Выступление на родительское собрание на тему Гармония общения — залог психического здоровья ребенка
Материал для родительского собрания
подготовила зам. директора по ВР
Общение – суть жизни людей. Полноценные взаимоотношения ребёнка с родителями являются одним из важных факторов формирования его личности, его успешной социализации, залогом психического здоровья ребёнка.
Общение ребёнка с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий сказываются на его развитии впоследствии. Ни для кого не секрет, что у детей в повседневном общении случаются недоразумения, ссоры, конфликты как со сверстниками, так и со взрослыми. И от того, какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера ребёнка. Он может поменяться в лучшую или в худшую сторону. Поэтому очень важно, чтобы наша повседневная жизнь, наше общение друг с другом как можно больше соответствовали тому идеалу, который мы стремимся вселить в ребёнка. При этом позиции школы и семьи должны совпадать.
Возьмите на заметку – главный метод воспитания: доставлять ребёнку радость общения, радость совместного переживания, совместного познания, совместного труда, игры, отдыха.
Психологи утверждают, что истинная родительская любовь проявляется только в общении с детьми. По Библии они выделяют четыре аспекта любви.
Умение слушать ребёнка. Важно слышать, что ребёнок хочет вам сказать, уметь выражать собственные мысли и чувства доступно для понимания ребёнка. Родители, которые проявляют интерес к разговорам ребёнка, поистине мудрые родители, потому что они дают ребёнку возможность выразить всё многообразие его чувств и переживаний.
Манера говорить с ребёнком. Разрешать спорные вопросы надо так, чтобы результатами были довольны обе конфликтующие стороны. Если вы не научились говорить мягко, с любовью и уважением, то дети будут избегать общения с вами.
Знание, как наказывать ребёнка. Мудрые родители, наказав ребёнка за проступок, не уходят, хлопнув дверью, не отвергают ребёнка, а остаются рядом, уверяя его в своей родительской любви, выражают уверенность, что этого больше не повторится.
Помощь в развитии ребёнка. Помните, что ребёнок живёт в постоянном напряжении и неуверенности, ваше поведение должно говорить ему: «Я люблю тебя таким, каков ты есть. Я рядом с тобой всегда».
Советы родителям «Как строить общение с детьми»:
совместно видеть ситуацию, совместно стремиться к её разрешению, совместно действовать в решении проблемы;
понимать, что в самом малом возрасте ребёнок – не объект воспитательных воздействий, а союзник, созидатель и творец общей семейной жизни;
разделять с ребёнком все цели и планы семьи, открыто обсуждать проблемы в подлинном диалоге;
установить равенство позиций в общении с ребёнком. Равенство позиций означает принятие и признание ребёнка;
принять неоспоримый факт того, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей, поднимая их до «тонких истин детства»;
научиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей;
строить общение с ребёнком, основываясь на постоянном желании познавать своеобразие его индивидуальности и происходящие в нём изменения.
Приучите себя:
- будить ребёнка по утрам спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;
- не прощаться, предупреждая и направляя: «смотри, не балуйся, веди себя хорошо, отвечай лучше». Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
- дать ребёнку возможность расслабиться после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов. Если же он чересчур возбуждён и жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
- видя, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытываться, пусть успокоится, тогда и сам всё расскажет.
- в общении с ребёнком стараться избегать условий: «Если ты сделаешь, то» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребёнка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
- находить в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
- выбирать единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него.
Помните:
ребёнок требует постоянного внимания. Возьмите за правило выражать своё положительное отношение к делам ребёнка. Научитесь как можно искреннее и сердечнее выражать свою радость и внимание. Чем больше внимания и заботливости испытывает ребёнок, тем интереснее ему общаться с вами. Вспомните, что завтра новый день, и мы должны сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков;
* постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть никогда критичным, циничным по отношению к нему;
* предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач,
нового дела, выбирая посильные для него задания;
*уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.
В семье:
*проявлять тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях,
оказывать поддержку во всем;
*создавать атмосферу эмоциональной привязанности в семье;
* проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем;
* предпочитать требовательность - безразличию, свободу - запретам, тепло в отношениях - отчужденности;
* снимать авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье недопустим!
* избегать ортодоксальных суждений;
* уметь признавать свои ошибки в общении с детьми.
К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ОБИДЫ
Обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести:
* к стремлению «уйти в себя»;
* к изолированности;
* к отчуждению во взаимоотношениях;
* к стремлению «выяснить отношения», что может перерасти в конфликт;
* к стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;
* к еще большему перевесу эмоционального над рациональным;
*к повышению нервно-психической напряженности;
* к снижению активности;
* к фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие, к ограничению возможностей правильно оценивать
поступающую информацию.
КОГДА РЕБЕНКУ ОБИДНО
* обидно, когда все беды валят на тебя;
* обидно, когда успехи твои остаются незамеченными или приписываются
другим;
* обидно, когда тебе не доверяют;
* обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать
хорошо;
* обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют
продолжать надоевшее, унылое занятие;
* обидно, когда дело понятное и интересное превращается в обузу и занятие, от которого не отвяжешься;
* обидно, когда тебя попросили что-либо сделать, нарисовав радужную
картину того, что должно получиться, а выясняется, что все это на самом деле -скука;
* обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»;
* обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами;
*обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться;
* обидно и многое другое, о чем мы не вспомнили.
ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учиться агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.
Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.
Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.
ПЯТЬ ОСНОВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ,
КОТОРЫЕ НУЖНО РАЗВИВАТЬ В ДЕТСТВЕ
здравый смысл;
изобретательность;
логика в суждениях;
память и речь;
фантазия и воображение. .
Используемая литература.
1. Веснина Н.И. Я человек, но какой? Классный руководитель №1, 2007.
2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. Москва «Вако», 2006.
3.Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. Волгоград «Учитель», 2003.
4.Курганский С.М. Педагогические советы. Материал к родительскому собранию. Классный руководитель №7, 2006.
5. Пащук А.Г. Сценарий родительского собрания – практикума «Учимся общению». Классный руководитель №3, 2005.
6.Чалганская Л.И. Дети и родители. Давайте понимать друг друга. Классный руководитель №1, 2007.
Гармония общения -залог психическогоздоровья ребёнка.Козлова Т. А.Times New RomanRoot Entry15