановой, А.Н. Тихонова, Г.А. Козловой, И.В. Марусевой, И.В. Роберт, Ю.М. Цевенкова, Е.Ю. Семеновой и др.), наиболее вероятно встретятся такие высказывания как «новые информационные технологии», «технологии компьютерного обучения», «компьютерные педагогические технологии» и др. Отражается это в том, что терминология в этой группе исследований и соответствующие ей термины еще не сформировались.
Становление последних аппаратных и программных средств, усиливающих потенциал компьютера, приходят к стиранию понятия «компьютерные технологии» понятием «информационные технологии». Под термином ИТ рассматриваются средства хранения, структуризации, накапливания и применением приобретенной информации с помощью ПК. Они характерны среде, в которой осуществляются и компонентами, которые она в себя включает:
·техническая среда (вид используемой техники для решения главной цели);
·программная среда (набор программных средств для исполнения ИТО);
·предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, навыков);
·методическая среда (правило, порядок пользования, результат, гарантированность и др.).
Исходя из данных понятий, некоторые специалисты предлагают рассматривать информационные технологии как совокупность электронных средств и процессов их функционирования, используемых для результата полученной цели в образовательной деятельности. Эти понятия входят в состав электронных средств аппаратные, программные и информационные компоненты, а также способы их использования, которые обозначаются в методическом обеспечении ИТО.
Есть и другие способы к рассуждению термина и ступени ИТО в образовательном процессе. В справочной литературе информационная технология обучения (computerized teaching technology) определена как совокупность теоретических знаний компьютерных средств, а также методик, регламентирующих их использование в обучении [4, 56]. Л.В. Луцевич отметил ИТО как технологию машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики.
Наиболее обобщенное рассуждение этого термина написано в исследовании М.И. Жалдаковым. Он предоставляет рассматривать под ИТО совокупность процессов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи, и представления информации, увеличивающей познания пользователей и усовершенствования их потенциала по управлению техническими и социальными процессами.
Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызин показывают информационную технологию обучения как сумму программ для обучения разного рода, которые будут контролировать навыки, программирование программ, обучающая система в которой будет идти принцип искусственного интеллекта.
В.Ф. Шолохович предоставляет воспринимать информационные технологии обучения как фрагмент дидактики, которая применяется к освоению и пониманию полученной информации, который применяется в средствах информатизации образования.
Исследование представленных определений показало нам, что на нынешний день есть два пути к сути ИТО. Во первых, предполагается понимать ее как дидактический процесс, организованный с применением комплексной системы обучения абсолютно новейших средств и процессов обучения, которые направленны на создание идей, передачу данных, хранение знаний и рассмотрение информационных продуктов с минимальными потерями и в соответствии с обоснованностью познавательной деятельностями учащихся. Во вторых, идет речь о сформировании определенной технической среды обучения в которой важную ступень занимает используемые информационные технологии. И так, в первом случае мы говорили о информационных технологиях как о процессе обучения, а во втором случае о применении средств информационных технологий в обучении.
В научно-методической и популярной литературе неоднократно применяется понятие новые информационные технологии (НИТ). Это наиболее обширное понятие которое понимается пользование персональным компьютером, наличие коммуникационных средств, персональной работы с компьютером, интеграционального подхода.
В том случае если не нарушать и не вносить ничего нового в систему образования, можно говорить только о переносе бумажного носителя в электронный вариант, тогда не будет никакого прогресса в информатизации обучения.
Средством обучения информации в подготовке студента является компьютерная и информационная техника.
1.2 Дидактические принципы применения информационных технологий обучения в НПО
В основе дидактического принципа предполагается режим образования, подбор структуры и операций осуществления образования. Это данные основы размещающиеся на обоснованной структуре обучения и показываемый главные принципы организованного обучения и преподавания.
Фундаментом дидактических норм стали принятые общедидактические законы, отдельно стоящие понятия, которые рассматривали в теориях порядковой комплекции умственных эффектов, модульного и проблемно-деятельного обучения. Данный подход сдержан, тем что последние понятие в наше время используется при формировании компьютерного обучения.
У экспертов информационного обучения есть предположения о существующих отсутствующих воспитательных потенциалов разных обучающих средств на базе электронно вычислительной машины (ЭВМ). Такой путь основательно неправильный. Очевидно, что человеческую личность должен учить только человек, а не машина. Но обучающая программа, воплощенная на «бездушной машине», в том или ином образе опосредствованно показывает жизненный опыт педагогов-разработчиков и непосредственно влияет на ощущения и переживания обучающихся. Работа над экспериментальным обучением в рамках опыта подтверждает основу понятия. Студенты считают что, работа с информационным лабораторным практикумом, который входит в состав ИТО, содействует повышению у них умственных данных, развивают ход мысли, привыкают рассуждать и говорить свои решения и аргументы в действии, точным расчетом, образуя многие нравственные свойства: исполнительность, обязательность, верность, самоуважение за выбранную профессию. Отказ от данной истины не только ошибочный, но и снимает обязательство с разработчиков за получение достигнутых целей в обучающего пакета программ. Если в настоящее время эти предрассудки отрицательно не влияют на воспитательной стороне образования, то по истечению относительно малого времени занятия обучаемых на ЭВМ.В образовательной системе ИТО выделяются три типа учения: социальная, профессиональная и познавательная. Эти типы надо рассматривать еще при начале создания ИТО еще на ступени расстановки дидактической задачи (ДЗ), а также напрямую в ходе дидактического процесса.
В ходе постановки дидактической задачи воплощающий целевой и содержательный фактор данного положения. Здесь вкладывается принцип для побуждения и мотивирования учащихся, которая применяется при строении и исполнении дидактической задачи. Все это выполняется заданными пунктами образования через систему навыков, которыми должны владеть студенты. При этом каждый из навыков представляется как шаг, содержащий смысл жизни для учащегося, выполнение нацеленное на успех которого зависимо от стадии обучения им полученной сути учебных познаний.
Устанавливающий дидактические задачи, педагог обязан ясно понимать, что усвоит студент в процессе обучения предмета или ее ценностной задачи и для чего ему это пригодиться. Предустановленные процессы выбора одной или нескольких целей, контроля и структуризации научной сути курса, ввода внутрипредметных и межпредметных союзов, направления пути и фрагмента осваиваемого материала для познания специфики, установленный государственным образовательным стандартом специальности, разрешают дать отчет на поставленную задачу: что будут изучать и зачем будет изучаться обучаемым в пределах информационных технологий предмет, а значит предвидеть побуждение для социального, профессионального и познавательного побуждения учащихся. Следует обозреваться её как функцию побуждения активной инициативы студента, соответствующей причине. Цель преподавателя заключается в том, чтобы начать деятельность основой изучения которой любая смысловая глава изучаемого материала и непрекращающиеся способствовать ее на всем пути дидактического процесса. Наряду с этим главная концепция вносится психолого-педагогическим анализом предмета обучения с целью его преобразовать в ИТО, позволяющей спровоцировать у студентов учебное увлечение за счет побуждения общественной и личной ценности, необычности, увлекательности, воодушевления, проблемного введения и решения различной сложности поставленных задач и поиска на них ответов.
Подчеркнем, что наглядность невозможно ставить рядом с иллюстративностью. Наглядность нужно воспринимать как один из главных принципов психолого-педагогического действия на студентах, координирования их когнитивной деятельностью и воплощения сквозь наглядность последующих объединенных с нею методов. В операции образования словесный, знаковый, изобразительный вид наглядности будет идти близко с абстрактной мыслью и постоянно связывается с внутренней наглядностью, пополняя новыми понятиями и объединениями, выкачивая из нее ранее полученный навык. Недостаток натуральной наглядности, т.е. обратить взгляд к сущным явлениям и объектам предметного мира в пути образования, не ограничивает наглядность на месте абстрактного мышления. Из этого следует, что абстрактность мышления имеет связь с наглядностью в образовании.
Следует подчеркнуть фундаментальные дидактические призывы, представленные к ИТО, с целью поднять результативность ее использования в образовательном программе. К ним принадлежат:
-мотивированность в использовании различных дидактических материалов;
-четкое определение цели, структуры, определенности и времени использования КОП;
-основная цель преподавателя в процессе занятий;
-тесная взаимосвязь конкретного класса КОП с другими видами применяемых ТСО;
-внедрение в процесс обучения только таких составных частей, которые гарантируют качество обучения;
-соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;
-учет того, что введение в комплект учебных средств КОП требует изменения составных частей системы и пересмотра общей методики образования;
-гарантирование высшей ступени в индивидуализации обучения;
-гарантирование устойчивой обратной связи в образовании. Применение общедидактических методов обучения и воплощения отмеченных призывов к применению в образовательном процессе обучения ИТО будет способствовать к повышению уровня подготовки специалистов. Так же рассмотреть объединения целей и задач образования и научного постижения практики образовательной деятельности.
1.3 Положительные и отрицательные стороны использования современных информационных технологий с точки зрения психологии
Освоение психологических и социальных мнений взаимосотрудничества человека и компьютера, а также поиск решительных значений эксплуатации информационных технологий приобретают в современное время характерную значимость. Использование компьютеров каждый день подразумевает как положительные, так и отрицательные моменты.
Среди психологических свойств людей, которые достаточно долго контактируют с компьютером, подчеркивают стойкость, неуклонность в результате поставленных задач, самостоятельность, расположение к принятию задач на основании личных мер, игнорирование социальными нормами, предрасположение к изобразительной практике, стремление к получению результата в течении работы, и соответственно замкнутость, углубление в свои проблемы, фригидность и склонность к отвержению общения, конфликтное настроение, эгоизм, малое чувство к ответственности [5, 72].Компьютерные игры, не менее важная область использования ЭВМ, могут применяться как снятие психологической нагрузки, совершать предназначение психологического упражнения, и таким видом обучать человека методам решения вопросов.
Важную роль в действительной практике людей, приносится на Интернет-технологии. Интернет превращается в объект соединяющий характер современного этапа научного познания, в результате которого сложились навыки и умения специалистов отраслях гуманитарного знания, как политология, социология, понятие связи процессов, психология, лингвистика, педагогика, культурология и др. Интернет-технологии представляется как способ взаимосвязи и как инструмент для приобретения информации. Особенность связи посредством Интернета является составляющей в него неузнаваемости, применять возможные маски на себе и изменять свою общность. «Игры со своей общностью», проявление многих мнений о себе у одного – компьютерная копия многих индивидуальностей. К общему счету причин, влияющих на людей обратиться к Виртуальной сети можно отнести: предприимчивые, информационные, коммуникативные, рекреационные и развлекательные, желание чувствовать себя частью какого-то коллектива, а также причины, пособничества, реализации и утверждения личности. [20]
Д. Семпси в числе психологических явлений в кругу Интернет вызывает эмапсипацию пользователей, их дружелюбное расположение, чем в настоящем мире, они могут играть в виртуальном миру за другого человека, и перевоплотиться в пользователя другого пола. Впрочем, высокое использование компьютеров во многих кругах человеческой деятельности побуждает новоиспеченные задачи. В отечественной и зарубежной психологии подчеркивают некоторые психологические явления, объединенные с изучением пользователем последних информационных технологий:
-Очеловечение компьютера, когда компьютер понимается как живой организм;
-потребность в «общении» с компьютером и особенности такого общения;
-разные обличия компьютерной беспокойности;
-проникновение в человеческий внутренний мир, которое ведет к появлению у пользователя состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта, ведущее к нарушению памяти и стрессовые нарушения. Так же может идти переосмысление значимости, взглядов на окружающий мир и его сущность.
Одна из отрицательных граней информатизации включает развитие у нескольких пользователей компьютерной беспокойности. В данный момент нет точного термина, этого определения, общих способов лечения компьютерной беспокойности. Множество психотерапевтов считают это страхом, при пользовании компьютером или раздумывании о работе. Общепринято, что степень компьютерной беспокойности дает предугадать благополучность в пользовании и дальнейшей работе. Г. Маркулидес доказал, что присутствие компьютерной беспокойности преуменьшает компьютерную грамотность и заинтересованность в работе пользователя. Пользователи, которые испытывают большое беспокойство при проделывании какой то работы на ЭВМ, как обычно имеют негативное расположение к компьютеру. Другая грань, как предполагают Д. Кэмпбелл и К. Перри, негативные эмоции имеет возможность побуждать прирост динамичности, стараться выполнить поставленную цель и повышать уровень успешности труда.
У обучающихся и студентов компьютерная беспокойность проявляется при страхе получить отрицательную оценку, показать себя не умеющим или нелепым в пользовании компьютером в сравнении с ровесниками. Педагоги также часто сталкиваются с большими сложностями в результате изучения умений овладения компьютером. Они могут тревожатся, что их компьютеризируют или на их место придут преподаватели владеющими навыками ПК. Основным из явлений беспокойности идет понимание того что их студенты имеют более лучшие навыки владения компьютером, чем они педагоги.
Основной чертой компьютерной беспокойности служит «компьютерный стресс». В труде А.М. Боковикова исследуется стресс, объединенный с компьютеризацией профессиональной деятельности, выявляются причины стрессовой устойчивости в результате привыкания пользователя к занятию на компьютере. Основной стрессовой причины при пользовании компьютером он предполагает потерю над реальностью, когда состояние взаимосотрудничества с компьютером выходит за границы дозволенного. Основой стрессовой устойчивости предполагается определить свойства субъекта. Вдобавок динамичность, самостоятельность, авторитетность, чувствительное постоянство и жизнеутверждающая оценка положению - основа стрессоустойчивости.
В числе негативных исходов долгого использования информационных технологий подчеркивают так же аутизацию (уход от реальности, синдром зависимости от ПК и от Интернета). Происходит отказ от общения, участий в жизнидеятельности. Оценкой значимости этого вопроса является, включение в классификацию психических заболеваний внести раздел «Кибернетические расстройства». Признаки расстройств включают в себя размышления о том что происходит в виртуальном мире, психомоторное беспокойство.
Между психологических устройств, которые лежат в корне этой пагубной привычке отмечают «опыт потока» - значимое положение погруженности деятельностью, при котором предвидимый итог этой деятельности отложится в сознании на другой план, а заниемое дейсвтвие будет на первом плане. Данное положение идет рядом с постоянными позитивными чувствами. «Зацикливание» на задаче действия с компьютером, бегство от реальности, уход в призрачный виртуальный мир. Так же, факт «незаконченного действия», не дает пользователю в целом перейти на другой тип жизнидеятельности, может быть выражена в возмещении каких то изъянов, недостатков, плохо развитых навыков, сложность контакта с обществом, проблематичность связей с окружающими. В том числе, чувство правления, авторитетности, приводящееся в восторг, как бы ощущения «одурманивание», присутствия чувства виртуального мира, где нет границ между реальностью и виртуальностью.
Впрочем, А. Е. Войскунский предполагает, что исследователями предвзято число людях болеющих Интернет зависимостью, ведь за ней скрываются другие психологические отклонения. К. Мюррей считает, что Интернет зависимость можно считать как увлечение или хобби, как туризм или филателизм. Уход в виртуальный мир, и есть каким то образом проверкой для совершенствования личности. Данный уход может явиться новым преображением в действительном мире, при этом наиболее несравнимому. Даже если данная теория о зависимости понимается как сражение, то такое испытание принесет почет и гордость, кто прошел весь этот путь.
В числе положительных аспектов использование информационных технологий в обучении является средством самостоятельного обучения с полным доступом к огромным информационным возможностям, наличие обратной связи. При помощи компьютера студент может выбрать себе самое разное окружение, требующего креативный подход. Пользование Интернета прибегает к смене авторитарного стиля обучения на демократический, когда обучающийся знакомится с различными точками зрения на решение задачи, сам формулирует свое мнение. По мнению С. Крука, не нужно недооценивать возможности новых образовательных технологий. Компьютер только в определенной степени может моделировать межличностную коммуникацию преподавателя и студента, суть которой составляют отношения поручительства, сотрудничества и поддержки, реальные компоненты человеческого общения.
Глава II. Применения информационных технологий в процессе обучения профессионального цикла в НПО
2.1 Практическое применение информационных технологий в обучении
Методика применения информационных технологий в обучении биологии, Е.В. Титов, Л.В. Морозов
Одно из наиболее важнейших мест системе образования должно занимать изучение последних достижений в области информатики, ее средств и методов, а так же перспектив их дальнейшего развития и практического использования. Применение информационных технологий в образовании позволяет: – значительно повысить эффективность работ во всех видах образовательной деятельности, получать больший эффект при одинаковых с традиционными технологиями затратах;– сократить разрыв между количеством людей, желающих получить образование, и возможностями системы образования его предоставить;– объединять усилия и организовывать совместное творчество многих коллективов и отдельных специалистов, не производя фактически никаких затрат на их физическое перемещение, обеспечение рабочими площадями. Современный научно-технический уровень информационных технологий таков, что они могут использоваться для выполнения многих рутинных процессов обработки учебной информации. Современные системы обучения при применении информационных технологий могут взять на себя и часть интеллектуального труда преподавателя, например, контроль усвоения и успеваемости обучаемых. Основные навыки и приемы, которые должны быть переданы учащимся, хорошо алгоритмизируются в рамках таких систем обучения. Современные средства связи, охватывающие весь земной шар, позволяют обеспечить доступ к автоматизированным системам обучения в любой его точке как отдельному учащемуся, так и целым группам.  Фактически, речь идет о существенном возрастании социальной роли информации в жизни общества, об ускорении процесса информатизации социального пространства и о необходимости перехода в связи с этим на новые принципы изучения информатики в системе образования. Информатика становится наиболее перспективной и динамичной «точкой роста» мировой науки, вокруг которой формируется комплекс новых наук об информации. По всей вероятности именно информатика будет ядром того комплекса дисциплин, которые станут научной базой постиндустриального информационного общества. Поэтому очень важно, чтобы новое понимание задач информатики и ее авангардной роли в системе образования нашло свое отражение в учебных планах и программах перспективной системы высшего и среднего образования, а также в системе переподготовки специалистов и в первую очередь — педагогов. 
Соответствующие этому пониманию изменения целесообразно вводить в программы изучения естественнонаучных, технических и экономических наук, в учебные курсы гуманитарных дисциплин (философии, социологии, психологии, политологии, истории развития цивилизации и т.д.).Сам по себе компьютер проблемы обучения не решает, надо еще «научить» его педагогическому искусству. Необходимо решить проблемы, связанные с технологией компьютерного обучения, т.е. психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения и эффективно использовать их в конкретных ситуациях, возникающих в учебном, процессе. В основном образовательные программы используются для технических специальностей, но с помощью программного пакета Microsoft Office и программ фирмы Macromedia можно разнообразить педагогический процесс гуманитарных дисциплин и дисциплин, связанных с развитием художественных способностей. Преподаватели этих дисциплин могут самостоятельно разрабатывать и создавать обучающие программы к урокам.  Так, с помощью разработанных обучающих программ выделяются три группы целей использования ЭВМ:– для развития у обучаемых навыков алгоритмизации решения задач и формирования на этой основе логического системного мышления;– для обучения с помощью моделей, адекватно отражающих функционирование реальных объектов и сущность изучаемых явлений. Это игровые методы обучения;– для обучения применению автоматизированных систем различного назначения.С помощью программных средств можно представлять на экране в различной форме учебную информацию:– инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и (или) навыков учебной или практической деятельности;- эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение;– активизировать познавательную деятельность обучаемых; – формировать и развивать определенные виды мышления.Наиболее значимые, с позиции дидактических принципов, методические цели, которые наиболее эффективно реализуются с использованием программных средств: – индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности); – осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев) по результатам обучения (учебной деятельности) и оценкой результатов учебной деятельности, осуществление самоконтроля и самокоррекции;– осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки учащихся; – высвобождение учебного времени за счет выполнения на ПК трудоемких вычислительных работ и деятельности, связанной с числовым анализом;  – компьютерная визуализация учебной информации изучаемого объекта (наглядное представление на экране ПК объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости — во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей) и изучаемого процесса (наглядное представление на экране ПК данного процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, а при необходимости – в развитии, во временном и пространственном движении, представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса);
– моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений, проведение лабораторных работ (например, по физике, химии) в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента;
– создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности, и обеспечение доступа к сети информации; – усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций); – вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала; – развитие определенного вида мышления (например, наглядно- образного, теоретического); – формирование умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации;
– формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры обучаемого и обучающего (например, за счет использования системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных или интегрированных пользовательских пакетов) .Обобщая вышеизложенное, нужно отметить, что в основном целесообразность применения программных средств определяется их использованием в качестве средства визуализации учебной информации, средства формализации знаний о предметном мире, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир.Обучающие программы, которые включают в себя тексты, фотографии, аудио- и видеоинформацию, компьютерные программы и базы данных принято называть мультимедийными продуктами. По силе информационного воздействия сегодня на всех этапах образования одно из первых мест занимают мультимедийные продукты. В настоящее время мультимедиа на CD-ROM становится таким же необходимым и распространенным атрибутом деятельности организаций и учебных учреждений, как и книги, слайды, аудио- или видеокассеты. Причем эта информация на диске не хранится обособленно. Для каждого мультимедийного продукта разрабатывается сценарий и интерфейс с привлекательным дизайном, продумывается система гиперссылок и поиска, позволяющая быстро получить необходимую информацию, а при необходимости и распечатать ее. Недаром этот самый современный вид информационных технологий получил название мультимедиа — что означает синтез различных видов информации.При разработке мультимедийной продукции следует определиться с ее функциональным назначением.
Исходя из этого, интерес для образования представляют следующие виды мультимедиа:–электронные учебники;–электронные энциклопедии;–мультимедийные книги, документация;–фотоальбомы и др.Необходимо отметить, что создание таких продуктов стало возможным в связи со стремительным развитием компьютерной техники, в частности выпуском скоростных процессоров, быстродействующих дисков большой емкости, блоков оперативной памяти и соответствующего программного обеспечения. Особую роль играют универсальные форматы представления графической и аудиоинформации и средств их упаковки, позволяющие разместить огромные массивы информации в компактном виде.Такая техника, хотя и не так успешно, как в сфере бизнеса и технических приложений, находит свое применение в сфере образования и практической дидактике, в таких их составляющих как оптимизация учебного процесса, диагностика качества образования и его измерения, а также в информационно-предметном обеспечении технологии обучения, тем не менее, за ней будущее в образовательной сфере.Мультимедийные продукты являются составляющими в современном обучении. Особенно это важно в гуманитарном и художественном образовании, так как становятся доступными элементы произведения искусств, музыка в исполнении выдающихся мастеров, музейные ценности.С развитием информационных технологий появились программные пакеты Macromedia Dreamweaver и Flash, Adobe Photoshop, которые помогут педагогу самостоятельно создавать мультимедийные уроки. Интерфейс этих программ легок в восприятии и доступен в понимании, что значительно облегчает их использование для создания мультимедийных проектов. Достаточно смонтировать на рабочем столе программы Macromedia Dreamweaver, собранный материал к уроку и можно использовать этот продукт. Педагогам гуманитарных дисциплин не обязательно знать языки программирования, но при разработке пособия необходимо учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета; предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; реализации современных методов обработки информации.  Также необходимо соблюдать эргономические требования к содержанию и оформлению пособия:– учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, различные типы организации нервной деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности;– обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с пособием;– устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране («оконное», табличное, в виде текста, заполняющего весь экран, и т.д.), к режимам работы с пособием.Необходимо соблюдать эстетические требования к мультимедийному продукту: – соответствие эстетического оформления функциональному назначению пособия; – соответствие цветового колорита назначению пособия и эргономическим требованиям; – упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов пособия.Далее при разработке следует обратить внимание на структуру узла мультимедийного продукта. Структуры узла могут быть:– линейная структура как способ взаимосвязи источников информации, где в линейную цепочку выстраиваются шаги оформления доступа к ресурсам;– решетчатая структура представляет собой двунаправленную линейную структуру, или линейную линейных структур. В решетке заданы связи между соседними страницами по вертикали и по горизонтали, что сообщает ей пространственную организацию;– иерархическая структура – цепочный и решеточный принцип организации сайтов накладывают жесткие ограничения на положение страниц и допустимые переходы между ними. Намного большей гибкостью обладают узлы, построенные по принципу иерархической соподчиненности;– полносвязная структура это такой способ организации системы, когда существует соединение между любыми двумя ее элементами;– многосвязная структура – каждая станица может быть связана с каждой.
Зная основы создания мультимедийного проекта в программных пакетах Macromedia, зная структуру составления материала и его визуальную подачу, педагог может самостоятельно составлять электронные уроки. По мере накопления опыта в составлении таких уроков, педагог может максимально разнообразить мультимедийное оснащение занятий. В дальнейшем работать в этой области будет интересно и педагогам и их ученикам.
2.2 Практическое применение информационных технологий в процесс обучения учащихся НПО
Обучение информационным технологиям проходит в два уровня: исполнительный и творческий. Исполнительный уровень, это теоретическое знание и умение в практике применения полученных навыков в выполнение однозначного задания, требуемый соблюдения четко поставленных требований. Творческий уровень, это самостоятельное и качественное выполнение задачи на свободную тему. Должны быть определенные творческие навыки:
поиск и использование источников, отбор исходного материала;
распределение отобранного материала на рабочее поле;
учитывать подбор цвета, сочетания текста и изображения;
не допускать нарушений пропорций графического рисунка, текста рядом с изображением;
Хорошая техника без творческого подхода не может обеспечить высокого качества информационного изделия.
Основные пути обучения:
применение практических умений для решения информационных задач;
совершенствование творческого навыка учащихся;
Наибольшее внимание на уроках уделяется работе с графическими редакторами и текстовым редакторам. Инновационная область информационных технологий предусматривает отдельные блоки:
Операционная система Microsoft Windows.
Основы компьютерной графики.
Текстовый редактор Microsoft Word.
Разработка презентаций.
Электронные таблицы Microsoft Excel.
Графический редактор Corel DRAW.
Графический редактор Adobe PhotoShop.
Ожидаемый прогресс
К концу курса учащиеся должны:
- работать с информацией в системе Windows;
- пользоваться инструментами графического редактора;
- вводить, редактировать, форматировать и иллюстрировать текст, сохранять его, вставлять таблицы в текстовый документ;
описывать назначение и возможности баз данных;
объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
знать свойства работы оформления текстового документа;
уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования.
приводить примеры моделирования и формализации;
приводить примеры систем и их моделей;
уметь строить информационные модели из различных сфер науки и исследовать их на компьютере;
иметь представление об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование
На уроках профессионального образования
В ходе применения ПК в педагогическом процессе, были сделаны выводы, что спектр использования компьютера неограничен. При всем этом ПК служит средством повышения занимательности учащихся, улучшению мотивации и усилению интереса их к использованному предмету. Достижения применения компьютерных технологий  в педагогической практике бесспорны:
знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайдов научных изобретений;
рассматривать репродукции картин художников;
демонстрировать графический материал (таблицы, схемы, проводить расчеты в электронных таблицах);
изучить всю планету не выходя из аудитории;
виртуально посещать любые музеи и выставки мира;
изготавливать презентационные доклады;
“погружаться”  в пространство и время;
прослушивать записи великих поэтов и музыкантов;
находить во всемирной паутине нужную информацию;
активизировать учебный процесс.
Типы проверок  и механизм оценки достижений учащихся
В процессе обучения используются следующие типы проверок:
1. Вводный контроль в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного материала.
2. Текущий контроль в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решения изучаемой задачи.
3. Тематический контроль по завершении изучения данного раздела программы. Проводится в форме выполнения самостоятельных работ.
4. Итоговый контроль по окончании изучения всей программы.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
самостоятельность работы;
осмысленность действий;
разнообразие освоенных задач.
творческий подход
После изучения, какого-то раздела или программы обучаемые сдают работы в форме индивидуальных зачетных работ. Оценка зачетных работ происходит, в форме коллективного просмотра и обсуждения их достоинств и недостатков. Это позволит выявлять и учиться на ошибках, ставить правильную демонстрационную речь, обсуждение помогает воспринимать критику не от педагога, а от самих учащихся.
Принимая во внимание, что каждый изучаемый учащимися программный предмет относительно автономен и предназначен для решения или информационных, или документальных, или художественных, или технологических задач, а иногда в их совокупности, а также, что любой учащийся может проявлять одаренность в одной или другой сфере, и может испытывать проблемы с решениями каких либо задач, целесообразно иметь конкретные критерии по каждому программному предмету. В ходе этого, применение информационных технологий в педагогическом процессе, позволяет улучшить учебный процесс, в положительную сторону, и затрагивает все аспекты учебной деятельности.
Заключение
Данная курсовая работа «применение информационных технологий в процессе преподавания дисциплины профессионального цикла в условиях начального профессионального образования» рассматривает следующие проблемы:
Концептуальные положения применения информационных технологий обучения в НПО
Практическое применение информационных технологий в процессе обучения дисциплин профессионального цикла в НПО
Рассмотрев которые мы сделали выводы, что наиболее из важных причин развития системы обучение профессиональных специалистов служит энергичное использование в образовательном процессе современных информационных технологий образования. Вопреки наличию в этой сфере важных исследований, до сих пор остается глубокая причина в востребованности дальнейшего развития ее суждения и методик. В последние годы отмечалось развитие в разработке педагогических технологий, адекватных целям, содержанию и процессам интенсивного обучения, в процессе чего в НПО разработано многочисленных многообещающих ИТО, которые допускают результативно решать всевозможные дидактические вопросы, реализующие при нынешней подготовке высококвалифицированных специалистов.
Впрочем, введение современных информационных технологий в образовательной работе учебных заведений во многом сдерживается слабой разработанностью их дидактических принципов и отсутствием научно доказанных практических предложений по использованию в образовании. Достаточно мало изучены психологические стороны их введения. В нынешнее время скорость развития информационных технологий обгоняют процессы психолого-педагогического их постижения и анализа, а расформирование основ интеллектуальной деятельности на базе ИТО встречает большое отпор. Лучшему решению этого вопроса в определенной степени препятствует то, что приобретенный навык их использования научно не обобщен и теоретически не осознан. Пути к толкованию данного факта предоставляются различными вариантами и полное сущности в толковании его содержания и сферы не вносят. А значит, что допустимые возможности увеличения результативности учебного процесса, которые помещены в использовании ИТО, будут частично применяться в педагогической практике.
Исследование показало, что с помощью оптимизации учебной деятельности, развития содержания обучения, учета личностных психофизиологических характеристик и психологических состояний учащихся, применения достижений современной педагогической науки можно повысить результативности применения информационных технологий в НПО.
Составление информационных технологий на базе идут педагогические системы современного уровня, в которой есть методика организации, теоретическая база, функциональность и оценка, обеспечивающая на современном уровне подготовку и обучение профессиональных конкурентоспособных специалистов.

Список литературы
1. Кларин, М.В. Иновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике: Автореф. дис. ...док.пед. наук. - М., 1995. - 47 с.
2.Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
3.Семенов, В.В. Компьютерная технология обучения /Новые информационные технологии в университетском образовании //Материалы международной научно-методической конференции. - Новосибирск: НГУ, 1995.- 118 с.
4. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во МГУ, 1975. -141 с.
5. Васильева, И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3-148с.
6. Будакова, Е.А. Современные информационные технологииЕкатеринбург, 2008
7.  Максимов, Н.В., Партыка, Т.Л, Попов, И.И. Современные информационные технологии ,2008
8. Эрик Шмидт, Джаред Коэн «Новый цифровой мир», 2013
9. Абдулгалимов, Г.Л. Информационные технологии для учителя предметника, РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008
10. Советов, Б.Я. Информационные технологии, 2006
11. Клейман, Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ. – М.:Радио и связь, 1987.
12. Коул, М. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? // Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. – М.: Педагогика, 1989.
13. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно–методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
14. Маргулис, Е.Д. Психологические особенности групповой деятельности по решению задач с помощью ЭВМ. – Киев, I998.
15. Роберт , И.В. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Школа-Пресс, 1994.
16. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: Практическое руководство. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
17. Смолян, Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). – М.:Институт системного анализа РАН, 1997.
18. Тихонов А., Лобанов В., Иванников А. Время информатизации // Высшее образование в России. – 1996, № 2.
19. Сластенин, В.А. , Методика воспитательной работы ,Издательский центр «Академия», 2006
Интернет источники
20.Арестова, О.Н. Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет [Электронный ресурс] / http://www.nedug.ru
21. Митрофанов, А.А., Наумов, С. Экономическая безопасность коммерческих предприятий и деловая разведка [Электронный ресурс]/ А. А. Митрофанов, С. Наумов// http:// www.bre.ru